Конспект занятия по изобразительной деятельности "И увяданья миг достоин восхищенья" для подготовительной группы
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по изобразительной деятельности "И увяданья миг достоин восхищенья". На примере образцов восточной живописи дети знакомятся с основными приемами изображения хризантем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «И УВЯДАНЬЯ МИГ ДОСТОИН ВОСХИЩЕНЬЯ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Оренбург
2016
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I . Пояснительная записка 3
II. Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;
1)организационно-методическая информация; 4-9
2)примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; 10-12
3) дальнейшая разработка темы 13
III. Список литературы 14
IV. Приложение 15-20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы для государства
Знакомство с произведениями изобразительного искусства древнего Китая позволит показать духовное богатство нашего соседа, партнера России по экономическим и культурным связям. Посредством живописно-поэтических произведений китайских мастеров воспитывается уважение к искусству других народов мира.
Актуальность темы занятия для общества
«И увяданья миг достоин восхищенья»- в этих строках заложен глубокий философский смысл. В основу традиционного воспитания на Востоке заложено почитание старших, преклонение перед их опытом, заслугами, мудростью. Благодаря выбранной теме можно провести аналогию с возрастом человека, показать, что преклонный возраст по-своему прекрасен, воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Мы восхищаемся людьми старшего поколения, которым даже идут седина и морщинки. Наши бабушки, которые никогда не делали себе пластические операции, прекрасны своим позитивным настроем и богатым внутренним миром.
Актуальность темы для ребенка
Показать детям альтернативу современным комиксам, которые очень популярны в настоящее время, в которых зачастую используются картинки низкого качества и примитивные надписи. В живописных произведениях мастеров Древнего Китая в одной работе присутствуют и высокохудожественное изображение, и прекрасные поэтические строки. Перед предстоящим началом обучения в школе показать детям, как люди в прошлом в совершенстве владели искусством каллиграфии.
Тема выпускной работы созвучна с задачами программы «Мы живем в России», лежащей в основе работы МБДОУ №73: приобщать детей к общечеловеческим ценностям, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, развивать умение работать по образцу.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание |
1. | Тема образовательной деятельности | «И увяданья миг достоин восхищенья» | |
2. | Доминирующая образовательная область | Художественно - эстетическое развитие | |
3. | Доминирующий вид деятельности детей | Художественно-творческая деятельность (восприятие произведений китайских мастеров как синтеза живописи, поэзии, каллиграфии и создание на их примере собственной композиции). | |
4. | Методы и приемы реализации содержания занятия | ||
4.1 | Общепедагогические методы и приемы | Методы формирования сознания Рассказ. Рассказать детям об одном из самых красивых осенних цветов - хризантеме. Разъяснение. Обратить, внимание на то, как по-разному изображали этот цветок в древней китайской живописи и в европейской живописи (И.Э.Грабарь, К. Моне). | Приложение 1,2 |
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения. Приучение. На прогулке рассмотреть растущие хризантемы. Поделиться своим опытом созерцания учиться - неспешному, неторопливому рассматриванию и восхищению цветами. Приложить срезанный цветок хризантемы на лист бумаги и попытаться красиво его расположить, расправить листики, лепестки. Сравнить живой объект изучения и картины китайских мастеров. Обратить внимание детей, как красива увядающая хризантема и как долго она остается прекрасной, несмотря на признаки увядания. Методы стимулирования и мотивации деятельности Соревнование. Кто из детей придумает больше слов, отражающих красоту хризантемы, описание цветовой гаммы хризантем. | |||
4.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Моделирование композиции (использование цветов хризантем для образца). Предложить детям выбрать форму листа для работы самостоятельно: квадрат, круг, овал, прямоугольник. Дидактическая игра с лингвистическим содержанием: создание трехстиший для описания хризантем по аналогии трехстиший, переведенных с китайского языка. | |
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие: экспериментальное изучение свойств изобразительных материалов (тренировка нанесения линий акварельными красками), Речевое развитие. Рассказать детям о том, что в Древнем Китае живописное произведение тесно связано с поэзией и искусством каллиграфии. Попытаться совместно с детьми придумать краткое словесное описание их работ. | Приложение3 |
4. | Возрастная группа | Старший дошкольный возраст (6-7 лет) | |
5. | Цель | Развитие эстетического отношения к миру в процессе творческой деятельности по восприятию цветов хризантемы в природе и в живописи разных культур, создание собственной композиции по мотивам наблюдений. | |
6. | Задачи | Планируемые результаты | |
6.1 | Формировать представления о жанре живописи «Натюрморт» в процессе восприятия картин европейских и восточных мастеров. | Узнает произведения китайской живописи по характерным признакам: реалистичное изображение предмета, однородный фон, присутствие в работе иероглифов, красной печати. Узнает произведения жанра «натюрморт» в традиционной европейской живописи (пример картина «Хризантемы» И.Э.Грабаря) | |
6.2 | Развивать художественный вкус в процессе подготовки к работе, проанализировать цветовой ряд на примере произведений китайских мастеров. | Использует в своей живописной работе цвета, характерные для хризантемы в природе, чтобы изображение было реалистичным. Стремится к сходству с цветком по форме в живописной работе. | |
6.3 | Воспитывать навыки созерцания предмета искусства и природы | Внимательно рассматривает предмет, произведения искусства, подмечает характерные особенности | |
6.4 | Расширять словарный запас детей | Использует в речи новые слова, преимущественно прилагательные, чтобы более точно описать объект живописи. | |
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | ||
Затруднения | Способы преодоления | ||
Создание собственных трехстиший по заданной тематике. | Работа над расширением словарного запаса детей. Обращение внимания на описательный характер трехстиший. Главное красота образа, который возникает перед нами, а не рифма. | ||
Технология построения ассиметричной композиции, характерной для китайской живописи. | Сопровождение создания модели композиции (индивидуальное), рекомендации по подбору цветовой гаммы, при затруднении предложить схемы возможного расположения цветка хризантемы на листе бумаги. | ||
Технология нанесения линии в живописи акварельными красками | Рекомендации по нанесению линий (нажим, баланс в сочетании воды и краски, поворот кисти, характерные движения, стремиться к минимальному количеству деталей в работе) | Приложение 3 | |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Необходимые материалы для проведения занятия Литературный ряд: стихотворения Ли Цинчжао, Басё, Сайгё, Е.Буториной. Изобразительный ряд: Образцы произведений китайской школы живописи, Грабарь Игорь Эммануилович «Хризантемы» (Россия), Клод Моне «Натюрморт с хризантемами» (Франция). Музыкальный ряд 1) Романс в исполнении Валентины Пономаревой «Отцвели уж давно хризантемы в саду» на музыку Николая Ивановича Харито и слова Вячеслава Михайловича Шумского; 2)«Вечность» традиционная китайская музыка (скрипка эрху и флейта). Материалы и оборудование: Тонированные листы бумаги для акварели разной формы, кисти, акварельные краски, цветы хризантем для натуры. | Приложение 4 Приложение 2 |
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | 1.Наблюдение на прогулке: изучение цветового многообразия, форм, размеров хризантем. 2.Семейная прогулка в сквер, на даче с целью сфотографировать хризантемы для использования в слайд-шоу. 3. Обсуждение на утренних сборах будущей живописной работы. Как дети себе ее представляют. 4. Подготовка праздника для бабушек и прабабушек «Чтобы осень была золотой» с выставкой живописных работ детей, чтением стихов об осени и составлением букетов (икебана). Вручение хризантем из гофрированной бумаги, бумагопластики и оригами. |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
1.1 | Введение в тему | Создание проблемной ситуации Древнегреческий ученый Пифагор сравнивал этапы жизни человека со временами года. По его мнению, каждый этап длился 20 лет. Попросить проанализировать это высказывание великого математика и философа, попытаться найти объяснение такому сравнению. Предложить детям самостоятельно сгруппировать картинки людей различного возраста и соотнести их с соответствующим временем года. Так как сейчас осень, предложить детям определить с каким этапом жизни человека можно сравнить это время. «И увяданья миг достоин восхищенья»- строка перевода восточной поэзии, которая поможет нам разобраться, чем прекрасен этот возраст. | Приложение 5,6 |
1.2 | Мотивация деятельности детей | ||
1.3 | Целеполагание | Узнать, отличия в изображении хризантем в странах Востока и в европейской живописи. Научиться самостоятельно создавать живописные произведения в стиле китайских мастеров. Освоить технику создания характерных линий при работе акварельными красками. Подготовить работы для вручения бабушкам и прабабушкам на празднике «Чтобы осень была золотой». | Приложение 1,2 |
II. | Основная часть | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Дидактическая игра. Из фотографий различных цветов найти хризантемы, опираясь на характерные признаки этих цветов. | |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие нового знания) | Анализ образца. Проанализировать расположение хризантемы на предложенном формате бумаги Обсудить цветовую гамму изображения. Грамота изобразительного искусства. Показать образец нанесения характерных линий. Создание небольшого эскиза будущей работы. | Приложение 3 |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Самостоятельная работа детей по созданию живописного произведения | |
III. | Заключительная часть | ||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Узнали как изображали хризантемы в странах Востока и в европейской живописи. Научились самостоятельно создавать живописные произведения в стиле китайских мастеров. Освоили основы техники создания характерных линий при работе акварельными красками. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/виды деятельности детей/мероприятия | Содержание | ||
I | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | |||
1.1 | Посещение Губернаторского историко-краеведческого музея (восприятие произведений искусства) | При посещении музея обратить внимание на тетрадь по письму ученика прошлого века, заполненную каллиграфическим почерком. По характерным особенностям дети сразу узнают китайскую манеру живописи (ваза, роспись на веере). | Выполняется в семье | |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | |||
2.1 | Ребенок сам | Если ребенок проявляет интерес к данной манере живописи, предложить расширить тематику (изображение кота, птицы, бабочки и т.д.), показать альбом с репродукциями, обеспечить необходимым для творчества материалом. | ||
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Предложить детям поработать в паре: один рисует эскиз работы, а другой придумывает трехстишие. Предложить детям дальнейшее изучение элементов богатых восточных традиций: икебана, оригами. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.
2. Дубровская Н.В. Цвет и его особенности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36721.php
3. Мелик-Пашаев А.А. Новлянская З.Н.Ступеньки к творчеству –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2012.-159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительному творчеству на пленэре с детьми подготовительной группы "Образы насекомых"
Консект для занятия по изобразительной деятельности на пленэре с детьми старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по изобразительной деятельности совместно с родителями в средней группе.
Тема: «Моя рука – моя семья»...
Конспект занятия по изобразительной деятельности аппликации в нетрадиционной технике. Средняя группа. Ваза с Волшебными цветами.
Занятия с детьми средней группы детского сада №221 г.Краснодара по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике. Тема занятия: « Ваза с Волшебными цветами»Занятие проводится в два этапа. Колл...
Конспект занятия по изобразительной деятельности рисование тычком во второй младшей группе «УТЕНОК»
Задачи. Продолжать учить детей рисовать способом тычка, расширять знания детей о птицах, закреплять умения подбирать цвета, правильно держать кисть и рисовать разными кисточками, прививать аккура...
Конспект занятия по изобразительной деятельности "Мое любимое солнышко" в средней группе
Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкол...
Конспект занятия по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника) для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Рисования»
Художественно-эстетическое развитие....
Занятие по изобразительной деятельности «Корзина с грибами» в подготовительной группе
Занятие по изобразительной деятельности «Корзина с грибами» в подготовительной группеЗанятие по изобразительной деятельности (рисование) в подготовительной группеТема: «Корзина с гри...