РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗОСТУДИИ «АКВАРЕЛЬ»
рабочая программа по рисованию (старшая группа) на тему
Возраст детей старшей группы 5-6 лет
Срок реализации программы - 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo.docx | 60.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 Кировского района г. Санкт- Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗОСТУДИИ
«АКВАРЕЛЬ»
Возраст детей старшей группы 5-6 лет
Срок реализации программы - 1 год
Составитель: Поварова Наталья Николаевна
Санкт-Петербург
2015-2016
Пояснительная записка
Рисунок- это зеркало чувств, зрелости и развития личности человека.
К. Шейлби
О чём думает ребёнок, когда рисует? Ребёнок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его ещё незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. В своих рисунках ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется достойным внимания.
Занимаясь с ребёнком рисованием, следует соблюдать следующие основные правила:
- Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативу и необходимое для этого физическое и психическое пространство.
- У ребёнка не должно быть недостатка в принадлежностях и материалах.
- Сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребёнка рисованием.
- Работы, отобранные самим ребёнком, нужно поместить на видном месте в квартире и попросить ребёнка объяснить их.
- Нужно предлагать рисовать всё, о чём ребёнок любит говорить, и беседовать с ним обо всём, что он любит рисовать.
Данная программа рассчитана для детей 5-6 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятия являются групповыми и индивидуально-ориентированные. Занятия направлены на развитие у ребёнка эстетического воспитания, а также на формирование образного мышления и творческих способностей, способствует развитию воображения, фантазии, чтобы ребёнок смог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию. Программа должна помочь ребёнку познать, как можно больше элементов прекрасного, гармоничность красок, лаконичность композиций.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и родителей на программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста для развития эстетического вкуса и ручной умелости. Богатая событиями жизнь широким потоком врывается в сознание детей. В меру своих сил и понимания дети живо откликаются на неё, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке. Поэтому важно с самых первых лет жизни ребёнка учить видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и желание рисовать, лепить, вырезать, конструировать; развивать творческую способность, учить воспринимать произведения искусства
Цель: создание условий для развития неравнодушного, активно преобразующего отношения к миру ребёнка на основе нравственности, эстетического и эмоционального начала; формирования образного мышления и творческих способностей. Формирование нравственной и творческой личности, через познания мировой художественной культуры.
Обучающие задачи:
- Познакомить с различными материалами для творчества.
- Формировать умения и навыки владения при работе с различными художественными материалами.
- Способствовать переходу от репродуктивного мышления к творческому.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе.
- Формировать положительную мотивацию учения (интерес к освоению курса)
- Способствовать развитию умения работать в парах, в группе и т.п.
- Воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру речи и поведения, трудолюбие.
Развивающие задачи:
- Развивать воображение, фантазию, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию.
- Развивать желание "изобразительно" откликнуться на увиденное, и услышанное.
- Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность к самоутверждению через труд.
- Выявлять и развивать индивидуальные способности обучающихся
Особенности программы:
Структурной особенностью программы является чередование различных видов деятельности: рисование, лепка, моделирование и конструирование. Логическим завершение каждого занятий являются выставки рисунков, поделок и итоговое занятие.
Ожидаемые результаты:
Главным ожидаемым результатом обучения должно стать развитие у детей интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству. При этом у воспитанников формируются следующие основные умения, знания и навыки:
- наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному;
- понимание языка эмоций (сопереживание, сочувствие), отражённых в произведениях искусства и реальных отношениях;
- проявление разнообразных чувств при восприятии произведений искусства
- приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусств, развитие фантазии и воображения, проявляющихся в конкретных формах самостоятельной деятельности;
- умение находить новые нестандартные решения творческих задач, творческое саморазвитие ребёнка;
- освоение выразительных возможностей художественных материалов, умение пользоваться ими
- знание и применение работы с различными инструментами и материалами;
- знание и выполнение правил техники безопасности при работе;
- умение подбирать цветовую гамму, составлять композицию;
- освоение навыков работы с пластилином, бумагой, природным материалом;
- развитие аккуратности, терпения;
- развить мелкую моторику пальцев, пространственное мышление.
Условия реализации программы:
Материально-техническая база:
- наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели;
- обеспеченность учащихся необходимыми материалами и инструментами: краски акварельные, гуашевые; карандаши, пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага разных форматов; основы под росписи; рамки для оформления работ;
- наличие приспособлений для постановки натюрмортов: мольберты, ткань для драпировки, муляжи и т.д.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- наглядно-теоретическая база в виде пособий, репродукций и живописных работ, иллюстраций;
- альбомы по разным видам росписей; по временам года;
- дидактический и раздаточный материал.
Психолого-педагогические условия:
- наличие стабильного детского коллектива;
- творческая атмосфера на занятиях;
- мастерство педагога.
Материалы для каждого ребёнка:
- Банки для воды
- Кисточка толстая (№8-9), кисточка тонкая (№2-4). «Белка»
- Палитра.
- Альбом или папка с бумагой размером А4.
- Набор цветной бумаги (матовой, глянцевой).
- Набор цветного картона (матовый, глянцевый).
- Ножницы.
- Клей.
- Кисть для клея.
- Цветные карандаши 18 цветов.
- Набор цветных фломастеров.
- Пластилин 10 цветов, стека, доска для лепки. Глина.
- Простой карандаш
- Ластик.
- Гуашь 12 цветов.
- Тряпочка.
- Салфетки для рук.
- Салфетки бумажные разного цвета для поделок.
- Доска для лепки.
- Тонированная бумага разных цветов.
- Природный материал (семечки, листья, ватные диски, зубочистки, черный перец горошек и т.п.)
Учебно-тематический план образовательной программы изостудии
«Акварель» для детей 5-6 лет, старшей группы
Месяц | Неделя | Вид занятия | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | |
Сентябрь | 1 | Комплектование группы | 4 | ||
2 | |||||
3 | Рисунок | Фрукты | 1 | ||
Лепка | Грибная корзинка | 1 | |||
4 | Живопись | Моё любимое дерево | 1 | ||
ДПИ | Лиственница | 1 | |||
Октябрь | 1 | Рисунок | Цветы осени. Подсолнух | 1 | |
Лепка | Осенние дары на тарелке | 1 | |||
2 | Живопись | Красота осеннего пейзажа в живописи | 1 | ||
ДПИ | Сапожки сестричке | 1 | |||
3 | Рисунок | Весёлый зонтик | 1 | ||
Лепка | Разноцветный ковёр из листьев | 1 | |||
4 | Живопись | Осенняя птица | 1 | ||
ДПИ | Хохломская роспись | 1 | |||
Ноябрь | 1 | Рисунок | Гуси- лебеди | 1 | |
Лепка | Коллективная работа «пруд с утятами» | 1 | |||
2 | Живопись | Птицы летят | 1 | ||
ДПИ | Три медведя | 1 | |||
3 | Рисунок | Кот в сапогах | 1 | ||
Лепка | Коллективная работа «домашние животные» | 1 | |||
4 | Живопись | Лисица и ворона | 1 | ||
ДПИ | Каргопольская роспись | 1 | |||
Декабрь | 1 | Рисунок | Хрустальное утро | 1 | |
Лепка | Красивый снеговик | 1 | |||
2 | Живопись | Волшебное зимнее окно | 1 | ||
ДПИ | Бусы для ёлочки | 1 | |||
3 | Рисунок | Труд людей зимой | 1 | ||
Лепка | Снегурочка | 1 | |||
4 | Живопись | В лесу родилась ёлочка | 1 | ||
ДПИ | Рождественский пряник | 1 | |||
Итого 1полугодие: | 32 | ||||
Январь | 1 | ||||
2 | |||||
3 | Рисунок | Грузовик везёт снег | 1 | ||
Лепка | Автобус | 1 | |||
4 | Живопись | Зимняя река | 1 | ||
ДПИ | Гжель | 1 | |||
Февраль | 1 | Рисунок | Открытка защитнику | 1 | |
Лепка | Избушка на опушке леса | 1 | |||
2 | Живопись | Ковёр -самолет | 1 | ||
ДПИ | Зима на моей улице | 1 | |||
3 | Рисунок | Мой любимый детский сад | 1 | ||
Лепка | Саночки | 1 | |||
4 | Живопись | Домик у пруда | 1 | ||
ДПИ | Дымковская роспись | 1 | |||
Март | 1 | Рисунок | Тюльпаны для мамы | 1 | |
Лепка | В мире насекомых, пауков, улиток | 1 | |||
2 | Живопись | Весенний пейзаж | 1 | ||
ДПИ | Коллективная работа «Весенний хоровод» | 1 | |||
3 | Рисунок | Подснежники | 1 | ||
Лепка | Медведь | 1 | |||
4 | Живопись | Солнышко из ладошек | 1 | ||
ДПИ | Филимоновская игрушка | 1 | |||
Апрель | 1 | Рисунок | Лимон и апельсин (рисование с натуры) | 1 | |
Лепка | Гнездо для птиц | 1 | |||
2 | Живопись | Космические путешествия | 1 | ||
ДПИ | Пасха «Цыплята» | 1 | |||
3 | Рисунок | Иллюстрация по сказкам | 1 | ||
Лепка | Цветы | 1 | |||
4 | Живопись | Верба цветёт | 1 | ||
ДПИ | Городецкая роспись | 1 | |||
Май | 1 | ДПИ | Коллективная работа к празднику День Победы | 1 | |
2 | Рисунок | Праздничный салют в честь Дня города | 1 | ||
3 | Рисунок | Украсим одежду Аленушки красивыми узорами | 1 | ||
Лепка | Бабочка | 1 | |||
4 | Живопись | Коллективная работа «Поле тюльпанов» | 1 | ||
ДПИ | «Ярмарка» | 1 | |||
Итого 2 полугодие: | 32 | ||||
Итого: | 64 |
Содержание программы
Сентябрь
РИСУНОК
Тема: «Фрукты»
Содержание: Формировать представление учащихся о том, какие фрукты и овощи собирают летом. Закрепить знания о различии фруктов, ягод и овощей; Выполнение рисунка фруктов. Дети должны различать фрукты, ягод и овощи, знать их определение. Знать какие растения растут в родном краю, когда начинается сбор урожая.
Материалы: Цветные карандаши, ластик, лист формата А4 на каждого ребёнка.
ЛЕПКА
Тема: «Грибная корзина»
Содержание: Познакомить детей с нетрадиционным видом искусства – пластикой из соленого теста, используя усвоенные приемы лепки Лепка грибов конструктивным способом.
Материалы: Соленое тесто, зубочистки для соединения деталей, доска, стека, салфетки на каждого ребенка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Моё любимое дерево»
Содержание: Совершенствовать умение детей рисовать дерево. Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе; учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно. Закрепить нетрадиционный метод рисования жесткой кисточкой «тычком». Развивать чувство композиции. Создать предметное изображение дерева.
Материалы: Краски гуашевые, кисти Белка, банки с водой, листы формата А4, салфетки для каждого ребенка
ДПИ
Тема: «Лиственница»
Содержание: Воспроизведение, окружающего мира во всем многообразии его форм. Исполнение композиций в декоративно-плоскостном решении.
Материалы: Бумага тонированная, клей, кисти для клея, салфетки желтого и зеленого цвета для каждого ребенка.
Октябрь
РИСУНОК
Тема: «Цветы осени. Подсолнух»
Содержание: Познакомить детей с растением подсолнечник. Развивать умение давать развернутые ответы на вопросы. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Материалы: Цветные карандаши/ мелки (по выбору ребенка), ластик, лист формата А4.
ЛЕПКА
Тема: «Осенние дары на тарелке»
Содержание: Лепка форм простейших предметов, техникой ритмичного раскатывания комков пластилина между ладонями круговыми или продольными движениями.
Материалы: Пластилин (глина), доска, стека, салфетки для каждого ребенка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Красота осеннего пейзажа в живописи»
Содержание: Познакомить с творчеством И.И. Левитана, И. И. Бродского, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства. Учить использовать свойства линейной и воздушной перспективы, обучать навыкам передачи настроения через цвет; воспитывать любовь к малой родине.
Материалы: Краски гуашевые, кисти Белка, лист формата А4, банки с водой, салфетки для каждого ребенка. Таблицы: цвет в перспективе, затемнение, потускнение, репродукции картин И.И. Левитана, И.И. Бродского;
ДПИ
Тема: Хохломская роспись
Содержание: Ознакомить детей с хохломской росписью и приемами её выполнения. Ведущей росписью является травное письмо: кустики, стройные осоки, ветви, ягоды.
Материалы: Картон красного, оранжевого и черного цвета, краски гуашевые, кисти Белка, баночки для воды, палитра, салфетки для каждого ребенка.
РИСУНОК
Тема: «Весёлый зонтик»
Содержание: Совершенствовать технику рисования восковыми мелками: закрашивать одном направлении. Соединять треугольники в одну композицию; развивать чувство формы и цвета, развивать у детей познавательный интерес.
Материалы: Восковые мелки, лист формата А4 на каждого ребенка.
ЛЕПКА
Тема: «Разноцветный ковёр из листьев»
Содержание: Пластилинография
Материалы: Пластилин, доска, лист картона формата А5, стека, салфетки для каждого ребенка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Осенняя птица»
Содержание: Учить выполнению изображений, используя выразительные средства: теплые цвета и их оттенки. Рисование по мокрой бумаге. Изготовление шаблона птицы.
Материалы: Книжные иллюстрации с изображением сказочных птиц в русских народных сказках (П. Ершов «Конек-горбунок»). Репродукции с изображением сказочных птиц. Предметы декоративно-прикладного искусства с изображением сказочных птиц (Хохлома). Музыка Р. Щедрина к балету «Конек-горбунок». «Жар-птица». Акварельные краски, кисти Белка, лист бумаги для акварели формата А4, банки с водой, салфетки для каждого ребенка.
ДПИ
Тема: Хохломская роспись
Содержание: Изготовление «разделочной досочки» в стиле Хохломской росписи. Познакомить с историей происхождения техники хохломской росписи. Научить самостоятельно, составлять композицию, использовав при этом изученные элементы хохломской росписи. Подбирать цвет. Выполнение работы красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому (оранжевому) фону.
Материалы: Шаблон разделочной доски из картона оранжевого цвета, краски гуашевые, кисти Белка, банки с водой, салфетки, для каждого ребенка.
Ноябрь
РИСУНОК
Тема: «Гуси-лебеди»
Содержание: Изготовление рисунка птиц. Научить детей иллюстрировать сказку. обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях, сформировать понимание «иллюстрация»; совершенствовать умение самостоятельно выбирать сюжет для иллюстрирования и его рисовать; совершенствовать умение использовать уже знакомые средства художественной выразительности: высокий и низкий горизонт, выделение главного в рисунке, выделение композиционного центра.
Материалы: Репродукции В. Васнецова «Иван – царевич на Сером волке», «Алёнушка». Восковые мелки, лист формата А4 на каждого ребёнка.
ЛЕПКА
Тема: Коллективная работа «Пруд с утятами»
Содержание: Учить детей передавать в лепке характерные особенности утят: тело и голова в форме овоида, широкий клюв и широкий плоский хвост. Продолжать учить пользоваться стекой для создания выразительного образа. Подводить детей к сюжетной лепке через совместное составление композиций. Закреплять умение делить глину на неравные части, использовать раннее усвоенные способы лепки: скатывание, раскатывание, прищипывание, соединение частей приемом примазывания. Изготовление утки конструктивным способом.
Материалы: Пластилин / глина, доска, стека, салфетки для каждого ребёнка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Птицы летят»
Содержание: Знакомство с жанром анималистки в изобразительном искусстве; освоение понятия пластической анатомии, что она изучает, для чего служит, кто ею пользуется (художники, скульпторы); сравнение анатомии разных птиц: общее и индивидуальное, непохожее; ознакомление с произведениями изобразительного искусства в жанре анималистки; передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, окраски предметов, их цветовой гармонии, определение пропорций.
Материалы: Методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучела птицы – натуральный материал, фотографии птиц, открытки. Краски гуашевые, кисти Белка, лист чертёжной бумаги формата А4, банки с водой, салфетки для каждого ребёнка.
ДПИ
Тема: «Три медведя»
Содержание: Использовать ранее полученные знания. Закреплять умение украшать объект элементами природного материала; приобщать детей к народной культуре. Изготовление семьи медведей из семечек.
Материалы: Картон, пластилин, семечки подсолнуха, доска, клей, салфетки для каждого ребёнка.
РИСУНОК
Тема: «Кот в сапогах»
Содержание: Познакомить детей с жизнью В. Драгунского, его произведением «Кот в сапогах». Изготовление рисунка.
Материалы: Иллюстрации из книжки. Фломастеры, восковые мелки, карандаши, лист формата А4 для каждого ребенка.
ЛЕПКА
Тема: Коллективная работа «Домашние животные»
Содержание: Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвостик). Закреплять приемы лепки: скатывание теста между ладонями. Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания. Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу, и в сглаживании швов. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Материалы: Пластилин, стека, доска, салфетки для каждого ребёнка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Лисица и ворона»
Содержание: Познакомить учащихся с текстом этой басни. Научить учащихся иллюстрировать литературный текст, при работе правильно подобрать цвета. Научиться выделить из текста главное, которое затем можно иллюстрировать. Воспитать художественный вкус на материале этой басни. Изображение лисы и вороны.
Материалы: Иллюстрации к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Краски гуашевые, кисти Белка, чертёжная бумага формата А4, банки с водой, салфетки для каждого ребенка.
ДПИ
Тема: Каргопольская роспись
Содержание: Познакомить детей с Каргопольской игрушкой, историей создания. Изучить основные приёмы узоров: большие огненные круги, кресты, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений, точки, прямые, ломаные и зигзагообразные линии, круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты, спирали.
Материалы: Шаблон каргопольской игрушки (полкан, медведь, тяни-толкай), краски гуашевые, кисти Белка, банки с водой, салфетки для каждого ребенка.
Декабрь
РИСУНОК
Тема: «Хрустальное утро»
Содержание: Рисование в нетрадиционной технике - накладывание краски на небольшие листочки и отпечатывание. Рисование зимних узоров.
Материалы: Белые листочки (1 размером 12* 7 см, 7 размером 3* 4 см.). Черный матовый картон, краска гуашевая белого цвета, кисти Белка, банки с водой, салфетки для каждого ребенка.
ЛЕПКА
Тема: «Красивый снеговик»
Содержание: Развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет (образец) и передавать в лепке его форму и строение. Развивать воображение (побуждать использовать разнообразный дополнительный материал для изображения различных деталей и украшения персонажа). Применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание и др. Лепка снеговика конструктивным способом.
Материалы: Разнообразный дополнительный материал: еловые и сосновые иголки, чешуя от шишек, маленькие сухие веточки, косточки от вишен, маленькие пластмассовые пробки от бутылок, маленькие картонные квадратики, прямоугольники. Пластилин, доска, стека, зубочистки для скрепления деталей, салфетки на каждого ребёнка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Волшебное зимнее окно».
Содержание: Продолжать учить детей проявлять фантазию и творчество в изображении зимнего узора на окне, составляя его из растительных элементов (завитков, усиков, листьев, ягод, цветов). Учить детей использовать в работе холодный тон (белый). Продолжать упражнять в умении располагать узор по всей поверхности листа и в разных направлениях. Развивать слитность движений, лёгкость и плавность поворота руки. Изображение морозных узоров по восприятию и памяти.
Материалы: Бумага формата А4, цветная бумага чёрного цвета, краска гуашевая белого цвета, кисти Белка, банки с водой, салфетки для каждого ребенка.
ДПИ
Тема: «Бусы для ёлочки»
Содержание: Познакомить с новогодними игрушками, как произведениями декоративно – прикладного искусства. Углубить знания детей о понятии декоративно – прикладное искусство. Способствовать развитию памяти, воображения, развитию речи детей. Изготовление ёлочного украшения.
Материалы: Картон, цветная бумага, нитки, клей, кисти для клея, салфетки для каждого ребенка.
РИСУНОК
Тема: «Труд людей зимой»
Содержание: Расширять представления о трудовой деятельности людей; развивать чувство гордости за славный труд своих родных и близких; формировать умение составлять композиции; воспитывать любовь к Родине. Изображение зимы.
Материалы: Репродукция картины А. А. Дейнеки «На просторах подмосковных строек»; рисунки в учебнике «Природоведение», изображающие трудовую деятельность человека в разное время года; образец педагогического рисунка «Труд людей зимой». Набор цветных карандашей/ фломастеров (по выбору ребёнка), литы формата А4 на каждого ребёнка.
ЛЕПКА
Тема: «Снегурочка»
Содержание: Учить детей лепить из целого куска, после предварительного обследования натуры. Закрепить приемы оттягивания, сглаживания. Учить детей передавать пропорции, украшать детали одежды. Закреплять умения работать стекой. Лепка Снегурочки конструктивным способом.
Материалы: Пластилин, доска, стека, зубочистки для скрепления деталей, салфетки на каждого ребёнка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «В лесу родилась ёлочка»
Содержание: Изменить психологию потребительского отношения к лесу, показать ценность хвойных растений. Изготовление зимнего пейзажа, ёлочки в технике примакивания.
Материалы: Краски гуашевые, кисти Белка, чертёжная бумага формата А4, банки с водой, салфетки для каждого ребенка. Иллюстрации ёлки в снегу. Репродукции художников.
ДПИ
Тема: «Рождественский пряник»
Содержание: Воспитывать у детей любовь к искусству; познакомить с народными художественными традициями; учить украшать силуэт пряника, используя элементы росписи фигурного пряника: линии, мазки, точки; закреплять навыки аккуратного рисования красками. Формировать умение использовать тычок для создания узора.
Материалы: Элементы росписи, фигурные пряники, муляж пряника, натуральный тульский пряник, иллюстрации современных пряников. Силуэты пряника на каждого ребенка, палитра, краски гуашевые, кисти тычок, банки с водой, салфетки для каждого ребенка.
Январь
РИСУНОК
Тема: «Грузовик везёт снег»
Содержание: У детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки, развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный -- короткий, узкий -- широкий, высокий -- низкий, больше -- меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.
Материалы: Восковые мелки, лист формата А4 для каждого ребенка.
ЛЕПКА
Тема: «Автобус»
Содержание: Закрепление знаний детей по лексической теме «Транспорт». Упражнять детей в употреблении лексико-грамматических категорий: относительными прилагательными и наречиями; словообразование существительных путём сложения основ; употребление в речи приставочных глаголов; согласование порядковых числительных с существительными и прилагательными. Воспитание у детей чувства взаимовыручки, взаимопомощи.
Материалы: Пластилин, доска, стека, зубочистки для скрепления деталей, салфетки на каждого ребёнка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Зимняя река»
Содержание: Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера. Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Формирование и развитие экологического мышления и умения применять его в социальной практике. Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами. Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности, для передачи замысла в собственной деятельности.
Материалы: Краски гуашевые, кисти Белка, чертёжная бумага формата А4, банки с водой, салфетки для каждого ребенка.
ДПИ
Тема: Гжель
Содержание: Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла, основными цветами и особенностями изображения. Роспись тарелочки в стиле гжель. Учить получать третий цвет. Техника «мазок тенями». Приемы украшения бордюров завитки, дуги, сеточки, травинки, точки.
Материалы: Бумажные тарелочки, краски гуашевые двух цветов синяя и белая, палитра, банки с водой, салфетки для каждого ребенка.
Февраль
РИСУНОК
Тема: «Открытка защитнику»
Содержание: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине и гордость за русский народ. Учить детей создавать в рисунке образ воина-солдата, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять умение детей располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Формировать навык рисования контура простым карандашом с последующим закрашиванием восковыми мелками. Формировать у детей стремление доводить начатое дело до конца, адекватную самооценку и оценку деятельности товарищей.
Материалы: Восковые мелки, лист формата А4 для каждого ребенка.
ЛЕПКА
Тема: «Избушка на опушке леса»
Содержание: Пластилинография. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Развивать у детей память. Формировать дружеские взаимоотношения.
Способствовать развитию диалогической речи, формировать умение отчетливо и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.
Материалы: Пластилин, доска, лист картона формата А5, стека, салфетки для каждого ребенка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Зима в моём городе»
Содержание: Учить детей различать реальные и сказочные образы, самостоятельно создавать композиции сказочного характера. Продолжать знакомить с изобразительным искусством, учить самостоятельно различать его виды и жанры по средствам художественной выразительности, тематике, сюжету. Развивать творческие способности.
Материалы: Тонированная бумага голубого или светло-серого цвета, краски гуашевые, кисти Белка, банки с водой, салфетки для каждого ребенка. Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы и величины в зависимости от задуманного сюжета. Поощрять детей к воплощению в художественной форме своих представлений о природе.
ДПИ
Тема: «Ковёр-самолёт»
Содержание: Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства; углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве; развитие интереса к предмету; развить художественный вкус, внимание, память, творческие способности; воспитание уважительного отношения к национальным традициям; привитие любви и уважение к традициям русского народа; формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве. Изготовление композиции в декоративно-плоскостном изображении.
Материалы: Акварельные краски, масляная пастель, кисти Белка, чертёжная бумага формата А4, банки с водой, салфетки для каждого ребенка.
РИСУНОК
Тема: «Мой любимый детский сад»
Содержание: Расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада. Показать взаимосвязь между разными видами труда. Воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада. Развивать логическое мышление, способствовать развитию воображения. Использование мультимедийной установки: слайды фотографий детского сада, сотрудников; предметы посуды и одежды повара, раздаточный -фартуки, колпаки, разделочные дощечки, тесто, кунжут, мармелад.
Материалы: Восковые мелки, лист формата А4 для каждого ребенка.
ЛЕПКА
Тема: «Саночки»
Содержание: Научить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали. Пластический способ — лепка из целого куска. Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы. Развивать память, воображение, образное мышление. Воспитывать любовь в природе, эстетические чувства, образное мышление.
Материалы: Пластилин, доска, стека, зубочистки для скрепления деталей, салфетки на каждого ребёнка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Домик у пруда»
Содержание: Рисование в технике отражение. Формировать устойчивые знания о конструкции и декоре русской избы. Научить изображению крестьянской избы, элементов конструкции и декора; Развивать навыки конструктивного мышления, внимание, память, умения правильного расположения декоративных элементов в конструкции; Воспитывать интерес к народному искусству.
Материалы: Тонированная бумага, акварель, кисти Белка, банки с водой, салфетки, восковые мелки, лист формата А4 для каждого ребенка.
ДПИ
Тема: Дымковская роспись
Содержание: Познакомить детей с дымковской игрушкой. Познакомить с основными узорами дымковской игрушки (круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии). Роспись шаблона дымковской игрушки (лошадка, барыня, баран, петух, собака).
Материалы: Шаблон дымковской игрушки из чертёжной бумаги, краски гуашевые, кисти Белка, банки с водой, салфетки для каждого ребенка.
Март
РИСУНОК
Тема: «Тюльпаны для мамы»
Содержание: Изготовление поздравительной открытки к празднику 8 марта. Учить приему рисования «оттиск картофелем», «рисование ватной палочкой». Вызывать у детей добрые чувства к самому близкому родному человеку, маме. Развивать умение рисовать с использованием знакомых нетрадиционных техник. Формировать умение передавать образ цветка, его строение, форму.
Материалы: Картинки с тематикой празднования 8 марта, весны; краски гуашевые красного и зеленого цвета, кисточки, печатки из картофеля с разными узорами, ватные палочки, кисть Белка, банки с водой, салфетки, листы бумаги для каждого ребенка. Запись песни «Мамочка моя» муз. Канищева, сл. Афлятуновой.
ЛЕПКА
Тема: «В мире насекомых, пауков, улиток»
Содержание: Сюжетная лепка. научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов; учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приемы лепки. Создание фигурок насекомых. Лепка фигурок из нескольких частей, способом объединения различных форм.
Материалы: Пластилин, доска, стека, салфетки для каждого ребенка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Весенний пейзаж»
Содержание: Углубить представление о пейзаже. Познакомиться с видами пейзажа, изучить последовательность выполнения весеннего пейзажа, вспомнить художников-пейзажистов. Развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя и свои ошибки, развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания. Воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к товарищам. Создание пейзажа в технике примакивания.
Материалы: Иллюстрации с изображением природы, Краски гуашевые, кисть Белка, банки с водой, салфетки для каждого ребёнка.
ДПИ
Тема: Коллективная работа «Весенний хоровод»
Содержание: Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве. Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. Учить использовать растительные элементы. Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Воспитывать эстетические и этические чувства. Воспитывать любознательность. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать. Изготовление хоровода из куколок «масленичек».
Материалы: шаблон куколки «масленички», гуашевые краски, кисти Белка, клей, кисти для клея, банки с водой, салфетки для каждого ребёнка.
РИСУНОК
Тема: «Подснежники»
Содержание: Продолжать учить детей рисовать цветы, передавая хрупкость и красоту первоцвета, соблюдая последовательность в изображении на бумаге; закреплять умение рисовать карандашом все части цветка (стебель, чашелистик, лепестки цветка, листочки), намечать форму вазы, оформлять изображение в цвете; расширять кругозор детей, развивать познавательные интересы путем знакомства с жизнью растений весной; развивать художественный вкус, чувство прекрасного; уметь видеть красоту в природе; рассматривание иллюстраций, репродукций картин с изображением цветов, беседы об изменениях в природе весной; чтение и заучивание стихотворений о весне; прослушивание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Времена года», чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». Изображение первоцветов.
Материалы: Иллюстрации с изображением ранней весны, подснежников, фото, репродукции из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». Восковые мелки, бумага формата А4 для каждого ребёнка.
ЛЕПКА
Тема: «Медведь»
Содержание: Упражнять в использовании основных приемов лепки. Развивать мелкую моторику. Закрепить умение лепить «Медведя» из цельного куска пластилина, учить правильно, передавать пропорции частей тела. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. Предварительная работа: беседа с детьми о диких животных, чтение рассказов В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушина «Медведица и медвежата».
Материалы: Пластилин коричневого цвета, доска, стека, салфетки на каждого ребёнка. Картина «Бурый медведь» из серии «Дикие животные» и репродукция картины И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Солнышко из ладошек»
Содержание: Развитие художественно-творческих способностей. Обогатить детей такими знаниями, умениями и навыками, которые позволят им шире и свободнее отражать события и явления окружающей жизни, создавать изображения по собственному замыслу. Изготовление солнышка из ладошек.
Материалы: Ножницы, цветная бумага, клей, кисти для клея, салфетки, картон для каждого ребёнка.
ДПИ
Тема: «Филимоновская игрушка»
Содержание: Познакомить детей с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки. Формировать графические умения и навыки в изображении традиционного геометрического орнамента филимоновской игрушки. Освоить простейшие элементы филимоновской росписи – полоски, “елочки”, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники. Роспись шаблона филимоновской игрушки.
Материалы: Шаблоны филимоновской игрушки из картона (на выбор), гуашевые краски, кисти Белка, банки с водой, салфетки для каждого ребёнка.
Апрель
РИСУНОК
Тема: «Лимон и апельсин» (рисование с натуры)
Содержание: Закреплять знание о натюрморте. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов; цветовое восприятие. Учить определять названия цветов.
Материалы: Восковые мелки / пастель, бумага формата А4 для каждого ребенка.
ЛЕПКА
Тема: «Гнездо для птиц»
Содержание: Развивать творческое представление, память, эмоциональное отношение к миру природы. Воспитывать уверенное желание прийти на помощь, осторожность. Продолжать знакомить детей с поведением птиц ранней весной. Учить детей создавать при помощи техники оригами, птиц и скворечники, украшать гнезда, использовать перья. Воспитывать желание экспериментировать с материалом. Формировать интерес и любовь к природе, систематизировать знания детей о последовательности времен года. Учить замечать в ней изменения с приходом весны, закрепить весенние месяцы. Расширять знания детей о перелетных птицах, среде их обитания, воспитывать заботливее отношение к ним, лепив гнездо для птиц, развивая мелкую моторику пальцев. Изготовление гнезда с элементами плетения.
Материалы: Картинки с птицами, гнезда, скворечник, гнездо под крышей дома. Цветная бумага для изготовления птиц в технике оригами. Пластилин, доска, ватные диски для утепления гнезда, салфетки для каждого ребёнка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Космические путешествия»
Содержание: Расширить представления детей об окружающем мире (космос). Развивать способность устанавливать простейшие связи. Подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный человек. Воспитывать у детей умение слушать взрослых и друг друга. Предварительная работа: проведение беседы на тему «Космос». Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе. Изготовление поделок, альбомов, аппликаций о космосе. Игровые ситуации «Космодром», «Найдите созвездие». Изображение космоса по восприятию и замыслу в технике рисунка по мокрой бумаге.
Материалы: Акварель, кисти Белка, банки с водой, бумага для акварели формата А4, салфетки для каждого ребёнка.
ДПИ
Тема: Пасха «Цыплята»
Содержание: Учить детей видеть красоту обычных окружающих нас вещей, развивать фантазию, углублять познания о народном искусстве. Учить видеть красоту человеческих отношений. Музыкальное сопровождение во время работы детей (Моцарт «Пастораль», «Акварель»). Предварительная работа: Чтение сказок «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Сказка о золотом, серебряном и медном царствах», «Кощей Бессмертный», «О Горе-горянине Даниле-дворянине»; «Энциклопедии о животных», беседы о семейных и религиозных праздниках. Изготовление цыплят из салфеток.
Материалы: Салфетки жёлтого цвета, степлер, ножницы, чёрный перец, красная бумага, клей, кисти для клея, салфетки для каждого ребёнка.
РИСУНОК
Тема: «Иллюстрация по сказкам»
Содержание: Ознакомление детей с иллюстрациями художников к русским народным сказкам; эмоциональное восприятие иллюстраций, понимать их содержание, рассматривание образов, созданных художником. Побуждение желания рисовать самостоятельно, опираясь на иллюстрации художников. Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия; Развивать внимание у детей, умение координировать и контролировать свои действия. Воспитывать у детей умение вести разговор на заданную тему; Формировать грамматический строй речи, звуковую культуру речи. Развивать у детей внимание в процессе выполнения заданий; Развивать логическое мышление, навыки исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственные связи; Развивать у детей навыки анализировать свою деятельность; Способствовать мотивации к познанию у детей; Способствовать расширению общекультурного кругозора. Развивать у детей ассоциативное мышление, творческое воображение; Применять полученные знания в продуктивной деятельности; Воспитывать интерес к творческому процессу — рисованию.
Материалы: Книги сказок, иллюстрации к сказкам, выполненные художником-иллюстратором Е. М. Рачевым. Цветные карандаши / восковые мелки (по выбору ребёнка), бумага формата А4.
ЛЕПКА
Тема: «Цветы»
Содержание: Продолжать учить детей создавать цветочные композиции пластическими средствами по мотивам народного искусства. Совершенствовать технику рельефной лепки. Показать способ получения большого количества одинаковых элементов - сворачивание трубочки и разрезание на части. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание совершать добрые поступки, оказывать помощь товарищам. Воспитывать художественный вкус. Развивать чувство цвета и композиции. Обогащать словарный запас детей словами: панно, эскиз. Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором.
Материалы: Картонные одноразовые тарелочки, пластилин, доски, стеки, 2-3 произведения с цветочным декором, простой карандаш, салфетки на каждого ребёнка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: «Верба цветёт»
Содержание: Развитие изобразительной деятельности воспитанников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. Формировать представления о разных видах нетрадиционного рисования (монотипия, кляксография, набрызг, рисование по мятой бумаге и т. д.). Упражнять смешивать между собой различные техники (акварель + пастель, акварель +цветные карандаши, акварель + фломастеры). Помочь воспитанникам овладеть приёмами пальцевой живописи («пальцеграфия», «пальчики – палитра»). Учить самостоятельно задумывать содержание рисунка, и используя, уже знакомые техники добиваться выразительности, используя ритм и цветовые сочетания. Воспитывать эмоционально – эстетическое отношение к изобразительной деятельности. Развивать творческие способности. Рисование пальчиками, тычками. Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаясь к натуре в процессе рисования, соотносить размер вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности.
Материалы: Ветки вербы в вазе. Палитра, тычок, кисти, краски гуашевые, тонированная бумага. Иллюстрации, эскизы, салфетки для каждого ребёнка.
ДПИ
Тема: Городецкая роспись
Содержание: Составление узора из двух элементов городецкой росписи: бутонов и листьев. Изображение узора в указанной последовательности от центра к краям. Сочетание в окраске бутонов два близких цвета: розовый с красным или голубой с синим. Развивать умения детей в смешивании цвета.
Материалы: Картонные заготовки разделочных досок, краски гуашевые: синяя, красная, белая, зеленая, кисть Белка, банки с водой, салфетки для каждого ребенка.
Май
ДПИ
Тема: Коллективная работа к празднику День Победы
Содержание: Изготовление гвоздик из салфеток и дальнейшее составление из них цифры 9. Дать представление о празднике 9 Мая, объяснить, что значила Победа для нашей страны. Объяснить значение слов, связанных с темой, работа по запоминанию важных дат. Воспитывать уважение к старшему поколению, к ветеранам. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к истории России. Развивать творческие способности учащихся. Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы. Развивать умение работать в команде. Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. ПК, проектор, презентация по теме, словарь, фото родного города, список городов-героев, таблица важных дат, записи песен военных лет, кинофильм "Сталинград", свеча.
Материалы: Салфетки красного цвета, степлер, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, салфетки для каждого ребенка. Лист формата А.
РИСУНОК
Тема: Праздничный салют в честь Дня города
Содержание: Изображение праздничного салюта в технике цветной граттаж. Научить рисовать салют новым способом. Развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предлагаемая техника. Развивать композиционные навыки, пространственные представления: выделять в рисунке главное и второстепенное. Воспитывать любовь, гордость и уважение к родному городу.
Материалы: ПК, презентация про наш город. Серийный ряд репродукций с разнообразным изображением салюта, альбомный лист, размер А 4 подготовленный для граттажа, палочка с заостренным концом, салфетки для каждого ребенка.
РИСУНОК
Тема: Декоративное рисование «Украсим одежду Аленушки красивыми узорами»
Содержание: Познакомить детей с историей создания и техникой выполнения русских набивных ситцев. Сравнить элементы узоров с элементами дымковской и хохломской росписи. Познакомить детей с новым способом рисования при помощи штампа, закрепить знакомые способы и приемы рисования (концом кисти, всей кистью плашмя, тычком). Развивать декоративное творчество детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, подбирать сочетающиеся цвета и оттенки. Развивать умение составлять короткие описательные рассказы, презентовать свою работу. Воспитывать самостоятельность в выборе способов рисования. Закрепление знаний о узорах хохломской, дымковской, каргопольской, гжелью и др. росписей.
Материалы: Выставка изделий декоративно-прикладного искусства (хохлома, дымка, изделия из набивного ситца). Краски гуашевые, акварель, кисть Белка, ватные тампоны, штампы, заготовки из бумаги в форме одежды, баночки с водой, салфетки для каждого ребенка
ЛЕПКА
Тема: «Бабочка»
Содержание: Лепка миниатюр в спичечном коробке. Формировать умение детей лепить миниатюры. Продолжать знакомить с видами рельефной пластики. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к освоению новых изобразительных техник; усидчивость, целеустремленность. Рассматривание иллюстраций с изображением бабочек. Рассматривание фотографий с миниатюрными скульптурами.
Материалы: Пластилин, доска, стека, спичечный коробок, салфетки на каждого ребёнка.
ЖИВОПИСЬ
Тема: Коллективная работа «Поле тюльпанов»
Содержание: Закреплять умение выделять, называть, группировать произведения по видам изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное декоративно-прикладное искусство, по жанрам живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, былинно-сказочный жанр). Продолжать знакомить с творчеством художников (И. Шишкин, И. Левитан, А. Саврасов, В. Васнецов и др.), внимательно рассматривать живописные произведения, чувствовать и понимать характер изображенных явлений, предметов на основе установления взаимосвязи между содержанием и средствами выразительности. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой (спокойный, унылый, тревожный, мрачный и др.). Развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии. Воспитывать потребность в общении с произведениями изобразительного искусства. Рассматривание репродукций картин, беседа по вопросам, использование художественного слова, музыкального сопровождения. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы: Акварель, бумага для акварели, масляная пастель, кисть Белка, банка с водой
ДПИ
Тема: «Ярмарка»
Содержание: Закрепить знания детей о хохломской, гжельской росписи. Продолжать знакомить с дымковской игрушкой. Закреплять навыки расписывания узорами игрушку-фигуру по народным (дымковским) мотивам, использовать разные элементы росписи. Воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работе своих товарищей.
Материалы: Образцы предметов декоративно-прикладного искусства; глиняные козлики; краски гуашевые; кисть Белка; баночки с водой; тычки; салфетки для каждого ребенка; плакат с элементами росписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа изостудии "Волшебные пальчики".
ЗадачиРисование§ Совершенствовать у детей технику рисования пастелью, акварелью, гуашью, простым карандашом, восковыми мелками;§ Учить детей применять нетрадиционные техники художественной...
План-конспект комплексного занятия по рабочей программе изостудии преподавателя МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова» Кимбург Татьяны Викторовны, по теме "На полянке у осени"
Осенний праздник для детей третьего года обучения, 5-6-летнего возраста, в МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова" Сценарий проведения комплексного занятия на свежем воздухе, на тем...
Рабочая программа изостудии "Радость" (для детей 5 - 7 лет)
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию. Непосредственно организованная деятельность с использованием нетра...
Рабочая программа Изостудия «Волшебная палитра»
рабочая программ изостудии...
Рабочая программа изостудии "Волшебная кисточка".Возраст детей от 5-6 лет.
Программа ориентирована на работу с детьми от 5-6 лет и носит художествено-эстетитеческую направленность, по форме проведения является групповай и индивидуально-ориентированной....
Рабочая программа изостудии «Карандаши, краски и фантазия»»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонич...
Рабочая программа изостудии 2 младшая группа
Рабочая программа изостудии 2 мл группы,подойдет воспитателям,руководителям изостудий,работникам ДДЮТ...