Роль художественных техник в развитии творческой активности дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности
статья по рисованию (средняя группа) на тему

Пирятинская Жанна Сергеевна

 

         Художественные техникиэто система средств и приемов работы художественными материалами с помощью которых на бумаге реализуется зрительный образ. Основные условия для успешной организации изобразительной деятельности старших дошкольников с использованием нетрадиционных художественных техник – организация рабочего места детей, выбор материалов и приемов работы.

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать,  не основываясь на традиции.

         Дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. 
Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

         Важную роль в развитии ребенка играет предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Поэтому при ее  организации важно, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творческой активности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя»: можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Они ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. 

Роль художественных техник в развитии творческой активности дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности велика:

1.     способствует снятию детских страхов;

2.     развивает уверенность в своих силах;

3.     развивает пространственное мышление;

4.     учит детей свободно выражать свой замысел;

5.     побуждает детей к творческим поискам и решениям;

6.     учит детей работать с разнообразным материалом;

7.     развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;  чувство фактурности и объёмности;

8.     развивает мелкую моторику рук;

9.     развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В этом помогает методическая литература различных авторов, описывающих приемы и методы их использования (Р. Г. Казакова, Г. Н. Давыдова, А. А. Фатеева и др.).
            Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Дети старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей, смело берутся за различные художественные материалы.  Их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторять то или иное действие, добиваясь желаемого. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. 

Стимулом побудить детей старшего дошкольного возраста  к деятельности в нетрадиционных техниках  является умение педагога  заставить их поверить в себя, в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
          Еще одной особенностью использования  техник нетрадиционного рисования  состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.   Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

·         мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

·         пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

·         внимания и усидчивости;

·         изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

·         в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

         Творческий процесс - это настоящее чудо. Дети в процессе изобразительной деятельности раскрывают свои уникальные способности и испытывают искреннюю радостью, которую им доставляет созидание. Они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Главное правило педагога в процессе развития творческой активности с использованием нетрадиционных техник то, что в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.
         Таким образом, роль художественных техник в развитии творческой активности дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности значительна. Они способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; развитию внимания и усидчивости; освоению изобразительных навыков и умений; развитию наблюдательности, эстетическому восприятию окружающего мира; эмоциональной отзывчивости;

формированию навыков контроля и самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественных техник в развитии творческой активности дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности

           Художественные техники – это система средств и приемов работы художественными материалами с помощью которых на бумаге реализуется зрительный образ. Основные условия для успешной организации изобразительной деятельности старших дошкольников с использованием нетрадиционных художественных техник – организация рабочего места детей, выбор материалов и приемов работы.

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать,  не основываясь на традиции.

           Дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. 
Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

         Важную роль в развитии ребенка играет предметно-пространственная развивающая образовательная среда. Поэтому при ее  организации важно, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творческой активности каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя»: можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Они ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. 

Роль художественных техник в развитии творческой активности дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности велика:

  1. способствует снятию детских страхов;
  2. развивает уверенность в своих силах;
  3. развивает пространственное мышление;
  4. учит детей свободно выражать свой замысел;
  5. побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  6. учит детей работать с разнообразным материалом;
  7. развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;  чувство фактурности и объёмности;
  8. развивает мелкую моторику рук;
  9. развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В этом помогает методическая литература различных авторов, описывающих приемы и методы их использования (Р. Г. Казакова, Г. Н. Давыдова, А. А. Фатеева и др.).
           Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Дети старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей, смело берутся за различные художественные материалы.  Их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторять то или иное действие, добиваясь желаемого. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. 

Стимулом побудить детей старшего дошкольного возраста  к деятельности в нетрадиционных техниках  является умение педагога  заставить их поверить в себя, в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
            Еще одной особенностью использования  техник нетрадиционного рисования  состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.   Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

           Творческий процесс - это настоящее чудо. Дети в процессе изобразительной деятельности раскрывают свои уникальные способности и испытывают искреннюю радостью, которую им доставляет созидание. Они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Главное правило педагога в процессе развития творческой активности с использованием нетрадиционных техник то, что в творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь.
          Таким образом,
роль художественных техник в развитии творческой активности дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности значительна. Они способствуют развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; развитию внимания и усидчивости; освоению изобразительных навыков и умений; развитию наблюдательности, эстетическому восприятию окружающего мира; эмоциональной отзывчивости;

формированию навыков контроля и самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии творческой активности дошкольника.

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. В данном материале мне хотелось бы подчеркнуть, что педагог обязан: создавать условия для творческой...

Роль художественного труда в развитии творческих способностей дошкольников

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконрав...

Доклад на тему «Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности»

Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше маст...

Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности

СодержаниеВведение1.      Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников2.      Особенности ...

Развитие творческой активности дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности

В статье раскрывается сущность музыкально-игровой деятельности дошкольников. Творчество на занятии....

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Искусство   заключается   в   том,   чтобы   найти   в   необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.Дени Дидро....

Развитие творческой активности детей раннего возраста в изобразительной деятельности.

Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Наталия Николаевна. Я работаю с детьми первой младшей группы в МБДОУ д/с № 7. Хочу представить Вашему вниманию опыт своей работы по развитию творческих спосо...