Кружок "Разноцветные ладошки"
материал по рисованию (подготовительная группа) на тему

Таюнда Татьяна Моризовна

Программа дополнительного образования - кружок по изодеятельности "Разноцветные ладошки" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_raznotsvetnye_ladoshki.docx44.16 КБ

Предварительный просмотр:

                              План работы кружка по изобразительной деятельности

                                                        «Разноцветные ладошки»

                                                (подготовительная группа 6-7 лет)

                                                          Пояснительная записка

 

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами:чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».                                                                                                                                                  

В.А.Сухомлинский.

    Прогресс всего человечества движется именно творческими людьми и наше время не исключение. Мало быть «наполненными знаниями» и хорошими исполнителями, но надо уметь нестандартно  и творчески мыслить. Ведь только творческая личность легко адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и находит оригинальные решения. Ставить и решать задачи воспитания и развития творчества необходимо уже в дошкольном возрасте.

     Дошкольный возраст -благоприятное время, не только для развития  образного мышления, но и для воображения, что и является  основой творческой деятельности. Именно поэтому так важно развитие детского творчества - одной из основных  задач в  дошкольном воспитании. Главные же задачи художественной деятельности: развивать эстетические чувства и представления, взгляды на окружающий  мир; формировать  навыки и умения для самостоятельной художественной деятельности; познавать радость созидания и  удовлетворения от своей деятельности.

     В дошкольной педагогике детское творчество всегда было одной из актуальных тем. Детское  творчество - это особенная и  самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу  явления окружающего их мира и предметы, а живут в этом прекрасном мире красоты. Именно поэтому  так важно  дать максимальный простор  для  полета детской фантазии:

«Когда мы занимаемся творчеством, наше сердце раскрывается и переливается цветами радости и счастья»                                                                                                                     Анна Байкова.

     Развитие  воображения и творческих способностей – эта важная и ответственная задача возложенная  конечно же на педагога, который как никто другой должен понять и найти те слова и образы которые затронут самые тонкие и трепетные струны детской души, ведь «…творчеству можно учить, но это учение особое, не такое, как обычно учат знаниям и умениям..»   И.Я.Лернер.

    План  подробно раскрывает цель и задачи, методы и приемы которые помогут расширить творческую активность детей, развить воображение, сформировать необходимые для самостоятельной творческой деятельности умения и навыки.    

Цель: Развивать у детей навыки и умения изобразительного творчества, используя нетрадиционные техники изображения.

Задачи:

Продолжать знакомить с различными нетрадиционными техниками рисования: восковые мелки + акварель; монотипия; тиснение; тычкование; набрызг; гратта.

Совершенствовать навыки и умения в знакомых техниках - рисование поролоном, пальчиками, по трафарету, тычком полусухой кистью, а также в  свободном экспериментировании с материалами.

Способствовать развитию инициативности и самостоятельности.

Формировать художественное восприятие, эмоционально-эстетические чувства и вкусы.

Прививать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, желание творить, создавая                 выразительный образ и передавая в работе свое отношение к нему.

Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

 Ожидаемые результаты:

  • создание необходимых  условий для развития творческих интересов у детей;
  • выпускники детского сада;
  • владеют основными техническими навыками различных  видов детской изобразительной деятельности;
  • в своих работах передают сходство с реальным объектом, дополняя образ различными выразительными деталями, расположением и цветом;
  • создают нарядные и яркие рисунки, используя чувство ритма и чередования декоративных элементов в узоре;
  • проявляют творчество, могут  выбрать тему изображения или  дополнить заданную, самостоятельно получают  результат.

  Содержание работы кружка построено на принципах:

  • изодеятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности-связь обучения с жизнью;
  • наглядность-обеспечивает познание предметов и явлений, осознанное восприятие деятельности и наблюдение за ней;
  • отбор художественного материала - тщательный, обусловленный возрастными особенностями детей;
  • интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
  • активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную,изобразительную,игровую,художественно-речевую;
  • индивидуальный подход к детям;
  • на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения;
  • бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
  • региональный подход к отбору изобразительной художественной деятельности с учетом местных традиций.

При организации работы кружка, познавательной деятельности и для развития    самостоятельности , творчества используются эффективные методы и приемы:

*информационно-рецептивный - восприятие, осознание, запоминание информации;

*репродуктивный – закрепление, углубление знаний и способов деятельности;

*эвристический – поэлементное обучение процедурам творческой деятельности;

*исследовательский – самостоятельное разрешение целостных задач;

*наглядные - наблюдения, рассматривания образцов, показ способов изображения и действий;

*словесные - беседа, объяснение, вопросы, совет, поощрение, художественное слово;

*игровые - сюрпризный момент, игровой мотив или ситуация, обыгрывание готового изображения;

При решении обозначенных  цели и задач по развитию детского творчества в основе плана         кружковой работы была использована методика Р.Г.Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».

 

 

 

Месяц

Тема

Программное содержание

Материалы

1.

Сентябрь

(натюрморт)

1.«Знакомимся с натюрмортом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композицией. Дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте. Вызвать ассоциации с собственным опытом детей. Стимулировать эстетические оценки и суждения.

Репродукции картин:

И.Левитан «Васильки», И.Машков «Роза в хрустальной вазе», И.Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами», В.Копашевич «»Бананы», грамзапись «Сентиментальный вальс», бумага, карандаши.

 

 

2.  «Фруктовая ваза»

Познакомить детей с картиной художника И.И.Машкова «Синие сливы». Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Обратить внимание на цвет, как средство передачи настроения. Формировать умения  детей рисовать свой натюрморт и придумывать сказку по его содержанию. Воспитывать интерес к рисованию.

Натюрморт И.И.Машкова «Синие сливы», тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, вода, салфетка, простые карандаши, муляжи фруктов.

 

 

3. «Букет ромашек, божья коровка и птичка»

Продолжать знакомить детей с натюрмортом смешанного вида. Помочь рассмотреть натюрморт Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», раскрыть его тайну. Помочь детям использовать полученные знания в собственном творчестве. Показать способы передачи характерных  особенностей цветов ромашек, их формы и строения, величия, расположения на стебле и положения в вазе, передавать цвет натуры. Упражнять в  рисовании божьей коровки и птиц с помощью трафаретов и шаблонов. Воспитывать любовь к природе.

Тонированные листы бумаги, гуашь, палитра, кисти, вода, салфетка, букет ромашек в керамической вазе, картинки божьей коровки и птички, шаблоны птичек, простые карандаши.

 

 

4. «Ветка калины»

Продолжать знакомить детей с натюрмортами. Формировать навыки рисования  их карандашами, красками. Совершенствовать технику рисования с натуры ( передача в рисунке строения, формы, пропорций ветки калины), показать один из приемов работы с акварелью: вливание одного цвета в другой. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

Карандаши, палитра, кисти, вода, тонированная бумага с нарисованными заранее вазами, акварель, букет калины на столе, ветка калины в вазе.

2.

Октябрь.

(пейзаж)

1.«Рисуем пейзаж»

Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства- о пейзаже. Дать представление о летнем пейзаже, познакомить с рисованием пейзажа  с помощью прозрачной кальки. Развивать творчество- придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на заднем и переднем плане. Развивать воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

2 листа кальки, белая бумага, фломастеры, цветные карандаши.

 

 

2. «Унылая пора! Очей очарованье!»

Развивать умения отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам, используя различные способы рисования деревьев- пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно настроению, переданному в произведении. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закрепить умение отличать пейзаж от картин другого содержания. Воспитывать интерес к рисованию.

Бумага, краски, кисти, зубные щетки, стеки, репродукции картин И.Левитана.

 

 

3.  «Вечерний город»

( отражение в воде)

Познакомить детей с понятием «архитектурный пейзаж». Показать приемы передачи  в рисунке впечатления от праздника- Дня города: украшенные дома, салют над городом. Закреплять умения передавать в рисунке изображение домов разных пропорций. Развивать навыки детей работать всей кистью и ее концом, применять метод «монотипии». Способствовать развитию творчества. Воспитывать аккуратность в работе.

Листы бумаги темного цвета, согнутые пополам(улица и море), гуашь разных цветов, вода, кисти, салфетки, печатки для изображения звезд, окон, фонарей, салюта, иллюстрации с изображением праздничного вечернего города, салюта.

 

 

4. «Очарован лес стоит»

Продолжать знакомить  с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года. Развивать у детей эстетическое восприятие .Формировать умения  передавать очертания стволов, веток деревьев. Воспитывать любовь к природе.

Восковые мелки, свеча, розетки с разной краской, кисти или тампоны, зимние пейзажи.

 

 

5. «Тайны подводного царства»

Познакомить детей с подводным пейзажем, показав, что изображение моря- труднейший мотив живописи. Показать технику акварели- рисование по сырой бумаге, помочь передавать самостоятельно в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей (графический рисунок выполняется маркером черного цвета, рыбу можно покрыть чешуей, завить хвост, прорисовать все плавники). Воспитывать аккуратность в работе.

Акварельные краски, бумага, маркер черного цвета ( для рисования жителей подводного царства), иллюстрации с изображением рыб, дельфинов, китов, рифов, водной растительности.

3.

Ноябрь

(архитектура)

1.«Вот эта улица, вот этот дом…»

Познакомить детей с понятиями: «архитектор», «архитектура», «фасад», «торец». Показать способы  передачи  в рисунке впечатлений от окружающей жизни. Закрепить знания об основных частях здания(стена, крыша, окно, дверь, балкон, лоджия).Расширять представления о различных прямоугольниках- широких,  узких, высоких и низких. Развивать навыки создания несложной композиции  современной улицы. Закрепить приемы рисования краской. Познакомить с изготовлением оттенков цвета путем разбавления краски водой на палитре. Воспитывать интерес к строительным профессиям.

Бумага, краски, кисти, вода, салфетки, фотографии различных зданий.

 

 

2. «Никакой на свете зверь не ворвется в эту дверь…»

Продолжать формировать умения детей отражать в рисунке несложный сюжет, передавать характерные особенности предметов, красиво располагая их на бумаге, использовать в рисунке разные материалы: графитный карандаш, цветные карандаши, восковые мелки. Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях, закрашивать рисунки, не выходя за контур, накладывая штрихи в одном направлении, без просветов, передавать штрихами фактуру веток, соломы, кирпичей, из которых построены домики поросят. Продолжать знакомить  с жилищной архитектурой.

Бумага, цветные карандаши, восковые мелки, графитовые карандаши, книжные иллюстрации.

 

 

3. «На свете ж есть такое чудо…»(сказочный дворец)

Закреплять представление детей о различных архитектурных стилях. Формировать творческие навыки при создании  сказочного образа, рисуя основу здания  и придумывая украшающие детали( решетки, балконы, различные колонны), подчеркнуть возможности необычной формы окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш; Познакомить со способом рисования наброска карандашом. Закреплять приемы рисования гуашью, краской, используя навыки смешивания нежных оттенков.

Краски, гуашь, вода, кисти, салфетки, палитра, бумага, карандаши.

 

 

4. «В стране Великании»

   (коллаж)

Дать детям представление о выдуманном сказочном пейзаже. Развивать способности и умение детей в графическом изображении человека. Формировать способности фантазировать, умение изображать на бумаге громадные растения, птиц, насекомых, используя метод коллажа. Воспитывать аккуратность в работе и  желание доводить начатое дело до конца.

Бумага, карандаши, краски, фломастеры, пуговицы, ткань, ленты, фантики, кисти, клей, ножницы, вода, салфетки.

4.

Декабрь

(сюжетное рисование)

1. «Сказочные птицы»

 Показать детям рисование птиц по представлениям ( по сказкам), передавая  в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

Тонированная бумага, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, иллюстрации с изображением птиц, голоса птиц в аудиозаписи.

 

 

2. «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили»

Способствовать формированию представлений у детей навыков по созданию сюжетной картины «Пожар». Закрепить знание правил пожарной безопасности. Воспитывать уважение к смелым людям- пожарным, которые приходят на помощь в любую минуту. Познакомить со способами рисования огня, дыма, фигур людей в движении.

Черная бумага, красная, желтая, черная и белая гуашь, тонкий белый картон, вата, ножницы, клей, прозрачная пленка, карандаши.

 

 

3. «Забавные муравьи»

Познакомить со сказкой «Муравей и одуванчик». Предложить придумать и нарисовать другие варианты концовки. Показать способы рисования муравья из трех частей. Способствовать развитию умений эмоционально откликаться на красоту полевых цветов и отражать свои впечатления в рисунке, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет. Воспитывать доброту, сострадание, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.

Бумага, краски, салфетки, вода, печатки, штампы.

 

 

4. «Волшебный Конек-Горбунок»

Расширять навыки детей передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки, взаимодействие персонажей, движение фигур, окружающую обстановку. Закрепить умение располагать рисунок на листе в соответствии с содержанием данного эпизода. Продолжать формировать умения правильно пользоваться красками и карандашами. Воспитывать интерес и эстетический вкус.

Бумага, краски, гуашь, белила, простой карандаш, иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок» П.П.Ершова.

5.

Январь

(графика)

1.«Новое искусство- графика»

Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика. Познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показав отличие графики от живописи. Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своих творческих работах. Воспитывать творческий интерес.

Набор образцов графики различных видов, книжная графика, набор инструментов и изобразительных материалов.

 

 

2. «Рисуем штрихом»

Вызвать интерес к такому способу изображения, как штрих; показать особенности штриховых движений, выразительные возможности штриха при создании образа. Продолжать упражнять в рисовании данным способом. Развивать фантазию, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе.

Сухие графические материалы, карандаши, фломастеры, ручки, сангина, белая бумага, картинки с животными.

6.

Февраль

(декоративная роспись)

1. «Городецкие узоры»

Познакомить детей с традиционным русским промыслом города Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для Городецкой росписи по дереву. Продолжать знакомить с изделиями Городецких мастеров. Показать способы и приемы  рисования  узоров из бутончиков и листьев по мотивам Городецкой росписи. Воспитывать уважение к мастерам.

Изделия Городецких мастеров, шаблоны шкатулочек светло-коричневого цвета, кисти, мягкая тряпочка для снятия лишней краски, вода, палитра, гуашь.

 

 

2. «Сказочная Гжель»

Познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «гжельская керамика». Помочь  освоить простые элементы росписи( прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам.

Гуашь белая и голубая, круглые кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитра, трафареты посуды с частично нарисованным орнаментом.

 

 

3. «Золотая Хохлома»

Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Упражнять в умении выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику ее выполнения. Развивать навыки рисования волнистых линий, коротких завитков и травинок слитным плавным движением. Закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его элементы.

Хохломские изделия, шаблоны мисок, тонированные черной гуашью, гуашь, кисти, вода, салфетки.

 

 

4. «Жостовский поднос»

Познакомить детей с традиционным русским народным промыслом – «жостовская роспись», с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов. Показать приемы рисования элементов орнамента кистью, держа ее тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа.

Гуашь, кисти круглые, вода, салфетка, палитра, жостовские подносы

( шаблоны), тонированные черной гуашью, образцы подносов.

7.

Март

1.«Мамочка милая, мама моя»

Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы. Помочь в передаче образа доступными средствами выразительности( деталями костюма, цветом глаз, атрибутами профессии).

Бумага, краски, палитра, вода, кисти тонкие и толстые.

 

 

2. «Портрет друга»

Дать представление о жанре портрета. Развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица. Способствовать формированию умений рисовать портрет друга, правильно изображать черты его лица. Воспитывать дружеские чувства.

Пастель, альбомный лист, портреты друзей.

 

 

3. «Автопортрет»

Продолжать расширять умения рисовать автопортрет- развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Гуашь, кисти, вода, салфетка, бумага, образцы автопортретов, зеркало.

 

 

4. «Моя семья»

Продолжать знакомить детей с жанром портрета ( групповым).Помочь изображать группу людей- семью, стремиться открыть в ее членах привлекательные качества, известные только художнику. Продолжать упражнять в рисовании фигуры  человека, добиваться четкого изображения пропорций, выразительности позы. Воспитывать любовь к семье, заботу о ней.

Семейные фотографии, бумага, пастель или восковые мелки, карандаши, фломастеры, рамки для портретов, клей.

8.

Апрель

(нетрадиционные техники)

1.«Полет в космос»

Продолжать расширять умения смешивать различные краски( синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Познакомить со способами рисования ракеты, летающей тарелки. Воспитывать аккуратность в работе.

Картон синего цвета, гуашь, кисти, гуашь в мисочках, трафареты звезд, иллюстрации.

 

 

 

2. «Укрась свитер»

Совершенствовать умения в технике- тычок жесткой кистью и печатание печатками. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Вырезанные из тонированной бумаги свитера, жесткая кисть, гуашь, гуашь в мисочках, печатки, кукла.

 

 

3. «Весеннее солнышко».

Закрепить умение рисовать в технике печатание ладошкой, продолжать упражнять в навыках смешивать краски( желтую, красную, оранжевую).Воспитывать эстетический вкус.

Лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации.

 

 

4. «Одуванчики»

Закрепить умение детей рисовать восковыми мелками + акварель, печатанием печатками. Помочь создавать выразительный образ одуванчиков, развивать чувство композиции. Воспитывать эстетический вкус.

Лист бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, печатки в форме треугольников, иллюстрации.

9.

Май

(стиль, мода, красота)

1.«Скатертью, салфетками украсим дома стол»

Раскрыть понятие «уютный дом». Развивать у детей эстетическое восприятие, умение один -двумя цветами нарисовать узор на скатерти, салфетках, заполнять середину, углы, стороны основ всей кистью и ее концом. Воспитывать умение видеть красоту в рисунках.

«Скатерти» квадратной, прямоугольной, круглой, овальной формы разных цветов; такие же салфетки, краски, вода, кисти.

 

 

2. «Сервизы всех порадуют и позовут на чай»

Дать детям понятие стилевого единства. Развивать чувство стиля, цвета. Формировать умения располагать элементы узора на поверхности предмета. Развивать фантазию. Воспитывать аккуратность.

Бумага, кисти, вода, гуашь, акварельные краски, палитра, простой карандаш, сервизы.

 

 

3. «Ателье мод»

Познакомить детей с работой ателье мод и предложить создать свои модели, нарисовать модную одежду. Развивать интерес к прекрасному и  эмоционально-эстетические чувства, вкус.        Обратить внимание детей на то, что искусство окружает нас повсюду  (в элементах одежды), доставляет людям радость и удовольствие.

Бумага, краски, гуашь, кисти, вода, салфетки, для украшения: бусинки, пуговицы, бисер, наклейки, журналы мод, манжеты, воротнички.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....