Долгосрочный проект " Нетрадиционные способы рисования для малышей"
проект по рисованию (младшая группа) на тему
Задачи проекта | · Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности; · Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами: (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.), · Побуждать воспитанников экспериментировать с изобразительными материалами, проявлять инициативу и самостоятельность в работе. · Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Нетрадиционные способы рисования для малышей"
Х арченко Марина Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада № 15
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Нетрадиционные способы рисования для малышей» |
Составитель проекта | Воспитатель Харченко Марина Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад № 15» |
Вид проекта | творческий |
Цель проекта | Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования |
Задачи проекта |
|
Срок и этапы реализации проекта | I этап – подготовительный: сентябрь 1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. II этап – основной: октябрь – апрель 1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы. III этап – завершающий: май . 1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Воспитатель Харченко Марина Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад № 15» |
Ожидаемые результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто:
|
Целевые группы проекта | Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников. |
Критерии оценки результативности проекта | Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С. по двум направлениям:
Критерии сформированности умений:
Критерии творческого развития:
|
Введение
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев…,
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р.Г. Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина (2004); К.К.Утробина, Г.Ф.Утробин (2001)).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, как правильно оценить детские работы, как создать условия для детского творчества дома.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;
- Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Побуждать воспитанников проявлять инициативу и самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Срок реализации проекта: Сентябрь – Май . Проект долгосрочный.
Вид проекта: творческий.
Участники проекта: дети раннего и младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: «Художественное творчество»
Предполагаемые результаты:
- Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования и оценивания детских работ, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Материально-техническое обеспечение проекта: альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат, видеозаписи сказок.
Этапы реализации проекта
Период | Мероприятия | Задачи | |
Подготовительный этап | |||
сентябрь | 1неделя | Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. | Повысить компетентность |
2 неделя | Разработка содержания проекта:
| Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты | |
3 неделя | Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. | Определить объем и содержание работы по проекту. | |
4 неделя | Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» | Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков. | |
Основной этап | |||
октябрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Ведерко для Елены Сергеевны». | Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме. | закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), | |
3 неделя | Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности. | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Развивать творческое воображение; | |
Ноябрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Наше солнышко». | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); |
2 неделя | Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» | Продолжать знакомить родителей с основами рисование нетрадиционными способами | |
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме. | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. | |
4 неделя | Практический показ для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». | Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования | |
Декабрь | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Ваза с цветами» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). | Знакомить с техникой выдувание; |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Снеговик» | Закреплять технику нетрадиционного рисования (способом примакивания); | |
3 неделя | Оформление художественной выставки « Зимушка зима» | Привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Как красива наша ёлка» | закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), | |
Январь | 1 неделя | Развлечение « Рождественский сапожок» | Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве | |
3 неделя | Консультация для родителей оформление в папках передвижках | Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Разноцветные шары» | Развивать творческое воображение; | |
Февраль | 1 неделя | Непосредственно образовательная деятельность «Галстук для папы» | Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания); |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами; | |
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме. | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Зимний лес» | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. | |
Март | 1 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию | Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография; |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками; | |
3 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме. | Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук. | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме | Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения. | |
Апрель | 1 неделя | Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Волшебные свойства яблочек» | Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), |
2 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Ранняя весна» | Закрепляем навык складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. | |
3 неделя | Оформление художественной выставки «Весна» | Побуждать детей принимать активное участие; | |
4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Грачи прилетели» | Закреплять навыки у детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц | |
Завершающий этап | |||
май | 1 неделя | Развлечение «В гостях у солнышка». | Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий; |
| 4 неделя | Оформление художественной выставки « Чудесные краски» | Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»; |
Ожидаемые результаты реализации проекта
В результате выполнения проекта будет достигнуто:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
- представление проекта «Нетрадиционные способы рисования для малышей» на городском уровне
Мониторинг проектной деятельности
Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-4 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает
- формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета( например, здание: пол, крыша, стены, окна);
- развитие творческого воображения.
Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
- анализ продуктов детской деятельности;
- выявление уровня творческого развития.
Диагностику проводили по методике Комаровой Т.С.
Критерии сформированности умений | Критерии творческого развития |
Передача формы | Продуктивность |
Строение предмета | Разработанность образа |
Передача пропорции предмета в изображении | Оригинальность |
Композиция | Качество |
Передача движения | |
Цвет |
Заключение
Проект «Нетрадиционные способы рисования для малышей» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, печатками из овощей, пенопластом, свеча или восковые мелки с акварельюи другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными и украшают не только наш детский сад, но и принимают участие в международном конкурсе детского рисунка «Мир во всем мире».
Список литературы.
- «От рождения до школы»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы.[Направление «Художественно-эстетическое развитие]Издательство «Мозаика-Синтез», 2012.
- Комарова, Т.С. Зацепина М.Б.Интеграция в воспитательно - образовательной работе детского сада.[Текст] Методическое пособие – 2-е изд. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2012
- Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « От рождения до школы » [Текст] /– Волгоград: Учитель, 2013.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» ранний возраст. ООО «Карапуз дидактика» 2007 г.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М. :Мозаика-Синтез, 2005.
- Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
- Серия альбомов «Школа семи гномов» рабочие тетради для занятий с детьми от 0 до 4 лет. «Мозаика-Синтез», 2012.
- Т.Г. Казакова «Детское изобразительное творчество» «Карапуз дидактика» 2006 г.
- «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред.Т.Н. Дороновой, Т.И. Ерофеевой .стр. 145 – 163.М. Обруч.2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Нетрадиционные способы рисования для малышей"
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.Для реализации цели были по...

Проект "Нетрадиционные способы рисования для малышей"
Проект"Нетрадиционные способы рисования для малышей"...

проект "Нетрадиционные способы рисования для малышей"
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия ...

Проект "Нетрадиционные способы рисования для малышей"
Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности;Способствовать овладению дошкольниками простейшими техниче...

Проект "Нетрадиционные способы рисования для малышей"
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования...

Заключение: Проект «Вместо кисточки - рука» (нетрадиционные способы рисования для малышей).
Художественно - эстетическое развитие. Нетрадиционные техники рисования с младшими дошкольниками.Художественно-эстетическое развитие младших дошкольников играет важную роль в формировании их творчески...