Игры по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
картотека по рисованию (подготовительная группа) на тему
Игры, представленные в данном материале, делятся на три раздела :1.раздел Игры на экспериментирование с цветом, 2 раздел Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия характера линии, формы в окружающем мире природы, вещей, материалов, 3 раздел Игры и упражнения, направленные на восприятие характера фактуры материалов в окружающем мире природы, вещей, материалов Все эти игры дают возможность воспитателю раскрыть художественные способности детей, и могут быть использованны как в индивидуальной работе , так и совместной деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_hudozhestvenno_esteticheskomu_razvitiyu_starshih_doshkolnikov.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.1 Игры на экспериментирование с цветом.
Игра «Характер цвета».
Материалы: Фоны (бумага, ткань и пр.) разнообразные мелкие предметы и кусочки материалов /например, красного цвета и др. /.
Фрагмент: «Посмотрите на эти предметы. (Перед детьми на красной ткани лежат разнообразные предметы). Каким вам кажется красный цвет, какое настроение он вызывает? Этот цвет вам кажется: радостным или грустным? Тревожным или спокойным? Горячим или холодным? Слабым или сильным? Активным или бездеятельным?
Вы замечательно почувствовали характер красного цвета. А я хочу добавить, что красный цвет - цвет радости сильных чувств. Он яркий и красивый. Но еще красный цвет сигнал опасности. Поэтому многим из вас он показался тревожным, активным».
Игра «Волшебное превращение».
Материалы: разнообразные мелкие предметы и кусочки материалов, /например, красного цвета и др./
Ход игры: Дети выбирают любой красный предмет или кусочек материала. Во что он может превратиться, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, цветок, солнышко и др.)
Игра «Цвет размылся».
Цель: развивать способность к дифференциации цвета.
Материалы: небольшие по размеру кусочки ткани, кожи, бумаги, однотонных цветов, но различных оттенков.
Инструкция: выбрать какой – либо оттенок цвета и выложить его от темного к светлому, (можно использовать одновременно разные материалы).
Игра «Цвет звучит».
Цель: развивать у ребенка способность чувствовать звучание цвета: тихий, громкий, успокаивающий.
Материал: небольшие по размеру кусочки ткани, кожи, бумаги, однотонных, но различных оттенков. А также пиктограммы, с изображением различных, эмоциональных состояний.
Инструкция: ребенку предлагают сопоставить материал и пиктограмму, пояснить выбор.
Игра «Девочка Огонь и девочка Льдинка».
Цель: познакомить детей с понятиями «тёплые» и «холодные» цвета; учить детей составлять тёплую и холодную цветовую гаммы.
Материал. Квадраты, ромбы, треугольники из разноцветной бумаги, разноцветные вырезки из журналов таких же форм, иллюстрации с изображением огня, солнца, воды, снега. Контурные изображения девочек Красок.
Фрагмент: «Девочка Льдинка и девочка Огонь перепутали свои любимые цвета и просят детей помочь их разобрать. Девочка Льдинка любит «холодные» цвета и просит детей назвать, какие это цвета? А девочка Огонь любит «тёплые цвета», она просит назвать эти цвета. Затем детям даётся задание: разложить отдельно данный материал на «тёплые» и «холодные» цвета»
Игра «Хамелеон».
Цель: научить детей запоминать названия цветов и придумывать различные сочетания с ним, развивать ассоциативно-образное восприятие цвета.
Материал: Контурный рисунок хамелеона, туловище которого разделено линиями на шесть Цвета для квадратов: красный, чёрный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, оранжевый. Один маленький желтый квадрат. Фотографии, рисунки хамелеона.
Фрагмент: «Мы можем сделать хамелеона разноцветным и узнать, как меняются одни цвета на фоне других цветов, (педагог прикрепляет вместе с детьми все шесть квадратов) и представить, что большие квадраты могут скрывать в себе необычные рисунки? Что бы это могло быть? (педагог прикрепляет постепенно на каждый большой квадрат маленький жёлтый и последовательно рассуждает с детьми)».
1.2 Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия характера линии, формы в окружающем мире природы, вещей, материалов
Игра «Линии в окружающем нас интерьере».
Цель: развитие восприятия характера линии в окружающих нас предметах интерьера, линий тела человека.
Фрагмент: « Линии бывают разные: прямые, волнистые, ломанные. Давайте, ребята, внимательно рассмотрим предметы окружающего нас интерьера: нашу мебель, игрушки, портьеры, тюль, рисунки на коврах. Потом посмотрим друг друга: на нашу одежду, прически, лица. Попробуем найти, во всём этом различные линии: прямые, ломанные, волнистые».
Игра: «Я - линия».
Цель: воспроизведению характера линий через пластику тела.
Материал: деревянная линейка, бусы, проволока, капроновая лента, тоненькая нить и т.д.
Фрагмент: У меня есть разные предметы. Давайте попробуем определить, какие линии в них спрятались. Но отгадку не сказать, а показать через пластику своего тела. Вы должны превратиться в линию, заданную характером предмета».
Игра: «Загадочные дорожки».
Цель: распознание характера линии по тактильным ощущениям.
Материал: карточки размером 12 х 7 см, на которых наклеенные из тонкого картона или из кожи, или из наждачной бумаги линии различного характера (прямую, волнообразную, ломаную, дугу, петляющую).
Инструкция: перед вами, ребята, карточки с изображением различных линий. Назовите эти линии. Потрогайте их пальчиками, «походите», поводите пальчиками по ним. Теперь мы закроем карточки тонкой тканью и давайте представим, что линии – это дорожки. Вы с закрытыми глазами должны пройти по дорожкам пальчиками и определить название этой линии – дорожки, описать её. А теперь, попробуйте отгадать, кто из сказочных героев, какую дорожку любит?»
Игра «Настроение линии»
Цель: чувствовать «звучание» линии, наделять ее «настроением»
Материал: карточки с изображением разнообразных линий.
Инструкция: детей просят найти линии разные по «настроению»: «спокойную», «колючую», «ласковую» и пр.
1.3.Игры и упражнения, направленные на восприятие характера фактуры материалов в окружающем мире природы, вещей, материалов
Игра «Путешествие слона (или другого животного) по фактурным фонам».
Цель: развивать ассоциативно – образное восприятие фактуры материала, воображение.
Материалы: фактурные фоны – абстрактные композиции, выполненные на листе бумаги в различных техниках и стилях гуашью, акварелью, с включением различных дополнительных материалов (ткань, природный материал, и пр.), передающие различные настроения человека, состояний природы, контурное плоскостное изображение слона.
Ход игры: Детям предлагается отправиться в путешествие со слоном по фактурным фонам, перекладывая с одного фона на другой. Дети придумывают и рассказывают о том, как чувствует себя слон на каждом фоне. Детям помогают вопросами: «Куда попал слон?», «Как он себя здесь чувствует?»,
«Какое местечко на этом листе слону нравиться больше?», «Хочется ли ему здесь остаться, или скорее уйти?», «Может ли здесь с ним произойти , что-то необычное?», «Каким он здесь кажется, добрым слоном, злым?» и пр.
Игра «Магазин цветов».
Цель: способствовать развитию восприятия фактуры и цвета материала и соотносить с характером, обликом присущим тому или иному сказочному герою; развивать ассоциативно-образное мышление.
Материал: карточки с изображением сказочных героев (Снежной Королевы, Мальвины, Аленушки, Бабы – Яги, Василисы, Кощея Бессмертного и др.), работы в технике коллажа с изображением букетов, выполненные из различных по цветовой гамме и фактуре материалов.
Фрагмент: «Мы сегодня с вами будем продавцами цветов, но покупатели наши необычные – это герои различных сказок. (Дети выбирают карточку с изображением сказочного героя). Подберите букеты так, чтобы герои остались довольны. Сначала, подумайте, какой характер, какое настроение у того или иного героя, его предпочтения. (Например, Снежной Королеве подойдет букет, выполненный из холодных цветов, из гладких блестящих материалов, напоминающие льдинки, с острыми лепестками, похожие на ледяные кристаллы и пр.). Затем подберите букет, поясните свой выбор».
Игра «Фактура и цвет».
Цель: развивать цветовое зрение, цветовую чувствительность, образное мышление, воображение.
Материал: цветовые поля разных цветов и оттенков и либо:
1 вариант. Карточки к ним, изображающие какую-либо фактуру (кусочек ткани, каплю воды и т.д.)
2 вариант. Натуральные материалы: ткань, мех, вода и песок (в баночке), кора, камешки, кожа, плёнка, дерево и т.д.
Ход игры: игра происходит по принципу лото. Играть могут 5 - 6 человек. Дети выбирают игровые поля разного цвета, можно брать по 2-3 поля. Водящий предлагает карточку или материал. Играющим необходимо определить общий цвет фактуры и положить его на соответствующий цветовой фон.
Игра «Близко и далеко»
Цель: закреплять умение в построении композиции в сюжетном коллаже.
Материал: готовые детали: различные деревьев пеньки, кустарники, пучки травы из разных материалов, либо вырезанные из журналов, силуэты домов - разных размеров, разноцветный фон.
Ход игры: педагог показывает образец пейзажа и задаёт вопросы:
- Близко берёзка (дуб, кустарник, домик) или далеко? Маленькая она поэтому или большая? Объясни, почему. (И так, о всех элементах пейзажа). Затем педагог предлагает ребятам самим составить картинку (летнюю, весеннюю), но так, чтобы деревья, кустарники, которые растут близко, были большими, а которые далеко – маленькими.
Игра «Выставка картин».
Цель: развивать способность детей восприятия произведений абстрактной живописи, находить их среди других картин.
Материал: репродукции картин реалистической и абстрактной живописи.
Ход игры: на выставку привезли картины, их должны распределить на два зала, в одном зале абстрактная живопись, а в другом – реалистическая. Ребята должны, рассмотрев репродукции, разделить их на две темы.
Игра «Сочинение историй».
Цель: развивать воображение, фантазию, чувство цвета, линии, фактуры.
Материал: фактурные фоны с абстрактным изображением моря или неба, которые передают их настроение или характер (спокойный, бушующий, взволнованный…)
Инструкция: придумайте историю по картинкам: «Что могло произойти с морем или с небом и почему?»
Игра «Путешествие цыпленка».
Цель: развивать воображение, абстрактно-логическое мышление, чувство цвета, эмоциональное отношение к цвету.
Материал: фактурные фоны, контур цыпленка.
Инструкция: детям предлагается отправиться вместе с цыплёнком в путешествие по фактурным листам, перекладывая его с одного фона на другой. Ребёнка просят рассказать, как чувствует себя цыплёнок на каждом фоне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...
Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников.
Роль театрализованной игры в познавательно-речевом развитии старших дошкольников....
народная подвижная игра - как средство физического развития старших дошкольников
презентация для педагогов, народный календарь праздников...
Сюжетно-ролевая игра в познавательно-речевом развитии старших дошкольников
В статье представлен методический материал по развитию игровой деятельности старших дошкольников, обогащению представлений об окружающем предметном и социальном мире....
Научная публикация "Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития старших дошкольников"
В данной работе представлены методологические и теоретические аспекты сюжетно-ролевой игры как средства речевого развития старших дошкольников....
Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»
Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...
Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»
Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...