Конспект занятия по изобразительной деятельности "И увяданья миг достоин восхищенья" для подготовительной группы
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Жулева Елена Николаевна

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по изобразительной деятельности "И увяданья миг достоин восхищенья". На примере образцов восточной живописи дети знакомятся с основными приемами изображения хризантем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

ТЕМА: «И УВЯДАНЬЯ МИГ ДОСТОИН ВОСХИЩЕНЬЯ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Оренбург

2016

СОДЕРЖАНИЕ

№        Раздел                                                    Стр.

I .   Пояснительная записка                                                                               3

II.  Конспект специально организованной совместной образовательной    деятельности взрослого и детей;                    

1)организационно-методическая информация;                                              4-9

2)примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;                                                                     10-12

3) дальнейшая разработка темы                                                                       13

III.  Список литературы                                                                                     14

IV.   Приложение                                                                                                15-20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность темы для государства

       Знакомство с произведениями изобразительного искусства древнего  Китая позволит показать духовное богатство нашего соседа,  партнера России по экономическим и культурным связям. Посредством живописно-поэтических произведений китайских мастеров  воспитывается уважение к искусству других народов мира.

Актуальность темы занятия для общества

           «И увяданья миг достоин восхищенья»- в этих строках заложен глубокий  философский смысл.  В основу традиционного воспитания на Востоке заложено почитание старших, преклонение перед их опытом, заслугами, мудростью. Благодаря выбранной теме можно провести аналогию с возрастом человека, показать, что преклонный возраст по-своему прекрасен, воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Мы восхищаемся людьми старшего поколения, которым  даже идут седина и морщинки. Наши бабушки, которые никогда не делали себе пластические операции,  прекрасны своим позитивным настроем и богатым внутренним миром.

Актуальность темы для ребенка

                   Показать детям альтернативу современным комиксам, которые очень популярны в настоящее время, в которых  зачастую используются картинки низкого качества и  примитивные надписи.  В живописных произведениях мастеров Древнего Китая  в одной работе  присутствуют и высокохудожественное изображение,  и  прекрасные поэтические строки. Перед предстоящим началом обучения в школе показать детям, как люди в прошлом в совершенстве владели  искусством каллиграфии.

       Тема выпускной работы созвучна с задачами программы «Мы живем в России», лежащей в основе работы МБДОУ №73:  приобщать детей к общечеловеческим ценностям, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, развивать умение работать по образцу.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной деятельности

«И увяданья миг достоин восхищенья»

2.

Доминирующая образовательная область

Художественно - эстетическое развитие

3.

Доминирующий вид деятельности детей

Художественно-творческая деятельность (восприятие произведений китайских мастеров как синтеза живописи, поэзии, каллиграфии и создание  на их примере собственной  композиции).

4.

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания

Рассказ. Рассказать детям об одном из самых красивых осенних цветов - хризантеме.

Разъяснение. Обратить, внимание  на то, как по-разному изображали этот цветок в древней китайской живописи  и в европейской живописи (И.Э.Грабарь, К. Моне).

Приложение 1,2

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.

Приучение. На прогулке рассмотреть растущие хризантемы. Поделиться своим опытом созерцания учиться - неспешному, неторопливому рассматриванию и восхищению цветами. Приложить срезанный цветок хризантемы  на лист бумаги и попытаться красиво его расположить, расправить листики, лепестки. Сравнить живой объект изучения и картины  китайских мастеров. Обратить внимание детей, как красива увядающая хризантема и как долго она остается прекрасной, несмотря на признаки увядания.

Методы стимулирования и мотивации деятельности

Соревнование. Кто из детей придумает больше  слов, отражающих красоту хризантемы, описание цветовой гаммы хризантем.

4.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Моделирование композиции  (использование цветов хризантем для образца). Предложить детям выбрать форму листа для работы самостоятельно: квадрат, круг, овал, прямоугольник.

Дидактическая игра с лингвистическим содержанием: создание трехстиший для описания хризантем по аналогии трехстиший, переведенных  с китайского языка.

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие: экспериментальное изучение свойств изобразительных материалов (тренировка нанесения линий акварельными красками),

Речевое развитие. Рассказать детям о том, что в Древнем Китае живописное произведение тесно связано с поэзией и искусством каллиграфии. Попытаться совместно с детьми придумать краткое  словесное описание их работ.

Приложение3

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

5.

Цель

Развитие эстетического отношения к миру в процессе творческой деятельности по восприятию цветов хризантемы в природе и в живописи разных культур, создание собственной композиции по мотивам наблюдений.

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

Формировать представления о жанре живописи «Натюрморт» в процессе восприятия картин европейских и восточных  мастеров.

Узнает произведения китайской живописи по характерным признакам: реалистичное изображение предмета, однородный фон, присутствие в работе иероглифов, красной печати.

Узнает произведения жанра «натюрморт» в традиционной европейской живописи (пример картина «Хризантемы» И.Э.Грабаря)

6.2

Развивать художественный вкус в процессе подготовки к работе, проанализировать цветовой ряд на примере произведений китайских мастеров.

Использует в своей  живописной работе цвета, характерные для хризантемы в природе, чтобы изображение было реалистичным.

Стремится к сходству с цветком по форме в  живописной работе.

6.3

Воспитывать навыки созерцания предмета искусства и природы

Внимательно рассматривает предмет, произведения искусства, подмечает характерные особенности

6.4

Расширять словарный запас детей

Использует в речи новые слова, преимущественно прилагательные, чтобы более точно описать объект живописи.

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Создание собственных трехстиший по заданной тематике.

Работа над расширением словарного запаса детей.  Обращение внимания на описательный характер трехстиший. Главное красота образа, который возникает перед нами, а не рифма.

Технология построения ассиметричной композиции, характерной  для китайской живописи.

Сопровождение создания модели композиции (индивидуальное), рекомендации по подбору цветовой гаммы, при затруднении предложить схемы возможного расположения цветка хризантемы на листе бумаги.

Технология нанесения линии в живописи акварельными красками

Рекомендации по нанесению линий (нажим, баланс в сочетании  воды и краски,  поворот кисти, характерные движения, стремиться к минимальному количеству  деталей в работе)

Приложение 3

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Необходимые материалы для проведения занятия

Литературный ряд: стихотворения Ли Цинчжао, Басё, Сайгё, Е.Буториной.

Изобразительный ряд: Образцы  произведений китайской школы живописи,

Грабарь Игорь Эммануилович «Хризантемы»  (Россия),

Клод Моне «Натюрморт с хризантемами»   (Франция).

Музыкальный ряд

1) Романс в исполнении Валентины Пономаревой «Отцвели уж давно хризантемы в саду» на музыку Николая Ивановича Харито и слова Вячеслава Михайловича Шумского;

2)«Вечность» традиционная китайская музыка (скрипка эрху и флейта).

Материалы и оборудование:

Тонированные листы бумаги для акварели разной формы, кисти, акварельные краски, цветы хризантем для натуры.

Приложение  4

Приложение 2

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

1.Наблюдение на прогулке: изучение цветового многообразия, форм, размеров хризантем.

2.Семейная прогулка в сквер, на даче с целью сфотографировать хризантемы  для использования в слайд-шоу.

3. Обсуждение на утренних сборах будущей живописной работы. Как дети себе ее представляют.

4. Подготовка праздника для бабушек и прабабушек «Чтобы осень была золотой» с выставкой живописных работ детей, чтением стихов об осени и составлением букетов (икебана). Вручение хризантем из гофрированной бумаги, бумагопластики и оригами.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

1.1

Введение в тему

Создание проблемной ситуации 

Древнегреческий ученый Пифагор сравнивал этапы жизни человека со временами года. По его мнению, каждый  этап длился 20 лет. Попросить проанализировать это высказывание великого математика и философа, попытаться найти объяснение такому сравнению.

Предложить  детям самостоятельно сгруппировать  картинки людей различного возраста и соотнести их с соответствующим временем года. Так как сейчас осень, предложить детям определить с каким этапом жизни человека можно сравнить это время.

«И увяданья миг достоин восхищенья»- строка перевода восточной поэзии, которая поможет нам разобраться, чем прекрасен  этот возраст.

Приложение 5,6

1.2

Мотивация деятельности детей

1.3

Целеполагание

Узнать, отличия в изображении  хризантем в странах

Востока и в европейской живописи.

Научиться самостоятельно создавать живописные произведения в стиле китайских мастеров.

Освоить технику создания характерных линий при работе акварельными красками.

Подготовить работы для вручения бабушкам и прабабушкам на празднике «Чтобы осень была золотой».

Приложение 1,2

II.

Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Дидактическая игра. Из фотографий различных цветов найти хризантемы, опираясь на характерные признаки этих цветов.

2.2

Добывание (сообщение и приятие нового знания)

Анализ образца.

Проанализировать расположение хризантемы на предложенном формате бумаги

Обсудить цветовую гамму изображения.

Грамота изобразительного искусства.

Показать образец нанесения характерных линий.

Создание  небольшого эскиза будущей работы.

Приложение 3

2.3

Самостоятельная  деятельность детей по закреплению нового знания

Самостоятельная работа детей по созданию живописного произведения

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Узнали как изображали хризантемы в странах

Востока и в европейской живописи.

Научились самостоятельно создавать живописные произведения в стиле китайских мастеров.

Освоили основы техники создания характерных линий при работе акварельными красками.

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/виды деятельности детей/мероприятия

Содержание

I

Совместная образовательная  деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Посещение Губернаторского историко-краеведческого музея (восприятие произведений искусства)

При посещении музея обратить внимание на тетрадь по письму ученика прошлого века, заполненную каллиграфическим почерком.

По характерным особенностям дети сразу узнают китайскую манеру живописи (ваза,  роспись на веере).

Выполняется в семье

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Если ребенок проявляет интерес к данной манере живописи, предложить расширить тематику (изображение кота, птицы, бабочки и т.д.), показать альбом с репродукциями, обеспечить необходимым для творчества материалом.

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Предложить детям поработать в паре: один рисует эскиз работы, а другой придумывает трехстишие.

Предложить детям дальнейшее изучение элементов богатых восточных традиций: икебана, оригами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 144 с.

2. Дубровская Н.В. Цвет и его особенности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36721.php

3. Мелик-Пашаев А.А. Новлянская З.Н.Ступеньки к творчеству –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2012.-159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительному творчеству на пленэре с детьми подготовительной группы "Образы насекомых"

Консект для занятия по изобразительной деятельности на пленэре с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по изобразительной деятельности аппликации в нетрадиционной технике. Средняя группа. Ваза с Волшебными цветами.

Занятия с детьми средней группы детского сада №221 г.Краснодара по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике. Тема занятия: « Ваза с Волшебными цветами»Занятие проводится в два этапа. Колл...

Конспект занятия по изобразительной деятельности рисование тычком во второй младшей группе «УТЕНОК»

Задачи. Продолжать учить детей рисовать способом тычка, расширять знания детей о птицах, закреплять умения подбирать цвета, правильно держать кисть и рисовать разными кисточками, прививать аккура...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Мое любимое солнышко" в средней группе

Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Для успешного решения задач по трудовому воспитанию дошкол...

Занятие по изобразительной деятельности «Корзина с грибами» в подготовительной группе

Занятие по изобразительной деятельности «Корзина с грибами» в подготовительной группеЗанятие по изобразительной деятельности (рисование) в подготовительной группеТема: «Корзина с гри...