программа художественно-эстетической направлености
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Программа
художественно-эстетической направленности
ИЗО-студия.
Срок реализации 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo-studii.docx | 45.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
художественно-эстетической направленности
ИЗО-студия.
Срок реализации 1 год
Возраст 4-6 лет.
Платная образовательная услуга
Составила:
Сидоркина Светлана Владимировна .
Москва, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность.
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст.2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.
В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.
Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.
Новизна и отличительные особенности программы.
Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 3-5 лет и разработана на основе раздела «Изобразительное искусство» программы «Истоки» (Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др.)
Программа ИЗО-студия носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография ,монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия в изостудии полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях в изостудии применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей 3-5 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы:
1.Обучающие:
- учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
- учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
2.Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,
замечать и творить Красоту;
-развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
3.Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
-воспитывать навыки самостоятельности.
Сроки реализации программы.
Программа расчитана на детей 4-6 лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Занятия проходят два раза в неделю, в год-66 часов.
Продолжительность занятий:
1.Первый год обучения, дети 4-6 лет 25 минут
Форма проведения занятий: групповая.
Занятия проходят во второй половине дня.
Ожидаемые результаты.
- дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
- дети научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
- дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
- у детей разовьется мелкая моторика рук;
- сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
-разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
-сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
-сформируются навыки самостоятельности.
Формы диагностики уровня освоения программы:
- проведение диагностики в начале, середине и в конце года.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Педагогические условия для реализации программы:
- создание художественно-развивающей среды в детском саду (изобразительная студия);
- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1. «Пластилинография».
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.
Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.
Раздел 2. «Монотипия».
Цель: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.
Раздел 3 . «Ниткография».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред ней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 4 . «Монотипия пейзажная».
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Раздел 5. «Кляксография обычная».
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижи -мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 6 . «Акварель и акварельные мелки».
Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Раздел 7. « Восковые мелки и акварель».
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Раздел 8. « Кляксография с трубочкой».
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется .Недостающие детали дорисовываются.
Раздел 9. «Набрызг».
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Раздел 10. « Рисование по мокрому листу».
Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.
Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.
Раздел 11. «Оттиск пробкой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
Раздел 12. «Скатывание бумаги».
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
13. «Оттиск печатками из ластика».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Раздел 14. «Оттиск смятой бумагой».
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
Раздел 15. « Рисование тычком».
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.
Раздел 16. «Рисование ладошкой».
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
Раздел 17. «Рисование пальчиками».
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.
Учебно-тематический план.
№ | Содержание блока, раздела. | Количество часов | |||||
Первый год | Второй год | ||||||
всего | теория | практика | всего | теория | практика | ||
1. | Пластилинография: «Бабочки», «Рыбки», «Первые цветы», «Фруктовый натюрморт», «Декоративная птица», «Желтые листья летят», «Сказочное дерево», «Жираф». | 5 | 1 | 4 | 8 | 1 | 7 |
2 | Монотипия: «Бабочки», «Полевые цветы», «Волшебные птицы», «Чудесные вазы», «Алые тюльпаны». | 5 | 1 | 4 | 0 | 0 | 0 |
Монотипия пейзажная: «Осень на опушке краски разводила», «На весенней полянке», «Вот оно какое наше лето», «Зимнее утро», «Вечерний закат», «На реке». | 0 | 0 | 0 | 6 | 1 | 5 | |
3 | Ниткография: «Салют», «Дорисуй предмет», «Тюльпаны». | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 2 |
5 | Кляксография обычная: «Такие разные фрукты», «Сказочные животные», «На что это похоже?». | 3 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 |
Кляксография с трубочкой: «Осенний лес», «Горы», «Деревья зимой». | 0 | 0 | 0 | 4 | 1 | 3 | |
7 | Акварель и восковые мелки: «Подводное царство», « Дождик лей, лей, лей, никого не жалей!», «Загадочные снежинки», «Одуванчики мои», «Цветы для мамы», «Величавые деревья», «Вот она какая, осень золотая», «Розовый фламинго», «Витражи», «Птицы–ладошки», «Дождь и радуга». | 8 | 1 | 7 | 9 | 1 | 8 |
6 | Акварель и акварельные мелки: «Синие колокольчики», «Подснежники», «Анютины глазки», «Алые тюльпаны», «Забавные животные», «Яблони». | 3 | 0 | 3 | 3 | 0 | 3 |
9 | Набрызг: «Звездное небо», «Этот день победы!», «Конфетти». | 3 | 1 | 2 | 4 | 1 | 3 |
10 | Рисование по мокрому листу: «Веточка мимозы», «Цветы в вазе», «Натюрморт с фруктами», «Цветы и бабочки», «Украсим салфетку цветами», «»Зимушка, зима». | 6 | 1 | 5 | 6 | 1 | 5 |
11 | Оттиск пробкой: «Расписные тарелки», «Наливные яблочки», «Цыплятки-желтые ребятки», «Цветы на поляне», «Веселый снеговик», «Фонарики на елке». | 4 | 1 | 3 | 3 | 0 | 3 |
12 | Скатывание бумаги: «Ой, рябина кудрявая», «Волшебные цветочки», «Яблочки», «Ветка мимозы», «Клумба», «Снеговики», «Мишка косолапый». | 6 | 1 | 5 | 4 | 1 | 3 |
13 | Оттиск печатками из ластика: «Зеленое деревце», «Осенние листья», «Барбарис», «Украсим посуду». | 4 | 1 | 3 | 4 | 1 | 3 |
14 | Оттиск смятой бумагой: «Что снится ежику зимой?», « Здравствуй, киса! Как дела?», «Волчок-серый бочок» | 4 | 1 | 3 | 2 | 0 | 2 |
15 | Рисование тычком: «Котенок», «Осенний урожай», «Цветы», «Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!», «Белоствольная береза», «Весенний пейзаж», «Козленок», «Салют над городом», «В садах созрели яблони», «Черешня», «Шишки на ветках». | 10 | 1 | 9 | 10 | 1 | 9 |
16 | Рисование ладошкой: «Солнышко-колоколнышко», «Разноцветные рыбки», «Осминожки», «Ой люли-люленьки, прилетели гуленьки», «Сказочная птица». | 5 | 1 | 4 | 3 | 0 | 3 |
17 | Рисование пальчиками: «Маленькая елочка», «Вкусные ягодки», « Озорные горошки на чайной чашке», «Украсим матрешек», «Цветущие сады», «Здравствуй, лето красное!». | 4 | 1 | 3 | 3 | 0 | 3 |
Итого: | 72 | 13 | 59 | 72 | 10 | 62 |
Календарно-тематический план, дети 4-5 лет.
№ | Тема занятия | Кол-во занятий |
сентябрь |
| 1 |
2. «Бабочки». | 1 | |
3. «Рыбки». | 1 | |
4. «Желтые листья летят». | 1 | |
5.«Фруктовый натюрморт». | 1 | |
6.«Полевые цветы». | 1 | |
7.«Декоративная птица». | 1 | |
8.«Сказочное дерево». | 1 | |
октябрь | 1.Техника «Монотипия пейзажная». | 1 |
2. «Осень на опушке краски разводила». | 1 | |
3. «На лесной полянке». | 1 | |
4. «Вечерний закат». | 1 | |
5. «На реке». | 1 | |
6. «Утро». | 1 | |
7. «Техника ниткографии». | 1 | |
8. «Тюльпаны». | 1 | |
ноябрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
декабрь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
январь |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
февраль |
| 1 |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
март | 1. «Ветка мимозы». | 1 |
2. «Мишка косолапый». | 1 | |
3. Техника «Оттиск печатками из ластика». | 1 | |
4. «Барбарис». | 1 | |
5. «Украсим посуду». | 1 | |
6. «Весеннее деревце» | 1 | |
7. Оттиск смятой бумагой. «Что снится ежику». | 1 | |
8. «Здравствуй, киса, как дела?». | 1 | |
апрель | 1. Техника «Рисование тычком». | 1 |
2. «Котенок». | 1 | |
3. «Фрукты». | 1 | |
4. «Цветы». | 1 | |
5. «Пушистый зайчонок». | 1 | |
6. «Белоствольная береза». | 1 | |
7. «Цветущая яблоня». | 1 | |
8. «Шишки на ветках». | 1 | |
май | 1. «Салют над городом». | 1 |
2. «Черешня». | 1 | |
3. Техника рисования ладошкой. «Разноцветные рыбки». | 1 | |
4. «Осьминожки». | 1 | |
5. «Сказочная птица». | 1 | |
6. Техника рисования пальцами. «Озорные горошки на чашке». | 1 | |
7. «Здравствуй, лето красное». | 1 | |
8. «Украсим матрешек». | 1 | |
Итого: | 72 |
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. Учебно-методический комплекс.
1). Учебные и методические пособия:
- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);
2). Материалы из опыта работы:
- образцы;
- схемы;
- шаблоны, трафареты;
- альбомы, фотографии лучших работ;
- перспективные тематические планы;
- конспекты занятий;
- фонотека.
2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:
- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;
- пластилин, стеки;
- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;
- кисти трех размеров, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;
3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».
Литература.
1.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2.Антонова Т.В., Алиева Т.И. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2011.
3.Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
4.Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.
5.Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.
6.Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.
7.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.
8.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.
9.Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.
10Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
11. Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
12Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.
13.Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
14. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.
15. Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.
16. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
Литература для детей:
1.Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках./Издательство «Стрекоза», 2007.
2.Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение, 1988.
3Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
4.Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
5.Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.
6.Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г
7.Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
8.Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
9. Г.Ветрова «Сказка о сказочнике. Васнецов» Издательство «Белый город».
10. Г. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Серов» » Издательство «Белый город».
11.Г. Ветрова «Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов» » Издательство «Белый город».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"
laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...
Модифицированная программа художественно-эстетической направленности по художественному и ручному труду "Ладушки-ладошки".
ldquo;Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и и...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»
Изобразительная деятельность рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Художественно-эстетическая область» направление «Музыкальное образование»
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в МКДОУ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет
Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...