Задачи обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Столяревская Наталья Владимировна

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Дети знакомятся с произведениями искусства и со средствами художественной выразительности, у них развиваются чувства цвета и ритма, воспитывается образное восприятие и отражение мира в изобразительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. Дети знакомятся с произведениями искусства и со средствами художественной выразительности, у них развиваются чувства цвета и ритма, воспитывается образное восприятие и отражение мира в изобразительной деятельности.

Исследователи детского художественного творчества В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Костерин, Н.Н. Сокольникова, О.В. Погодина, Т.Я. Шпикалова исходят из того, что активное воздействие на ребенка средствами искусства способствует обогащению и разнообразию выразительных образов в детских рисунках.

Большинство исследователей считают, что одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого, отмечают, что зависимость между развитием детей и руководством со стороны взрослых видна явно и в полной мере.

Однако анализ процесса детского художественного творчества показывает, что для создания образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме. Т.С. Комарова рассматривает один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении технике рисования. Она пишет, что нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.

Понимать роль художественных техник в детском творчестве следует широко, включая сюда технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов      (бумаги, карандаша, угля, пастели, акварели, гуаши, темперы, масляных красок и пр.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями

Исследователи  В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Костерин, Н.Б. Халезова,  рекомендуют использовать в детском изобразительном творчестве следующие материалы и техники: акварель, гуашь, цветные, графитные, восковые карандаши, а также активизировать процесс обучения изобразительному творчеству путем привлечения мягких материалов: сангины, соуса, пастели, угля или угольного карандаша «Ретушь».

Сегодня есть выбор вариантов художественного школьного образования, это программы Б. М. Неменского, В.С.Кузина, Н.Н. Ростовцева, Н.П. Костерина, интегрированный курс Т.Я. Шпикаловой  и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов.

Наряду с традиционными техниками, все чаще используются нетрадиционные техники рисования. Обучение новым техникам рисования является важным условием развития детского изобразительного творчества, так как способствуют развитию креативных способностей, творческому поиску,  воображению.  Но очень часто в практике работы используются шаблоны и  готовые формы (рисование ладошками, тычками, трафаретами и т.д.). Эта деятельность не совсем способствует обогащению художественного опыта, лишь позволяет ему самостоятельно решать часть творческих задач, ребёнок привыкает применять штампы, а это обедняет творческий процесс, результат которого может стать шаблонным, скучным, лишит детский рисунок индивидуальности и  выразительности. Кисть - главный инструмент художника позволит совершенствовать технику рисунка, найти новые, грамотные, совершенные (с позиции теории изобразительного искусства) живописные приёмы. Одними из таких техник являются: смешанные техники, техники китайской живописи, сухая кисть, которые стимулируют детей к творчеству, формируют художественный вкус, технически и эстетически обогащают творческий опыт.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.

Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношений людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.

         Ребёнок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

   Более совершенной становится крупная моторика.         К 5 годам они обладают довольно большим запасам представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры руг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь – десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующие количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве.

Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов рунного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

В старшем дошкольном возрасте устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, формируются эстетические оценки и суждения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Таким образом, программа обучения изобразительной деятельности в детском дошкольном учреждении определяет следующие задачи:

1. Формирование эстетического вкуса и отношение к предметам окружающей среды и явлениям, стремление активно вносить прекрасное в жизнь.

2. Формирование знаний по художественной грамоте, по видам изобразительного искусства, получить представление о взаимодействии и синтезе искусств, о роли искусства в жизни человека, о простейших средствах художественной выразительности, о разнообразии форм работ художников в изображении, о творческой стилизации, о создании художественного образа, об украшении.

3. Формирование знаний у детей об особенностях работы в различных техниках изобразительного искусства, о работе с различными материалами.

4. Формирование практических умений и навыков в работе с различными материалами и в различных художественных техниках, умение творчески  реализовать полученные знания и умения.

5. Формирование умения грамотно творчески использовать средства художественной выразительности и художественные техники и материалы.

6. Воспитание оценочного отношения и увлечённости искусством, умения анализировать произведения изобразительного искусства, воспитание художественного восприятия и созидания.

А так же:

- приобщение детей к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной (эмоционально-целостной) материальной культуры общества;

- формирование художественно - образного мышления как основы развития творческой личности, её эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

- развитие творческих способностей: расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

- систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления воплощать в художественных образах творческие задачи (изобразительные, декоративные, дизайнерские);

- приобщение к наследию отечественного и мирового искусства;

- воспитание активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным образам.

Программы по изобразительной деятельности имеются во всех программах воспитания и развития в дошкольных образовательных учреждениях. Программы по изобразительной деятельности распределены по возрастным группам и по видам изодеятельности. В каждом виде изодеятельности представлены три группы задач.

I группа – изобразительные задачи.

Эти задачи определяют, каким изобразительным умениям надо научить детей в том или ином виде изо, в той или другой возрастной группе. Эти изобразительные умения связаны:

- с изображением отдельных предметов, с передачей формы, строения, пропорций, характерных особенностей предметов;

- с изображением группы предметов, расположение их в пространстве относительно друг друга, с передачей взаимоотношений между ними;

П группа – технические задачи.

Они определяют, каким техническим умениям в работе с различными материалами и инструментами надо учить детей разных возрастных групп в различных видах изобразительной деятельности.

Ш группа – развивающие и воспитательные задачи.

Это задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания и развития в процессе изодеятельности.

В различных программах планка технических и изобразительных задач может быть выше, или ниже, развивающие и воспитательные задачи мало отличаются, есть акценты:  так программа «Природа и художник» делает акцент на экологическое воспитание в процессе изодеятельности, программа «Радуга» - на эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного народного искусства, программа «Гармония» на интеллектуально-художественное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)

Программа дополнительного образования  «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...

Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада.

Статья  о специфике изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в  условиях логопедической группы детского сада....

Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование арт-терапевтических методов в развитии изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В материале освещены особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ссылкой на высказывания и опыты ведущих специалистов в этой области....

Интегрированное занятие по развитию речи в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста "Страна улыбок, планета радости"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6222433","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...

Доклад по теме: "Достопримечательности Санкт-Петербурга в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Живя в таком замечательном, прекрасном городе, который входит в число красивейших городов мира, познакомить ребёнка и историей и культурой родины не сложно - всё вокруг него. Основное в образовании ре...

Доклад по теме: "Достопримечательности Санкт-Петербурга в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫСейчас в безумном ритме современной жизни нам кажется, что телевизор и радио могут заменить нашим внукам и детям нас, родных и близких, наше душевное тепло. Всё лучшее укореняется в д...