Игры по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
картотека по рисованию (подготовительная группа) на тему

Семенова Елена Афанасьевна

Игры, представленные в данном материале, делятся на три раздела :1.раздел Игры на экспериментирование с   цветом, 2 раздел Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия характера линии,  формы в окружающем мире природы, вещей, материалов, 3 раздел Игры и упражнения, направленные на восприятие характера фактуры материалов в окружающем мире природы, вещей, материалов  Все эти игры дают возможность воспитателю раскрыть художественные способности детей, и могут быть использованны как в индивидуальной работе , так и совместной деятельности с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.1 Игры на экспериментирование с   цветом.

Игра «Характер цвета».

Материалы: Фоны (бумага, ткань и пр.) разнообразные мелкие предметы и кусочки материалов /например,  красного цвета и др. /.

Фрагмент: «Посмотрите на эти предметы. (Перед детьми на красной ткани лежат разнообразные предметы).  Каким вам кажется красный цвет, какое настроение он вызывает? Этот цвет вам кажется: радостным или грустным? Тревожным или спокойным? Горячим или холодным?  Слабым или сильным? Активным или бездеятельным?

  Вы замечательно почувствовали характер красного цвета. А я хочу добавить, что красный цвет - цвет радости  сильных чувств. Он яркий и красивый. Но еще красный цвет сигнал опасности. Поэтому многим из вас он показался тревожным, активным».

Игра «Волшебное превращение».

Материалы: разнообразные мелкие предметы и кусочки материалов, /например,  красного цвета  и др./

Ход игры: Дети выбирают любой красный предмет  или кусочек материала. Во что он может превратиться, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, цветок, солнышко и др.)

Игра «Цвет размылся».

Цель: развивать способность к дифференциации цвета.

Материалы: небольшие по размеру кусочки ткани, кожи, бумаги,  однотонных цветов, но различных оттенков.

Инструкция: выбрать какой – либо оттенок цвета и выложить его от темного к светлому, (можно использовать одновременно разные материалы).

Игра «Цвет звучит».

Цель: развивать у ребенка способность чувствовать звучание цвета: тихий, громкий, успокаивающий.

Материал: небольшие  по размеру кусочки ткани, кожи, бумаги,  однотонных, но различных оттенков. А также пиктограммы, с изображением различных,  эмоциональных состояний.

Инструкция: ребенку предлагают сопоставить материал и пиктограмму, пояснить выбор.

Игра «Девочка Огонь и девочка Льдинка».

Цель: познакомить детей с понятиями «тёплые» и «холодные» цвета; учить детей составлять тёплую и холодную цветовую гаммы.

Материал. Квадраты, ромбы, треугольники из разноцветной бумаги, разноцветные вырезки из журналов таких же форм, иллюстрации с изображением огня, солнца, воды, снега. Контурные изображения девочек Красок.

Фрагмент: «Девочка Льдинка и девочка Огонь перепутали свои любимые цвета и просят детей помочь их разобрать. Девочка Льдинка любит «холодные» цвета и просит детей назвать, какие это цвета? А девочка Огонь любит «тёплые цвета», она просит назвать эти цвета. Затем детям даётся задание: разложить отдельно данный материал на  «тёплые» и «холодные» цвета»

Игра «Хамелеон».

Цель: научить детей запоминать названия цветов и придумывать различные сочетания с ним, развивать ассоциативно-образное восприятие цвета.

Материал: Контурный рисунок хамелеона, туловище которого разделено линиями на шесть Цвета для квадратов: красный, чёрный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, оранжевый. Один маленький желтый квадрат. Фотографии,  рисунки хамелеона.

Фрагмент: «Мы можем сделать хамелеона разноцветным и узнать, как меняются одни цвета на фоне других цветов, (педагог прикрепляет вместе с детьми все шесть квадратов)  и представить, что большие квадраты могут скрывать в себе необычные рисунки? Что бы это могло быть?  (педагог прикрепляет постепенно на каждый большой квадрат маленький жёлтый и последовательно рассуждает с детьми)».

1.2 Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия характера линии,  формы в окружающем мире природы, вещей, материалов

Игра «Линии в окружающем нас интерьере».

Цель: развитие восприятия характера линии в окружающих нас предметах интерьера, линий тела человека.

Фрагмент: « Линии бывают разные: прямые, волнистые, ломанные. Давайте, ребята, внимательно рассмотрим предметы окружающего нас интерьера: нашу мебель, игрушки, портьеры, тюль, рисунки на коврах.  Потом посмотрим друг друга: на нашу одежду, прически, лица. Попробуем найти,  во всём этом различные линии: прямые, ломанные, волнистые».

Игра: «Я - линия».

Цель: воспроизведению характера линий через пластику тела.

Материал:  деревянная линейка, бусы, проволока, капроновая лента, тоненькая нить и т.д.

Фрагмент: У меня есть разные предметы. Давайте попробуем определить, какие линии в них спрятались. Но отгадку не сказать, а показать через пластику своего тела. Вы должны превратиться в линию, заданную характером предмета».

Игра: «Загадочные дорожки».

Цель: распознание характера линии по тактильным ощущениям.

Материал: карточки размером 12 х 7 см, на которых наклеенные из тонкого картона или из кожи, или из наждачной бумаги линии различного характера (прямую, волнообразную, ломаную, дугу, петляющую).

Инструкция: перед  вами, ребята, карточки с изображением различных линий.  Назовите эти линии. Потрогайте их пальчиками, «походите», поводите пальчиками по ним. Теперь мы закроем карточки тонкой тканью и давайте представим, что линии – это дорожки. Вы  с закрытыми глазами должны пройти по дорожкам пальчиками и определить название этой линии – дорожки, описать её. А теперь, попробуйте отгадать, кто из сказочных героев, какую дорожку любит?»  

Игра «Настроение линии»

Цель: чувствовать «звучание» линии, наделять ее «настроением»

Материал: карточки с изображением разнообразных линий.

Инструкция: детей просят найти линии разные по «настроению»: «спокойную», «колючую», «ласковую» и пр.    

1.3.Игры и упражнения, направленные на восприятие характера фактуры материалов в окружающем мире природы, вещей, материалов

Игра «Путешествие слона (или другого животного) по фактурным фонам».

Цель: развивать ассоциативно – образное восприятие фактуры материала, воображение.

Материалы: фактурные фоны – абстрактные композиции, выполненные на листе бумаги в различных техниках и стилях гуашью, акварелью, с включением различных дополнительных материалов (ткань, природный материал, и пр.), передающие различные настроения человека, состояний природы, контурное плоскостное изображение слона.

Ход игры:  Детям предлагается отправиться в путешествие со слоном по фактурным фонам, перекладывая с одного фона на другой. Дети придумывают и  рассказывают о том, как чувствует себя слон на каждом фоне. Детям помогают вопросами: «Куда попал слон?», «Как он себя здесь чувствует?»,

«Какое местечко на этом листе слону нравиться больше?», «Хочется ли ему здесь остаться, или скорее уйти?», «Может ли здесь с ним произойти , что-то необычное?», «Каким он здесь кажется, добрым слоном, злым?» и пр.

 

Игра «Магазин цветов».

Цель: способствовать развитию восприятия фактуры  и цвета материала и соотносить с характером, обликом  присущим тому или иному  сказочному герою; развивать ассоциативно-образное мышление.

Материал: карточки с изображением сказочных героев (Снежной Королевы, Мальвины, Аленушки,  Бабы – Яги, Василисы, Кощея Бессмертного и др.), работы в технике коллажа с изображением букетов, выполненные  из различных по цветовой гамме и  фактуре материалов.

Фрагмент: «Мы сегодня с вами будем продавцами цветов, но покупатели наши  необычные – это герои различных сказок.  (Дети выбирают карточку с изображением сказочного героя). Подберите  букеты так, чтобы герои остались довольны. Сначала, подумайте, какой характер, какое настроение у того или иного героя, его предпочтения. (Например, Снежной  Королеве подойдет букет, выполненный из холодных цветов, из гладких блестящих материалов, напоминающие льдинки,  с острыми  лепестками, похожие на ледяные кристаллы и пр.). Затем подберите букет, поясните свой выбор».

Игра «Фактура и цвет».

Цель: развивать цветовое зрение, цветовую чувствительность, образное мышление, воображение.

Материал: цветовые поля разных цветов и оттенков и  либо:

1 вариант. Карточки  к ним, изображающие какую-либо фактуру (кусочек ткани, каплю воды и т.д.)

2 вариант. Натуральные материалы: ткань, мех, вода и песок (в баночке), кора, камешки, кожа, плёнка, дерево и т.д.

Ход игры: игра происходит по принципу лото. Играть могут 5 - 6 человек. Дети выбирают игровые поля разного цвета, можно брать по 2-3 поля. Водящий предлагает карточку или материал. Играющим необходимо определить общий цвет фактуры и положить его на соответствующий цветовой фон.

 

Игра «Близко и далеко»

Цель: закреплять умение в построении композиции в сюжетном коллаже.

Материал: готовые детали: различные деревьев пеньки, кустарники,  пучки травы  из разных материалов, либо вырезанные из журналов, силуэты домов - разных размеров,  разноцветный фон.

Ход игры: педагог показывает образец пейзажа и задаёт вопросы:

- Близко берёзка (дуб, кустарник, домик) или далеко? Маленькая она поэтому или большая? Объясни, почему. (И так, о всех элементах пейзажа). Затем педагог предлагает ребятам самим составить картинку (летнюю, весеннюю), но так, чтобы деревья, кустарники,  которые растут близко, были большими, а которые далеко – маленькими.

Игра «Выставка картин».

Цель: развивать способность детей восприятия   произведений абстрактной живописи,  находить их среди других картин.

Материал:  репродукции картин реалистической и абстрактной живописи.

Ход игры: на выставку привезли картины, их должны распределить на два зала, в одном зале абстрактная живопись, а в другом – реалистическая.  Ребята должны, рассмотрев репродукции,  разделить их на две темы.

 

Игра «Сочинение историй».

Цель: развивать воображение, фантазию, чувство цвета, линии, фактуры.

Материал: фактурные фоны с абстрактным изображением моря или неба, которые передают их настроение или характер (спокойный, бушующий, взволнованный…)

Инструкция: придумайте историю по картинкам: «Что могло произойти с морем или с небом и почему?»

Игра «Путешествие цыпленка».

Цель: развивать воображение, абстрактно-логическое мышление, чувство цвета, эмоциональное отношение к цвету.

Материал: фактурные  фоны, контур цыпленка.

Инструкция: детям предлагается отправиться вместе с цыплёнком в путешествие по фактурным листам, перекладывая его с одного фона на другой. Ребёнка просят рассказать, как чувствует себя цыплёнок на каждом фоне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников.

Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников....

народная подвижная игра - как средство физического развития старших дошкольников

презентация для педагогов, народный календарь праздников...

Сюжетно-ролевая игра в познавательно-речевом развитии старших дошкольников

В статье представлен методический материал по развитию игровой деятельности старших дошкольников, обогащению представлений об окружающем предметном и социальном мире....

Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"

В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....

Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...