Роль искусства в социально-коммуникативном развитии ребёнка.
консультация по рисованию на тему

Волкова Евгения Сергеевна
Искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. Необходимо отметить, что на становление личности ребёнка и его социализацию огромное влияние оказывает искусство. С помощью искусства можно расширить кругозор, обогащая социальный опыт ребёнка, расширить коммуникативные возможности, обогатив словарный запас, развить художественный вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_i_sots-kommun._razvitie_detey.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Роль искусства в социально-коммуникативном развитии ребёнка

Педагог дополнительного образования по ИЗО

Волкова Евгения Сергеевна

"Для меня искусство - это никак не забава одинокого творца. Для меня это способ тронуть как можно больше людей ..."
Альбер Камю

Всё, что окружает ребёнка влияет на его социально-коммуникативное развитие. Искусство не является исключением в любом своём проявлении, будь то живопись, архитектура, кино, дизайн и многое другое.

Искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде.

Необходимо отметить, что на становление личности ребёнка и его социализацию огромное влияние оказывает искусство. С помощью искусства можно расширить кругозор, обогащая социальный опыт ребёнка, расширить коммуникативные возможности, обогатив словарный запас, развить художественный вкус.

Искусство и культура влияют на нашу жизнь со всех сторон, они делают ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать,  и что  говорить.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают ребенку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство - это любопытный вид человеческой деятельности. Сознание способно к созиданию - привнесению в наш материальный мир того, чего в нем еще никогда не существовало. И это так здорово, что разум позволяет людям быть творцами чего-то нового и прекрасного.
 Весь образовательный процесс на занятии  направлен  на выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания: уход  от объяснения, монолога,  к диалогу, сотрудничеству с детьми.  Чтобы подвести детей к теме занятия,  вызвать у них  интерес необходимо создать такие образовательные, проблемные  ситуации, в которых идет равноправный поиск решений проблемы в ходе совместной деятельности.

     Структура занятий может быть представлена следующим образом:  

1. Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2. Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3. Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

4. Включить детей в конкретную  практическую деятельность: помочь выйти из ситуации,  проявить заботу,   выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

5. Обсудить положительный полученный результат, встретившиеся неудачи, их причины.

Важные принципы, которые следует соблюдать:

  • Надо изо всех сил искать разумное содержание в каждом высказывании ребёнка
  • Ребёнок говорит как может, а педагог помогает точно сформулировать
  • На любой хороший творческий вопрос как и в жизни может быть более одного правильного ответа.

Музыка, архитектура, литература, танец – виды искусства, которые взаимодействуют друг с другом и влияют на формирование и развитие личности ребёнка, его духовного мира. Воспитание эстетически грамотного и гармонично развитой личности, умеющей ценить и понимать ценности возможно только при тесном соприкосновении с искусством, восприятии и понимании его. Искусство решает многие задачи, такие как развитие самореализации, самосознания личности, формирует ценности и нормы поведения в обществе.

Однако, в настоящее время, в современном обществе возникает вопрос о поиске нового решения о влиянии искусства на формирование личности в социокультурном пространстве. Основная проблема связана с переходом на информационный уровень, где есть свои плюсы и минусы, существенно влияющие на развитие и деятельность человека в искусстве. Засилье информации (компьютеры, мобильные телефоны) вытесняют художественное и эстетическое познание искусства и не способствует становлению ценностных ориентиров личности. Поэтому важной задачей дополнительного и общего образования является полноценная реализации возможностей искусства, которая отчасти несёт в себе и воспитательно-развивающую функцию личности.

Поэтому главной задачей взрослых, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами искусства, так и творческое самовыражение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: «Роль сказки в социально-коммуникативном развитии дошкольника».

Консультация для воспитателей и педагогических работников детского сада...

Статья «Роль воспитателя в социально-коммуникативном развитии ребёнка»

laquo;Роль воспитателя в социально-коммуникативном развитии ребёнка»  Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в...

Выступление на педсовете «Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников».

Выступление на педсовете «Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников»....

Статья "Роль сказки в социально-коммуникативном развитии детей"

В дошкольном образовании под термином «социализация» понимается создание социальной ситуации развития ребенка для усвоения ценностных ориентаций, которые формируются в общении с взро...

Выступление на педсовете «Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников».

Выступление на педсовете «Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников»....

Роль театрализации в социально-коммуникативном развитие ребёнка-дошкольника

Презентация "Роль театрализации в социаьно-коммуникативом развитие ребёнка-дошкольника....