Городецкая роспись (интегрированное занятие)
презентация урока для интерактивной доски по рисованию (старшая группа) по теме
Введение
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, так как в его основе заложены все специфические закономерности декоративного искусства – симметрия и ритм. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Главный смысл широкого применения народного декоративного искусства в работе с дошкольниками – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.
Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.
Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Большое значение в народном искусстве отводится орнаменту, который украшает предмет (вещь) или является его структурным элементом. Мотивы орнамента имеют древние мифологические корни.
Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников.
Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия) и оформительское искусство. В течение веков развивались и совершенствовались в единстве разные виды народного искусства: устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство, архитектура.
Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль.
Конспект интегрированного занятия по рисованию и развитию речи в старшей группе «Городецкая роспись»
Цель: Продолжать развивать у детей интерес к городецкой росписи, удивление, восхищение красотой и необычностью узора изделий, удобством в применении, эстетичностью оформления.
Желание рисовать городецкие узоры. Закрепить характерные элементы («купавка», «ромашка», «бутон», «розан).
Продолжать знакомить с народным промыслом города Городца.
Создание узора по мотивам городецкой росписи.
Вид деятельности: Декоративное рисование.
Задачи:
Образовательная: Эстетическое познание народного декоративно – прикладного искусства; ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Продолжать знакомство с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, мышление.
Упражнять в подборе глаголов в прошедшем и настоящем времени.
Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.
Развивающая: Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
Воспитательная: Воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества. Воспитывать добрые чувства.
Оборудование для детей:
модель для раскрашивания «Закладка для книг»
гуашь
кисти
баночка для воды
лист бумаги
салфетка
простой карандаш
ластик
Оборудование для воспитателя:
образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
плакаты «Городецкая роспись»
презентация «Городецкая роспись»
Предварительная работа: рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью; чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование элементов городецкой росписи (розаны, купавки, ромашки, бубенчики, кони, птицы), тонирование деревянных досок акриловыми красками.
Методические приемы: Рассмотреть предметы с городецкой росписью, определить, в чем отличие от других народных промыслов, художественное слово, сюрпризный момент.
Ход занятия
Организационный момент: Входит в группу воспитатель в народном костюме. Звучит народная мелодия.
Воспитатель: Здравствуйте дети, какое прекрасное утро. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и друг другу, и повторите мысленно за мной: «Как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы». Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к чувствам друг друга на целый день.
Слайд №1
Воспитатель: Дети послушайте, что я хочу вам рассказать. Сегодня утром к нам пришло письмо, давайте его прочитаем. «Дорогие ребята! Пишут мастера из славного города Городца. У нас случилась беда, злой волшебник все наши краски сделал бесцветными. Теперь наши росписи стали невидимыми. Вам нужно расписать закладки для книг своими волшебными красками и тогда чары злого волшебника рассеются».
Воспитатель: Ребята, как же нам помочь городецким мастерам?
Мы с вами отправимся в исторический город Городец.
Воспитатель: А мы с вами не поедем, а полетим на ковре самолете. Занимайте места, мы отправляется, пока мы будем лететь, будем играть в игру «Скажи наоборот»
Воспитатель: Я буду работать.
Дети: Мы будем отдыхать
Воспитатель: Я буду говорить
Дети: Мы будем молчать.
Воспитатель: Я буду стоять.
Дети: Мы будем лежать
Воспитатель: Я буду открывать.
Дети: Мы будем закрывать.
Вот мы и прилетели в город мастеров
2. Беседа (показ слайдов города Городца)
Слайд № 2, 3
Есть на Волге город древний, по названью – Городец.
Славится на всю Россию своей росписью, творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Слайд №4
Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой ярмаркой. Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Из дерева делали все: детские игрушки, колыбели, даже
корабли.
Особой известностью пользовались городецкие прялки. На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты,
изображения фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки.
Воспитатель: Какие сказки вы знаете? («Иван-Царевич и Серый волк», « Жар-птица» и др.)
Слайд №5
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Дети у меня есть волшебная шкатулочка, в которую мы будем собирать все наши знания о городецкой росписи.
Воспитатель: Что вы знаете о городецкой росписи?
Дети: Мастера городецкой росписи живут в городе Городце.
Слайд № 6
Воспитатель: Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Дети: Розан, купавка, ромашка.
Воспитатель: На каких изделиях выполняется роспись?
Слайд № 7,8
Дети: Роспись выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).
Воспитатель: Какие цвета используют мастера для своих росписей? (красный, розовый, синий, голубой, зеленый, и для оживки берут черный и белый цвет).
Слайд №9
Воспитатель: Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?
Воспитатель: Вы сегодня все отлично поработали. Наша шкатулочка пополнилась знаниями.
Воспитатель: Дети, кто знает стихотворение про городецкую роспись?
Слайд №10
Ребенок:
Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Воспитатель: Как вы узнали, что это именно городецкая доска? (потому что она украшена городецкими узорами).
Воспитатель: Умницы, во всех узорах городецкой росписи есть бутоны, листья, розаны, купавки, цветы с узкими лепестками.
3. Творческая поисково-экспериментальная работа
Слайд№11
Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на закладке.
Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”.
Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых. Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? (У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазком кисти.)
Воспитатель: Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной.). А как получить голубой цвет? (в белую краску добавить немного синей).
4. Физминутка:
В поле я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена)
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад! (наклониться, сделать несколько вдохов носом)
Рвать не буду я цветы (выпрямиться повороты головы вправо – влево)
Много будет красоты (развести руки)
Дети наносят роспись на приготовленные заранее закладки (играет лирическая народная музыка).
5. Итог занятия
Воспитатель: Посмотрите дети на свои закладки, какие росписи у вас получились как у настоящих мастеров - яркие и красочные. Этот говорит о том, что чары злого волшебника рассеялись и приобрели цвет. Ребята, какие мы с вами молодцы помогли городецким мастерам, за что они нам очень благодарны. И отправили нам угощенье расписные прянички.
Дети:
Была она некрашеной,
Простою, неприглядной,
А стала разукрашенной,
И празднично нарядной.
У умельца закладочка
Узором заиграет,
Гирляндою из розочек.
Украшена по краю.
Воспитатель: Я очень рада, что у вас получились такие прекрасные работы! Вы действительно настоящие мастера.
Выставка и анализ детских работ, самооценка.
Рефлексия.
Воспитатель: Давайте вспомним, какой образ жизни нужно вести, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье?
Воспитатель: А еще, ребята, чтобы сохранить свое здоровье и здоровье окружающих, нам всем необходима доброта.
Воспитатель: Давайте хором пожелаем друг другу: " Будьте здоровы!” Вы сегодня хорошо работали.
Список литературы
1. Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера [Текст] / З. Максимова // Народное творчество. – 2000. - №3. – С. 44–45.
2. Народные художественные промыслы. По материалам Всесоюзной выставки, состоявшейся в Москве в 1979году [Текст] / К.И. Рождественский [и др.]; под ред. К.И. Рождественского. – М.: Советский художник, 1983. – 321с., ил.
3. Народные художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова [и др.]; под ред. О.С. Поповой. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. – 192с., ил.
4. Основы художественного ремесла. Роспись по лакам. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости и металла. Керамическая игрушка [Текст]: практическое пособие для руководителей школ, кружков / В.А. Барадулин [и др.]; под ред. В.А. Барадулина. – М.: Просвещение, 1979. – 320с., ил.
5. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов / Н.М.Сокольникова. – М.: Академия,1999. – 368с., ил.
6.Смелошова, Н.А. Воспитательный процесс [Текст]: изучение эффективности / Н.А. Смелошова. – М.: СМО, 2002. – 579 с.
7. Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву [Текст] / Л.Я. Супрун. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. – 120с., ил. (Серия "Кем быть!?")
Приложение
Презентация «Городецкая роспись» ( в электронном виде)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация городецкая роспись | 984.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия по рисованию в старшей группе.
Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов д...
Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «подарок маме»
Цель: учить детей составлять узор из элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких цвет...
Декоративно-прикладное искусство "Городецкая роспись". Конспект занятия.
Цель: учить детей составлять узор из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске бутонов два близких...
"Городецкая роспись" Конспект занятия в старшей группе
Занятие в рамках проекта "Народные промыслы"...
Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы в образовательной области художественно-эстетическое развитие по декоративно-прикладному творчеству. Тема: Городецкая роспись. Расписные птицы.
Данный конспект может быть интересен педагогам ДОУ и дополнительного образования....
Консультация для воспитателей "Городецкая роспись на занятиях в старшей группе"
Городецкая роспись — одно из наиболее ярких и самобытных явление русской народной живописи. В старшей группе детского сада дети знакомятся с растительным орнаментом в городецкой росписи, уч...
"Городецкая роспись"-конспект занятия по рисованию в подготовительной группе
Ох,Россия ,ты ,Россия Славы не убавилось Городцом ,ты ГородцомНа весь мир ты прославилась!...