Рабочая программа изостудии для детей 5-7 лет. По программе Е.А. Копцевой
календарно-тематическое планирование по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Анастасия Андреевна Попова

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающем для себя незнакомый и удивительный мир.  Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг, за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания и подготовку.

 

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генном уровне, копируя окружающий мир, они изучат его. Как правило, занятия с детских дошкольных учреждениях чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способом передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачек умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское творчество сводится не к тому, что рисовать, а на ЧЁМ и ЧЕМ, а уж фантазии и воображения у современных людей более, чем достаточно.

 

Задача педагога – научить манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В настоящее время для занятий по изобразительной деятельности можно использовать разнообразные техники нетрадиционного рисования. Конечно, необходимо учитывать возрастные особенности детей.

 

Программа Е.А. Копцевой «Природа и художник» (художественно-экологической программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов) была нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения; комплексного приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности.

 

Цель программы— формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме, формирование индивидуальных качеств, раскрытие творческих способностей, воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства.

 

На каждом занятии решаются следующие задачи:

  1.  Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
  2.  Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
  3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
  4. Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

изостудии «Акварелька»

Руководитель:

Попова Анастасия Андреевна

Город Хабаровк

Оглавление

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Цель программы

Задачи программы

Планируемые результаты освоения Программы

Срок реализации программы

Форма и режим занятий

Формы подведения итогов реализации программы

Содержание программы

Учебно- тематическое план

Методическое обеспечение программы

Список литературы

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающем для себя незнакомый и удивительный мир. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг, за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания и подготовку.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генном уровне, копируя окружающий мир, они изучат его. Как правило, занятия с детских дошкольных учреждениях чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способом передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачек умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское творчество сводится не к тому, что рисовать, а на ЧЁМ и ЧЕМ, а уж фантазии и воображения у современных людей более, чем достаточно.

Задача педагога – научить манипулировать с разнообразными по качеству и свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения. В настоящее время для занятий по изобразительной деятельности можно использовать разнообразные техники нетрадиционного рисования. Конечно, необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Программа Е.А. Копцевой «Природа и художник» (художественно-экологической программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов) была нацелена на формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения; комплексного приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг представлений дошкольников об окружающей их действительности.

Цель программы— формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как о живом организме, формирование индивидуальных качеств, раскрытие творческих способностей, воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства.

На каждом занятии решаются следующие задачи:

  1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.
  2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности).
  3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».
  4. Сообщение с учётом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

Прогнозируемые результаты освоения Программы

Максимальное6 развитие творческого потенциала каждого ребенка. Подготовка детей дошкольного возраста к жизни в школьном коллективе. Оздоровление взаимосвязей между детьми старшего и младшего дошкольного возраста, между детьми разных социальных слоев, укрепление отношений между и родителями.

Возрастание роли самооценки, самоутверждение детей в процессе реализации творческих возможностей.

Приобщение дошкольников к искусству, к народным традициям, к памятникам мирового искусства.

Срок реализации программы

2 года

Форма и режим занятий

Учебный план работы

Программа изостудии «Акварелька» рассчитана на развитие изобразительных способностей детей 5-7 лет. Занятия с детьми проводятся согласно расписанию. Первый год обучения 68 часов. Второй год обучения 68 часов.

Формы подведения итогов реализации программы.

  • Итоговая диагностика детей.
  • Проведение открытых занятий с присутствием родителей.
  • Оформление выставок.

При разработки программы использовались следующие нормативные акты:

Федеральный закон от №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155);

-Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.;

- Приказ Минобороны России от #8470;1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования;

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН»

Содержание программы

Творчество ребенка неразрывно связано с его возрастными особенностями. Для дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание, быстрая переключаемость. Учитывая эти особенности наиболее приемлемыми для занятий этого возраста, будут приемы через игру.

Так же у дошкольников очень развита эмоциональная сфера и идет быстрое интеллектуальное развитие, чему может способствовать работа в коллективе сверстников и под руководством педагога.

Занятия изобразительным искусством способны повлиять положительно и очень эффективно на гармоничное развитие ребенка.

Работа с художественными изобразительными средствами (линия, пятно, цвет и т.д.) и материалами (акварель, гуашь, тушь, пастель и т.д.) способствует гармоничному и всестороннему развитию детей.

Структура программы

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы группируются вокруг одной темы. Содержание каждого года основывается на 4-х тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека» и «Мир искусства».

1й тематический блок «Мир природы». Образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве. Изображение с помощью различных художественных материалов (гуашь, акварель, уголь, сангина, соус, пластилин, тушь, цветная бумага и т. д.) «одухотворенных образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т.п. Знакомство с пейзажем и натюрмортом, с произведениями декоративно-прикладного искусства и др.

2й тематический блок «Мир животных». Образы животных в жизни, искусстве и детском творчестве. Изображение с помощью различных художественных материалов «одухотворенных образов» птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т.п. Знакомство с анималистическим жанром.

3й тематический блок «Мир человека». Образы человека и мир его предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве. Изображение с помощью различных художественных материалов «одухотворенных образов» людей (члены семьи, люди разных возрастов и т.п.), мира фантазий и увлечений человека, посуды, костюма, транспорта, архитектуры и т.п. Знакомство с творчеством книжных иллюстраторов, а также художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах и др.

4й тематический блок «Мир искусства». Образы музыки, литературы, кино и театра в изобразительном искусстве и детском творчестве Изображение с помощью различных художественных материалов сюжетов на темы литературных, музыкальных и театральных произведений. Знакомство с произведениями живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, работами народных мастеров мирового и отечественного искусства.

Система художественно-творческих заданий была рассчитана на 2 занятия в неделю в подгруппах.

Работа педагога предполагает три этапа:

  1. Организационный (сентябрь)
  • Изучение интересов и навыков детей, пожеланий родителей
  • Проведение выстави детских работ
  1. Основной (октябрь-апрель)
  • Организация работы с детьми через занятия кружка
  • Оформление выставок детских работ
  • Промежуточная диагностика, оценка интересов детей, посещаемости кружка и поставленных задач за полугодие.
  1. Заключительный (май)
  • Итоговая диагностика детей
  • Оформление выставок

Педагогический процесс в течении года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных особенностей и способностей. С детьми систематически проводилась ООД в соответствии с программой и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и чтения. Все виды деятельности представляют основные направления развития детей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое.

Для интеграции разных видов деятельности в рамках темы и распределения непосредственно образовательной и совместной деятельности в режимных моментах предусмотрены новые формы планирования воспитательно-образовательной работы (перспективного и календарного планов) и составлена рабочая программа работы изостудии.

Можно выделить два основных направления работы педагога:

-работа с детьми

-повышение уровня квалификации педагога

Основные направления деятельности

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

- рисование с натуры (рисунок, живопись),

- рисование на темы (сюжетные композиции),

- иллюстрирование, графические работы,

- декоративное рисование,

- беседы об изобразительном искусстве,

- знакомство с творчеством выдающийся художников,

Учебно-тематичкий план изостудии на уч. Год

(1й год обучения)

Педагог – Попова Анастасия Андреевна

Дата

Наименование темы

Кол-во

занятий

Октябрь

Ель умывается дождем (восковые мелки)

2

Кленовый лист резной (гуашь)

2

Гордый цветок (фломастеры)

2

Веточка рябины (гуашь)

2

Ноябрь

Любопытные цыплята (гуашь)

3

Медвежонок Винни-Пух (гуашь)

2

Природа-Художница, волшебница (гуашь)

2

Веселая снежная баба (гуашь)

2

Снегопад в городе (гуашь)

2

Декабрь

Новогодняя елка (гуашь)

2

Снегурочка (гуашь)

3

Веселый улыбчивый человечек

3

Декоративный платочек (гуашь)

2

Январь

Веселая тележка (гуашь)

2

Красивая ваза (гуашь)

2

Праздничный салют (гуашь)

2

Февраль

Букет для мамы (гуашь)

2

Филимоновская лошадь (гуашь)

3

Красивое полотенце (гуашь)

2

Золотое яблоко (гуашь)

2

Март

Летим в космос (гуашь)

3

Цветик-семицветик (гуашь)

2

Сказка о золотой рыбке (гуашь)

3

Апрель

Избушка для солнышка (гуашь)

2

Избушка для Бабы -Яги (гуашь)

2

Веселый клоун (гуашь)

3

Полный и худой (гуашь)

3

Май

Колобок (гуашь)

2

Что я научился рисовать

2

Обобщающее занятие

2

Итого

68

Учебно-тематический план изостудии на уч.год

(2й год обучения)

Педагог – Попова Анастасия Андреевна

Дата

Наименование темы

Кол-во

занятий

Октябрь

Одуванчик толстые щеки (гуашь)

1

Аппетитные, ароматные, сладкие

1

Грустный и веселый цветок (фломастеры)

1

Грибной дождь (восковые мелки, акварель)

1

Грибы (аппликация)

1

Природа – художница, волшебница

1

Художник – друг животных (гуашь)

1

Веселая и грустная черепаха (восковые мелки)

1

Ноябрь

Колючий ежик, семья ежей (уголь)

1

Жители леса (гуашь)

1

Как розовые яблоки на ветках снегири

1

Дымковский козлик (гуашь)

1

Красивая птичка (гуашь)

1

Сказочная птица (гуашь)

1

Мудрая сова (гуашь)

1

Снегурочка (гуашь)

1

Декабрь

Наша нарядная елка (гуашь)

1

Морозное окошко (восковые мелки)

1

Заячьи следы на снегу (гуашь)

1

Снежинка в круге (гуашь)

1

Новогодняя игрушка (гуашь)

1

Что я люблю рисовать (по выбору)

1

Кот усатый полосатый (фломастеры, восковые мелки)

1

Новогодние подарки (цветные карандаши)

1

Кошка и собака (гуашь)

1

Январь

Любование картинами природы (гуашь)

1

Какие разные животные (гуашь)

1

Я – веселый художник. Автопортрет (фломастеры)

2

Ожившая клякса (тушь)

1

Лепка чудо – пряника (пластилин)

1

Превращение кляксы (акварель)

1

Февраль

Хрюша – веселый поросенок (гуашь)

1

Лепка зайчика (пластилин)

1

Портрет папы (гуашь)

2

Итоговая выставка

1

Цветы для бабушки (гуашь)

1

Лошарик (аппликация, восковые мелки)

1

На арене цирка (гуашь)

2

Веселый Незнайка (гуашь)

2

Март

Знайка серьезный человек (гуашь)

2

Доктор Пилюлькин 9фломастеры)

2

Цветочный город (гуашь)

1

Вырежи и наклей, какую хочешь постройку

1

Сказочная карета

1

Космическое путешествие (гуашь)

1

Встречаем пасху (гуашь)

1

Украшение веера (гуашь)

1

Апрель

Укрась хвост Дымковского индюка

1

Музыка в красках

1

Радуга – дуга (гуашь)

1

Мы поем хором (фломастеры)

1

Моя любимая воспитательница

1

Образы цветов, комнатные растения, Хлорофитум

1

Дары природы, Сирень

1

Образы подводного мира, Рыба-кит

2

Май

Образы деревьев. Почки распустились

1

Художник – живописец. Первые цветы

1

Бабочки – красавицы

1

Пчелиный хоровод (восковые мелки)

1

Что я люблю рисовать (по выбору)

1

Итоговая выставка детских работ

1

Итого

68

К концу года обучения дети должны:

- Научиться разным приёмам работы с гуашью, фломастерами, маркерами, углём, восковыми мелками, пастелью;

- Научиться простым приёмам работы с сангиной и соусом; - Научиться работать в смешанной технике;

- Научиться смешивать краски для получения новых цветов;

- Уметь внимательно рассматривать и анализировать картины и репродукции художников, иллюстрации и фоторепродукции;

- Научиться приёмам работы акварельными красками в технике «по - сырому»;

- Уметь использовать адекватные средства художественного выражения (цвет, линия) для осуществления своего замысла;

- Уметь одухотворять «живую» и «неживую» природу;

- Уметь работать с пластилином и природным материалом;

- Овладеть способностью чувствовать характер и изменчивость природы и выражать это в рисунке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию детей средней группы. Приложения к программе.

МК ДОУ Павловский д/сад №4 Павловского муниципального района Воронежской области Принято...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы общеразвивающейнаправленности для детей 6-7лет срок реализации программы -учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Группы общеразвивающейнаправленности для детей 6-7лет срок реализации программы -учебный год ...

Рабочая программа развития и воспитания детей старшей группы срок реализации программы 2020-2021 учебный год.

Пояснительная запискаРабочая программа старшей группы разработана на основе комплексной программы «Детский сад 2100».Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определ...

Рабочая программа в группе комбинированной направленности старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...

Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (по программе "От рождения до школы" под редакций Н.Е.Вераксы)

Рабочая программа в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет (по программе "От рождения до школы" под редакций Н.Е.Вераксы)...