Конспект занятия "Знакомство с работой хохломских мастеров" в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Знакомство с народными хохломскими умельцами актуально в наше время, так как является старинным самобытным русским народным промыслом, много лет не выходит из "моды". Хохломское искусство не забыто, оно обрело "второе дыхание". Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественных способностей. творческого воображения и эстетического вкуса у детей, помогает ближе понять культуру своего народа, его традиции, нравы. обычаи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с хохломскими мастерами. | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 30 г.о. Сызрани,
структурное подразделение «Детский сад № 3».
Конспект
занятия на тему
«Знакомство с работой хохломских мастеров»
в подготовительной к школе группе.
Воспитатель: Лычова Н.Н.
Образовательная область | Задачи |
Познавательное развитие. | Познакомить детей с работой хохломских мастеров, с последовательностью изготовления хохломских изделий: сначала изделие вырезают или вытачивают из древесины, полученное «белье» отделывают, чтобы поверхность была гладкой, промазывают жидкой глиной - вапой, покрывают серебристым алюминиевым порошком, на поверхность наносят узор, покрывают лаком и «закаливают» в печи. Познакомить с видами росписи: «верховое письмо» и «под фон». Знать чем они отличаются: при верховой росписи орнамент наносится мазками на фон, образуя ажурный рисунок, а в росписи «под фон» узор выделяется золотым силуэтом, оставшаяся поверхность закрашивается черной или красной краской. Уточнить, что хохломские изделия – один из видов народного творчества. Родина его – Хохлома. |
Речевое развитие | Продолжать обогащать словарный запас детей: хохломским мастера, верховое письмо, роспись «под фон», «белье», вапа – жидкая глина, «кундина», «кривуля». Активизировать речь детей словами: роспись, мастера, изделия. |
Художественно-эстетическое развитие | Формировать умение видеть красоту в стихотворных строках о Золотой Хохломе. |
Физическое развитие | Упражнять детей в умении сочетать движения со стихотворными словами. |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать интерес и уважение к труду народных умельцев, желание самостоятельно украшать хохломскими узорами различные вещи. |
Материал: ноутбук, диск со слайдами и песней «Ой, вы сени, мои сени», хохломские изделия – ложки, поставцы, тарелки, игрушка – Данила – мастер, дымковские игрушки, изделия городецких мастеров.
Ход занятия: (вносится кукла - мальчик в косоворотке, в фартуке)
Воспитатель: - Кто ты, мальчик?
Данила: - Я – Данила – мастер. Помните, я для Хозяйки Медной горы цветок из камня вытачивал.
Воспитатель: - Наверное, это трудное дело?
Данила: - Да, нелегкое это дело, но очень интересное! Да разве я один создаю такую красоту! Много в мире мастеров. Я вот из малахита шкатулки делал, а есть люди, которые лепят игрушки из глины. Посмотрите, узнаете игрушки? (показывает дымковские игрушки). Народные умельцы создают такую красоту на радость людям. Другие мастера вырезают игрушки и посуду из дерева (показывает посуду городецкую). Вы можете сказать кто сделал эти вещи? (показывает вещи, сделанные городецкими мастерами).
Воспитатель: - Данилушка, а я еще знаю одних мастеров, которые создают
отличные от других вещи. Хочешь, я тебя и ребят познакомлю с новыми произведениями народных умельцев? Тогда отправимся в путешествие в прошлое. Более 300 лет назад в селах и деревнях Заволжья жили мастера, которые изготавливали посуду из дерева: ложки, ковши, миски (слайд с изображением хохломской посуды). Предполагают, что хохломская роспись возникла в 17 веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи – хохломская.
Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!
Ты строга, нетороплива, величава и игрива.
Ты любовью рождена, мастерством одарена.
Душу русскую неси из глубин святой РУСИ!
(Ольга Простова)
Воспитатель: - Главными считали мастеров из деревни Хохлома и звали их хохломские мастера (показать слайд с изображением хохломских мастеров).
- Знаете ли вы, что крестьяне в каждом селе занимались одним делом. В одном селе заготавливали древесину, в другом – из нее вытачивали и вырезали белую посуду. Она называлась – «бельё» (показать слайд с изображением заготовок).
- В третьем селе посуду окрашивали (показать слайд).
- На выделке ложек трудилась вся семья мастера: самую ответственную работу выполняли мужчины – вырезали из деревянного обрубка ложки, затем женщины и дети отделывали поверхность, а окончательно подправляли их мужчины. Белая посуда точилась из сырого дерева, потом выдерживалась при комнатной температуре. После этого промазывали её жидкой глиной - вапой. Как вы думаете, а зачем это делали? (ответы детей).
- Древесина впитывает воду, а глина воду не пропускает. Готовые ложки - «белье» мастера продавали на базаре. Другие их скупали и отдавали в покраску. Окраска ложек – это волшебный процесс, когда обычное дерево приобретает блеск и красоту позолоты. Как вы думаете, ложки на самом деле покрывают золотом? (ответы детей).
- Нет, ложки приобретают позолоту без применения золота. Делается это так: сначала посуду покрывают жидким раствором глины или пропитывают невареным растительным маслом. Затем покрывают слоем серебристого алюминиевого порошка, после чего посуда становится похожа на металлическую (показать слайд с такой посудой).
- Вот на такую поверхность и наносят мастера орнамент – рисунок, затем его просушивают, после этого изделие покрывают лаком и «закаливают» в печи. Под воздействием высокой температуры лаковая пленка приобретает желтоватый или коричневатый цвет, и поверхность становится похожа на золото. Затем свой товар мастера везли на ярмарку и продавали.
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Бочата, ложки, самовары,
Поставцы, розетки, чаши.
Покупайте Хохлому нашу!
Воспитатель: - Я знаю, вы умеете играть на деревянных ложках. Прошу вас исполнить русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени», А Данила – мастер послушает.
( Выходит корабейник – ребенок)
На мой товар полюбуйтесь,
Только не торгуйтесь
Ложки золочёные,
Узоры кручёные.
Хочешь щи ими хлебай,
А хочешь музыку играй.
(Оркестр исполняет песню).
Воспитатель: - Давайте рассмотрим хохломскую посуду и узнаем, что же изображают на посуде мастера? (выставляется хохломская посуда).
- Для росписи готовых изделий хохломские мастера испокон веков использовали растительный орнамент. Узоры отличались своей простотой. В своих работах мастера передавали солнечные краски цветущей земли. Они хотят, чтобы их произведения всегда приносили людям радость. Мастера «пишут» орнамент свободно, от руки кистью, сочиняют во время работы все новые и новые рисунки. Мастера умеют, используя только несколько растительных элементов, создавать пышные декоративные узоры.
Красотой своей неравной
Вдохновляет Русь сама;
Птицы, ягоды и травы -
Золотая хохлома!
- Для Хохломы характерны сочетания красного и черного цвета с золотом (показать слайд). При росписи хохломские мастера используют разные виды росписи: «верховое письмо» и «под фон» (показать образцы). При «верховом» письме орнамент наносится мазками на поверхности фона, образуя ажурный золотой рисунок на золотой поверхности. При росписи «под фон» на закрашенной черной или красной краской поверхности выделяется узор золотистым силуэтом. Орнамент «кудрина» обычно пишут «под фон». Завиток оставляют не закрашенным, и он после закалки светится золотом. «Кудрину» окружают цветным фоном, а силуэты орнамента уже прорисовывают внутри: на цветы наносят тычки, серцевинку, на листья – прожилки. А поверх фона наносят ягоды и листочки.
Посуда не простая
А точно золотая!
С яркими завиточками
Ягодками и листочками.
Воспитатель: - Посмотрите на эти иллюстрации с хохломской посудой.
Роспись хохломская
Словно колдовская.
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий!
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!
Физминутка.
Хохлома, да Хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево),
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз),
Мы рисуем Хохлому (руки перед грудью одна на другой),
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз),
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой),
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз),
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой),
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз),
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево),
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель: - Как вы думаете, а где сейчас работают хохломские мастера? (ответы детей). В настоящее время все хохломские мастера работают на фабриках «Хохломской художник» и «Хохломская роспись». Мастера этих фабрик выросли в семьях старых хохломских художников. Туристы, приезжающие к нам из-за границы, с удовольствием покупают изделия хохломских мастеров, как сувениры увозят их к себе на Родину.
Итог: - А вы хотите стать такими же мастерами и дарить людям радость? На следующих занятиях мы с вами будем учиться рисовать элементы узоров, а потом украсим предметы хохломскими узорами. Я уверена, что из вас получатся настоящие мастера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
Конспект проведения опытнической работы с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Свойства воды»
в данном конспекте показано, как в игровой форме дати знакомятся со свойствами воды...
ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ТРИЗ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГОРОДЕЦКИМ И ХОХЛОМСКИМ ПРОМЫСЛАМИ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
Программное содержаниеЗакрепить представления детей о хохломской и городецкой росписях, знания истории этих промыслов.Создавать композиции по мотивам городецкой и хохломской росписей, использовать тип...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Хохломской узор на круге»
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Хохломской узор на круге»Цели: Закрепить представление о производстве и росписи хохломских издели...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект по изобразительной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему "Хохломские узоры"
Конспект будет полезен к ипользованию воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста по развитию художественно-творческих способностей при ознакомлениии с хохломской росписью....
Конспект НОД по рисованию для детей подготовительной к школе группы "Расписные ложки" (хохломская роспись)
Данный конспект поможет воспитателям дестких учреждений познакомить детей с народно - прикладным искусством - хохломской росписью, а детей почувствовать себя настоящими мастерами народной росписи....
- Мне нравится (1)