Программа для развития творческих способностей у одаренных детей
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему
Одаренные дети! И наша задача поддержать творческий потенциал юных дарований
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izodeyatelnost_dlya_odarennyh.docx | 43.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 Тополек» п.Новоорск
«ПРИНЯТО» на педагогическом совете МДОУ «Детский сад №5 Тополек» п.Новоорск Протокол № _________________ «____» ________________ 2016 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Зав. МДОУ«Детский сад №5 Тополек» п.Новоорск _______________ Л.Г.Записочная «___» _________________ 2016 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
работы с одаренными детьми по развитию навыков изодеятельности
«Радуга красок»
Образовательная область:
- художественно-эстетическое развитие.
Программу разработала: Корчигина Наталья Ивановна, воспитатель I квалификационной категории
п.Новоорск, 2016г.
Содержание программы:
I. Целевой раздел образовательной программы.
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность дополнительной образовательной программы.
1.2. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы.
1.3. Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы.
1.4. Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.
1.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
II. Содержательный раздел.
2.1. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
2.2. Тематическое планирование образовательной деятельности.
2.3. Содержание образовательной деятельности.
III. Организационный раздел.
3.1. Кадровое обеспечение дополнительной образовательной программы.
3.2. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.
3.3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
3.4. Время и сроки реализации дополнительной образовательной программы.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
IV. Дополнительный раздел.
4.1. Презентация дополнительной образовательной программы.
V. Литература.
Приложение.
I. Целевой раздел образовательной программы.
1. Пояснительная записка.
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий… кто понятлив:
Таланты может воспитать Наставник, если сам талантлив!!!
1.1. Актуальность дополнительной образовательной программы.
Одарённые дети – ценная часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Законом «Об образовании» РФ предусмотрена работа с дарёнными детьми дошкольного возраста. Одарённые дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наша культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по – прежнему остаётся актуальной и требует дальнейшего разрешения.
Программа реализуется в рамках образовательной области художественно-эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка, способствующая обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность и влияет на физическое развитие.
Данная программа предназначена для работы с одаренными детьми среднего дошкольного возраста, обладающих творческим потенциалом, способствует активному развитию личности дошкольника и превышает временный образовательный стандарт.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Конвенция о правах ребёнка от 15.09.1990г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1. 3049-13
- Инструктивно – методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» №65/23 – 16 от 14.03.2000г.
- Устав МДОУ №5 «Тополёк» п.Новоорск.
1.2. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы.
Цель программы – усиленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающим нормативы основной образовательной программы по рисованию.
Основные задачи:
- Художественно – эстетические:
- развивать художественное восприятие жизни;
- уточнять представления об окружающем мире;
- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
- Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
- развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
- Задачи на формирование технических навыков:
- упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
- закреплять умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;
- обучать технике рисования «по сырому», гратаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;
- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
- Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
- замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
- научить различать жанры живописи;
- развивать художественно – эстетический вкус.
- Воспитательные:
- развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
- учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
- радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
1.3. Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы.
1. Принцип поэтапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
2. Принцип динамичности - каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо – определенных и обязательных ограничений.
5. Принцип индивидуализации обеспечивает развитие каждого ребенка.
6. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больший отклик она приносит в их творчество.
7. Принцип взаимодействия с образовательными областями: познавательное развитие (сенсорное развитие), социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие (музыка, художественная литература).
1.4. Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.
Обучающиеся должны знать:
• названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
• применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
• основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
• название материалов, инструментов и их назначение;
• правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
• правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
• определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
• получать простые оттенки (от основного к более светлому);
• рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
• рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
• изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
В приложении 1 «Карта индивидуального развития».
1.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- организация выставок для родителей;
- участие в тематических мероприятиях;
- участие в конкурсах различного уровня.
II. Содержательный раздел.
2.1. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
Извлечение из ФГОС ДО:
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового понимания произведений искусства( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной).
Содержание образовательной деятельности по программе включает в себя: Развитие умений определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Создавать выразительный образ и передавать своё отношение. По собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно – игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок. Развитие умений планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать его; экономично использовать материалы. Знакомство со способом создания наброска. Умения рисования контура предмета простым карандашом. Освоение новых более сложных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, с натуры; умения анализировать объект, свойства, устанавливать пространственные, пропорциональные отношения, передавать их в работе.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Речевое развитие, когда развивается связная, грамматически правильная речь детей;
- Познавательное развитие, когда дети узнают новые оттенки цветов в процессе экспериментирования, закрепляют цвет и форму предметов, закрепляют и обобщают знания о природе, о людях, их профессиях;
- Социально – коммуникативное развитие, когда обучающиеся закрепляют навыки общения друг с другом, учатся взаимопомощи, а также осторожному обращению с карандашами, кисточками и другими материалами.
- Художественно – эстетическое, когда творческий процесс ребёнка происходит под музыкальное сопровождение, или прослушивание художественных произведений.
2.2. Тематическое планирование образовательной деятельности.
№ | Тема | Объём ОД (в мин.) | Способы реализации в специально организованной деятельности |
1. | «Летний луг» | 1 (20 мин) | Форма работы: минигрупповая. Виды деятельности: продуктивная, игровая, познавательно-иследовательская. Техника исполнения: Восковые мелки + акварель, печать по трафарету. |
2. | «Украсим вазу для цветов» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Печать (печатками по трафарету) «знакомая форма - новый образ». |
3. | «Бабочки, которых я видел летом» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Монотипия, обведение ладошки и кулака. |
4. | По замыслу | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Различные |
5. | «Лесные колючки» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. |
6. | «Осенние листья» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Тиснение. |
7. | «Осенний пейзаж» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Тычкование. |
8. | «Я шагаю по ковру из осенних листьев» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету. |
9. | «Я люблю пушистое, я люблю колючее» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Тычок жёсткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном. |
10. | «Первый снег» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Монотипия. Рисование пальчиками |
11. | «Узор на разделочной доске» (городецкая роспись) | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Краски. |
12. | «Узор на тарелочке» (городецкая роспись) | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Краски. |
13. | «Волшебные снежинки» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Гуашь. |
14. | «Зимняя ночь» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Чёрно – белый граттаж. |
15. | «Зимняя ночь» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Чёрно – белый граттаж. |
16. | «Ёлочка нарядная» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки. |
17. | «Зимний лес» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Печать поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью. |
18. | «Лесной сторож» (филин) | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Тычок мятой бумагой, ватные палочки. |
19. | «Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь) | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Печать поролоном. |
20. | «Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины) | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Печать поролоном. |
21. | «Я слепил снеговика» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Обрывание и скатывание бумаги. |
22. | «Лодочка» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Рисование акварельными мелками по сырому фону. |
23. | «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), I занятие | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Различные. |
24. | «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), II занятие | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Рисование пальчиками. |
25. | «Открытка для мамы (мамины любимые цветы)» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками. |
26. | «Моя мама» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Рисуем жидким тестом, пальчиками. |
27. | «Рамка для фотографии» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви. |
28. | По замыслу | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Различные. |
29. | «Фантастическая планета» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Пастельные мелки, рисование ватными палочками. |
30. | «Звёздное небо» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Набрызг, печать поролоном по трафарету. |
31. | «Старинная картина» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Работа с краской, стекающей с рисунка, сделанного восковыми мелками. |
32. | «Расцвели цветы» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Рисуем контуры цветов по папиросной бумаге фломастером. |
33. | «Краски моря», I занятие | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Изготовление силуэтов из папиросной бумаги. |
34. | «Краски моря», II занятие | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Использование целлофана, обведение контуров чёрным фломастером. |
35. | «Как я люблю одуванчики» | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Восковой мелок + акварель, обрывание, тычкование. |
36. | По замыслу | 1 (20 мин) | Техника исполнения: Различные. |
2.3. Содержание образовательной деятельности.
Сроки | Тема | Содержание организованной деятельности | Оборудование |
1 неделя сентября | «Летний луг» | Закрепить раннее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. | Бумага формата А3, восковые мелки, акварель, трафареты цветов, гуашь, поролон. Тампоны, кисти. |
2 неделя сентября | «Украсим вазу для цветов» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования формы вазы. Развивать чувство композиции. | Предметы кругл. И овальн. Формы (например: поднос, блюдце), печатки и трафареты, поролоновые тампоны, гуашь, карандаш. |
3 неделя сентября | «Бабочки, которых я видел летом» | Познакомить детей с техникой «монотипия». Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. | Силуэты симметричных и несимметричных предметов, лист бумаги, гуашь, карандаш. |
4 неделя сентября | По замыслу | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Учить самостоятельно выбирать технику и тему. | Всё имеющееся в наличии. |
1 неделя октября | «Лесные колючки» | Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жёсткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной работы (прорисовки) карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе – сухими листьями. | Иллюстрации с изображениями ежей, жёсткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей. |
2 неделя октября | «Осенние листья» | Познакомить детей с техникой «тиснение». Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать на них тиснение. | Шаблоны листьев разной формы, прост. Карандаш, цв. Карандаши, материал для тиснения (предм.с разл.фктур.,гуашь. |
3 неделя октября | «Осенний пейзаж» | Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, приём – тычкование. Учить делать ёжика, грибочки для него. Развивать чувство композиции. | Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2*2 см) из газетной бумаги, красная, коричневая, белая бумага для грибов, листья, изготовл. На пред. Занятии. |
4 неделя октября | «Я шагаю по ковру из осенних листьев» | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | Листы формата А3 чёрн.цвета, опавшие листья,гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты. |
1 неделя ноября | «Я люблю пушистое, я люблю колючее» | Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. | Тонированная или белая бумага, жёсткая кисть, гуашь (для графики – только чёрная), скомканная бумага,поролон.тампоны, эскизы, фото, тарелка, для печати. |
2 неделя ноября | «Первый снег» | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист формата А4, тёмно-голубого, тёмно-серого, фиолетового цветов, чёрная и белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы, иллюстрации. |
3 неделя ноября | «Узор на разделочной доске» (городецкая роспись) | Закреплять знания детей о городецкой росписи, её колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции. | Изделия с городецкой росписью, раздел. Доски разн. Формы из бумаги, гуашь, кисти. |
4 неделя ноября | «Узор на тарелочке» (городецкая роспись) | Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите Городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции. | Изделия с городецкой росписью, тарелочки, вырезанные из бумаги, гуашь, кисти. |
1 неделя декабря | «Волшебные снежинки» | Учить детей украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции. | Тарелочки и подносы, вырезанные из чёрной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы. |
2 неделя декабря | «Зимняя ночь» | Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой чёрно – белого граттажа. Учит натирать лист бумаги свечой, следить, чтобы весь лист был покрыт стеарином. Учить смешивать гуашь и клей в одинаковой пропорции, наносить состав на покрытую стеарином поверхность листа. | Лист полукартона, свеча, тушь + жидкое мыло, кисть. |
3 неделя декабря | «Зимняя ночь» | Учить детей передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в таких средствах выразительности, как линия, штрих. | Заострённая палочка, эскизы, иллюстрации. |
4 неделя декабря | «Ёлочка нарядная» | Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками. | Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки. |
1 неделя января | «Зимний лес» | Учить детей изображать хвойный лес методом тычка полусухой кистью, упражнять в рисовании снега печатью поролоном, придавать «искристость», приклеивая нарезанный дождик. | Лист формата А3, гуашь, кисти, поролон, клей, нарезанные блёстки. |
2 неделя января | «Лесной сторож» (филин) | Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами. | Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы. |
3 неделя января | «Пингвины на льдинах», I занятие (снег, лёд и полярная ночь) | Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа, изображать пористые облака с помощью печати поролоном. | Листы формата А3, гуашь, кисть, поролоновые тампоны. |
4 неделя января | «Пингвины на льдинах», II занятие (пингвины) | Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной краски прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. | Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации |
1 неделя февраля | «Я слепил снеговика» | Упражнять детей в комбинировании двух различных при объёмном изображении выразительных образов снеговиков. Развивать воображение, чувство композиции. | Плотная бумага серого, голубого цвета, салфетки белого цвета, клей, пуговицы, нос, шапочка из картона. |
2 неделя февраля | «Лодочка» | Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме. | Картон, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. |
3 неделя февраля | «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), I занятие | Познакомить детей с семёновскими матрёшками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрёшек разной величины. | Семёновские матрёшки, бумага формата А3, гуашь или чёрный маркер и акварель. |
4 неделя февраля | «Семёновские матрёшки» (мама с дочкой), II занятие | Продолжать знакомить детей с семёновскими матрёшками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрёшек. Развивать цветовосприятие. | Семёновские матрёшки, ранее нарисованные, гуашь. |
1 неделя марта | «Открытка для мамы (мамины любимые цветы)» | Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному. | Картон, трафареты цветов, клей ПВА, опилки, иллюстрации, открытки. |
2 неделя марта | «Моя мама» | Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закреплять умение изображать лицо человека, пользуясь различными приёмами рисования (жидкое крашеное тесто). Развивать чувство композиции. | Лист формата А3 (плотный), мука, тюбики для жидкого крашеного теста. |
3 неделя марта | «Рамка для фотографии» | Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество. | Белый картон А4, клей ПВА, крем чёрный для обуви, золотая акриловая краска, тряпочка. |
4 неделя марта | По замыслу | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему. | Все виды принадлежностей. |
1 неделя апреля | «Фантастическая планета» | Учить детей при помощи пастельных мелков создавать фантастический рисунок необычной планеты. Развивать воображение, творчество. | Плотная бумага с шершавой поверхностью, пастельные мелки, ватные палочки. |
2 неделя апреля | «Звёздное небо» | Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновые тампоны, жёсткая кисть, эскизы, иллюстрации. |
3 неделя апреля | «Старинная картина» | Учить детей новой технике – эффект потрескавшегося воска. Учить заполнять рисунком весь лист. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике. | Альбомный лист, восковые мелки, плакатная краска, утюг (при необходимости) |
4 неделя апреля | «Расцвели цветы» | Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения папиросной бумаги друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем. | Папиросная бумага, клей ПВА, чёрный фломастер, белый картон А3 |
1 неделя мая | «Краски моря», I занятие | Совершенствовать умение детей создавать рисунок при помощи папиросной бумаги. Учить детей изготавливать трафарет из образца. | Папиросная бумага, фломастер, целлофановый пакет, клей ПВА, эскизы и иллюстрации обитателей моря. |
2 неделя мая | «Краски моря», II занятие | Учить детей доводить начатое дело до конца, видеть результат своей работы, воспитывать аккуратность в работе, усидчивость. | Чёрный картон, фломастер. |
3 неделя мая | «Как я люблю одуванчики» | Совершенствовать умение детей в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Бумага А4, цветной картон А4, восковые мелки, акварель, кисти, жёлтые салфетки (2*2), зелёная бумага, синтепон, клей. |
4 неделя мая | По замыслу | Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему. | Все средства. |
III. Организационный раздел.
3.1. Кадровое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Основной воспитатель – основной руководитель дополнительной образовательной программы содаренными детьми.
Подменный воспитатель – соруководитель.
Младший воспитатель – решает организационные вопросы при подготовке к занятию.
3.2. Материально-техническое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Инструменты и материалы, необходимые в работе:
- бумага для черчения формата А4 и А3;
- гуашевые, акварельные, акриловые краски;
- пастельные мелки, восковые мелки, свечи, тушь;
- цветной картон разного размера, кисти беличьи разного размера, кисти клеевые;
- салфетки бумажные и тканевые, папиросная бумага, ватные палочки;
- соль, мука, клей ПВА;
- штампы фабричного производства, трафареты из картона, зубные щётки, трубочки коктейльные, целлофановые пакеты;
- поролоновые губки, пенопластовые трафареты.
3.3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- «Радость творчества» О. А. Соломенникова (ознакомление детей с народным искусством);
- «Коллекция идей» М. Кудейко, Р. Туфкрео;
- «Из простой бумаги мастерим как маги» М. Р. Нагибина;
- «Изобразительная деятельность» (конспекты занятий в подготовительной группе) Т.А. Николкина;
- «Ступеньки творчества», Е.А. Юзбекова.
3.4. Время и сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей дошкольного возраста. Она предполагает подгрупповые и индивидуальные формы организации работы. Организация деятельности по развитию творческих способностей детей проходит 1 раз в неделю и рассчитана на период с сентября по май. Программа предусматривает продолжение образовательной деятельности на следующий учебный год с доработанным тематическим планированием, с учетом достижений обучающихся в текущем учебном году.
3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Центр «Творческая мастерская».
В данном модуле находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски (регулярно меняются и дополняются, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному модулю имеется свободный доступ.
IV. Дополнительный раздел.
4.1. Презентация дополнительной образовательной программы.
Общепринятое мнение – ребенок в дошкольном учреждении обязан научиться считать, писать, читать, логически мыслить, но совсем не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказать об узорах и цветах народных росписей и костюмов.
Конечно, не все дети хотят стать художниками, скульпторами, дизайнерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Важная задача педагога поддержать юное дарование, развить его талант и способности.
Основная цель программы – усиленное развитие продуктивной деятельности детей (рисование), развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, обучение способам изобразительной деятельности, превышающим нормативы основной образовательной программы по рисованию.
Задачи:
Художественно – эстетические:
- развивать художественное восприятие жизни;
- уточнять представления об окружающем мире;
- развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
Задачи на приобретение изобразительного мастерства:
- развивать умение передавать форму, строение предмета и его частей; цвет предмета, используя краски спектральных, тёплых, холодных, контрастных цветов, разных оттенков и разной тональности; разные пропорции предметов;
- развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
Задачи на формирование технических навыков:
- упражнять кисть руки, закрепляя правильное положение при рисовании горизонтальных и вертикальных линий (широких и тонких);
- закреплять умения выполнять работу в техниках: тычком, монотипия, пальцеграфия, кляксография;
- обучать технике рисования «по сырому», гратаж, пластилинография, набрызг, тиснения, оттиски разными материалами;
- помочь освоить технику рисования разнообразными изобразительными материалами: гуашь, акварель, пастель, восковые и школьные мелки, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры.
Задачи на развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному:
- вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов;
- замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире;
- знакомить со средствами художественной выразительности и развивать элементарные умения анализировать их;
- научить различать жанры живописи;
- развивать художественно – эстетический вкус.
Воспитательные:
- развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
- учить работать вместе, уступать друг другу, подсказывать, договариваться о совместной работе;
- радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
V. Литература.
- Венгер А.Л. Психологические рисуноч¬ные тесты: Иллюстрированное руководст¬во. - М.: Владос-Пресс, 2006.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.
- Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обу¬чении дошкольников изобразительной де¬ятельности. - М., 1995.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Москва, Мозаика – синтез, 2005г.
Приложение.
«Карта индивидуального развития».
Уровни сформированности художественного развития детей:
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ | Проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знает особенности изобразительных материалов. Создает изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений), использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использует разнообразные приемы и элементы создания узора, подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства. Лепит предметы разной формы, используя ранее усвоенные приемы и способы. Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. Создает изображения по мотивам народных игрушек. В аппликации изображает предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание. |
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ | Проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Знает особенности изобразительных материалов. Создает изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы явлений природы), использует изобразительные материалы. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства. Лепит предметы разной формы, используя ранее усвоенные приемы и способы. Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы фигур. Создает изображения по мотивам народных игрушек. В аппликации изображает предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание. |
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ | Знает особенности изобразительных материалов. Создает изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы явлений природы), использует изобразительные материалы. Использует различные цвета для создания выразительных образов. Лепит предметы разной формы, используя ранее усвоенные приемы и способы. Создает небольшие сюжетные композиции. В аппликации изображает предметы и несложные сюжетные композиции. |
Критерии:
- способность рисовать по замыслу;
- умение передать личное отношение к объекту изображения;
- умение подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;
- отсутствие изобразительных штампов.
Анализ и художественно- эстетическая оценка продуктов деятельности детей.
Анализ детских работ должен осуществляться в соответствие с возрастными возможностями детей, учитывая выразительность детского рисунка.
ФИ.ребенка | Знает особенности изобразительных материалов | Называет основные выразительные средства | Создает индивид. и коллектив. Рисунки. композиции на темы окруж. жизни и лит-ры | Использует в рисовании разные материалы и способы изображения | Выполняет узоры по мотивам нар.-прикл. исскуства движения фигур | Создает изображения по мотивам народных игрушек | Умение пользоваться ножницами и клеем | Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры | Знает и умеет применять разные спосбы вырезания и обоывания | Умеет создавать с помощью различных способов сюжетные и декоративные композиции | Лепит различные предметы, передавая форму, пропорции | Итог | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей музыкально-одаренных детей
Сегодня многие музыкальные руководители озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии и с музыкально-одаренными и с условно называемыми -нормальными детьми.Разр...
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...
Проектная работа «Программа развития творческих способностей музыкально-одаренных детей в условиях реализации ФГОС ДО»
«Если дети – национальное достояниелюбой страны, то одаренные дети –её интеллектуальный и творческийпотенциал»Р.Н. БунеевПроблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современног...
Проектная работа «Программа развития творческих способностей музыкально-одаренных детей в условиях реализации ФГОС ДО»
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми.Таланты ро...
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»
Актуальной задачей развития современного детского сада является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уро...
Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками детской одаренности МБДОУ " ЦРР Усть-Баргузинский детский сад " Золотая рыбка"
Одной из задач ФОП ДО, а также ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творч...