Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования "В гостях у Кляксы - Ваксы...".
рабочая программа по рисованию на тему
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования "В гостях у Кляксы - Ваксы..." для детей 3-5 лет имеет художественно - эстетическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_v_gostyah_u_klyaksy_vaksy.doc | 312 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
город Мичуринск Тамбовской области
Дополнительная общеразвивающая программа
дошкольного образования
по нетрадиционной технике рисования
«В гостях у Кляксы – Ваксы…»
для детей 3-5 лет
срок реализации программы: 2 года
Тарабрина Надежда Ивановна - воспитатель I категории
Дубровская Ирина Валерьевна - воспитатель
Мичуринск-наукоград
2016г.
….Это правда! Ну чего же тут
скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…. Э. Успенский
- Пояснительная записка
Аннотация
Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «В гостях у Кляксы- Ваксы…» для детей 3-5 лет имеет художественно-эстетическую направленность.
Эффективность и необходимость создания программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Главное на занятиях кружка «В гостях у Кляксы-Ваксы…» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Занятия кружка проводятся под девизом: Я чувствую→ Я представляю→ Я воображаю→ Я творю.
Актуальность программы «В гостях у Кляксы-Ваксы…» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое идоступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно– можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Практическая значимость: чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
В изобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.
Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения.
Для развития творчества важно все, что значимо для ребенка, что ему интересно, вызывает положительное отношение.
Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «В гостях у Кляксы Ваксы…».
Основная цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами;
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
- учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности.
Отличительной особенностью программы «В гостях у Кляксы- Ваксы…» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
В ходе реализации программы «В гостях у Кляксы-Ваксы…» дети знакомятся со следующими техниками рисования:
- «пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
- монотипия;
- рисование свечой;
- рисование по мокрой бумаге;
- рисование путем разбрызгивание краски;
- оттиски штампов различных видов;
- «точечный рисунок»;
- батик (узелковая техника);
- граттаж;
- кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
- рисование жесткой кистью (тычок);
- рисование на полиэтиленовой пленке.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 3-5 лет, услугу получают все желающие (после заключения соответствующего договора об оказании услуг).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа рассчитана на 2 года.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
- эвристические (развитие находчивости и активности)
- проблемно-мотивационные
- метод «подмастерья»
- мотивационные
Используемые методы:
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Принципы:
Формы и режим занятий
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 15 минут – младшая группа, 20 минут – средняя группа. Общее количество учебных занятий в год – 36ч. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей (педагогическая диагностика) проводится в октябре и мае.
Занятия проводятся в увлекательной игровой форме с элементами ритмики, пальчиковыми, дидактическими и подвижными играми.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Диагностика
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- Проведение тематических выставок воспитанников в холле учреждения.
- Проведение выставок работ в группе.
- Участие в городских выставках.
В программе «В гостях у Кляксы-Ваксы…» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
Для оценки эффективности использования нетрадиционных способов изображения я провела диагностическое обследование (в основу которой легла педагогическая диагностика Т.С.Комаровой).
(Приложение 1).
Цель проведения мониторинга: выявить уровень художественного развития детей, а так же определить возможности свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов.
Характер диагностики: естественный педагогический.
Для достижения основной цели был проведен мониторинг детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.
Использовала разнообразные, в том числе, игровые
приемы.
При общении с детьми использовала демократичный стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в
группе.
Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, наблюдала за их настроением, активностью, умением пользовать материалами и инструментами, умением применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Мониторинг проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Для анализа была разработана система показателей, сведенная в таблицу для удобства фиксации наблюдений. (Приложение 2).
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу периода ребенок будет:
- уметь создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет;
- научится более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест;
- будет способен координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие для прорисовывания деталей, ритмичные для создания узоров);
- получит навыки варьирования формы, будет уметь создавать многофигурные композиции, при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм;
- получит опыт в составлении композиций из готовых и самостоятельно вырезанных или иным способом подготовленных форм в предметной, сюжетной или декоративной аппликации.
2. Содержание программы
Программа «В гостях у Кляксы-Ваксы…» - это система занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник. Содержание системы работыи задачи художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы», «Птицы», «Сказки», «Времена года», «Праздники». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста, показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
Первый год обучения:
Сентябрь:
- «Птички на веточках» (коллективная работа)
- «Раскрашивание петушка из сказки В. Сутеева «Петушок и краски»
- «Ветка рябины»
- «Мухомор»
Требования к уровню усвоения:
развить цветовосприятие, чувство композиции;
уметь наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги, ровно закрашивать поверхность птички, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать; рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием);
уточнить представления детей о нетрадиционной технике рисования пальчиками.
Октябрь:
- «Мой любимый дождик»
- «Желтые листья летят»
- «Осеннее дерево» (коллективная работа)
- «Вот ёжик – ни головы, ни ножек…»
Требования к уровню усвоения:
развить цветовое восприятие, чувство композиции;
уметь рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкие капельки, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности; наносить быстро краску и делать отпечатки-листочки;
уточнить представления детей о животных; о новой технике печатания ладошками и способом рисования-оттиск смятой бумагой.
Ноябрь:
- «Птички клюют ягоды»
- «Солнышко»
- «Ягоды на тарелочке»
- «Букет из осенних листьев»
Требования к уровню усвоения:
развить чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию;
уметь рисовать веточки, украшать - в технике рисования пальчиками; окунать лист в краску и оставлять след на бумаге; уметь печатать листьями;
уточнить представления детей о природе окружающего мира и ее изображении нетрадиционными художественными техниками.
Декабрь:
- «Лес»
- «Снежные комочки»
- «Пушистые котята играют на ковре» (коллективная работа)
- «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Требования к уровню усвоения:
развить чувство ритма и формы, цветовосприятие;
уметь рисовать пальчиком, повторять изображение, заполняя всё пространство листа, наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки), рисовать ёлочку; уметь использовать технику тычкования полусухой жёсткой кистью (имитировать шерсть животного);
уточнить представления детей о природе окружающего мира и ее изображении нетрадиционными художественными техниками.
Январь:
- «Вишнёвый компот»
- «Украшение чайного сервиза»
- «Мои рукавички»
- «Маленькой ёлочке холодно зимой…»
Требования к уровню усвоения:
развить творческие способности, воображение и полёт фантазии, мелкую моторику рук;
уметь украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги; уметь использовать технику печатания пробкой, картофельной матрицей, рисовать ягоды на силуэте банки; рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах;
уточнить представления детей о новом нетрадиционном изоматериале – губке, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле).
Февраль:
- «Весёлый снеговик»
- «Снег кружится»
- «Снежинки»
- «Кораблик для папы»
Требования к уровню усвоения:
развить мелкую моторику рук, чувство композиции;
уметь закрашивать пальчиком по контуру, наносить рисунок по всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов; сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение;
уточнить представления детей о новой технике рисования свечей.
Март:
- «Цветы для мамы»
- «весёлый осьминог»
- «Бабочка»
- «Моё любимое животное»
Требования к уровню усвоения:
развить интерес к выполнению работы, мелкую моторику рук, чувство ритма и формы;
уметь использовать ладонь, как изобразительное средство, окрашивать её краской и делать отпечаток, дополнять изображение деталями, рисовать ватными палочками и печатками;
уточнить представления детей о природе окружающего мира и ее изображении нетрадиционными художественными техниками.
Апрель:
- «Ночь и звезды»
- «Зайчишка»
- «Рыбки в аквариуме»
- «Ветка мимозы»
Требования к уровню усвоения:
развить воображение, чувство композиции;
уметь наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных, превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли; уметь использовать технику рисования манной крупой;
уточнить представления детей о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета.
Май:
- «Клоун»
- «Морковка»
- «Красивые цветы для пчелки»
- «Рисуем, что хотим»
Требования к уровню усвоения:
развить чувство ритма, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию;
уметь рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; уметь использовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках;
уточнить представления детей о цвете.
Второй год обучения:
Сентябрь:
- «Цветик – семицветик»
- «Бабочка»
- «Радуга – дуга»
- «Украшение чашки»
Требования к уровню усвоения:
развить мелкую моторику рук, чувство композиции и ритма, фантазию;
уметь работать с шаблоном; уметь не только видеть краску, но и чувствовать ее; украшать чашку простым узором, используя печатание и прием примакивания;
уточнить представления детей о природе окружающего мира и ее изображении нетрадиционными художественными техниками.
Октябрь:
- «Разрисованные листья»
- «Осенние пейзажи»
- «В нашем саду листопад»
- «Фруктовая мозаика»
Требования к уровню усвоения:
развить чувство композиции, мелкую моторику рук;
уметь дополнять изображение подходящими деталями; работать в технике рисования по сырому, содействовать наиболее выразительному
отражению впечатлений об осени; рисовать кисточкой способом «примакивания», меняя цвет краски; составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке; аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели;
уточнить представления детей о природе окружающего мира; фруктах (форме, величине, цвете).
Ноябрь:
- «Деревья с разноцветными листьями»
- «Фруктовые деревья»
- «Разноцветные морские животные»
- «Цветные кляксы»
Требования к уровню усвоения:
развить ориентировку в пространстве, аккуратность, самостоятельность;
уметь наносить гуашь на левую поверхность сухого листа, дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; рисовать пальчиками ствол дерева, рисовать ладошкой и штампом; уметь передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа; пользоваться ножницами, трафаретами, клеем;
уточнить представления детей о морских животных, фруктах(форме, цвете, величине), деревьях.
Декабрь:
- «Первый снег»
- «Птицы на ветках»
- «Зимняя ночь»
- «Танец сказочных снежинок»
Требования к уровню усвоения:
развить мелкую моторику рук, чувство композиции, эстетическое восприятие, фантазию;
уметь рисовать дерево без листьев; изображать снег, используя рисование пальчиками; рисовать снегирей и синиц при помощи штампов; рисовать ватной палочкой;
уточнить представления детей о новой технике нетрадиционного рисования – черно – белый граттаж.
Январь:
- «Зимний лес»
- «Снеговик в зимнем лесу»
- «Мой маленький добрый друг»
- «Зайка»
Требования к уровню усвоения:
развить творческую индивидуальность, умение слушать потешку;
уметь изображать снеговика, активизировать самостоятельность в продумывании композиции рисунка; рисовать собак, имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности;
уточнить представления детей о домашних животных.
Февраль:
- «Сказочный пингвин»
- «Северное сияние»
- «Морозные узоры»
- По замыслу
Требования к уровню усвоения:
развить пространственное мышление, фантазию, творчество, зрительную наблюдательность, воображение;
уметь рисовать восковыми мелками; уметь использовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; выбирать самостоятельно технику и тему;
уточнить представления детей о природе окружающего мира и ее изображении нетрадиционными художественными техниками; о новой технике нетрадиционного рисования – оттиск поролоном.
Март:
- «Весна пришла»
- «Цветок для мамы»
- «Мимоза»
- «Весеннее небо»
Требования к уровню усвоения:
развить мелкую моторику рук, эстетическое восприятие окружающего мира, творческое воображение;
уметь рисовать восковыми мелками, рисовать цветы техникой тычка;
изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому»;
уточнить представления детей о пейзаже, о новой технике нетрадиционного рисования мыльными пузырями.
Апрель:
- «Смешные рожицы»
- «Загадочный мир космоса
- «Волшебный дождик»
- «Мой сказочный цветочек»
Требования к уровню усвоения:
развить творческое воображение, мелкую моторику рук, самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа;
уметь дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; использовать технику рисования свечей; аккуратно закрашивать лист жидкой краской;
уточнить представления детей о новой технике нетрадиционного рисования – кляксография.
Май:
- «Волшебные кляксы»
- «Одуванчик вдруг расцвел»
- «Мир в которой мы живем»
- По замыслу
Требования к уровню усвоения:
развить самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа;
уметь дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; отображать облик одуванчика наиболее выразительно,
использовать необычные материалы для создания выразительного образа; уметь использовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; выбирать самостоятельно технику и тему;
уточнить представления детей о природе окружающего мира и ее изображении нетрадиционными художественными техниками.
3. Календарно - тематическое планирование занятий
Первый год обучения
Второй год обучения
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал | |||||||||||||||||||||
октябрь | ||||||||||||||||||||||||
1.«Разрисованные листья» | Печатание листьями | Создать условия для самостоятельного творчества – рисование отпечатками листьев; учить дополнять изображение подходящими деталями. | Бумага формата А4, большие листья, гуашь, кисти. | |||||||||||||||||||||
2.«Осенние пейзажи» | Рисование по сырому | Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в технике рисование по сырому; содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. | Бумага формата А4, кисти, акварель. | |||||||||||||||||||||
3.«В нашем саду листопад» | Примакивание | Учить детей рисовать кисточкой способом «примакивания», меняя цвет краски; развивать умение различать цвета. | Бумага формата А4, гуашь, кисть | |||||||||||||||||||||
4.«Фруктовая мозаика» | Восковые мелки и акварель | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке; упражнять в аккуратном закрашивании изображений фруктов восковыми мелками, создании созвучного тона с помощью акварели. | Композиция из фруктов, бумага формата А4, восковые мелки, акварель, кисти. | |||||||||||||||||||||
ноябрь | ||||||||||||||||||||||||
1. «Деревья с разноцветными листьями» | Рисование «печать листьями» | Познакомить детей с новой техникой «печать листьями». Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа. Развивать ориентировку в пространстве. | Тонированные листы бумаги формата А4,восковые мелки, гуашь, тонкие впитывающие губки | |||||||||||||||||||||
2. «Фруктовые деревья» | Рисование пальчиками | Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева. Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и штампом. | Альбомный лист, гуашь, кисть, влажные салфетки | |||||||||||||||||||||
3. «Разноцветные морские животные» | Рисование по-мокрому аппликация | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа; закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем; развивать аккуратность. | Бумага формата А4, цветная бумага, ножницы, клей, акварель, кисточки, губки | |||||||||||||||||||||
4. «Цветные кляксы» | Кляксография | Познакомить со способом изображения –кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность. | Бумага формата А4, гуашь, кисти | |||||||||||||||||||||
декабрь | ||||||||||||||||||||||||
1. «Первый снег» | Рисование пальчиками | Учить рисовать дерево без листьев; закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками; развивать чувство композиции. | Бумага формата А4 темно-голубого, темно-синего цвета, гуашь, кисти | |||||||||||||||||||||
2. «Птицы на ветках» | Рисование штампами | Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов; развивать эстетическое восприятие. | Бумага формата А4, штампы, гуашь, кисти | |||||||||||||||||||||
3. «Зимняя ночь» | Черно-белый граттаж | Познакомить с нетрадиционной техникой черно – белого граттажа; упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | Лист плотной бумаги, свеча, тушь+жидкое мыло, кисть, эскизы, иллюстрации, заостренная палочка | |||||||||||||||||||||
4. «Танец сказочных снежинок» | Рисование ватными палочками | Создать условия для овладения детьми нетрадиционной техникой рисования ватной палочкой; развитие фантазии. | Картон синего цвета, гуашь, ватная палочка | |||||||||||||||||||||
январь | ||||||||||||||||||||||||
1. «Зимний лес» | Отпечаток капустным листом | Познакомить с приемом – отпечаток капустным листом; развивать творческую индивидуальность; воспитывать аккуратность при работе с красками. | Иллюстрации с изображением зимы, листы бумаги темно- голубого цвета, капустные листы, гуашь, кисти | |||||||||||||||||||||
2. «Снеговик в зимнем лесу» | Печатание | Совершенствовать умение детей изображать снеговика, активизировать самостоятельность в продумывании композиции рисунка. | Листы бумаги темно-голубого цвета, печатки, гуашь, кисти | |||||||||||||||||||||
3. «Мой маленький добрый друг» | Тычок полусухой жесткой кистью | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных; учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средств выразительности. | Бумага формата А4, жесткая кисть, гуашь, иллюстрации с изображением собак | |||||||||||||||||||||
4. «Зайка» | Тычок жесткой полусухой кистью | Продолжать учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура; развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца походу текста. | Бумага темно-голубого цвета, жесткая кисть, гуашь | |||||||||||||||||||||
февраль | ||||||||||||||||||||||||
1. «Сказочный пингвин» | Оттиск поролоном | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – оттиск поролоном; развивать пространственное мышление; воспитывать любовь к природе. | Бумага формата А4, кусочки поролона, гуашь | |||||||||||||||||||||
2. «Северное сияние» | Восковые мелки | Закрепить умение рисовать восковыми мелками; развивать образное мышление, фантазию, творчество; воспитывать любовь к животным. | Бумага формата А4, восковые мелки, иллюстрации с изображением северного сияния | |||||||||||||||||||||
3. «Морозные узоры» | Рисование свечей | Познакомить с техникой рисование свечей; вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; развивать зрительную наблюдательность, воображение. | Бумага формата А4, кусочек свечи, акварель, кисти | |||||||||||||||||||||
4. По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии | |||||||||||||||||||||
март | ||||||||||||||||||||||||
1. «Весна пришла» | Восковые мелки | Закрепить знание детей о пейзаже; развивать мелкую моторику, цветовосприятие; учить рисовать восковыми мелками. | Бумага формата А4, восковые мелки, иллюстрации с изображением весны | |||||||||||||||||||||
2. «Цветок для мамы» | Рисование мыльными пузырями | Познакомить с новой техникой рисование мыльными пузырями; развивать художественно - творческие способности; воспитывать аккуратность. | Бумага формата А4, стакан с водой, детский шампунь, трубочки для коктейля, гуашь, кисти | |||||||||||||||||||||
3. «Мимоза» | Рисование тычком | Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка; развивать эстетическое восприятие окружающего мира. | Бумага формата А4, ватные палочки, гуашь, кисти, иллюстрации с изображением мимозы | |||||||||||||||||||||
4. «Весеннее небо» | Рисование по-мокрому | Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками; учить изображать небо способом цветовой растяжки «по-мокрому»; развивать творческое воображение. | Бумага формата А4, акварель, кисть | |||||||||||||||||||||
апрель | ||||||||||||||||||||||||
1. «Смешные рожицы» | Рисование пальчиками | Совершенствовать технику рисования пальчиками; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к рисованию. | Бумага формата А4, гуашь | |||||||||||||||||||||
2. «Загадочный мир космоса» | Кляксография | Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Бумага формата А4, гуашь, кисти, иллюстрации с изображением космоса | |||||||||||||||||||||
3.«Волшебный дождик» | Рисование свечой | Закреплять технику рисования свечой; аккуратно закрашивать лист жидкой краской; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к рисованию. | Бумага формата А4, акварель, кисть, кусочек свечи | |||||||||||||||||||||
4. «Мой сказочный цветочек» | Рисование ладошками | Продолжать совершенствовать умение рисовать при помощи руки; формировать у детей желание дополнять рисунок декоративными элементами; развивать творческое воображение детей. | Бумага формата А4, гуашь, кисти | |||||||||||||||||||||
май | ||||||||||||||||||||||||
1. «Волшебные кляксы» | Кляксография | Совершенствовать технику рисования кляксография; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. | Бумага формата А4, гуашь, кисти | |||||||||||||||||||||
2. «Одуванчик вдруг расцвел» | Восковой мелок, акварель, тычкование | Совершенствовать умения в данных техниках; учить отображать облик одуванчика наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного образа. | Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, желтые салфетки | |||||||||||||||||||||
3. «Мир в котором мы живем» | Различные | Совершенствовать технические навыки в рисовании нетрадиционными техниками; показать целостность окружающего мира. | Все имеющиеся в наличии | |||||||||||||||||||||
4. По замыслу | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами; закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. | Все имеющиеся в наличии |
Приложение 1
Диагностика
Основной системой отслеживания знаний и умений детей могут служить контрольные занятия, создание фото выставок, видео или слайд-шоу с изображением продуктов детского творчества.
Выявление возможных сложностей в освоении материала и отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью таких методов, как наблюдение, беседа, анализ собственной деятельности по следующим показателям: мотивационная сфера дошкольников (активность и самостоятельность в рисовании), социальное развитие (умение находить новые способы изображения, передавать в работах свои чувства), коммуникативные навыки, развитие психических процессов (внимание, память), сенсорные навыки (уровень сформированности мелкой моторики), познавательный интерес.
Уровни развития художественных способностей
детей дошкольного возраста
Критерии оценки овладения дошкольниками изобразительной деятельностью и развития их творчества.
Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».
Методическая диагностика анализа продукта деятельности ставит перед собой цель: выявить уровень знаний и умений у детей в изобразительной деятельности.
Эту диагностику можно применять в течение трех лет обучения.
Диагностику можно использовать как текущую (после разделов изобразительной деятельности), так и контрольную (в начале и в конце года).
Методика Комаровой Т.С.
Анализ продукта деятельности
1. Содержание изображения (полнота изображения образа)
2. Передача формы:
высокий уровень – форма передана точно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
высокий уровень – части расположены верно;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – части предмета расположены неверно.
4. Передача пропорций предмета в изображении:
высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.
5. Композиция.
А) расположение на листе:
высокий уровень – по всему листу;
средний уровень – на полосе листа
низкий уровень – не продумана, носит случайный характер.
Б) отношение по величине разных изображений:
высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
средний уровень – есть незначительные искажения;
низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
высокий уровень – движение передано достаточно четко;
средний уровень – движение передано неопределѐнно, неумело
низкий уровень – изображение статическое.
7. Цвет.
А) цветовое решение изображения:
высокий уровень – реальный цвет предметов
средний уровень – есть отступления от реальной окраски;
низкий уровень – цвет предметов передан неверно;
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
высокий уровень – многоцветная гамма;
средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);
низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Анализ процесса деятельности.
1. Характер линии:
А) характер линии:
высокий уровень – линия прерывистая
средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая)
низкий уровень – слитная
Б) нажим:
высокий уровень– сильный, энергичный
средний уровень – средний
низкий уровень – слабый
В) раскрашивание:
высокий уровень– мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура
средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура
низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура
Г) регуляция силы нажима:
высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах
контура
средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура
низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности.
А) отношение к оценке взрослого:
высокий уровень– адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности
средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)
низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)
Б) оценка ребѐнком созданного им изображения:
высокий уровень – адекватна
средний уровень – неадекватна (завышена, занижена)
низкий уровень – отсутствует
3. Уровень самостоятельности:
высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;
средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;
низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
Творчество.
- Самостоятельность замысла
- Оригинальность изображения
- Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.
Задание: детям дается стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см).
Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги,
подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво.
Анализ результатов выполнения задания.
Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа.
Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.)
Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.
Приложение 2
№ | Ф.И. ребенка | Формообразующие | Части | Сюжет | Исполь- | Соответ- цвету | Соотно - | Компо- зиция | Твор- | Контур | Дина- | Всего баллов |
Приложение 3
Консультация для родителей
«Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»
Зачем и почему рисуют наши дети? Да потому, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Но, обучая ребенка рисованию, не следует переусердствовать. Не стоит постоянно заставлять ребенка рисовать. Необходимо создать у него положительную мотивацию к рисованию, желание быть творцом.
Обобщая свой опыт работы с детьми в этом направлении, я могу с уверенностью сказать, что наиболее интересными формами изобразительной деятельности для детей являются нетрадиционные техники рисования. Подобные нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Уважаемые родители! Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования. Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.
Веселые брызги
Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона. Например, силуэты звезд, полумесяца, цветов, зверюшек... Получившиеся «белые пятна» можно оставить пустыми или раскрасить.
Отпечатки листьев…
На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.
... и отпечатки пальцев
Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.
Каракули
Вместе с ребенком по очереди рисуйте на листке бумаги прямые и кривые линии, пересекающие друг друга. Затем можно закрасить участки, ограниченные этими линиями, карандашами или фломастерами разного цвета, заполнить их штрихами, крапинками, клеточками.
Картофельные штампы
Разрежьте пополам сырую картофелину и на месте среза вырежьте простой рельеф - цветок, сердечко, рыбку, звездочку... Пропитайте краской штемпельную подушечку и покажите ребенку, как нужно делать отпечатки. Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить краску прямо на поверхность среза. Если заготовить несколько разных штампов, малыш сможет с их помощью создавать даже сюжетные картинки или изготовить прекрасную оберточную бумагу для подарка. Это занятие - хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими формами: кругом, квадратом и т. д.
Рисование губкой
Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.
«Близнецы»
Этим вы, конечно, сами не раз занимались в детстве. Остается только показать своему малышу, как это делается. Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, диковинный цветок. Прекрасное занятие для развития воображения.
Закрашивание рельефов
Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок... - просто посмотрите вокруг. Это не только увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки.
Использование нетрадиционных методов может привить детям желание рисовать, сделать ребенку занятие интересными и познавательными.
Не ждите от ребенка шедевров: цель любой изобразительной деятельности - получить удовольствие. Не увлекайтесь критикой, даже справедливой, иначе рискуете отвратить малыша от этого занятия. Но старайтесь и не захваливать, иначе он перестанет воспринимать похвалы всерьёз. Желаю Вам творческих успехов!
Список использованной литературы
- Акунёнок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18.
- Волшебный мир народного творчества / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М.: Просвещение, 2001.
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: Скрипторий, 2003, 2008.
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М.: Просвещение, 2004.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
- Лыкова И.А Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
- Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
- Лыкова И.А. Цветные ладошки: рисуем без кисточки. – М.: Карапуз-Дидактика, 1996.
- Необыкновенное рисование. Учебное издание из серии «Искусство –детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007. – № 2.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – КАРО, 2010.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по грамоте «Грамотейка» для детей от 6 до 7 лет
Цель программы – освоение языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организац...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования по хореографии «Веселый каблучок»
для детей 4-7 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования детей младшего и среднего дошкольного возраста " Капитошка"
Программа кружка "Капитошка" предполагает развитие ребёнка в самых различных направлениях: эмоциональный интеллект, образное, пространственное, не стандартное мышление, развитие волевых и ли...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...