Кружок "Разноцветные ладошки"
материал по рисованию (подготовительная группа) на тему
Программа дополнительного образования - кружок по изодеятельности "Разноцветные ладошки" для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_raznotsvetnye_ladoshki.docx | 44.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы кружка по изобразительной деятельности
«Разноцветные ладошки»
(подготовительная группа 6-7 лет)
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами:чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский.
Прогресс всего человечества движется именно творческими людьми и наше время не исключение. Мало быть «наполненными знаниями» и хорошими исполнителями, но надо уметь нестандартно и творчески мыслить. Ведь только творческая личность легко адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и находит оригинальные решения. Ставить и решать задачи воспитания и развития творчества необходимо уже в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст -благоприятное время, не только для развития образного мышления, но и для воображения, что и является основой творческой деятельности. Именно поэтому так важно развитие детского творчества - одной из основных задач в дошкольном воспитании. Главные же задачи художественной деятельности: развивать эстетические чувства и представления, взгляды на окружающий мир; формировать навыки и умения для самостоятельной художественной деятельности; познавать радость созидания и удовлетворения от своей деятельности.
В дошкольной педагогике детское творчество всегда было одной из актуальных тем. Детское творчество - это особенная и самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу явления окружающего их мира и предметы, а живут в этом прекрасном мире красоты. Именно поэтому так важно дать максимальный простор для полета детской фантазии:
«Когда мы занимаемся творчеством, наше сердце раскрывается и переливается цветами радости и счастья» Анна Байкова.
Развитие воображения и творческих способностей – эта важная и ответственная задача возложенная конечно же на педагога, который как никто другой должен понять и найти те слова и образы которые затронут самые тонкие и трепетные струны детской души, ведь «…творчеству можно учить, но это учение особое, не такое, как обычно учат знаниям и умениям..» И.Я.Лернер.
План подробно раскрывает цель и задачи, методы и приемы которые помогут расширить творческую активность детей, развить воображение, сформировать необходимые для самостоятельной творческой деятельности умения и навыки.
Цель: Развивать у детей навыки и умения изобразительного творчества, используя нетрадиционные техники изображения.
Задачи:
Продолжать знакомить с различными нетрадиционными техниками рисования: восковые мелки + акварель; монотипия; тиснение; тычкование; набрызг; гратта.
Совершенствовать навыки и умения в знакомых техниках - рисование поролоном, пальчиками, по трафарету, тычком полусухой кистью, а также в свободном экспериментировании с материалами.
Способствовать развитию инициативности и самостоятельности.
Формировать художественное восприятие, эмоционально-эстетические чувства и вкусы.
Прививать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, желание творить, создавая выразительный образ и передавая в работе свое отношение к нему.
Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.
Ожидаемые результаты:
- создание необходимых условий для развития творческих интересов у детей;
- выпускники детского сада;
- владеют основными техническими навыками различных видов детской изобразительной деятельности;
- в своих работах передают сходство с реальным объектом, дополняя образ различными выразительными деталями, расположением и цветом;
- создают нарядные и яркие рисунки, используя чувство ритма и чередования декоративных элементов в узоре;
- проявляют творчество, могут выбрать тему изображения или дополнить заданную, самостоятельно получают результат.
Содержание работы кружка построено на принципах:
- изодеятельность должна опираться на впечатления, полученные ребенком от действительности-связь обучения с жизнью;
- наглядность-обеспечивает познание предметов и явлений, осознанное восприятие деятельности и наблюдение за ней;
- отбор художественного материала - тщательный, обусловленный возрастными особенностями детей;
- интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную,изобразительную,игровую,художественно-речевую;
- индивидуальный подход к детям;
- на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения;
- бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
- региональный подход к отбору изобразительной художественной деятельности с учетом местных традиций.
При организации работы кружка, познавательной деятельности и для развития самостоятельности , творчества используются эффективные методы и приемы:
*информационно-рецептивный - восприятие, осознание, запоминание информации;
*репродуктивный – закрепление, углубление знаний и способов деятельности;
*эвристический – поэлементное обучение процедурам творческой деятельности;
*исследовательский – самостоятельное разрешение целостных задач;
*наглядные - наблюдения, рассматривания образцов, показ способов изображения и действий;
*словесные - беседа, объяснение, вопросы, совет, поощрение, художественное слово;
*игровые - сюрпризный момент, игровой мотив или ситуация, обыгрывание готового изображения;
При решении обозначенных цели и задач по развитию детского творчества в основе плана кружковой работы была использована методика Р.Г.Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники».
№ | Месяц | Тема | Программное содержание | Материалы |
1. | Сентябрь (натюрморт) | 1.«Знакомимся с натюрмортом»
| Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композицией. Дать представление о том, какие предметы изображаются в натюрморте. Вызвать ассоциации с собственным опытом детей. Стимулировать эстетические оценки и суждения. | Репродукции картин: И.Левитан «Васильки», И.Машков «Роза в хрустальной вазе», И.Хруцкий «Цветы и плоды», «Натюрморт с грибами», В.Копашевич «»Бананы», грамзапись «Сентиментальный вальс», бумага, карандаши. |
|
| 2. «Фруктовая ваза» | Познакомить детей с картиной художника И.И.Машкова «Синие сливы». Продолжать знакомить с жанром натюрморта. Вызвать эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картины. Обратить внимание на цвет, как средство передачи настроения. Формировать умения детей рисовать свой натюрморт и придумывать сказку по его содержанию. Воспитывать интерес к рисованию. | Натюрморт И.И.Машкова «Синие сливы», тонированная бумага, гуашь, кисти, палитра, вода, салфетка, простые карандаши, муляжи фруктов. |
|
| 3. «Букет ромашек, божья коровка и птичка» | Продолжать знакомить детей с натюрмортом смешанного вида. Помочь рассмотреть натюрморт Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка», раскрыть его тайну. Помочь детям использовать полученные знания в собственном творчестве. Показать способы передачи характерных особенностей цветов ромашек, их формы и строения, величия, расположения на стебле и положения в вазе, передавать цвет натуры. Упражнять в рисовании божьей коровки и птиц с помощью трафаретов и шаблонов. Воспитывать любовь к природе. | Тонированные листы бумаги, гуашь, палитра, кисти, вода, салфетка, букет ромашек в керамической вазе, картинки божьей коровки и птички, шаблоны птичек, простые карандаши. |
|
| 4. «Ветка калины» | Продолжать знакомить детей с натюрмортами. Формировать навыки рисования их карандашами, красками. Совершенствовать технику рисования с натуры ( передача в рисунке строения, формы, пропорций ветки калины), показать один из приемов работы с акварелью: вливание одного цвета в другой. Воспитывать чувство любви к красоте родной природы. | Карандаши, палитра, кисти, вода, тонированная бумага с нарисованными заранее вазами, акварель, букет калины на столе, ветка калины в вазе. |
2. | Октябрь. (пейзаж) | 1.«Рисуем пейзаж» | Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства- о пейзаже. Дать представление о летнем пейзаже, познакомить с рисованием пейзажа с помощью прозрачной кальки. Развивать творчество- придумывать содержание рисунка, уметь изображать предметы на заднем и переднем плане. Развивать воображение. Воспитывать бережное отношение к природе. | 2 листа кальки, белая бумага, фломастеры, цветные карандаши. |
|
| 2. «Унылая пора! Очей очарованье!» | Развивать умения отражать в рисунке признаки осени, соответствующие поэтическим строкам, используя различные способы рисования деревьев- пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму согласно настроению, переданному в произведении. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение. Закрепить умение отличать пейзаж от картин другого содержания. Воспитывать интерес к рисованию. | Бумага, краски, кисти, зубные щетки, стеки, репродукции картин И.Левитана. |
|
| 3. «Вечерний город» ( отражение в воде) | Познакомить детей с понятием «архитектурный пейзаж». Показать приемы передачи в рисунке впечатления от праздника- Дня города: украшенные дома, салют над городом. Закреплять умения передавать в рисунке изображение домов разных пропорций. Развивать навыки детей работать всей кистью и ее концом, применять метод «монотипии». Способствовать развитию творчества. Воспитывать аккуратность в работе. | Листы бумаги темного цвета, согнутые пополам(улица и море), гуашь разных цветов, вода, кисти, салфетки, печатки для изображения звезд, окон, фонарей, салюта, иллюстрации с изображением праздничного вечернего города, салюта. |
|
| 4. «Очарован лес стоит» | Продолжать знакомить с зимним пейзажем, показать, что природа прекрасна в любое время года. Развивать у детей эстетическое восприятие .Формировать умения передавать очертания стволов, веток деревьев. Воспитывать любовь к природе. | Восковые мелки, свеча, розетки с разной краской, кисти или тампоны, зимние пейзажи. |
|
| 5. «Тайны подводного царства» | Познакомить детей с подводным пейзажем, показав, что изображение моря- труднейший мотив живописи. Показать технику акварели- рисование по сырой бумаге, помочь передавать самостоятельно в рисунке не только форму, но и пластику предмета, его характер с помощью мелких деталей (графический рисунок выполняется маркером черного цвета, рыбу можно покрыть чешуей, завить хвост, прорисовать все плавники). Воспитывать аккуратность в работе. | Акварельные краски, бумага, маркер черного цвета ( для рисования жителей подводного царства), иллюстрации с изображением рыб, дельфинов, китов, рифов, водной растительности. |
3. | Ноябрь (архитектура) | 1.«Вот эта улица, вот этот дом…» | Познакомить детей с понятиями: «архитектор», «архитектура», «фасад», «торец». Показать способы передачи в рисунке впечатлений от окружающей жизни. Закрепить знания об основных частях здания(стена, крыша, окно, дверь, балкон, лоджия).Расширять представления о различных прямоугольниках- широких, узких, высоких и низких. Развивать навыки создания несложной композиции современной улицы. Закрепить приемы рисования краской. Познакомить с изготовлением оттенков цвета путем разбавления краски водой на палитре. Воспитывать интерес к строительным профессиям. | Бумага, краски, кисти, вода, салфетки, фотографии различных зданий. |
|
| 2. «Никакой на свете зверь не ворвется в эту дверь…» | Продолжать формировать умения детей отражать в рисунке несложный сюжет, передавать характерные особенности предметов, красиво располагая их на бумаге, использовать в рисунке разные материалы: графитный карандаш, цветные карандаши, восковые мелки. Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях, закрашивать рисунки, не выходя за контур, накладывая штрихи в одном направлении, без просветов, передавать штрихами фактуру веток, соломы, кирпичей, из которых построены домики поросят. Продолжать знакомить с жилищной архитектурой. | Бумага, цветные карандаши, восковые мелки, графитовые карандаши, книжные иллюстрации. |
|
| 3. «На свете ж есть такое чудо…»(сказочный дворец) | Закреплять представление детей о различных архитектурных стилях. Формировать творческие навыки при создании сказочного образа, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали( решетки, балконы, различные колонны), подчеркнуть возможности необычной формы окон, колонн, дверей, красивых куполообразных крыш; Познакомить со способом рисования наброска карандашом. Закреплять приемы рисования гуашью, краской, используя навыки смешивания нежных оттенков. | Краски, гуашь, вода, кисти, салфетки, палитра, бумага, карандаши. |
|
| 4. «В стране Великании» (коллаж) | Дать детям представление о выдуманном сказочном пейзаже. Развивать способности и умение детей в графическом изображении человека. Формировать способности фантазировать, умение изображать на бумаге громадные растения, птиц, насекомых, используя метод коллажа. Воспитывать аккуратность в работе и желание доводить начатое дело до конца. | Бумага, карандаши, краски, фломастеры, пуговицы, ткань, ленты, фантики, кисти, клей, ножницы, вода, салфетки. |
4. | Декабрь (сюжетное рисование) | 1. «Сказочные птицы» | Показать детям рисование птиц по представлениям ( по сказкам), передавая в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым. | Тонированная бумага, акварельные краски, кисти, вода, салфетки, иллюстрации с изображением птиц, голоса птиц в аудиозаписи. |
|
| 2. «С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили» | Способствовать формированию представлений у детей навыков по созданию сюжетной картины «Пожар». Закрепить знание правил пожарной безопасности. Воспитывать уважение к смелым людям- пожарным, которые приходят на помощь в любую минуту. Познакомить со способами рисования огня, дыма, фигур людей в движении. | Черная бумага, красная, желтая, черная и белая гуашь, тонкий белый картон, вата, ножницы, клей, прозрачная пленка, карандаши. |
|
| 3. «Забавные муравьи» | Познакомить со сказкой «Муравей и одуванчик». Предложить придумать и нарисовать другие варианты концовки. Показать способы рисования муравья из трех частей. Способствовать развитию умений эмоционально откликаться на красоту полевых цветов и отражать свои впечатления в рисунке, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет. Воспитывать доброту, сострадание, сочувствие, желание помочь в трудную минуту. | Бумага, краски, салфетки, вода, печатки, штампы. |
|
| 4. «Волшебный Конек-Горбунок» | Расширять навыки детей передавать в рисунке содержание эпизода знакомой сказки, взаимодействие персонажей, движение фигур, окружающую обстановку. Закрепить умение располагать рисунок на листе в соответствии с содержанием данного эпизода. Продолжать формировать умения правильно пользоваться красками и карандашами. Воспитывать интерес и эстетический вкус. | Бумага, краски, гуашь, белила, простой карандаш, иллюстрации к сказке «Конек-Горбунок» П.П.Ершова. |
5. | Январь (графика) | 1.«Новое искусство- графика» | Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика. Познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показав отличие графики от живописи. Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своих творческих работах. Воспитывать творческий интерес. | Набор образцов графики различных видов, книжная графика, набор инструментов и изобразительных материалов. |
|
| 2. «Рисуем штрихом» | Вызвать интерес к такому способу изображения, как штрих; показать особенности штриховых движений, выразительные возможности штриха при создании образа. Продолжать упражнять в рисовании данным способом. Развивать фантазию, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе. | Сухие графические материалы, карандаши, фломастеры, ручки, сангина, белая бумага, картинки с животными. |
6. | Февраль (декоративная роспись) | 1. «Городецкие узоры» | Познакомить детей с традиционным русским промыслом города Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для Городецкой росписи по дереву. Продолжать знакомить с изделиями Городецких мастеров. Показать способы и приемы рисования узоров из бутончиков и листьев по мотивам Городецкой росписи. Воспитывать уважение к мастерам. | Изделия Городецких мастеров, шаблоны шкатулочек светло-коричневого цвета, кисти, мягкая тряпочка для снятия лишней краски, вода, палитра, гуашь. |
|
| 2. «Сказочная Гжель» | Познакомить детей с традиционным русским художественным промыслом – «гжельская керамика». Помочь освоить простые элементы росписи( прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам. | Гуашь белая и голубая, круглые кисточки разных размеров, вода, салфетки, палитра, трафареты посуды с частично нарисованным орнаментом. |
|
| 3. «Золотая Хохлома» | Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров. Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством. Упражнять в умении выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи, технику ее выполнения. Развивать навыки рисования волнистых линий, коротких завитков и травинок слитным плавным движением. Закреплять умение составлять узор, ритмично располагая его элементы. | Хохломские изделия, шаблоны мисок, тонированные черной гуашью, гуашь, кисти, вода, салфетки. |
|
| 4. «Жостовский поднос» | Познакомить детей с традиционным русским народным промыслом – «жостовская роспись», с построением традиционных жостовских орнаментов, украшающих борта подносов. Показать приемы рисования элементов орнамента кистью, держа ее тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. | Гуашь, кисти круглые, вода, салфетка, палитра, жостовские подносы ( шаблоны), тонированные черной гуашью, образцы подносов. |
7. | Март | 1.«Мамочка милая, мама моя» | Воспитывать у детей эмоциональное отношение к образу мамы. Помочь в передаче образа доступными средствами выразительности( деталями костюма, цветом глаз, атрибутами профессии). | Бумага, краски, палитра, вода, кисти тонкие и толстые. |
|
| 2. «Портрет друга» | Дать представление о жанре портрета. Развивать в детях способность вглядываться в человеческие лица. Способствовать формированию умений рисовать портрет друга, правильно изображать черты его лица. Воспитывать дружеские чувства. | Пастель, альбомный лист, портреты друзей. |
|
| 3. «Автопортрет» | Продолжать расширять умения рисовать автопортрет- развивать умение подмечать сходство с собой, проявленное в мимике лица, в выражении и цвете глаз, в манере одеваться. Воспитывать аккуратность в работе с гуашью. | Гуашь, кисти, вода, салфетка, бумага, образцы автопортретов, зеркало. |
|
| 4. «Моя семья» | Продолжать знакомить детей с жанром портрета ( групповым).Помочь изображать группу людей- семью, стремиться открыть в ее членах привлекательные качества, известные только художнику. Продолжать упражнять в рисовании фигуры человека, добиваться четкого изображения пропорций, выразительности позы. Воспитывать любовь к семье, заботу о ней. | Семейные фотографии, бумага, пастель или восковые мелки, карандаши, фломастеры, рамки для портретов, клей. |
8. | Апрель (нетрадиционные техники) | 1.«Полет в космос» | Продолжать расширять умения смешивать различные краски( синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Познакомить со способами рисования ракеты, летающей тарелки. Воспитывать аккуратность в работе. | Картон синего цвета, гуашь, кисти, гуашь в мисочках, трафареты звезд, иллюстрации.
|
|
| 2. «Укрась свитер» | Совершенствовать умения в технике- тычок жесткой кистью и печатание печатками. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Вырезанные из тонированной бумаги свитера, жесткая кисть, гуашь, гуашь в мисочках, печатки, кукла. |
|
| 3. «Весеннее солнышко». | Закрепить умение рисовать в технике печатание ладошкой, продолжать упражнять в навыках смешивать краски( желтую, красную, оранжевую).Воспитывать эстетический вкус. | Лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации. |
|
| 4. «Одуванчики» | Закрепить умение детей рисовать восковыми мелками + акварель, печатанием печатками. Помочь создавать выразительный образ одуванчиков, развивать чувство композиции. Воспитывать эстетический вкус. | Лист бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, печатки в форме треугольников, иллюстрации. |
9. | Май (стиль, мода, красота) | 1.«Скатертью, салфетками украсим дома стол» | Раскрыть понятие «уютный дом». Развивать у детей эстетическое восприятие, умение один -двумя цветами нарисовать узор на скатерти, салфетках, заполнять середину, углы, стороны основ всей кистью и ее концом. Воспитывать умение видеть красоту в рисунках. | «Скатерти» квадратной, прямоугольной, круглой, овальной формы разных цветов; такие же салфетки, краски, вода, кисти. |
|
| 2. «Сервизы всех порадуют и позовут на чай» | Дать детям понятие стилевого единства. Развивать чувство стиля, цвета. Формировать умения располагать элементы узора на поверхности предмета. Развивать фантазию. Воспитывать аккуратность. | Бумага, кисти, вода, гуашь, акварельные краски, палитра, простой карандаш, сервизы. |
|
| 3. «Ателье мод» | Познакомить детей с работой ателье мод и предложить создать свои модели, нарисовать модную одежду. Развивать интерес к прекрасному и эмоционально-эстетические чувства, вкус. Обратить внимание детей на то, что искусство окружает нас повсюду (в элементах одежды), доставляет людям радость и удовольствие. | Бумага, краски, гуашь, кисти, вода, салфетки, для украшения: бусинки, пуговицы, бисер, наклейки, журналы мод, манжеты, воротнички. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»
Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....
Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе
Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...
Педагогический проект "Ладошка в ладошке"
Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...
Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"
Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....
Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы
Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»
Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...
Для детей. Раз ладошка, два ладошка
Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....