Статья "Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста".
статья
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки,
Которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В процессе нетрадиционного рисования происходит гармоничное развитие двигательных функций кистей рук – мелкой моторики детей. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, его рисунки.
Альтернативные техники рисования являются эффективным инструментом самовыражения детей, способствующим становлению яркой, разносторонне развитой, творчески активной личности. Кроме того, нетрадиционный подход к организации изобразительной деятельности стимулирует природную любознательность и познавательную активность малыша. Творческое экспериментирование на занятиях по рисованию позволит расширить границы творческой фантазии ребёнка, пробудит вкус к художественной импровизации, разовьёт эстетическое восприятие мира и ручные умения, усовершенствует чувство формы и цвета.
Значение применения альтернативных техник рисования:
Способствуют полноценному психическому развитию, повышению самооценки, помогают преодолеть страхи и психологические зажимы.
Развивают абстрактное мышление и воображение.
Формируют целостное восприятие предмета, совершенствуют чувство цвета и формы.
Создают условия для раскрытия творческого потенциала и свободного выражения индивидуальности детей.
Знакомят детей со свойствами различных материалов.
Прививают вкус к нестандартному мышлению и экспериментально-исследовательской деятельности.
Развивают тактильные ощущения, мелкую моторику и координацию движений.
Позволяют испытать чувство радости и вдохновения, пробуждают желание творить, создают атмосферу эмоционального подъёма.
В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Применяются следующие техники:
1. Пальчиковая живопись — первоначально дети осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, развивая чувство цвета, ритма и пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться нужного колористического исполнения.
2. Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек, в раннем возрасте просто обмакивают ладошку в краску, для чего используются широкие блюдечки.
3. Монотипия — зеркально-симметричное отображение изображения. С маленькими детьми практикуется способ переноса изображения с основы (целлофан, пластиковая поверхность, фольга) на лист бумаги.
4. Набрызг — краска набирается на широкую жёсткую кисть или щётку, затем стряхивается на бумагу с помощью палочки или пальчика. Таким образом, получается эффект разлетевшихся капель.
5. Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
6. Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение, лист смачивается чистой водой, затем кистью рисуется изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, затем проработать фломастерами или набрать краску и мазком с помощью кисти дорисовать.
7. Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.
Первый вариант — для получения эффекта мелких точечек или пятнышек. На влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают краску, создавая необычную фактуру.
Второй способ — на основу наносится клей в виде очертаний предмета или причудливого узора, присыпается манкой или солью, остаток материала стряхивается. Получившееся объёмное изображение можно разрисовать красками.
Третий вариант — с помощью цветного песка или соли создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
8. Рисование солью, манкой или песком — сыпучий материал насыпается в специальный поднос или тарелку и дети самостоятельно изобретают сюжетные рисунки, прорисовывая изображение пальцами или ладошками. Психологи убеждены, что манипуляции с сыпучим материалом являются прекрасным психотерапевтическим средством, снимающим напряжение и избавляющим от стрессового состояния. Кроме того такой материал, как соль обладает ещё и лечебно-профилактическим и дезинфицирующим эффектом.
9. Кляксография — выдувание капелек краски через соломинку и создание случайного эффекта цветовых переливов.
10. Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек.
11. Граттаж (в буквальном переводе с французского означает скрести, царапать) – процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками. Детям можно предложить новую игру «цап-царапку». Самый простой способ подготовки основы, который доступен даже четырёхлетним малышам, предполагает нанесение первого слоя с помощью восковых мелков или восковой свечи, которыми равномерно закрашивается бумага, затем с помощью широкой кисти или кусочка поролона накладывается второй густой слой тёмной гуаши. Возможен вариант использования как основы листа картона или плотной бумаги с цветным рисунком. Когда бумага полностью высохнет, можно приступать к творческой части процесса создания необычного изображения, используя заострённые инструменты, например, стеки для лепки.
12. Рисование свечой — на листе белой бумаги прорисовываются контуры простого рисунка или узора, например, снежинки. Затем лист полностью закрашивается акварельными красками, проявляя нарисованные контуры.
В работе с малышами можно использовать трафарет, который дети зарисовывают с помощью свечи, затем поверхность листа полностью покрывается краской, проявляя силуэт предмета.
13. Рисование мыльными пузырями — мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след.
14. Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп.
Виды штампов:
Ватные диски.
Деревянные фигурки.
Круглые, овальные заготовки из моркови.
Рельеф изображения, вырезанный на поверхности разрезанного пополам картофеля.
Ровный срез скрученного листа капусты или пекинской капусты (оттиск в форме розочки).
Половинки разнообразных овощей и фруктов (яблоки, груши и т. д.).
Тампон или кусочек поролона — прекрасный способ для быстрого тонирования фона, трафаретного рисование или передачи рельефной поверхности листвы, пушистой фактуры снега, меха, оперения и т. д.
Листья не высушенные, на поверхность наносится краска и делается отпечаток.
Бросовый материал: крышки от пластиковых бутылок, пробки, коробки и т. д.
Пластиковые или деревянные детали для конструктора.
Пластилиновые штампики, на которых выдавливается изображение острым предметом.
Соломинки для коктейлей с надрезами на конце, которые при расплющивании передают изображение в форме расходящихся лучиков.
Толстые нитки, намотанные на основу, или клубочки
15. Вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (пушистость, объёмность, рельефность). Гуашь должна быть густой.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.
Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут занятий. И это большое счастье!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки,
Которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. В процессе нетрадиционного рисования происходит гармоничное развитие двигательных функций кистей рук – мелкой моторики детей. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, его рисунки.
Альтернативные техники рисования являются эффективным инструментом самовыражения детей, способствующим становлению яркой, разносторонне развитой, творчески активной личности. Кроме того, нетрадиционный подход к организации изобразительной деятельности стимулирует природную любознательность и познавательную активность малыша. Творческое экспериментирование на занятиях по рисованию позволит расширить границы творческой фантазии ребёнка, пробудит вкус к художественной импровизации, разовьёт эстетическое восприятие мира и ручные умения, усовершенствует чувство формы и цвета.
Значение применения альтернативных техник рисования:
Способствуют полноценному психическому развитию, повышению самооценки, помогают преодолеть страхи и психологические зажимы.
Развивают абстрактное мышление и воображение.
Формируют целостное восприятие предмета, совершенствуют чувство цвета и формы.
Создают условия для раскрытия творческого потенциала и свободного выражения индивидуальности детей.
Знакомят детей со свойствами различных материалов.
Прививают вкус к нестандартному мышлению и экспериментально-исследовательской деятельности.
Развивают тактильные ощущения, мелкую моторику и координацию движений.
Позволяют испытать чувство радости и вдохновения, пробуждают желание творить, создают атмосферу эмоционального подъёма.
В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности детей в процессе изобразительной деятельности.
Применяются следующие техники:
1. Пальчиковая живопись — первоначально дети осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, развивая чувство цвета, ритма и пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться нужного колористического исполнения.
2. Ладошковая живопись — основана на отпечатках детских ладошек, в раннем возрасте просто обмакивают ладошку в краску, для чего используются широкие блюдечки.
3. Монотипия — зеркально-симметричное отображение изображения. С маленькими детьми практикуется способ переноса изображения с основы (целлофан, пластиковая поверхность, фольга) на лист бумаги.
4. Набрызг — краска набирается на широкую жёсткую кисть или щётку, затем стряхивается на бумагу с помощью палочки или пальчика. Таким образом, получается эффект разлетевшихся капель.
5. Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
6. Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение, лист смачивается чистой водой, затем кистью рисуется изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, затем проработать фломастерами или набрать краску и мазком с помощью кисти дорисовать.
7. Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.
Первый вариант — для получения эффекта мелких точечек или пятнышек. На влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают краску, создавая необычную фактуру.
Второй способ — на основу наносится клей в виде очертаний предмета или причудливого узора, присыпается манкой или солью, остаток материала стряхивается. Получившееся объёмное изображение можно разрисовать красками.
Третий вариант — с помощью цветного песка или соли создаются интересные поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
8. Рисование солью, манкой или песком — сыпучий материал насыпается в специальный поднос или тарелку и дети самостоятельно изобретают сюжетные рисунки, прорисовывая изображение пальцами или ладошками. Психологи убеждены, что манипуляции с сыпучим материалом являются прекрасным психотерапевтическим средством, снимающим напряжение и избавляющим от стрессового состояния. Кроме того такой материал, как соль обладает ещё и лечебно-профилактическим и дезинфицирующим эффектом.
9. Кляксография — выдувание капелек краски через соломинку и создание случайного эффекта цветовых переливов.
10. Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек.
11. Граттаж (в буквальном переводе с французского означает скрести, царапать) – процарапывание очертаний рисунка по поверхности, загрунтованной воском или красками. Детям можно предложить новую игру «цап-царапку». Самый простой способ подготовки основы, который доступен даже четырёхлетним малышам, предполагает нанесение первого слоя с помощью восковых мелков или восковой свечи, которыми равномерно закрашивается бумага, затем с помощью широкой кисти или кусочка поролона накладывается второй густой слой тёмной гуаши. Возможен вариант использования как основы листа картона или плотной бумаги с цветным рисунком. Когда бумага полностью высохнет, можно приступать к творческой части процесса создания необычного изображения, используя заострённые инструменты, например, стеки для лепки.
12. Рисование свечой — на листе белой бумаги прорисовываются контуры простого рисунка или узора, например, снежинки. Затем лист полностью закрашивается акварельными красками, проявляя нарисованные контуры.
В работе с малышами можно использовать трафарет, который дети зарисовывают с помощью свечи, затем поверхность листа полностью покрывается краской, проявляя силуэт предмета.
13. Рисование мыльными пузырями — мыльные пузыри выдуваются через трубочку, затем пена прикладывается к альбомному листу, оставляя цветной след.
14. Штампирование — изображение предметов или явлений природы с помощью нанесения оттиска на бумаге, используя штамп.
Виды штампов:
Ватные диски.
Деревянные фигурки.
Круглые, овальные заготовки из моркови.
Рельеф изображения, вырезанный на поверхности разрезанного пополам картофеля.
Ровный срез скрученного листа капусты или пекинской капусты (оттиск в форме розочки).
Половинки разнообразных овощей и фруктов (яблоки, груши и т. д.).
Тампон или кусочек поролона — прекрасный способ для быстрого тонирования фона, трафаретного рисование или передачи рельефной поверхности листвы, пушистой фактуры снега, меха, оперения и т. д.
Листья не высушенные, на поверхность наносится краска и делается отпечаток.
Бросовый материал: крышки от пластиковых бутылок, пробки, коробки и т. д.
Пластиковые или деревянные детали для конструктора.
Пластилиновые штампики, на которых выдавливается изображение острым предметом.
Соломинки для коктейлей с надрезами на конце, которые при расплющивании передают изображение в форме расходящихся лучиков.
Толстые нитки, намотанные на основу, или клубочки
15. Вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (пушистость, объёмность, рельефность). Гуашь должна быть густой.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Такие занятия сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения.
Так же укрепляется вера ребенка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Самое главное – дети любят и с нетерпением ждут занятий. И это большое счастье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умстве...
Мастер-класс: «Креативные техники нетрадиционного рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Креативные техники нетрадиционного рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей ДОУ на тему «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
1. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в...
"Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста".
В консультации рассказывается о важной роли использования техник нетрадиционного рисования....
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей дошкольного возраста
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищае...
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности и их роль в развитии детей раннего возраста
План и отчет по самообразованию.Первая младшая группа (2-3 года)Использование неспецифических изобразительных инструментов и материалов для стимулирования творческой активности детей являетс...
Статья "Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания и развития детей дошкольного возраста"
Одна из главных основ развития детей по признанию педагогов и психологов, - Всестороннее воспитание и развитие детей. И в этом отношении изобразительная деятельность обладает большими возможностя...