УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ТВОРЧЕСТВА» (для детей 3-4 лет)
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ТВОРЧЕСТВА» (для детей 3-4 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2.docx | 35.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 комбинированного вида
Пушкинского района г. Санкт- Петербурга
Дополнительная образовательная программа
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ТВОРЧЕСТВА»
(для детей 3-4 лет)
Разработала:
Воспитатель: САВИНА В.Л.
Пушкин 2014
Содержание
- Пояснительная записка
- Возрастные особенности дошкольников 3-4 лет.
- Тематическое планирование. Аппликация.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Аппликация в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельности как аппликация и лепка.
Цель программы является развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации. Педагогу необходимо помочь ребенку, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Актуальность программы состоит в том, что занятия по аппликации являются первым шагом для приобщения детей к художественной деятельности и творчеству, стимулируют эстетическое воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру к искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Педагогу нужно разбудить в каждом ребёнке интерес к труду, к освоению нового материала, сделать занятия увлекательными и интересными.
Задачи:
Приобщение ребенка к окружающей среде.
- Воспитание эстетическое восприятия детей.
- Приобщение к миру искусства.
- Развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства.
- Развитие детского творчества в изобразительной деятельности.
- Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
- Развитие воображения, самостоятельности, настойчивости, умения доводить работу до конца, аккуратности и трудолюбия, умений и навыков в обработке материалов, которые ребенок сможет самостоятельно применить для изготовления подобных поделок.
Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала первоначальный материал, а затем более сложный; процесс обучения совмещается с практической деятельностью детей.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы. Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинках.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности. Он передает образы предметов с помощью, цветной бумаги. Эти материалы должны всегда быть под рукой. Но этого не достаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы, учить выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но его постепенно начинает интересовать его качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку.
Аппликация.
Занятия аппликацией проводят в форме игры, по ходу которой взрослый комментирует процесс работы. Занятия можно проводить с небольшой группой детей или индивидуально. Под руководством воспитателя дети могут создавать коллективные поделки. В этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат получается общий.
Воспитателю необходимо приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеёнке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижать салфеткой.
Вызывать у детей радость от созданного ими изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы, не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.
Занятия аппликацией не только формируют у детей навыки работы с бумагой и клеем, а в дальнейшем и с ножницами, способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности, но и несут в себе много возможностей для обучения и развития малышей.
Срок реализации данной программы составляет 1 год. Этапами её служат темы, материал в которых содержит простейшие приёмы и навыки, и закрепляется при повторении.
Ожидаемые результаты.
Создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
Возрастные особенности дошкольников 3-4 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов - индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам - культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитания. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Тематическое планирование
Аппликация.
1 занятие в неделю, всего 36 занятий
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | «Консервируем овощи». | 1 |
2. | «Делаем компот». | 1 |
3. | «Грибы для белочки». | 1 |
4. | «Гусеница на листике». | 1 |
5. | «Неваляшки». | 1 |
6. | «Шарики для клоуна». | 1 |
7. | «Платочек для зайчика». | 1 |
8. | «Опадают листья». | 1 |
9. | «Украсим салфетку». | 1 |
10. | «Укрась варежки узором». | 1 |
11. | «Декоративная тарелочка». | 1 |
12. | «Ёжик» | 1 |
13. | «Снежинка». | 1 |
14. | «Ёлочка» | 1 |
15. | «Украшаем на ёлочку». | 1 |
16. | «Варежка Деда Мороза». | 1 |
17. | «Зайка беленький сидит» | 1 |
18. | «Кормушка для птиц». | 1 |
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
19. | «Снеговик». | 1 |
20. | «Ягодки рябины». | 1 |
21. | «Птичка - невеличка». | 1 |
22. | «Вагончики». | 1 |
23. | «Грузовик». | 1 |
24. | «Пирамидка». | 1 |
25. | «Букет для мамы». | 1 |
26. | «Аппликация из геометрических фигур» | 1 |
27. | «Кораблики» | 1 |
28. | «Скворечник». | 1 |
29. | «Звёздное небо». | 1 |
30. | «Уточка с утятами». | 1 |
31. | «Весенние цветы». | 1 |
32. | «Петушок». | 1 |
33. | «Флажок». | 1 |
34. | «Бабочки». | 1 |
35. | «Солнышко проснулось!». | 1 |
36. | «Автомобиль». | 1 |
Список использованной литературы:
- А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
- Е. Румянцева «Аппликация. Простые поделки.» Москва, «АЙРИС-пресс», 2007.
- Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.
- О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
- Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
- Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика» Москва, «Родничок», 2006.
- Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина» Москва, «АЙРИС-пресс», 2005.
- Е.Р. Румянцева «Простые поделки без помощи мамы» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методическое пособие по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материале представлены игры и упражнения, которые помогают развивать фонематические процессы у детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал представлен по разделам: развитие фонематических процессов ...
Учебно-методическое пособие: Дидактические игры математической направленности для детей среднего дошкольного возраста
Данные дидактические игры являются авторской разработкой. Предназначены для детей среднего дошкольного возраста...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Учебно-методическое пособие по теме "Адаптация в саду детей раннего возраста"
В материале представленны наиболее часто задаваемые вопросы родителей при поступлении в детский сад, в нем даны ответы ,как сделать жизнь ребенка в саду наиболее увлекательной, интересной и,коне...
Свидетельство о публикации учебно-методического материала в сетевом издании "Творчество наука"
Свидетельство о публикации учебно-методического материала в сетевом издании "Творчество наука"...
Учебно-методическая разработка на тему: «Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества»
Современное общество направлено высокообразованное молодое поколение, умеющие мыслить и обладать высоким уровнем речевого творчества. Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжает...
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...