Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Кулакова Юлия Александровна

Знакомство детей с росписью на изделиях Хохломы, учатся выелять элементы узора Хохломы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohloma_zanyatie.docx17.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7

г. Хвалынска Саратовской области

                                                                                                                                         

                                                                                           

 

 

                   Конспект

занятия по  изобразительной  деятельности

в старшей группе

«Золотая хохлома»

                                                                2015г.

Воспитатель: Кулакова Ю.А.

Программное содержание:

    Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

    Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;

    Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

    Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

    Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

    Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

Материалы и оборудование:

1. Деревянная посуда, расписанная хохломской росписью.

2. Образцы элементов хохломской росписи.

3. Тарелочка из папье-маше.

4. Акварельные краски.

5. Кисточки для рисования.

6. Стаканчики для воды,салфетки.

(Дети проходят в группу, оформленную под музей хохломских изделий).

Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом. А у вас дома есть изделия с такими узорами?

(Предполагаемые ответы детей)

А хотите узнать, ребята, откуда взялась вся эта красота, кто её придумал?

Воспитатель: Все эти предметы сделаны из дерева. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской.

Говорят, что в тех местах жил давным — давно мужичок умелец. Варил он себе кашу, да птицам давал поклевать. Прилетела как-то жар – птица и стала из его миски клевать. Задела она миску золотым крылом, и стала чашка золотой. Это сказка. А на самом деле изготавливают посуду так: Вырезанный из дерева предмет вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и олифой. Потом пудрили посуду оловянным или алюминиевым порошком. А тогда уж мастер наносил свой замысловатый рисунок. После этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок. Поэтому хохлому называют золотой.

(Дети подходят к предметам, берут, рассматривают).

Дидактическая игра «Элементы росписи»

Сюрпризный момент:

Сегодня утром мне принесли посылку. я совсем про неё забыла. давайте откроем её…ой, что это (посуда расписанная хохломской росписью).

 Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные, декоративные цветы.)а вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами. Листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.

- А теперь, когда мы с вами узнали все секреты этого искусства, давайте попробуем расписать эту удивительную посуду. А как называется наша тарелочка. сделанная из бумаги? (папье-маше)

Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите тарелочки узорами.

- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Работа детей.

Физкультминутка.

(следуя словам выполняем движения)

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

- Молодцы! Присаживайтесь!

- Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.

- А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

Заключительная часть:
Воспитатель: Красивые изделия у вас получились?
Дети высказывают свои предпочтения, характеризуя выразительные качества своих изделий (эта самая нарядная, эта самая красивая, эта самая весёлая, эта самая яркая и т.п.). 
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть хохломскими мастерами? Что интересного вы сегодня узнали?
Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.Задачи: Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. Вос...

Конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома, ты от куда к нам пришла

Цель: Приобщение детей к русской народной культуреЗадачи: Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью, историей ее возникновения, ее характерными о...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись хохломских досок».

Конспект  занятия по  изобразительной  деятельности в старшей группе«Золотая хохлома роспись хохломских досок». Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Цель: продолжение знакомства с народным декоративно-прикладным искусством....

Конспект по лепке в старшей группе "Золотая ХОХЛОМА"

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе«Хохлома»Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике «пластилинография».Задачи:1. формировать умение о...

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома»

Цель: изобразить узор по мотивам хохломской росписи.Задачи:Образовательные: формировать представления детей о народном художественном промысле – хохломе, познакомить детей с элементами...