Рисуйте в нетрадиционной технике!
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Захарова Светлана Валерьевна

Статья расскажет о накопленном опыте педагогов, которые  широко используют различные виды нетрадиционной техники рисования и надеятся, что накопленный ими опыт окажется полезным для воспитателей детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисуйте в нетрадиционной технике!

Надо ли обучать детей технике рисования? Нет! Считали А. Бакушинский и его сторонники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. Да! Утверждали К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К.Риччи (Италия) и Л. Тредд (США), подчеркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаяь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20  - годы.Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами

Е.Флериной и И. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т.Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

В нашем училище и базовых дошкольных учреждениях № 114,117 и 119.г.Братска мы уже около 10 лет широко используем различные виды нетрадиционной техники рисования и надеемся, что накопленный нами опыт окажется полезным для руководителей изобразительной деятельностью в детских садах.

 «Пальчики – Палитра»

Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакиваем в красную краску, другой в синюю, третий – желтую. Чем не палитра! Какие темы для рисования в этой технике можно предложить детям?

Младшая группа

«Рассыпались мамины бусы» или «Посыпался веселый горох». Падают горошины, подпрыгивают… Вот так, высоко и весело! И остаются на альбомных листах. (Знакомим с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.)

«Кто здесь прошел?» Наденем на тыльную сторону ладони мордочку зайца, медведя, котенка, а два пальца «пойдут» вперед. На пути -  цветная лужица (краска в розетках или на поролоне). Пройдут пальцы по лужице, а потом по дорожке… Что за смешные следы появились на ней!... (Продолжаем знакомить с цветом, учим рисовать одновременно двумя пальцами.)

«Разноцветный дождь». Один «цветной» палец рисует свою тучу и свой дождь, другой – свою… Выбирайте, пальцы, любую краску! От цветного дождя на душе становится весело. (Даем возможность порадоваться разным цветам и их сочетаниям, не бояться краски.)

«Подарим маме ткань на платье».

Выбирай розетку с любой краской и рисуй что хочешь: ягоды, горошины, бусины… Маме обязательно понравится!

 «Палает пушистый снег». «Белый» палец рисует снег на розовой бумаге (раннее утро), голубой (яркий солнечный день), фиолетовый (темная ночь).

«Украсим елку к Новому году». Посмотрите, какая елка (на большом листе нарисована елка). Давайте все вместе нарядим ее к празднику: повесим бусы, шары…

 «Солнечный зайчик» или «Расцвели одуванчики». (У каждого ребенка лист бумаги, на котором нарисована зеленая лужайка.) А теперь представьте. Что по лужайке прыгают веселые солнечные зайчики, а навстречу солнцу тянут свои золотые головки одуванчики. (Даем возможность детям почувствовать теплоту желтого цвета, полюбоваться яркими и радостными цветовыми пятнами.)

«Соберем ягоды».(У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными на нем большой и маленькой банкой.) Вот одна ягода упала в банку, другая… А вот эти собираем в маленькую банку. Соберем и угостим маму и папу.

Средняя группа

«Дорожка  для дымковской барыни». Вот она, красавица! На юбке у нее круги и точки разных цветов. Давайте нарисуем дорожку, по которой она отправится на гуляние, и украсим дорожку таким же, как на юбке, узором. (Знакомим с одним из самых известных народных промыслов, учим располагать узор на полосе.)

«Вспомним лето». Вспомните всех, кто радовал вас летом (солнце, цветы, бабочки…), и подарите свою радость другим!

«Веселые цыплята». У наседки появилось много пушистых, веселых, озорных цыплят. Приложим большой палец – это туловище, а теперь указательный – это голова. Возьмем кисточку и изобразим ею глаза, лапки, клювы… Вот и побежали друг за другом непоседливые малыши!...

Старшая группа

«Забавная игрушка».(Ее можно нарисовать, многократно прикладывая к листу бумаги «разноцветные пальцы».)Фантазируй! Что у тебя получилось?

«Дымковская фантазия». Выбери любую игрушку (заранее нарисованное контурное изображение) и раскрась ее так, чтобы и тебе самому, и всем, кто ее увидит, стало весело.

«Подарим маме цветы». Давай нарисуем лепестки так: приложим к бумаге «желтый» палец, а чуть ниже – «красный». Что за чудо! Прямо на глазах появился волшебный цветок необычного цвета. А теперь пробуй то же самое любыми другими красками!

«Гроздья спелой рябины». Их можно рисовать сразу тремя пальцами: раз, чуть ниже еще раз, чуть ниже еще. Тонкой кистью пририсуем веточки и черные точки… Зимнее угощение снегирям готово!

«Волшебные облака». Приглядись к ним! И увидишь… пушистого зайчонка, забавного котенка, а может быть, и себя самого.

Подготовительная к школе группа

В этом возрасте дети уже свободно владеют «пальчиковой» техникой и сами придумывают темы для рисования. Если они все же испытывают затруднения, можно предложить им подумать над такими замыслами, как «Космический сон», «День смеха», «Веселые звери»Фокуса – Покуса»,»В гостях у облака», «Когда я плачу…» и т.д.

«ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ»        

Обмакиваем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев в разных комбинациях. Сначала робко, потом все смелей и смелей…

Предложите детям представить: «Потеряли котятки на дороге перчатки…» Приложим руку к листу бумаги – одна перчатка нашлась!. А теперь раскрасим правую руку (учимся рисовать левой) и приложим ее рядом с отпечатком правой. Вот и обе перчатки обнаружились.

А отпечаток от одной ладони (без пальцев) похож на чье - то лицо. Может быть. К нам в гости пришел домовенок Кузька? Или гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

И еще. Отпечаток руки может превратиться в утку (четыре пальца и ладонь – туловище; оставленный в сторону большой палец – шея), важного индюка, задиристого петуха, Гадкого утенка, на глазах превращающегося в прекрасного лебедя…

Фантазируй, твори! Угадай, что бы это могло быть: кактус в цветочном горшке? Злой волк? Индеец с раскрашенным лицом? Правда интересно?

«ПЕЧАТКА»

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д.

«Печатки» несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова! Теперь прижмем ее к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!

Детям младшей группы предложите нарисовать цветы для пчелки Майи, бабочек, порхающих над лугом, грибную полянку.

В средних группах можно использовать «печатки» с геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник) и меняться ими.

Старшии дошкольники способны составлять более сложные композиции, дорисовывая к отпечаткам нужные детали («Закладки для книги», «Праздничный платок для бабушки»).

ТАМПОНИРОВАНИЕ

Увлекательное занятие! Сделаем тампон из марли (его можно заменить кусочком поролона). Штемпельная подушка послужит палитрой. Наберём краски и легким прикосновением к бумаге будем рисовать что – ни будь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.

В младших группах – облака, солнечные зайчики, сугробы, одуванчики. И не беда, что цветными станут не только ваши герои, но и руки: они легко отмоются!

В средней группе большим тампоном очень приятно рисовать пушистых цыплят, веселых зайцев, доброго снеговика, ярких светлячков (дорисовывая нужные детали).

А старшие дошкольники могут на интегрированных занятиях (аппликация и рисование) сочетать эту технику с техникой «ТРАФАРЕТ».

Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав его пальцем к листу бумаги, обведем по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет…Чудо! Четкий и ясный, он остался на бумаге! Все то же самое можно повторить другим цветом и в другом месте. А вот задание чуть посложнее. Вырежем в центре листа силуэт, приложим лист к другому листу бумаги и с помощью тампона «закрасим» силуэт. Интересно! Многие художники работают в этой технике.

«НАБРЫЗГ»

Непростая техника. Ее суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду нам заменят  зубная щетка и стека (деревянная палочка с расширенными в виде лопатки концами). Зубной щеткой наберем немного краски, а стекой будем проходить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть не только на нее… Вот и все.

Со временем капли будут мельче, станут ложиться ровнее и туда, куда нужно. Но это со временем, потому лучше начинать осваивать эту технику летом на прогулке. А теперь за работу.

«Салфетка для мамы». Сделаем «набрызг» разными красками и полюбуемся полученным эффектом.

«Снегопад». По разному цветному фону белый «набрызг». Кружатся в танце белые снежинки, сплетаются в хоровод.

«Закружила осень золотая». Золотой краской набрызгать кружащуюся листву. Кисточкой прорисовать стволы.

МОНОТИПИЯ

Нам понадобятся гуашь разных цветов и согнутый пополам лист бумаги. Нарисуем половинку круга на право сгиба стороне листа, левую сторону прижмем к правой и разгладим. Откроем лист… Что получилось? Мяч? А может быть солнце? Тогда пририсуем лучи.

Вначале эту технику можно использовать в качестве упражнений по развитию фантазии, воображения, чувства цвета и формы. Нанесем яркие пятна на одну половину листа, прижмем к ней вторую половину, тщательно гладим в разные стороны и развернем. Угадай, что получилось?

- Зайчонок!

- А у меня цветы.

- Нет, бабочки!...

А теперь предложите детям такие задания.

«В стране Двуляндия». Необычная страна. В ней ничего не бывает по одному. Смотрите, я нарисую рожицу, сложу лист пополам, разверну – их две. А что есть в вашей Двуляндии?

«Каких я видел бабочек». А вы знаете, что бумагу можно сгибать в разных местах и направлениях? Тогда полюбуйтесь нарядными бабочками!

«Осенний парк». Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали вверху и внизу. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

«Маски для колядования». Маску нарисуем в расматриваемой технике, вырежем ее, сделаем отверстия для глаз и носа, приклеим резинку. Маска готова!

« Я и мой портрет, или близнецы». Нарисуем себя и все вместе посмеемся.

«Город на реке». Нарисуем город, согнем бумагу по горизонтали – город отразился в воде.

«Кляксография»

(по определению О. Белобрыкиной)

Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую и яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю... Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте!

Рисование по сырой бумаге.

 Для рисования в этой технике нам понадобится влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высохла). Возьмем акварельный мелок и нарисуем все, что душе угодно. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе. А детям других возрастов предложите следующие темы.

Средняя группа

«Летний дождик. Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей – то зонтик. И я бы побежал под дождем, да так, чтобы брызги в разные стороны.

«Воробушки зимой». Холодно птахам, нахохлились они, распушили перышки. Ничего, скоро весна!

«Когда меня обижают». Каким тогда мне кажется мир? Все расплывается от слез, становится серым. Нарисуй так, чтобы мы погрустили вместе. И тогда станет не так одиноко.

«Мой добрый маленький друг». Я люблю его. Он все понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижиматься к его пушистой мордочке.

Подготовительная к школе группа

«На дне морском, или В гостях у Нептуна». Покажи как меняется море в зависимости от погоды.

«Последний лист». Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. И только один лист еще трепещит на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист…

«В метель». Порыв ветра, еще один, еще… Снег колет лицо. Он то вьется змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешенном хороводе, превращая тебя в невидимку.

«В батискафе». Что ты видишь сквозь толщу воды? Водоросли, солнечные лучи, стайки разноцветных рыбок…Удивительно красиво!

«Радуга – дуга». Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга. Цвета расположены в ней в строго определенном порядке. Смотри не перепутай!

«ЦВЕТНЫЕ НИТОЧКИ»

Возьмите нитки длинной 25 – 30 см, окрасте их в разные цвета, выложите – как захочется – на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергиваете одну нитку за другой. Разверните лист…А нитки то волшебные!

Давайте попробуем.

«Морозные узоры». Окрасим нитки в белый цвет и вложим их на бумагу разных цветов.

«Страна цветных снов». Нитки окрашены в краски теплых и холодных тонов.

«Вологодские кружева». Выложим нитки на вырезанных из бумаги воротнике или кокошнике. Правда, красиво?

ГРАТТАЖ

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Итак, за дело!

Нанесём цветной вон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. Холст готов.
А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Имейте ввиду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка достаточно хорошо развиты  глазомер и координации движений.

«В рождественскую ночь». Чуть поцарапали – и на небе зажглись яркие звезды, тонкий месяц выглянул из – за туч.

«Что за звездочки резные на пальто и на платке!». Ни одна снежинка на другую не похожа.

«Ночной мотылек». Яркий фонарь показался любопытному мотыльку солнцем. Нет, малыш, это всего лишь фонарь.

«Салфетка для мамы». Она может быть круглой, квадратной, треугольной. И узор придумай какой хочешь.

«Волшебная поляна». Кто – то недобрый закрасил лесную поляну черной краской. Ничего страшного. Вот появилась нарядная бабочка, а вот и цветок поднял головку.

«Дворец для Снегурочки». Нарисуй сказочный дворец Берендея, в котором живет Снегурочка.

«Полет в космос». Космонавтов приветствуют холодные звезды, незнакомые планеты, звездные корабли.

«Вечерний город». «Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой.

«У семи гномов». Гномы – добрый и трудолюбивый народец! Представьте, что вы пришли к ним в гости.

«Ветер по морю гуляет…» Летит кораблик на всех парусах по безбрежной водной глади.

РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики.

Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работы поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело!

РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ ИЛИ СВЕЧОЙ

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том. Что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу – на цветном фоне появляется рисунок.

Итак, нам понадобятся розетки с разной краской, флейцевые кисти или тампоны, восковые мелки.

Младшая группа

«Солнце согревает травку». Проведем голубой, розовой, желтой краской по верхней части листа, а зеленой по нижней.

«Дождевые капли». Капают капли одна за другой. Вот и лужи появились. Как хочется побегать по ним босиком! Проведем по листу розовой, желтой, голубой краской…

«Елочки в лесу». Пошел снег и спрятал лесных красавец от детских глаз. А мы их все равно найдем. Проведем по листу краской любого цвета. Вот они, стройные и пушистые.

Средняя группа

«Веселые зайчата». Мама – зайчиха сидит под елочкой и наблюдает за своими шалунами.

«Рыбки в аквариуме». Веселая стайка шустрых рыбок то всплывет вверх, то опять нырнет на дно.

«Смешной снеговик». Зимой мы лепили его из снега, а теперь нарисуем.

Старшая группа

«Утренняя зарядка». Нарисуй, как мы выполняем упражнения под музыку: голова похожа на круг, футболка – на прямоугольник, шорты как два квадрата. А теперь раскрась. Вот и ожил рисунок.

«Заиндевелое дерево». Стоит не шелохнется. И в утренние часы (голубой фон), и солнечным днем (желтый), и таинственной ночью (фиолетовый).

«Что мы видели в лесу» Нарисуем веточку с ягодами, гриб под листочком, пугливого ежика, пушистую белочку. А потом, закрашивая рисунок, все вместе посмотрим, кто что увидел в лесу.

Подготовительная к школе группа

«Пушки с пристани палят…»Нарисуй остров с высокими маковками дворца, кораблик в море. Выбери любую краску и раскрась.

«Царевна  есть, что не можно глаз отвесть…» А какой ты себе ее представляешь?

«Нарисуем веселую картину для малышей». Вы уже многое умеете. Давайте порадуем малышей, пригласим их в гости, нарисуем все, что они захотят, а потом покажем, как картина оживает.

Нетрадиционные техники рисования (а мы рассказали лишь о некоторых из них) помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

М.ШКЛЯРОВА.

Преподаватель ГПУ № 1,г Братск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Учите рисовать в нетрадиционной технике"

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии. Рисовать только кисточкой? Но это же скучно!  Описания нетрадиционных техник рисования  дают массу ид...

Перспективный план по ФГОС по художественно эстетическому развитию "Рисуем в нетрадиционной технике" в младшей группе. Составил: воспитатель 1-ой категории Алибекова М. М.

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми на кружке. Новизна обстановки, необычное нача...

"Рисуйте в нетрадиционной технике"

Консультация для педагогов...

Рисуем в нетрадиционной технике

Описание нетрадиционных методик рисования...

Консультация для родителей « Рисуем дома. Нетрадиционные техники рисования»

Уважаемые родители, рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей, мо...

Рисуем дома. Нетрадиционные техники рисования

       Уважаемые родители, рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригина...