Методические рекомендации по рисованию вместе с детьми дошкольного возраста.
статья по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Статья адресована воспитателям дошкольных учреждений, советы и рекомендации, предлагаемые ее авторами могут быть использованы родителями, воспитывающими детей дома или дополнительно занимающимися с ними рисованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_risovaniyu_vmeste_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по рисованию вместе с детьми дошкольного возраста.
Чтобы научить ребенка рисовать, конечно же, недостаточно дать ему карандаш и кисть – важно показать, как с их помощью можно изобразить самые разнообразные предметы и явления окружающей нас действительности. Именно поэтому воспитателю необходимо самому много рисовать, давая детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание занимает активную роль. Наблюдение за процессом рисования пробуждает у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои изобразительные навыки. Вместе с тем рисунки воспитателя, которые он подарит детям, помогут создать и укрепить эмоциональный контакт между ними.
В младших группах прежде, чем начать рисовать, посоветуйтесь (со всеми детьми или с одним конкретным ребенком, для которого будете рисовать), вместе выберете тему рисунка, а рисуя, каждое свое действие сопровождайте объяснением, чаще обращайтесь к детям с вопросами, показывая, что вы нуждаетесь в их поддержке. В процессе рисования можно использовать прием, когда воспитатель рисует, а ребенок проговаривает, что необходимо дорисовать еще. Этот прием позволяет детям участвовать в процессе рисования на правах партнеров, уточняет их представление об объекте, позволяет налаживать общение, сохранять положительный настрой, вызывает желание самим действовать с изобразительным материалом.
Опыт свидетельствует: мальчики чаще всего просят нарисовать машину, девочки – принцессу, зайца, кошку и т.п. В подобном тематическом однообразии таится опасность формирования графических стереотипов. Чтобы избежать этого, желательно уточнить: какую именно машину нужно изобразить (автобус, самосвал, трактор, трамвай и т.п.). В какой позе, одежде, настроении – человека или животное и т.п.
Рисунок, сделанный по просьбе ребенка, отдается в полное его распоряжение. Это дает ему возможность рассматривать его и любоваться им, а также вызывает потребность обращаться к взрослому, говорить с ним о любимом образе.
Хорошо, если вы будете рисовать не только на листе бумаги за столом, но и мелом на доске, палочкой на влажной земле, на песке или на снегу и т.д. желательно, чтобы вы использовали самые разнообразные изобразительные материалы, что поможет детям увидеть особенности работы с ними.
Что нужно для рисования
Существует мнение: чем меньше ребенок, тем меньше изобразительных материалов он может освоить. Однако известный художник В.А. Фаворский считал, что при обучении детей нужно использовать как можно больше самых разнообразных материалов: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно только карандаш, краску и бумагу. Это, несомненно, ошибка. Необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пускай он рисует и на бумаге, и на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, лепит, пусть рядится, делает для себя костюмы из газеты».
Что можно предложить маленькому художнику? Прежде всего ему нужна бумага: оберточная, чертежная, рисовальная, можно использовать обои. Очень важно правильно выбрать бумагу: карандашами, тушью, гуашью лучше рисовать на специальной чертежной или рисовальной бумаге (рисунок, сделанный на ней, прозрачный потому, что через штрихи и краску просвечивает ее поверхность). Мелом, углем, пастелью, сангиной, т.е. сыпучими материалами, лучше рисовать на обойной и оберточной бумаге (ее ворсинки задерживают частицы этих материалов, не дают им осыпаться).
Можно рисовать и на тонкой глянцевой бумаге: поверхность у нее гладкая, скользкая, как будто покрытая корочкой льда, карандаш, краски и мел плохо ложатся на нее, скользят, а вот фломастер и тушь «любят» эту бумагу.
Чаще всего дети рисуют карандашами. Чтобы карандаш стал послушным ребенку, нужно научить его правильно держать, смело проводить линии концом грифеля и его боковой стороной. Цветные карандаши можно «смешивать» прямо на бумаге, для чего поверх одного цвета накладываются штрихи другого. Разрешите ребенку экспериментировать, пусть смешивает цвета и любуется их сочетанием.
Уголь детям почти не знаком. Рисунок углем хорошо смотрится, как на бумаге, так и на ткани, которую предварительно натягивают на деревянную раму или картон. Уголь хорошо сочетается с мелом и сангиной.
Мел редко используется в детском саду, а ведь им можно рисовать на доске в группе, на асфальте. На доске мелом можно делать линии, штриховку и тушевку. Цветная меловая пыль легко смешивается, и рисунки получаются яркими и живописными. При работе с мелом нужно иметь две тряпки: сухую и слегка увлажненную. Сухой убирают ошибки и делают растушевку, растирая меловую пыль. Увлажненной – стирают рисунок. Мелом можно рисовать сразу двумя руками (получается симметричный рисунок).
Сангина – это тоже своего рода мел. Выпускают ее в виде небольших круглых стержней. Цветовые возможности сангины ограничены одной гаммой: от красно-коричневого цвета до светло-охристого. Сангина помогает расширить представления о различных оттенках одного коричневого цвета.
Очень своеобразный, «живой» материал пастель. Ее также называют пастельными мелками или сухими красками. Пастель – это толстые палочки самых разных цветов и оттенков. Тонкие линии рисуют краем мелка, а большие поверхности – боковой стороной. Все цвета пастели легко смешиваются прямо на листе пальцем, ватой, бумагой и т.п.
Пастель, уголь, сангина – материалы, удобные для работы с детьми. Знакомя их с этими материалами, обратите внимание на то, что они хрупкие и будут меньше ломаться, если держать их ближе к концу. Они довольно быстро осыпаются, поэтому рисунки нужно закреплять обычным лаком для волос или сладкой водой, которая распыляется из пульверизатора.
Хорошо предоставить в распоряжение маленьких художников гуашь и тушь.
Гуашевые краски, это непрозрачные краски, их накладывают слоями, не смешивая. Высыхая, они приобретают матовую бархатистость. Гуашь широко используется для изготовления театральных декораций, в декоративной живописи и т.п. Ею можно рисовать не только на бумаге, но и на ткани, картоне, фанере.
Тушь бывает черная и цветная, жидкая, твердая и концентрированная, последнюю перед использованием разводят водой до консистенции жидкой сметаны. Преимущества туши заключаются в том, что она быстро сохнет, не стирается и не смывается. Для рисования тушью используют кисти и перья. При работе с детьми вместо перьев можно брать палочки, нижний конец которых по форме напоминает плакатные перья или натуральные гусиные перья.
Чтобы столы, за которыми работают дети, оставались чистыми, нужно застелить их клеенкой, которая легко моется.
Понадобятся маленькому художнику и кисти. Кисти требуют бережного с ними обращения. Ребенок должен знать и выполнять правила работы с ними:
- Кисть портится, если ею трут, как щеткой; кистью надо гладить бумагу, т.е. движения должны производиться только по ворсу;
- Кисть промывают в обычной воде (воду наливают в две банки: для промывания и для споласкивания в чистой воде)
- Хранят кисть чистой, волосками вверх;
- Этапы работы с кистью.
Рисовать можно также палочками, соломинками для коктейлей. Они удобны тем, что не надо следить за вопросом, как у кисти, и все внимание можно сосредоточить на поверхности бумаги или ткани.
Желательно также иметь различные шариковые ручки и фломастеры.
Что и как рисовать детям
Очень часто воспитатель боится браться за кисть или карандаш, заявляя, что не умеет рисовать, однако это легко преодолеть, если знать простейшие приемы изображения различных предметов. Например, чтобы изобразить любое животное, нужно владеть умением рисовать круги и овалы и представлять себе внешние особенности изображаемого животного. Рисовать птиц по схеме целесообразно тогда, когда необходимо передать движение или какие-то характерные черты.
Совместное рисование помогает детям выбрать композицию, развернуть сюжет, используя различные средства выразительности. Детям нравится, когда воспитатель, рисуя, рассказывает о том, кого он изображает. Например, о мышке, которая живет в норке.
Подводя итог, скажем: наблюдение за рисованием взрослого и совместное с ним создание рисунка препятствует формированию графических стереотипов, способствуют развитию интереса к изобразительной деятельности, уточняют и расширяют знания о выразительных возможностях различных изобразительных материалов и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми дошкольного возраста
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том ...
Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»
Методические рекомендации проведения активных занятий с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки»...
Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.
Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах....
Методические рекомендации в творческой деятельности с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционной техники рисования.
Творчество для детей – это отражение восприятия окружающего мира инепрерывной душевной работы. Даже самые маленькие из них пытаются в играх, рассказах, лепке, рисовании, других видах деятельност...
Методические рекомендации в творческой деятельности с детьми дошкольного возраста по применению нетрадиционной техники рисования.
Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и у...
Региональный конкурс инновационных проектов, программ, методических разработок для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с ОВЗ "Мы вместе"
laquo;Путешествие по математическим островам» (для детей с задержкой речевого развития)...
- Мне нравится (1)