Конспект НОД "Украшение пасхального стола"
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Черных Татьяна Александровна
Цель: Формировать представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, обычаях и традициях русского народа.
 Задачи:
«Познавательное развитие»
Продолжать формировать знания детей о таких видах русского декоративно-прикладного искусства,  как Хохлома , Городец. Развивать интерес к изучению  истории России и родного края. 
  «Социально-коммуникативное развитие» 
 Воспитывать нравственно-патриотические качества детей через приобщение их к истории  и культуре русского народа.
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа к культурным традициям народа через практическое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства.
«Речевое развитие»
Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным собеседником; воспитывать культуру речевого общения. Продолжать знакомить со стихотворными формами.
«Художественно-эстетическое развитие»
Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства .
Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на объемных поверхностях.
Упражнять в умении использовать в работе нетрадиционную технику рисования (рисование ватными палочками, «тычками», перышком).
 Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.
Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.  
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrashenie_pashalnogo_stola.docx234.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Украшение пасхального стола».

C:\Users\Premium\Desktop\87906.jpg

Цель: Формировать представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, обычаях и традициях русского народа.

 Задачи:

«Познавательное развитие»

Продолжать формировать знания детей о таких видах русского декоративно-прикладного искусства,  как Хохлома , Городец. Развивать интерес к изучению  истории России и родного края.

  «Социально-коммуникативное развитие» 

 Воспитывать нравственно-патриотические качества детей через приобщение их к истории  и культуре русского народа.

Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа к культурным традициям народа через практическое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства.

«Речевое развитие»

Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным собеседником; воспитывать культуру речевого общения. Продолжать знакомить со стихотворными формами.

«Художественно-эстетическое развитие»

Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства .

Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на объемных поверхностях.

Упражнять в умении использовать в работе нетрадиционную технику рисования (рисование ватными палочками, «тычками», перышком).

 Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.

Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.  

Оборудование: зрительный ряд ( на доске виды различных декоративных элементов -Хохломы, Городца, Гжели ), образы декоративно-прикладного искусства (пасхальные яйца расписанные в различных техниках) на блюде,  интерьер «Русская изба», презентация по теме ?, аудиозаписи «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой, «Колокольный звон Московского Данилова монастыря», варёные яйца для росписи по числу детей, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки, подставки под яйца.

Ход НОД:
1.  Организационный момент

Звучит колокольный перезвон. Дети вместе с воспитателем входят в группу (перезвон звучит тише). Дети рассаживаются полукругом.

   Воспитатель:
Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья,
Зазвучал со всех сторон.

Ребята, скажите пожалуйста какой же великий праздник мы будем отмечать в воскресенье?

 ( воспитатель заслушивает ответы детей, отмечает правильные) 

 Звонко капают капели 

Возле нашего окна 

Птицы весело запели 

В гости Пасха к нам пришла. 

Ребята, а кто знает, что за праздник Пасха? Пасха - это святой праздник, день воскресения Иисуса Христа. Ребята, может быть, кому-то знакомо имя-Иисус Христос? Кого же мы называем Иисусом Христом? (ответы детей) Да, для верующих людей, христиан, Иисус Христос - Бог. Он помогает людям в печалях, тревогах, болезнях. Верующие люди обращаются к Нему с просьбой о помощи, о милосердии. 
Когда Иисус Христос жил на земле, он делал много хорошего для людей: исцелял больных, помогал бедным, учил, как нужно правильно поступать. А главное: Он учил любить Бога и близких людей. Но гордые, завистливые люди, обманывающие народ решили его погубить. Когда Иисус молился ночью в саду, они явились со стражей и схватили Его. На суде они ложно обвиняли Иисуса Христа и настроили против него народ. Христос был распят на кресте. А когда он умер, то произошло землетрясение. Все испугались и поняли, что совершили большую ошибку - ведь они предали того,кто их так любил (рассказ сопровождается показом слайдов)
Праздник Пасха – это праздник прославления Иисуса Христа. Длится этот праздник целую неделю. На Пасху все ходят друг другу в гости. При встрече они говорят такие слова: «Христос воскрес!» и отвечают: «Воистину воскрес!» Поздравляют с праздником, желают хозяевам счастья и процветания.                                                                                                           Ребята, сегодня мы тоже  побываем  на Руси в гостях у известной Мастерицы  Арины.  И отправимся мы с вами в путь  по ручейку времени.
Игра «Ручеек» (на фоне продолжения колокольного перезвона)


2.Основная часть
(дети подходят к домику мастерицы)
Педагог:
- Ребята, познакомьтесь, это Мастерица  Арина.
Дети здороваются, Мастерица кланяется и приглашает всех  в избу. Дети садятся вокруг стола вместе с мастерицей.
Мастерица:
Я в великую седмицу
Вас сюда, в свою светлицу,
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать                                                                                                                                                 Иисуса Христа прославлять.

- Ребята, знаете ли вы, что принято дарить на Пасху? (На Пасху люди дарят друг другу подарки – крашеные, расписные яйца.)
- Расписные яйца -  это символ пробуждения земли, символ Пасхи. Расписывать яйца – обычай древний. Расписывали их мастера. (Раскрывает , стоящее на столе блюдо с яйцами)

Посмотрите, что за чудо
Положила я на блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Я на всё даю ответы:
— 
Пасха — праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне, 
Символ жизни на земле!

-Ребята, какие элементы росписи вы увидели на яйцах- писанках?
 (Чаще всего на писанках   мастера изображали солнце, звезды, цветы. Со временем яйца стали украшать красивым орнаментом).

Чтобы только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё худое, плохое в этот день отстало, ушло давайте  передадим  яичко по кругу и каждый из вас вложит в него всё самое хорошее, что есть в каждом из вас, теплоту ваших душ и помыслов,  чтобы всё плохое от нас ушло и осталось только хорошее (дети передают яйцо друг другу звучит , «Пасхальный перезвон» Л. Евсеевой)

Мастерица Арина : Ребята, поможете  мне расписать остальные яйца к празднику и накрыть праздничный стол?
Педагог: - Конечно, мы  поможем тебе Мастерица.


Динамическая пауза:
Стол пасхальный накрываем
Веткой вербы украшаем                                                 (показ ладонями)
Из печи несем куличи
А от курочки – яички                                          (пальцами рисуют по воздуху)
Дай нам, курочка, яичко простое
Мы его распишем – будет золотое
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйца
в пасхальные одежды                               (руки на поясе, повороты туловища)
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька                                             (машут руками как  мотыльки)
Пусть будет жизнь его легка!
А я подруге Оле
Разрисую все фасолью
Будет ей жених богатый                                           (показ бровей, веснушек)
Симпатичный,  конопатый.
А соседским близнецам нарисуем солнце
Пусть заглядывает чаще
Солнце к ним в оконце!                                      (Круговые движения   руками)
Педагог:
- Вот и мы сейчас выполним роспись яиц, как настоящие мастера. Но сначала важно продумать весь рисунок и расположить элементы узора так, чтобы получился интересным, красивым, чтобы узор (рисунок) был равномерно распределен по поверхности яйца.
 Сам узор может быть самым разным: и гирлянда зеленых листочков, и белые ромашки, на темном фоне, и солнышко, и линии всех видов: прямые, волнистые, кружочки, звездочки. Сейчас весна, поэтому и краски выбираем яркие, сочные: желтую, зеленую, красную, голубую.
Итак, каждый из вас определил для себя рисунок и может приступить  к работе.

3. Практическая часть. Роспись яиц.
(Музыкальное сопровождение). Готовые яйца дети располагают на столе в заранее подготовленных подставках.
- Молодцы, ребята, все справились с заданием, расписали яйца, как настоящие мастера.
Вот какие чудо- писанки вы изготовили! От этих узоров и настроение улучшается, да и праздник, кажется, все быстрее приближается!  Пасхальный стол по русскому обычаю должен быть не просто богат явствами, но и красиво украшен . Ну а теперь дополним наш стол куличами прямо из печи    ( ставит куличи). Чем же ещё можно украсить стол? (Варианты  детей- салфетками, цветами…)

4. Рефлексия
Педагог:
- Понравилось  вам в гостях у Мастерицы?
Мастерица:
- Вот вам яйца расписные
Непростые, золотые.
Кто яйцо друг другу дарит,
Счастлив целый год бывает
(Мастерица дарит корзину с шоколадными  или декоративными яйцами).

Либо предлагает детям в преддверии праздника подарить яйца гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Пасхальная радость"

Данный НОД приурочен к изучению национальных традиций и обрядов и празднованию Светлого праздника Пасха. Воспитанники знакомятся с традиционными праздниками на Руси и учатся изготавливать пасхальные с...

конспект НОД "Пасхальное яйцо"

конспект по художественно-эстетическому развитию....

Конспект занятия "Пасхальный зайчик"

Материал предназначе для старшей и подготовительной группы детского сада. В нем краткое описание как делать подставку для яиц методом оригами....

"Пасхальный стол"

Художественно-эстетическое развитие в старшей группе....

Конспект мастер-класса в технике кракле: "Украшение пасхального стола".

Подробное описание выполнение работ в технике кракле....

Украшение пасхального стола

Цель: Формировать представление о народной культуре, её богатстве и разнообразии, обычаях и традициях русского народа....