Золотая хохлома
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД «Золотая хохлома»
(рисование)
Цель: расширять знания детей о народном искусстве. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капельки», «кустики». Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти.
Материалы: выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Хохломские изделия. Таблицы с изображением элементов хохломской росписи: «ресничек», «травинок», «усиков», «завитков», «капелек», «кустиков». Бумажные силуэты разделочных досок.
Ход занятия
Воспитатель организует выставку подлинных изделий хохломского промысла.
Рассказ воспитателя: «Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много шло на изготовление деревянной посуды – ложек, чашек, туесов, братин (туес – цилиндрический сосуд из бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышкой с ручкой; братина – сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую форму.)
В селе Хохлома проводились ярмарки по продаже золотистых расписных деревянных изделий. «Золочение» изделий из древесины было заимствовано у иконописцев. Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалась подарком. Из дерева (на токарном станке) вытачивали различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. На стол можно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку. В отличие от мисок и чаши поставец был индивидуальной посудой. Состоял он из двух одинаковых чаш, одна из них служила крышкой, а другая – туловом сосуда. Самой почетной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить ее очень красиво. Среди праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки, – ковшики, братины.
Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может свободно вырезать из нее любые изделия. Затем этим изделиям необходимо дать просохнуть, иначе дерево может дать трещину, а чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что она треснет, надо поры древесины закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой два-три раза, и, пока последний слой не высох, натирают изделие алюминиевым порошком, таким оно поступает к художнице. В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую. А кисточку он делает сам из беличьего хвостика. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Прихотливо изгибаясь, травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют «древко» — дерево жизни (по старинным преданиям, именно от такого дерева началась вся жизнь на земле). Часто травка дополняется цветами, ягодами, листьями. Этот вид росписи называем «растительно-травочным».
Роспись под «фон» — это более трудоемкий вид росписи. На поверхности изделия черной линией наносится рисунок, а затем все свободное пространство закрашивается черным или красным цветом.
Роспись «кудрина» отличается от других видов росписей своей ажурностью. Ее формы напоминают завитки — кудри».
Воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстраций и подлинных хохломских изделий, читает стихотворение «Золотая хохлома»:
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души –
Кубки, чаши и ковши!
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть хохломские изделия. Показывает в росписи элементы «травки». Обращает внимание детей на то, как располагается «травка», уточняет каждый элемент травки – «реснички», «травинки», «усика», «завитка»; показывает способ выполнения элемента «реснички»: «Пишется ресничка очень легко, почти без нажима, вращая кисточку тремя пальцами».
Я ресничка не простая,
Словно перышко взлетая,
Изогнувши спинку плавно,
Я считаюсь чуть не главной.
Воспитатель предлагает детям попробовать нарисовать «ресничку». Затем рассматривать с детьми «травинку». Этот элемент требует при рисовании легкого нажима кистью.
Я травинка просто чудо,
А нажим, он очень нужен,
Сверху вниз, и вот готов
Кистью плавный переход.
После объяснения Воспитатель предлагает детям попробовать выполнить элемент «травинку». Затем Воспитатель показывает детям месторасположение «усика» в узоре. Обращает внимание на то, как он заворачивается в спираль (линия без нажима, одинаковой толщины).
А я усик, так горжусь
Тонкостью своею,
Вправо, влево закручусь –
Это я умею.
Воспитатель предлагает детям выполнить этот элемент. Следующий элемент очень похож на «усик», но делается с нажимом и называется «завиток».
|
Кистью плавно закручу
Линию с нажимом.
В завиток я превращусь,
Словно я пружина.
Воспитатель предлагает детям попробовать выполнить элемент «завиток».
Воспитатель продолжает знакомить детей с элементами хохломской росписи. «"Капелька" и "кустик" также являются элементами хохломской "травки”. "Капельки" выполняются легким прикосновением кончика кисти к бумаге».
Меня капелькой зовут,
Пишут очень просто.
Кистью плавно примакнут,
Словно бусы в россыпь.
Воспитатель предлагает детям выполнить элемент травки – «капельку».
После того как дети научатся выполнять элементы «травки», Воспитатель объясняет способ выполнения «кустика»: «Кустик» – это объединенные в ритмический рисунок «реснички», «усики», «завитки», «капельки».
Воспитатель показывает способ выполнения «кустика»: слева – завиток, справа – завиток, слева – ресничка, справа – ресничка. Вот и получился «кустик».
Воспитатель предлагает детям нарисовать «кустик».
Воспитатель показывает способ выполнения «растительно-травочного» орнамента: «Прежде всего нужно выполнить ведущую линию, то есть главную. Для этого пишем слева направо, начиная снизу, и ведем вверх большой завиток. На том месте, где мы его закручиваем, нужно прижать кисточку, чтобы получилось утолщение. Немного отступаем, делаем то же самое, но линию ведем сверху вниз, а затем поднимаем вверх и делаем завиток. Ведущая линия должна проходить по всей полосе, но не соприкасаться с краями, для этого выдерживаем небольшое расстояние. Чем заканчивается ведущая линия? В «травном» орнаменте – завитком, а в «растительном» - цветком или ягодкой. Цветок и ягодка находятся как бы на конце ведущей линии и словно продолжают завиток; а листик пишем на стыке завитков ведущей линии. Весь узор дополняем «травкой». Для того чтобы узор был более выразительным, делаем разживку». (показ)
После объяснения Воспитатель предлагает детям придумать и выполнить узор на бумажном силуэте разделочной доске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotaya_hohloma.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Золотая хохлома»
(рисование)
Цель: расширять знания детей о народном искусстве. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капельки», «кустики». Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти.
Материалы: выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно-прикладного искусства. Хохломские изделия. Таблицы с изображением элементов хохломской росписи: «ресничек», «травинок», «усиков», «завитков», «капелек», «кустиков». Бумажные силуэты разделочных досок.
Ход занятия
Воспитатель организует выставку подлинных изделий хохломского промысла.
Рассказ воспитателя: «Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много шло на изготовление деревянной посуды – ложек, чашек, туесов, братин (туес – цилиндрический сосуд из бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышкой с ручкой; братина – сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую форму.)
В селе Хохлома проводились ярмарки по продаже золотистых расписных деревянных изделий. «Золочение» изделий из древесины было заимствовано у иконописцев. Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалась подарком. Из дерева (на токарном станке) вытачивали различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. На стол можно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку. В отличие от мисок и чаши поставец был индивидуальной посудой. Состоял он из двух одинаковых чаш, одна из них служила крышкой, а другая – туловом сосуда. Самой почетной посудой на столе была солоница, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить ее очень красиво. Среди праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки, – ковшики, братины.
Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастер может свободно вырезать из нее любые изделия. Затем этим изделиям необходимо дать просохнуть, иначе дерево может дать трещину, а чтобы можно было налить жидкость и не бояться, что она треснет, надо поры древесины закрыть глиняно-масляным грунтом. После сушки изделия очищают шкуркой и покрывают олифой два-три раза, и, пока последний слой не высох, натирают изделие алюминиевым порошком, таким оно поступает к художнице. В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую. А кисточку он делает сам из беличьего хвостика. Гибкими подвижными мазками создает «травный» орнамент. Прихотливо изгибаясь, травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют «древко» — дерево жизни (по старинным преданиям, именно от такого дерева началась вся жизнь на земле). Часто травка дополняется цветами, ягодами, листьями. Этот вид росписи называем «растительно-травочным».
Роспись под «фон» — это более трудоемкий вид росписи. На поверхности изделия черной линией наносится рисунок, а затем все свободное пространство закрашивается черным или красным цветом.
Роспись «кудрина» отличается от других видов росписей своей ажурностью. Ее формы напоминают завитки — кудри».
Воспитатель сопровождает рассказ показом иллюстраций и подлинных хохломских изделий, читает стихотворение «Золотая хохлома»:
Как волшебница Жар-птица
Не выходит из ума
Чародейка, мастерица,
Золотая хохлома!
И богата, и красива,
Гостю рада от души –
Кубки, чаши и ковши!
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Все вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть хохломские изделия. Показывает в росписи элементы «травки». Обращает внимание детей на то, как располагается «травка», уточняет каждый элемент травки – «реснички», «травинки», «усика», «завитка»; показывает способ выполнения элемента «реснички»: «Пишется ресничка очень легко, почти без нажима, вращая кисточку тремя пальцами».
Я ресничка не простая,
Словно перышко взлетая,
Изогнувши спинку плавно,
Я считаюсь чуть не главной.
Воспитатель предлагает детям попробовать нарисовать «ресничку». Затем рассматривать с детьми «травинку». Этот элемент требует при рисовании легкого нажима кистью.
Я травинка просто чудо,
А нажим, он очень нужен,
Сверху вниз, и вот готов
Кистью плавный переход.
После объяснения Воспитатель предлагает детям попробовать выполнить элемент «травинку». Затем Воспитатель показывает детям месторасположение «усика» в узоре. Обращает внимание на то, как он заворачивается в спираль (линия без нажима, одинаковой толщины).
А я усик, так горжусь
Тонкостью своею,
Вправо, влево закручусь –
Это я умею.
Воспитатель предлагает детям выполнить этот элемент. Следующий элемент очень похож на «усик», но делается с нажимом и называется «завиток».
Кистью плавно закручу
Линию с нажимом.
В завиток я превращусь,
Словно я пружина.
Воспитатель предлагает детям попробовать выполнить элемент «завиток».
Воспитатель продолжает знакомить детей с элементами хохломской росписи. «"Капелька" и "кустик" также являются элементами хохломской "травки”. "Капельки" выполняются легким прикосновением кончика кисти к бумаге».
Меня капелькой зовут,
Пишут очень просто.
Кистью плавно примакнут,
Словно бусы в россыпь.
Воспитатель предлагает детям выполнить элемент травки – «капельку».
После того как дети научатся выполнять элементы «травки», Воспитатель объясняет способ выполнения «кустика»: «Кустик» – это объединенные в ритмический рисунок «реснички», «усики», «завитки», «капельки».
Воспитатель показывает способ выполнения «кустика»: слева – завиток, справа – завиток, слева – ресничка, справа – ресничка. Вот и получился «кустик».
Воспитатель предлагает детям нарисовать «кустик».
Воспитатель показывает способ выполнения «растительно-травочного» орнамента: «Прежде всего нужно выполнить ведущую линию, то есть главную. Для этого пишем слева направо, начиная снизу, и ведем вверх большой завиток. На том месте, где мы его закручиваем, нужно прижать кисточку, чтобы получилось утолщение. Немного отступаем, делаем то же самое, но линию ведем сверху вниз, а затем поднимаем вверх и делаем завиток. Ведущая линия должна проходить по всей полосе, но не соприкасаться с краями, для этого выдерживаем небольшое расстояние. Чем заканчивается ведущая линия? В «травном» орнаменте – завитком, а в «растительном» - цветком или ягодкой. Цветок и ягодка находятся как бы на конце ведущей линии и словно продолжают завиток; а листик пишем на стыке завитков ведущей линии. Весь узор дополняем «травкой». Для того чтобы узор был более выразительным, делаем разживку». (показ)
После объяснения Воспитатель предлагает детям придумать и выполнить узор на бумажном силуэте разделочной доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»
Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...
Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"
К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....
Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)
Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...
Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"
Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...
Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"
Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....
Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"
Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....
Конспект образовательного занятия по рисованию в старшей группе "Золотая Хохлома и золотой лес"
Занятие построено с использованием технологии "Ситуация"...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Очень хороший и интересный
Очень хороший и интересный конспект НОД Татьяна Дмитриевна!!!