НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
статья по рисованию на тему

Торопилина Анастасия Валерьевна

Применение нетрадиционных техник рисования  в работе с детьми создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности , позволяет ребенку  отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает  эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС.

Торопилина А.В.

ГБДОУ детский сад №81 Московского района г. Санкт-Петербург

Каждый ребенок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют всѐ, что видят, знают и  слышат.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя» ,можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Для того чтобы не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия, следует учитывать некоторые факторы:

• разнообразие и вариативность работы с детьми;

• новизна обстановки;

• необычное начало работы;

• красивые и разнообразные материалы;

• интересные для детей неповторяющиеся задания;

• возможность выбора;

• рисования с помощью бросового материала.

В настоящее время существует огромное количество техник:

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель;

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой;

монотипия пейзажная;

печать по трафарету;

монотипия предметная;

кляксография обычная;

пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие, вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка.

Задачи в работе с родителями:

  • Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
  • Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми
  • Формировать у родителей  умение организовывать совместную творческую    деятельность с детьми старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
  • Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.
  • Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

Для этого необходимо проводить беседы и консультации с родителями.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности, формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Список используемой литературы.

  1. "Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий". Под ред. Р. Г. Казаковой. Москва 2007 г.
  2. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» КАРО, Спб, 2008г.
  3. Комарова Т. С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991 г.
  4. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский
  5. М.Г. Дрезнина "Каждый ребенок –художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному творчеству)"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование психологических предпосылок трудовой деятельности – важный компонент социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО

В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и орие...

Консультация для родителей ДОУ на тему «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

1. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в...

Статья "Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста".

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста      «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев...

"Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста".

В консультации рассказывается о важной роли использования техник нетрадиционного рисования....

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста

Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищае...

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей раннего возраста

План и отчет по самообразованию.Первая младшая группа (2-3 года)Использование неспецифических изобразительных инструментов и материалов для стимулирования творческой активности детей являетс...