Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе "Дымковская слобода"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Это занятие является лишь одним из цикла по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей, традициями и особенностями народных промыслов России. Стать мастером, применить на практике полученные знания - мечта каждого ребёнка. Под звуки русских народных мелодий мы открыли свою мастерскую. Каждая дымковская игрушка неповторима, узоры индивидуальны. Что же получится у маленьких мастеров?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dymkovskaya_sloboda._v_ramkah_proekta_narodnye_promysly.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе
Тема: "Дымковская слобода"
Цель занятия "Дымковская слобода": Продолжение начатой ранее работы по ознакомлению с дымковской игрушкой и особенностями росписи. Закреплять умение детей создавать узоры по мотивам дымковской росписи.
Задачи:
Обучающая: Закреплять знания детей об элементах дымковской росписи: сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий, круглые пятна, клетки и просто точки. Для росписи игрушек используется строгий геометрический орнамент.
Развивающая: Развитие эмоциональной отзывчивости на роспись дымковских мастеров, а так же на работы, выполненные товарищами.
Воспитательная: Воспитание любви к декоративно – прикладному искусству нашей Родины, уважительного отношения к труду народных мастеров. Формирование чувства принадлежности к русскому народу. Нравственно-патриотическое воспитание детей.
Форма проведения: Практическая работа
Формы и методы, применяемые на занятии:
- Словесный (беседа, стихотворение, объяснение)
- Наглядный ( Дымковские игрушки, картинки из наглядно-дидактического пособия "Дымковская роспись")
- Практический (выполнение практического задания)
Предварительная работа:
- Презентация "Дымковская игрушка", используя которую воспитатель познакомила детей с историей создания и появления названия "дымковская игрушка",с основными элементами росписи, этапами создания игрушки и разнообразием игрушек;
- занятия по рисованию, на которых дети знакомились с основными элементами дымковской росписи и учились их рисовать;
- занятия по лепке, на которых дети лепили и украшали дымковским узором Коня и Козлика;
- просмотр с детьми концерта ансамбля московского государственного академического театра танца "Гжель"(танец "Дымковский петух"). Дети имели возможность увидеть красочные костюмы, расписанные дымковскими узорами, грациозность движений народного танца, получили представление о взаимосвязи музыки и промысла.
Оборудование для воспитателя: Дымковские игрушки, картинки с изображением узоров и элементов дымковской росписи, листы бумаги с заготовками изображений коней, барышень, козликов, олешек, кисть, краски, баночка для воды. Запись песенки "Едем-едем на лошадке". Записи народной музыки. Для работы по теме и подготовке к занятию воспитатель использовала парциальную образовательную программу духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста «Азбука народной культуры» д.п.н. И.А. Лыковой. которая была утверждена Ученым советом ФГБНУ "Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования" (Протокол № 10 от 8.11.2016). 8 ноября 2016г.
Оборудование для детей: листы бумаги с заготовками изображений коней, барышень, козликов, олешек, кисть, краски, баночки для воды.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вводная часть:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в Дымковскую слободу. Слобода - это старое слово, которое в современном языке звучит, как "деревня". Кто же подскажет мне, куда мы держим путь-дорогу?
Дети: В деревню Дымково.
Звучит песенка "Едем-едем на лошадке". В это время воспитатель и дети, держась за атласную ленту, проходят на свои рабочие места и садятся за столы.
Воспитатель: Дым идёт из труб столбом, словно в дымке всё кругом
Голубые дали, и село большое "Дымково" назвали.
Там любили песни, пляски. В том селе рождались сказки.
Вечера зимой длинны. И лепили там из глины.
Игрушки не простые, а дымковские расписные.
Когда-то, давным-давно, жили дымковские мастерицы, которые делали вот такие красивые игрушки (воспитатель обращает внимание ребят на стол, где стоят дымковские игрушки)
Мы вами уже знакомились с разнообразием дымковских игрушек, учили небольшие стихи об этих игрушках, смотрели фото презентацию, лепили дымковских коней и козликов, пробовали создавать дымковский узор самостоятельно при помощи красок и даже посмотрели небольшие танцевальные выступления ансамбля "Гжель", где у танцоров были красочные костюмы с дымковской росписью.
2. Основная часть: Мы не случайно приехали на лошадке в Дымковскую слободу. Каждый из вас сегодня станет дымковским мастером. Посмотрите, как много у меня заготовок для росписи игрушек. Выбирайте, что вам по душе и начинайте работу.
Дети выбирают понравившуюся заготовку(конь, козлик, олень, барышня)
Воспитатель: Перед тем, как мастера начнут свою работу, не помешает вспомнить, какие цвета и какие основные элементы присущи дымковской росписи. Внимательно рассмотрите наглядные картинки на доске. На них изображены игрушки и отдельные элементы росписи. Какие?
Дети: рассказывают воспитателю о том, что элементами дымковской росписи являются сочетания кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий, круглые пятна, клетки и просто точки. Для росписи игрушек используется строгий геометрический орнамент. каждый мастер создаёт свой неповторимый узор, поэтому одинаковых игрушек нет.
Воспитатель: Ребята, вспомните, пожалуйста, есть ли какой-то смысл, символичность в элементах дымковской росписи?
Дети: рассказывают о том, что все узоры дымковской росписи связаны с природой. Каждый элемент рисунка имеет скрытое значение. Например, круг со звездой в серединке обозначает солнце; волнистая линия - река. В дымковской росписи много растительных элементов: зёрна, ягодки, листики и цветочки.
Воспитатель: А какие основные цвета мастера используют при раскрашивании игрушек? Есть ли какой-то смысл и символичность в подборе мастерами цветовой гаммы?
Дети: рассказывают воспитателю о том, что дымковские узоры необыкновенно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки – вот основные цвета. Коричневая и черная краска используются лишь в небольшом количестве. Цвета красок тоже имеют свою символичность и смысл. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда – это, конечно, белый цвет. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий – цвет неба.
3. Практическая часть:
Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь смело можно приступать к работе. Наша мастерская по росписи дымковской игрушки открывается. Удачи вам, маленькие мастера!
Дети приступают к работе. В это время тихо играет русская народная музыка
(в процессе работы воспитатель напоминает, что чем меньше разводить краску, тем насыщеннее будет цвет; необходимо помнить о правильном положении руки; о том, что во время работы надо поочерёдно использовать и тонкую, и более толстую кисть; необходимо хорошо промывать кисточку и класть её на подставку)
4. Физкультминутка
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можно
Крепко-накрепко сожмём.
Наши пальцы рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнём -
Рисовать опять начнём!
(Продолжение работы)
6. Подведение итогов занятия:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте разложим на столе работы. Какие они яркие, красивые! Чем вы, ребята, занимались сегодня?
Дети: отвечают, что расписывали игрушки дымковской росписью, были мастерами из деревни Дымково.
Воспитатель: Правильно. Вы научились создавать узоры по мотивам дымковской росписи , украшать ими игрушки. У вас получилась настоящая Дымковская слобода. Мы обязательно оформим стенд "Дымковская слобода", и каждый, кто придёт к нам в группу, сможет полюбоваться вашим творчеством и талантом. Всем спасибо! Наше занятие подошло к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе «УКРАСИМ ЛИСТЬЯ КЛЕНА»
Занятие для детей старшей логопедической группы по изобразительной деятельности. Детям предлагается украсить листики клена разными способами: рисование - способ по -мокрому, лепка- размазывание пласти...
Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Рисование «Бабочки летают над лугом»
Программное содержание:учить детей отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни; располагать изображения на широкой полосе; передавать колорит того или иного явления н...
Конспект занятие по изобразительной деятельности в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования "Звёздная страна"
Данный конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "на воздушных шарах" предназначен для детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет ) . Цель :...
Занятие по изобразительной деятельности в старшей группе
Роспись и знакомство с Майдановскими матрешками...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)
Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...
Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада Конспекты занятий
Тамара Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада Конспекты занятий Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Вас...
Тамара Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий
Тамара Комарова. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий...
- Мне нравится (1)