Конспект НОД на тему:«Знакомство с декоративно- прикладным искусством Хохлома» ОО Художественно-эстетическое развитие
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Власова Оксана Анатольевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Знакомство  с декоративно- прикладным искусством Хохлома»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Улыбка» г. Щучье

  ул. Маршала Жукова Г.К., д. 23, город Щучье, Курганская область, 641010  (35244) 2-40-82

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

на тему:

«Знакомство  с декоративно - прикладным искусством.

Хохломская роспись»

в старшей группе

Воспитатель

первой квалификационной категории

 О.А. Власова

2017 год

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности (рисование)

по образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие»

на тему: «Знакомство  с декоративно - прикладным искусством.  Хохломская роспись» в старшей группе

Цель:  Развитие  творческих способностей старших дошкольников в декоративном рисовании по мотивам хохломской росписи.

Задачи: Художественно-эстетическое  развитие  предполагает  развитие  предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений  искусства  ( изобразительного),  мира  природы;  реализацию  самостоятельной  творческой деятельности детей (изобразительной). Извлечение из ФГОС ДО

Технические умения. Развивать  изобразительную  деятельность  детей:  самостоятельное  определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный  образ,  умений  самостоятельно  отбирать  впечатления,  переживания  для  определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные  техники  и  материалы,  планировать  деятельность  и  достигать  результата,  оценивать  его,  взаимодействовать  с  другими  детьми  в  процессе  коллективных творческих работ.  Леонова Н.Н.

Обучающие

  • Сформировать представления о декоративно - прикладном промысле.  Хохломская роспись»;
  • Закрепить ранее полученные знания детей об основных элементах  хохломской росписи  (листок, ягодка, травка)

Развивающие

  • Развивать чувство  ритма, цветного восприятия, при составлении орнамента обратить внимание на соподчиненность декоративных элементов
  • Формировать умения применять приёмы  рисования кистью, тычком;
  • Активизировать в речи детей слова:  Хохлома, Хохломская роспись, криуль,  мастер, элементы,  узор

Воспитательные

  • Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего.
  • Воспитывать доброту, желание помочь в трудную минуту.

Форма деятельности: подгрупповая ( 8 человек)

Методы: Наглядные, словесные, практические

Рассматривание альбома с изображениями изделий хохломской росписи для определения цели и способов её достижения. Беседа. Создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность. Использование художественного слова. Самостоятельная деятельность по изготовлению композиций. Оформление выставки детских работ.  

Технологии: Игровая, проблемного обучения,  здоровье сберегающая

Оборудование: Демонстрационный материал: сундучок,  иллюстрации,  изделия с хохломской росписью: ложки, чашки, полотенца, салфетницы и т. д., Раздаточный материал: фартуки, палитры, гуашь, заготовки  посуды, кисти, салфетки, баночки для воды, карандаши.  ТСО: проектор мультимедиа, экран, ноутбук , музыка «Весёлая ярмарка»,  презентация «Составь узор» (интерактивная игра)

Предварительная работа: Рассматривание   изделий и альбомов  декоративно-прикладного искусства. Рассказывание стихотворений о русских народных промыслах, в частности о хохломе. Познавательный рассказ воспитателя о хохломской росписи

Ход  Дети входят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: 

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие!....

Вижу, как вы подросли

До чего ж все хороши!  Меня зовут  О.А.

Мотивация Воспитатель: 

А теперь прошу внимания,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут! Присаживайтесь.

Я на вас погляжу

Да и сказку расскажу!

Вы сейчас запоминайте,

Сказку рассказать мне помогайте!

Воспитатель:

1 этап. Целеполагание .Жила была в одном селе девушка по имени Марья. И такая она была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить. А посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. (показ иллюстраций). И прозвали её за это Марья - искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный. Налетел, схватил и унёс её способности, с тех пор некому стало удивлять на селе народ расписной посудой. Фрукты, овощи , да зверей разных рисовали, да ни чего у них не получалось, и стали они думать, да гадать, как посуду расписать? (пустая)

- Что же радовало народ на селе?

- Не всякий рисунок подойдёт?

Какая посуда бывает?

Проблема:  Обратился народ к детям малым.

А как же помочь людям,….. что взамен оставить?  (Решение проблемы:  поможем людям.  Покажем,  как расписывать посуду узорами)

 2 этап: достижение поставленных целей;

Воспитатель:

Разные ложки и ковши, ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы небывалой красоты.

Блестят они, как золотые, как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки, здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют Хохломой!

Каждый рисунок состоит из элементов:

Ягодки, точки, листочки да цветочки

Не грусти, улыбнись! Сказка дарит на сюрприз!

Вот чудесный сундучок, вам, ребята, он дружок

Хочет вам задание  дать, и про роспись всё узнать!

Активизация субъективного опыта ребенка. Презентация (интерактивная игра)

Гимнастика  для  глаз:

Воспитатель:

А народ на селе весёлый жил, жил не тужил, да на ярмарки ходил. А чтоб про роспись нам  узнать надо на ярмарке веселой  побывать.

( Заставка сочинской ярмарки  и звучит музыка )

Воспитатель:

Ярмарка, ярмарка, огневая, яркая,

Плясовая,  жаркая, глянешь налево

Лавки с товаром - глянешь направо- веселье даром.

Интересно, а вы  знаете, какие товары можно встретить на ярмарке?...

Посмотрите: Хохломские чашки, ложки, самовары и матрешки…Посуды много разной  расписной, больше всех народу полюбилась роспись не простая, а роспись золотая –  с лепестками, завитками, да ягодами и  называли  ее Хохлома.

Активизация субъективного опыта ребенка.  Какие элементы хохломской росписи вы знаете?

Дети: травка, завиток, кустик, ягодка, листочки, капельки. (Показ карты)

Воспитатель: А кто расписывал посуду?

Дети: художники, мастера

Воспитатель: В стародавние времена художников называли мастерами. (Дети идут в мастерскую)

Воспитатель:

Заходите, проходите, своё место находите!

Физминутка:

1,2,3,4,5 – Начинаем одевать!

Наши дети покружились,

В мастеров все превратились.

Воспитатель:

Мы сегодня с вами при работе  будем использовать

 Оборудование:

1. Кисть тонкая для рисования элементов: Кисть мы держим тремя пальцами  у железного основания

2.        Салфетка – для  примакивания  кисти

3.        Стаканчик с водой - для промывания кисти

4.        Подставка для кисти

5.        Палитра  с гуашью

6.        Тычок  для нанесения элемента хохломской росписи (ягодка, цветок).

7.        Обратите внимание,  у вас на столах есть подсказка (Карта – мнемотаблица)

8.        Влажные салфетки.

Воспитатель: У мастеров на рабочих столах всегда порядок был. Скажете, какие цвета мастера в хохломской росписи считают  основными?

Дети: Красный, черный, золотой (желтый) и зеленый

Воспитатель:

Настоящие мастера перед работой, делают так. Разминают ладони, пальцы. Приготовьте руки для работы, возьмите кисти и скажите волшебные слова.

Вместе с детьми (хором):  Кисти, кисти помогите  хохлому рисовать начните!

Это трудно? Нет, пустяк! Влево, вправо, верх и вниз, побежала наша кисть.  Будем приниматься за работу. «Делу -  время, потехе - час».

Воспитатель:  (Дети расписывают. Звучит негромкая музыка).  Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет.

- Ай, да молодцы! Рукодельницы (девочки)

- Настоящие мастера по хохломской росписи!

Вот и закончили своё дело народные умельцы - мастера.  «Кончил дело – гуляй смело». Сейчас мы наведём порядок на столах в мастерской.

Физминутка

1,2,3,4,5 – Начинаем всё снимать!

Мастера все покружились, и  в детей все превратились.

3 этап. Оценка результатов деятельности.

  Воспитатель:

 Ай да молодцы!  У  вас получились замечательные изделия народного промысла  с  хохломской росписью.  Вот бы  Марьюшка  удивилась.  Не перевелись еще мастера на земле Русской.  Помогли людям?

 А теперь народ порадуем, да на ярмарку понесём…. Решение проблемы: Покажем, как расписывать посуду узорами….

Солнышко закатилось,  наша ярмарка закрылась!

Рефлексия: Понравилось вам быть мастерами?

Что нового вы узнали?  

Какие элементы хохломской росписи  вы  использовали  в работе?

С какими трудностями вы столкнулись?

Какое странное и веселое слово «Хохлома». В нем и смех слышится, и восхищенное «ОХ!», и восторженное «АХ!».  Скажем вместе  «Хох-ло-ма!» Спасибо Вам за помощь! А лопатки вы с собой заберите,  да близких  порадуйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство-как средство художественно-эстетического воспитания дошкольника

формирование художественного вкуса средствами народного искусства...

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с декоративно-прикладным искусством – хохломой

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13839030","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13839036","...

Декоративно-прикладное искусство "Хохлома".

quot;Хохломская роспись".Цель: совершенствование приемов рисования хохломской росписи. Продолжать приобщение детей к истокам народного искусства, развивать интерес детей к народному декоративно-...

НОД «Декоративно-прикладное искусство. Хохлома, роспись доски» Для детей 5-6 лет.

Конспект непрерывной образовательной деятельностиПо образовательной области «Художественно эстетическое развитие»На тему: «Декоративно-прикладное искусство. Хохлома, роспись доски&ra...

Народно – прикладное искусство – как средство художественно – эстетического развития детей с ЗПР.

Каждый народ в бездонных копилках своей памяти хранит никогда не иссякающее богатство. Это искусство народа, правила и обычаи его жизни, любимые сказки и предания, самобытные праздники. Человеку необх...