ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ТРИЗ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГОРОДЕЦКИМ И ХОХЛОМСКИМ ПРОМЫСЛАМИ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
план-конспект занятия (рисование, подготовительная группа) по теме
Программное содержание
Закрепить представления детей о хохломской и городецкой росписях, знания истории этих промыслов.
Создавать композиции по мотивам городецкой и хохломской росписей, использовать типичные для них элементы и колорит при создании собственных узоров.
Развивать фантазию, воображение, умение планировать композицию для лучшего выражения своего замысла.
Побуждать детей к выражению своих чувств, эмоций, радости от общения с произведениями искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie1.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ТРИЗ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ГОРОДЕЦКИМ И ХОХЛОМСКИМ ПРОМЫСЛАМИ
(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
Программное содержание
Закрепить представления детей о хохломской и городецкой росписях, знания истории этих промыслов.
Создавать композиции по мотивам городецкой и хохломской росписей, использовать типичные для них элементы и колорит при создании собственных узоров.
Развивать фантазию, воображение, умение планировать композицию для лучшего выражения своего замысла.
Побуждать детей к выражению своих чувств, эмоций, радости от общения с произведениями искусства.
Материал
Гуашь 12 цветов, изделия из папье-маше, картинки с изображением посуды, шары, обручи, цветные кружки из картона (цветовая гамма Хохломы и Городца), кисточки № 1, 2, салфетки, палитра.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, что нового вы заметили в нашей группе?
Дети. Шары (рассматривают их и находят рядом с ними конверт).
Воспитатель. Ребята, хотите посмотреть, что в конверте? Здесь картинки. В какую игру с картинками мы любим играть? («Запоминай-ка»). Хотите поиграть? Тогда садитесь поудобнее, поиграем в эту игру.
Игра «Запоминай-ка» (ТРИЗ): к изображенному на картинке объекту подбирается слово, точно его характеризующее. Воспитатель показывает картинки, сопровождая их называнием слова. Затем в той же последовательности опять показывает картинки, и дети по памяти называют эти слова-аналоги.
Воспитатель. А что на этих картинках изображено?
Дети. Посуда.
Воспитатель. А как вы думаете, кто ее изготовил?
Дети. Городецкий и Хохломские мастера.
Воспитатель. Из чего изготовлена эта посуда.
Дети. Из дерева.
Воспитатель. Правильно, в Хохломе и Городце делали посуду из дерева. А у вас дома есть деревянная посуда? У кого дома есть деревянная посуда и какая? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, действительно, деревянной посуды сейчас мало. Как вы думаете, деревянная посуда – это хорошо или плохо?
(Дидактическая игра «Хорошо – плохо», ТРИЗ).
Воспитатель. А хотели бы вы стать мастерами и делать такую посуду? Расскажите, что вы знаете об особенностях создания посуды и ее росписи в хохломском и Городецком промыслах.
Обращает внимание детей на картинки. Воспитатель побуждает их к использованию образных выражений, слов, выражению своих чувств.
Воспитатель. Ребята, а сейчас я загадаю вам музыкальную загадку. Вы же отгадаете ее и покажете в движении, к какому элементу узора и к какой росписи подходит эта музыка. (Звучит музыка, и дети показывают в движении, как скачет конь, колышется травка, летают птицы, вырастают цветы, одновременно называя элементы узора).
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правильно отгадали мою загадку. А сейчас я предлагаю вам игру. Прислушайтесь к слову, которое я вам назову. Какие представления у вас возникают, когда вы слышите слово «Хохлома»?
Варианты ответов: роспись, Кудрина, золото, Россия, Родина, солнце и т.д.
То же самое со словом «Городец». (Используется метод ассоциаций в ТРИЗ).
Воспитатель. Дети, сейчас мы сыграем в игру «Два колечка» (круги Эллера). Перед вами два обруча. В красном обруче будет находиться цветовая гамма хохломской росписи, в зеленом – городецкой. Я частично накладываю один обруч на другой, у них появляется одно общее пространство. Как вы думаете, для чего я это сделала?
Дети. На общем пространстве будут находиться цвета общие для Хохломы и Городца.
Воспитатель. На столе лежат цветные кружочки, разложите их в обручи так, как вы считаете правильным.
Дети раскладывают в красный обруч цвета хохломской росписи, в зеленый – городецкой, в общее пространство – одинаковые цвета для хохломской и городецкой росписи.
Воспитатель. Вы уже много знаете о хохломской и городецкой росписях. Я думаю, из вас получатся хорошие мастера. А каков мастер, такова и работа. Хотите быть мастерами? Тогда я приглашаю вас в мастерскую, выбирайте себе изделие по душе и принимайтесь за работу.
Дети рассаживаются за рабочие столы. Звучит музыка (русские народные мелодии). Дети наносят узоры в соответствии с формой и назначением предмета
Воспитатель. Вот и закончили работу народные умельцы. Ваши изделия получились такие замечательные, что от них стало светлее в группе, ярко, нарядно и тепло. Ведь не даром говорят, что умелец да рукоделец себе и людям радость приносит. Ребята, расскажите о своих изделиях.
Используется метод «эмпатии»: ребенок представляет себя изделием и от своего имени рассказывает о нем.
Например:
Я – ложка-поварешка,
Расписная головешка,
Кого хочешь накормлю
Кашею и щами,
Как товарища найду –
Музыку сыграю.
Воспитатель. Ребята, я вам предлагаю поставить свои изделия в группе там, где они, по-вашему, будут красивее смотреться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"
На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»
Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы . Тема:"Весна"
Составление описательных расскаов о весне с опорой на картинку...
Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование) в подготовительной к школе группе.
Интегрированное занятие по развитию речи (ознакомлению с окружающим миром, рисование) в подготовительной к школе группе. Тема: «Составление описательного рассказа по картинкам: животные теплых ...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в подготовительной к школе группе Тема «Во что одевались на Руси»
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром...
Конспект тематического музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Поем, играем - музыкальность развиваем!» для детей подготовительной к школе группы
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе...
Мультимедиа к занятию по декоративному творчеству «Хохломские ложки». (Подготовительная к школе группа)
Мультимедиа к занятию по декоративному творчеству «Хохломские ложки». (Подготовительная к школе группа)...