Проект "Ребенок в мире искусства"
проект по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Данный проект предназначен для духовного и эстетического развития детей 4-7 лет через приобщение к изобразительному искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tkachenko_rebenok_v_mire_iskusstva.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Ребенок в мире искусства»
Особенности проекта:
- По характеру: творческий, информационный, практико-ориентированный.
- По количеству детей вовлеченных в проект: коллективный.
- По продолжительности: долгосрочный (один год).
- По профилю знаний: межпредметный.
- По уровню контактов: региональный (взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и художественной школы города Лангепаса).
Участники проекта: воспитатель по изобразительной деятельности, педагоги художественной школы, специалисты художественной школы, воспитатели групп, дети 5 – 7 лет, родители (законные представители).
Руководитель проекта: Ткаченко Галина Васильевна – воспитатель ЛГ МАДОУ ДСКВ № 10 «Белочка»
Сроки реализации: с 1 марта 2014 года по 30 мая 2015 года
Актуальность проекта
Общеизвестно: современные дети в большинстве своем крайне жестоки и агрессивны. Жестокость среди детей и подростков приобретает масштабы национального бедствия. Ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч общественно опасных деяний несовершеннолетних. Причем 100 тысяч из них совершаются детьми, не достигшими возраста уголовной ответственности. Что происходит с нынешними детьми, и где искать причины такой агрессии? Пожалуй, в этом можно обвинить кого и что угодно: и телевидение, пропагандирующее жестокость и насилие, и компьютерные игры, и дошкольные/школьные учреждения, где жестокость не всегда вовремя замечается. Однако самые глубокие корни этого явления специалисты все же традиционно наблюдают в семье. Да, детская жестокость берет начало в отчем доме, причем проявляется в самом раннем возрасте и связана, прежде всего, с равнодушностью родителей. Ведь не секрет, что большинство современных родителей настолько заняты работой, что часто с раздражением отмахиваются от «назойливых» приставаний ребенка.
Это подтверждают данные результатов анкетирования родителей. По результатам опроса в будние дни более 60% родителей уделяют своим детям от одного до трех часов в день. На вопрос анкеты «Чем вы чаще всего занимаетесь вместе с вашим ребенком в будние дни?» родители отвечали, что смотрят вместе фильмы, играют на компьютере. На выходные родители для разнообразия ходят в гости и гуляют по городу (чаще по магазинам). А как же культурный отдых: походы в кино, театр, музей, художественную галерею? У нас этот вид досуга не популярен, так как город маленький и кинотеатр не совсем кинотеатр, театра и вовсе нет, а музей до сих пор воспринимается только, как стационарная выставка предметов народов ханты-манси. Если на сегодняшний день нет возможности отнять у современного человека телевизор и компьютер, подключенный к сети интернет, то его можно использовать на благо. Можно организовать поход в «Эрмитаж», можно посетить любой театр или музей, не выходя из дома. Для этого необходимо либо выйти на нужный сайт, если подключен интернет, а если интернета нет, то можно включить диск с записью. Главное чтобы было желание это сделать. Наша задача состоит в том, чтобы пробудить у взрослых и детей умение ценить и создавать красоту внешнюю, которая способствует развитию красоты внутренней, то есть духовной. А это подразумевает, в свою очередь, развитие прекраснейших качеств - доброты, милосердия, сострадания. Общество, населённое такими личностями, не способно к жестокости, тирании, нищете.
Известная всем фраза Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир» сегодня, на наш взгляд, как никогда актуальна. Необходимо научить ребенка видеть красоту окружающего мира, и только тогда он научиться ценить его. Но человек может остаться равнодушным к красоте, если с детства его не приобщали к прекрасному. К. Маркс писал: «Если вы хотите наслаждаться искусством, то вы должны быть художественно образованным человеком». Изобразительное искусство содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, эстетическое развитие, иначе оно не искусство. Поэтому, в процессе формирования личности ребенка-дошкольника, а именно эстетических и духовных основ, важно помнить, что чувство прекрасного можно сформировать лишь в том случае, когда красота предмета или явления представляется в конкретном выражении. Поэтому слово «красивое» необходимо наполнять конкретным содержанием.
Таким образом, для того, чтобы достичь необходимого результата по духовному и эстетическому развитию ребенка, необходимо не только создать определенные развивающие условия в детском саду: создать предметно-развивающую среду, оснащенную предметами искусства, оснастить изостудию мультимедийным оборудованием и медиа ресурсами. Но и объединить для работы в данном направлении заинтересованных людей творческих профессий города (специалистов художественной школы, музея, художников города) и самое главное родителей.
Будущее страны – это сегодняшние дошкольники. Их завтрашний уровень духовного сознания закладывается сейчас. Исходя из этого, в дошкольном учреждении необходимо поставить в центр педагогического процесса духовно-эстетическое развитие личности ребенка через приобщение к изобразительному искусству.
Объект проекта: процесс эстетического и духовного развития личности ребенка дошкольника.
Предмет проекта: Изобразительное искусство как основа эстетического и духовного развития личности ребенка дошкольника.
Цель проекта
Эстетическое и духовное развитие личности ребенка дошкольника через приобщение к изобразительному искусству.
Задачи проекта
- формировать ценностные представления детей и родителей (законных представителей) об изобразительном искусстве в целом и отдельных его видах и жанрах;
- развивать умение детей давать эстетические суждения о произведениях искусства, окружающей жизни, природе;
- способствовать овладению детьми различными видами изобразительной деятельности, в том числе и творческой;
- формировать у детей личностные предпочтения, мотивы, побуждающие к активному участию в том, или ином виде художественно-творческой деятельности, пробудить желание, как у детей, так и у их родителей (законных представителей) преобразовывать среду обитания по законам красоты;
- развивать у детей навыки коллективной деятельности (планирование, согласованность действий, доброжелательность, активность, самостоятельность).
- обеспечить интеграцию художественной школы в образовательный процесс дошкольного учреждения для эстетического и духовного развитие личности ребенка дошкольника.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный (март-апрель 2013 – 2014 учебный год);
2 этап – проектировочный (апрель-май 2013 – 2014 учебный год);
3 этап – основной (сентябрь 2014 – 2015 учебный год);
4 этап – диагностический (май 2014 – 2015 учебный год);
этап | сроки | содержание | ответственные |
1 этап – подготовительный | март 2014 – апрель2014 учебный год | Постановка проблемы и обоснование ее актуальности. Сбор, систематизация материала по проблеме. Выявление готовности педагогического коллектива ДОУ к работе в условиях проекта «Ребенок в мире искусства». Анкетирование родителей. Освещение работы на личном сайте, на сайте ДОУ | Воспитатель по ИЗО деятельности, воспитатели старших групп детского сада, специалисты художественной школы |
2 этап – проектировочный | Апрель-май 2014 | Постановка цели, задач проекта. Построение концептуальной модели, прогнозирование ожидаемых результатов. Подготовка педагогического коллектива ДОУ к работе в условиях проекта «Ребенок в мире искусства». Разработка рабочей программы. Освещение работы на сайте ДОУ, на личном сайте, общем собрании коллектива, общем собрании родителей (законных представителей), | Воспитатель по ИЗО деятельности, воспитатели старших групп детского сада, специалисты художественной школы |
3 этап – основной | сентябрь 2014 – май 2015 | Обеспечение условий для реализации проекта «Ребенок в мире искусства» (подготовка материально-технической базы, распределение функций, согласование деятельности всех участников проекта), отслеживание текущих результатов. Корректировка программы проекта по надобности. Реализация работы проекта «Успех». Обсуждение на сайте ДОУ, | Воспитатель по ИЗО деятельности, воспитатели старших групп детского сада, специалисты художественной школы |
4 этап – аналитический | Май 2015 год | Проведение мониторинга результатов проекта. Изучение опыта по реализации проекта. Освещение в СМИ, на сайте ДОУ. Публикация статьи. Представление рабочей программы для рецензирования | Специалисты ДОУ, воспитатели, Управляющий совет, МБУ ДО «ИМОЦ», Территориальная ПМПК |
Предполагаемый продукт проекта
- мероприятия (занятия, экскурсии, развлечения, праздники, мастер-классы);
- выставка творческих работ детей;
- разработанные консультации для родителей.
Ресурсное обеспечение проекта
- научная и методическая литература;
- мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, проектор, документ-камера);
- медиа ресурсы (программное обеспечение, аудио-видео материалы);
- экспонаты;
- репродукции картин;
- картины художников;
- скульптура малых форм;
- предметы декоративно-прикладного искусства (в том числе декоративные предметы народов ханты-манси);
- дидактические пособия.
Методическое обеспечение проекта
- план - конспекты занятий;
- сценарии праздников, развлечений;
- рекомендации воспитателям и родителям;
- анкета для родителей «Изобразительное искусство»;
- материалы для проведения бесед, занятий.
Предполагаемый результат:
Дети:
- приобретут знания об изобразительном искусстве и смогут оперировать ими в области искусства;
- научатся ценить как произведения искусства, так и их создателей;
- смогут наслаждаться произведениями искусства, и сформируется чувство прекрасного;
- научатся работать в коллективе;
- сформируются личностные предпочтения, мотивы, побуждающие к активному участию в том, или ином виде художественно-творческой деятельности;
- появиться желание и мотивы преобразовывать среду обитания по законам красоты;
- овладеют различными видами изобразительной деятельности, в том числе и творческой;
Родители:
- приобретут знания об изобразительном искусстве и смогут оперировать ими в области искусства;
- научатся ценить как произведения искусства, так и их создателей;
- появится желание и мотивы преобразовывать среду обитания по законам красоты
- будут способствовать развитию духовной, эстетической и творческой личности своего ребенка;
Список литературы:
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. - 127с.
- Алексеев П.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / П.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. – М.: Владос, 1994. - 98 с.
- Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. - N6. - С.57-67.
- Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972. - 156 с.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
- Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1983. – 76 с.
- Красный Ю. Азбука чувств: Программа комплексного эстетического развития дошкольников / Ю.Красный // Искусство в школе. -2003. -N6.- с. 17-29.
- Ражников В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. – 1996. - N9. – с. 58-66.
- Страунинг А.М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. – Обнинск, 1996. - 87 с.
- Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-N9.
- Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-N1. - с. 35-38.
- Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 256 с.
- Куревина О.А. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баланс», 2002. – 416 с.
- Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с.
- Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства. М., 2002.
Краткое описание программы «Ребенок в мире искусства»
Программа «Ребенок в мире искусства» обеспечивает эстетическое и духовное развитие личности ребенка дошкольника посредством приобщения к изобразительному искусству.
Цель программы:
Приобщение детей дошкольного возраста к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности детей (рисование)
Задачи программы:
Образовательные задачи:
- ввести ребенка в мир образных представлений искусства;
- обогатить духовный мир ребенка, совершенствовать его нравственное начало;
- расширить кругозор детей через сказочное действо с живописью знакомить с окружающим миром, историей страны;
- создавая ситуации, вызывающие эмоциональный отклик ребенка, способствовать возникновению чувства, побуждающего к творческому самовыражению в разных видах изобразительного искусства;
- дать эмоционально-чувственную базу культуре взаимодействия с миром природы, миром людей, с духовным опытом человечества.
Воспитательные задачи:
- воспитать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
- привить любовь к классическому наследию
- воспитывать культуру деятельности.
Принципы реализации программы
В процессе работы по программе «Ребенок в мире искусства» необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип индивидуализации.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип последовательности.
5. Принцип научности.
6.Принцип культуросообразности.
Содержание и структура программы
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Структура программы
Программа состоит из 3-х блоков:
- знакомство с окружающим миром через различные виды изобразительного искусства воспитателем по изобразительной деятельности;
- знакомство с изобразительным искусством с привлечением специалистов художественной школы
- привлечение родителей (законных представителей) к реализации проекта
Формы реализации программы
- занятия
- мастер-классы
- развлечения
- праздники
- выставки
- экскурсии
- консультации - рекомендации
В качестве иллюстративного материала используются: репродукции картин художников, электронные презентации, аудио-видео — мультимедиа материалы
Программа рассчитана на учебный год
Перечень рассматриваемых тем:
- Художники – иллюстраторы
- Пейзаж
- Натюрморт
- Скульптура
- Портрет
- Графика
- Архитектура
- Народно-декоративное творчество
Учебный план
Виды занятий | Старшая группа (5-6 лет) | Подготовительная группа (6-7 лет) | ||||
1 блок | 2 блок | 3 блок | 1 блок | 2 блок | 3 блок | |
Занятие по рисованию | 17 | 1 | - | 17 | 1 | - |
Развлечение | 9 | 9 | ||||
Выставка | 9 | 9 | ||||
Мастер-класс | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Экскурсия | 2 | 1 | 2 | 1 | ||
Консультации-рекомендации | - | - | 9 | 9 | ||
Итого: | 37 | 4 | 12 | 37 | 4 | 12 |
Способ организации детей на занятиях групповой и индивидуальный.
Особенности конструирования занятий
по программе «Ребенок в мире искусства»
На занятиях используются разные виды проблемно-игровых ситуаций:
- ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);
- ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
- ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
- ситуация-неожиданность, вызывающая удивление своей парадоксальностью и необычностью;
- ситуация-предложение, когда педагог высказывает предположение об оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск детей;
- ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
- ситуация-несоответствие, когда она не вписывается в уже имеющийся опыт и представления детей.
Эффективность работы невозможна без взаимосвязанной работы с родителями (законными представителями). Детям совместно с родителями (законными представителями) предлагается выполнять домашние задания, участвовать в выставках детских работ, развлечениях, мастер-классах, анкетировании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический праздник по программе Е. Затеевой "Малыш в мире искусства родного края" "
Сценарий тематического праздника...
Конспект образовательной деятельности в музее по миру искусства и художественной деятельности. Тема: "Цветущий сад в моей станице"
Задачи: Учить детей создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых п...
Приобщение старших дошкольников к миру искусства через освоение техники витража
Для воспитателей...
Развитие творческого выражения личности ребенка посредством мира искусств
Доклад, в котором раскрывается содержание работы в услових детского сада по развитию творческих способностей детей в процессе ознакомления с художественной литературой, в театрализованной деятельности...
Развлечение в подготовительной группе «В мире искусства»
Развлечение в подготовительной группе«В мире искусства»Выставка работ детей по изобразительному искусству за весь учебный год. -Ребята, мы с вами рисовали портреты, пейзажи, натюрморты. Как вы ду...
творческий проект "В мире искусства"
Творческий проект "В мире искусства" состоит из цикла музыкально-литературных гостиных для детей средних, старших и подготовительных групп....
Викторина "В мире искусства"
Викторина "В мире искусства"...