Статья
статья по рисованию на тему
Исследовательская деятельность в художественно-эстетической области, как одна из приоритетных форм работы с детьми 5-7 лет в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность в художественно-эстетической области, как одна из приоритетных форм работы с детьми 5-7 лет в ДОУ.
Автор: Захарова Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учреждение: ГБДОУ д/с № 356
Московского района Санкт-Петербурга.
Аннотация: В статье освещаются вопросы по развитию детской художественной деятельности средствами нетрадиционных методов изобразительной искусства в дошкольном возрасте. Статья содержит: цель деятельности, задачи, результативность, анализ результативности, сущность педагогического опыта, выводы.
Цель деятельности: изобразительная деятельность в дошкольном возрасте создаёт особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменять мир. Формирование такой личности является результатом участия ребенка в творческом процессе, что связано с непрерывным ростом человеческого в человеке, обеспечивающим ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств ,переживаний, развития многих психических процессов и что особенно ценно, воображения. Воображение-это способность детей, позволяющая видеть им мир во всем многообразии предметов и их качеств. «Воображение более важно, чем знание» А. Энштейн.
Традиционная методика обучения детей на занятиях по изодеятельности исходит из того, что ребенок должен приобрести, прежде всего, навыки владения кистью, краской пр.
Другой взгляд - нетрадиционное рисование. Оно развивает в детях чувство красоты. Именно от этого зависит, какой - богатой или бедной - будет их духовная жизнь.
Задачи: рисовать можно чем угодно и как угодно! Лежа на полу, под столом, на столе…На листочке дерева, на газете…Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни, в конце концов, вырисовывается узнаваемый объект. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я - всё это моё!» Научившись выражать свои чувства на бумаге, дети начинают лучше понимать чувства других, учатся преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что получится, и получится красиво.
Результативность: чтобы вызвать интерес к рисованию в работе с дошкольниками я использую нетрадиционные способы изображения. Учитывая опыт детей, подбираю материалы, оборудование, методические приемы и использую их адекватно возрастным особенностям и целям развития. Использую вариативность, разнообразие содержания, форм и методов. Опыт работы показывает, что рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Через нетрадиционное рисование я способствую развитию художественных способностей детей(умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материалы, экспериментировать с ними при создании образа).
Сложность деятельности изображения нетрадициионными способами требуют тщательной, предварительной подготовки. Объем пространства порой занимает большое место в группе. Тематический план не может предугадать всех спонтанно возникающих ситуаций и сложностей. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет меня и детей своей непредсказуемостью.
Анализ результативности: результат детской деятельности, рисунок, как правило, получается выразительным, оставляя сильные впечатления в душе ребенка и педагога. Анализируя детские работы, я забочусь о том, чтобы ребенок смог увидеть и пережить изображенное, оценить состояние, настроение, определить соотношение главных и второстепенных предметов. Анализ продукции детей помогает определить уровень умственного потенциала, развитии психических процессов, темперамента и качеств личности детей. Наблюдение за детьми в процессе творческой деятельности помогает мне в определении индивидуально – дифференцированного содержания работы. Совместная работа детей, например, в рисовании вдвоем на длинной полоске бумаги, может выявить неумение ребенка общаться с товарищем. Вскрытие причины такого явления определяет содержание воспитательной работы в дальнейшем. Я содействую тому, чтобы у ребенка возникла положительная установка на совместную деятельность. Мой опыт показывает, что результат изобразительной деятельности оказывает эмоциональное воздействие на чувства, душу ребенка. Выбор разнообразного материала, его многогранность, многоцветие, выразительность средств дает удовлетворение и вызывает чувство радостной приподнятости. Ребенок любит свою работу, гордится ею и ждет положительной оценки. Через рисунок можно загляну в душу ребенка и вместе с ним восхититься и порадоваться результату. Накопление ребенком информации по использованию нетрадиционных методов изобразительной деятельности постепенно поднимает его на новые ступени развития, способствуют образовываться личностно. А вместе с детьми и я накапливаю свой профессиональный опыт и испытываю радость творчества.
Сущность педагогического опыта: с детьми дошкольного возраста я руководствуюсь творческим развитием, а не навязыванием стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляя его творчество и не стимулируют развитие творческой личности. Ребенок – это субъект творчества. Никто кроме ребенка, не даст «верного» решения стоящего перед ним творческой задачи (сочетание цветов, выражающее определенное чувство). Творческие задания должны нести открытый характер, не имеют одного правильного ответа. При этом я стараюсь не только понять и принять разнообразные решения, но и показать правомерность этих решений и иногда защитить нестандартное решение, Для детей создается благоприятная среда и условия для творчества. Дети обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами.
Выводы:
Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения :выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисовать.
Необходимо предоставить самому ребенку максимальную свободу для проявление инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.Предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит изображать. Это влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.
Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности – например, занятия по проведению нетрадиционных техник рисования
Литература:
Л.Б. Фесюкова «От трех до семи»,
Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
.Санкт-Петербург 2015г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...