"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные виды рисования"
учебно-методический материал по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1г.Вязьмы Смоленской области
Развитие мелкой моторики
у детей дошкольного возраста
через нетрадиционные виды рисования
(из опыта работы)
Разработала Леонова Елена Александровна,
воспитатель высшей категории
Описание и анализ педагогической системы
В процессе работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные виды рисования, модель взаимодействия педагога и ребенка - личностно-ориентированная, «с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей» (Федеральные Государственные Стандарты).
Система работы ориентирована на педагога знакомого с основными направлениям развития общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Внедрение работы по развитию мелкой моторики в процессе обучения является на сегодняшний день не разработанным и не систематизированным, но актуальным для детей дошкольного возраста. Некоторые аспекты работы по развитию мелкой моторики перекликаются с проблемным обучением – творческие положения американского философа, психолога и педагога Дек Дьюна. Дьюн выделял четыре инстинкта для обучения: социальный (поднятие самооценки ребенка с тяжёлым нарушением речи), художественного выражения (развитие эстетического предпочтения, фантазии, воображения), конструирования (развитие глазомера, конструктивного и логического мышления), исследовательский.
Структурирование работы по мелкой моторике на сегодняшний день является инновационным для детей с тяжелыми нарушениями речи, и для детей старшего дошкольного возраста по подготовке к школе. Проектирование образовательного процесса сводится к созданию педагогом проблемных ситуаций, которые решаются при помощи активной совместной деятельности педагога и детей (иногда привлечение родителей), в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, развитию общей и мелкой моторики.
Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню «проблемности», по виду информации, по методическим особенностям. Содержание системы работы «Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные виды рисования» структурировано по следующим элементам:
- Тема «Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные виды рисования».
- Девиз «Самое лучшее открытие – это то, которое ребенок делает сам» (Ральф Эмерсон);
- Цель Развитие творческого потенциала, поднятие самооценки ребенка, обеспечение равных стартовых возможностей для обучения в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в процессе внедрения в работу технологии «Развития мелкой моторики через нетрадиционные виды рисования»;
- Задачи развития
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных и конструктивных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие логического и конструктивного мышления;
5) развитие коммуникативных компетентностей.
- Задачи работы по развитию мелкой моторики специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации через различные виды рисования (вместе с педагогом);
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование коммуникативных умений, «Я – концепция» в процессе рисования
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять разнообразные виды рисования, способствующие решению поставленной задачи, и использование различных вариантов в процессе рисования;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведением конструктивной беседы в процессе совместной деятельности по развитию мелкой моторики.
- Идеал
Ребенок с развитым творческим потенциалом, с высокой мотивацией к обучению, с умением самостоятельно реализовывать свои идеи при помощи нетрадиционных видов рисования
- Предвидение способов его идеала: через работу по следующим направлениям:
повышение квалификации педагога,
работа с детьми,
работа с педагогами,
работа с родителями.
- Контроль процесса деятельности, включающий взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности.
- Мониторинг
- Уровень успешности ребенка отслеживается через диагностику по освоению детьми образовательных областей: «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация».
- Диагностические методики для выявления особенностей художественно - эстетического развития детей в процессе восприятия произведений искусства и рисования природы
- В.С. Мухина «Нарисуй самое красивое, самое некрасивое»;
- О.М. Дьяченко «Дорисуй фигуру»;
- Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова «Пейзаж»;
- Р.М. Чумичёва «Как звучит картина».
- По методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
- Система работы
Каждый из этих элементов является необходимым компонентом в целостном видении развития конструктивного, мыслительно-речевого процесса. В связи с этим можно заключить, что работа по развитию мелкой моторики через нетрадиционные виды рисования стимулирует мотивацию ребенка к интеллектуальной активности и любознательности – т.е. раскрывает потенциал творческой личности ребенка. Результатом реализации технологии по развитию мелкой моторики, является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие внимания, зрительной, слуховой, кинестетической чувствительности, расширение словарного запаса, повышение «Я-концепции ребенка» и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Целью данной технологии является развитие свободной творческой личности ребенка, которая определяется задачами развития и задачами по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
- Условия реализации системы работы
Условиями реализации системы работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные виды рисования» являются:
- Принцип активности ребенка в процессе обучения – один из основных в дидактике – основной и в технологии. Активность – одно из условий развития творческого потенциала ребенка и характеризуется высоким уровнем мотивации, формированием предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
- Принцип дифференциации по интересам позволяет выявить задатки и способности ребенка, его интересы и склонности.
- Принцип научности и практической применимости предполагает построение работы в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка
- Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности и регулярности при формировании у детей знаний, умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств.
- Принцип наглядности является одним из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, спецификой и возможностями образовательных областей
- Основы системы:
Предметно-чувственная ориентация;
Социально-общественные.
- Работа с педагогическим коллективом по реализации технологии
- Работа с родителями по реализации технологии
Система раскрывает следующие разделы:
- Классификационные характеристики.
- Целевые ориентиры.
- Концептуальные положения
- Особенности методики.
- Программно-методическое обеспечение.
1.Классификационные характеристики системы работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные виды рисования»
По уровню применения– общепедагогическая.
По философской основе – гуманистическая.
По концепции удвоения – развивающая, ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры – ЗУН + способы умственных действий.
По характеру содержания – обучающая + воспитательная + гуманистическая + общеобразовательная.
По типу управления– индивидуальная или система малых групп система «Консультант».
По организационной форме – индивидуально - дифференцированная.
По подходу к ребенку – гуманно-личностная технология сотрудничества.
По преобладающему методу – проблемно-поисковая творческая.
По категории обучающихся – массовая + индивидуальная
2.Целевые ориентиры
Дидактические:расширение кругозора, познавательной деятельности формирование и применение знаний, умений, навыков в практической деятельности.
Воспитывающие: формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, воли, творчества.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, умение находить оптимальные решения, развития мотивации к получению новых знаний.
Социализирующие: приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Обучение детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей.
3.Концептуальные положения
Основная гипотеза: Творческий потенциал ребенка будет развиваться только в том случае, если ребенку будет предоставляться свобода интеллектуального, физического, социального роста через внедрение в воспитательно-образовательный процесс инновационных методов (в нашей технологии – применение нетрадиционных видов рисования для развития мелкой моторики).
Принципы работы педагога (в идеале):
- Личностная ориентация педагога на поиск и развитие задатков и способностей, заложенных в ребенке от природы.
- Использование дифференциации по интересам, как главной мотивационной базы в развитии художественного потенциала детей, через работу по мелкой моторики.
- Преемственность образовательной деятельности ДОУ и МОУ СОШ, обеспечивающая возможность продолжения работы по развитию мелкой моторики через нетрадиционные виды рисования старших дошкольников в начальном звене школы – модель сквозного планирования.
- Обеспечение достоверной психолого-педагогической диагностики способностей ребенка- дошкольника и их развития.
- Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и свободе.
- Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях и умениях, являясь активным субъектом своего обучения.
Особенности содержания.
В системе работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные виды рисования» выделяется 4 направления:
- Гуманно-личностный подход к ребенку, что предопределяет новый взгляд на ребенка:
- Ребенок – полноценная человеческая личность;
- Личность – субъект, а не объект педагогического процесса;
- Каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;
- Приоритетными качествами личности является трудолюбие, доброта, совесть.
Гуманное отношение к детям включает:
- учение без принуждения;
- поиск лучших качеств каждого ребенка;
- формирование положительной «Я – концепции» (повышение самооценки ребенка).
- Изучение особенностей дошкольников (познавательные интересы, интеллектуальное развитие, речевое развитие, творческое развитие, склонности, умения, обучаемость).
- Повышение мотивации к обучению, получению новых знаний самостоятельно и с помощью взрослых.
- Через работу по развитию мелкой моторики через нетрадиционные виды рисования обеспечивается уровень, который превышает минимальный уровень федеральных требований. Содержание «превышение» - зона ближайшего развития (Л.С. Выготский) – заполнено дополнительными вариантами – «лестницей» деятельности. Здесь обучение происходит на индивидуальном максимально сильном уровне трудности.
4.Особенности методики.
- Процесс развития мелкой моторики представляет собой основное содержание технологии.
- Методы (индивидуальный или малой подгруппой). Любая работа по развитию мелкой поощряет сотрудничество, коллективное обсуждение последовательности и результатов работы (только положительная оценка). Мотивация: стремление личности к творчеству, к самоутверждению, повышение самооценки, «Я-концепции» ребенка.
- Культура самодостаточности информации. Важно уметь, но еще важнее не растеряться, не отчаиваться, не бросать начатое.
Никогда в процессе работы по развитию мелкой моторики не давать готовых рецептов ребенку (он должен быть мотивирован, ответ ребенок должен найти сам).
Метод провокации ребенка на высказывание, чтобы достичь речевой активности.
- Планирование работы по развитию мелкой моторики имеет этапы.
- Работа по развитию мелкой моторики проходит по следующему алгоритму: выделение и постановка проблемы, выбор темы работы, поиск и предложения возможных вариантов решения, обсуждение полученных результатов.
Работа по технологии «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи через нетрадиционные виды рисования» проводится со всеми детьми, особенно с детьми, требующих коррекции.
Виды и формы работы:
- Совместная организованная деятельность индивидуально и в подгруппах
- Свободная деятельность в центре «художественное творчество»;
- Пальчиковые игры;
- Физкультминутки;
- Динамические часы;
- Часть интегрированного занятия и др.
- Логоритмика
- Выставки детских работ (тематические, групповые, индивидуальные)
- Открытые мероприятия, консультации, мастер- классы для родителей и коллег.
- Систематизация работы воспитателя и представление на районных семинарах, методобъединениях.
- Примерное комплексно –тематическое планирование по возрастным группам
- Ожидаемые результаты
В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, развитие памяти, внимания, мышления, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии. Овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
- Программно - методическое обеспечение
Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – М.: Академия развития, 2012.
Веракса Н.Е. «От рождения до школы».Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II – М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
Дмитриева В. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному. – М.: АСТ-Сова, 2006.
Дьченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.
Доронова Т. Н. «Дошкольникам об искусстве»
Дубровская Н. В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках» (методическое пособие)
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Козакова Р. Г. Занятия по рисованию с дошкольником – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1985.
Колдина Д.Н. Рисование с детьми (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» - М., 2002.
Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.; Педагогическое общество России, 2005г.
Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада.- 2-е изд., переработанное и дополненное – М.: Просвещение, 1981.
Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. – М.: Академия развития, 2011.
Копцева Т. А. «Природа и художник. Программа по изобразительному искусству».
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: Карапуз-Дидактика, 2010.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.; КАРО, 2008г.
Новалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – М.; АРКТН, 2008г.
Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб.; КАРО, 2007г.
Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников»
Утробина К. К. , Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.; «Издательство ГНОМ и Д», 2004г.
Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – г. Ярославль; Академия развития: Академия холдинг, 2004г.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –М.: Сфера, 2011.
Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2008г.
Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная к школе группа».
Л.М. Шипицына. О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/23/picture-638357-1495561166.jpg)
Отчет по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
План работы по теме самообразования«Развитие мелкой моторики у детей дошкольноговозраста через нетрадиционные техники рисования»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-500090-1413475893.jpg)
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/26/picture-680228-1637904922.jpg)
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования
Данная статья посвящена способам развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования. Показана важность развития навыков мелкой моторики, начиная...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/06/picture-346983-1391702407.jpg)
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Памятки для воспитателей«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/30/picture-1260137-1596105598.jpg)
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/15/picture-1219436-1581786623.jpg)
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/02/picture-630421-1512214987.jpg)
Мастер-класс для родителей детей средних групп Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
(рисование пальчиками, жесткой кистью, ватной палочкой, смятой бумагой, зубной щеткой, поролоном )...