О программе для детей старшего дошкольного возраста «Художественные выразительные средства в картинах русских художников – классиков»
методическая разработка по рисованию ( группа) на тему
Программа для детей старшего дошкольного возраста "Художественные выразительные средства в картинах русских художников-классиков" рецензирована в ИКП РО. Программа строится на акцентировании внимания детей на процесс создания картины - композиционные решения картины, пластические и цветовые средства, что позволяет детям со временем находить яркие, верные средства для выражения собственных замыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_programme_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О программе для детей старшего дошкольного возраста
«Художественные выразительные средства в картинах русских художников – классиков»
Педагог дополнительного образования
Соболева Наталья Анатольевна
г. Сосновоборск
С начала своей деятельности в должности педагога дополнительного образования я проводила занятия по ознакомлению детей с картинами русских художников – классиков. Педагогические наработки и опыт привели меня к написанию программы для детей старшего дошкольного возраста «Художественные выразительные средства в картинах русских художников – классиков». Программа рецензирована в ИПК РО. Программа строится на акцентировании внимания детей на процесс создания картины, на то, как художник сделал компоновку и другие композиционные решения картины, какие применил пластические и цветовые средства. Постепенно дети начинают искать наиболее яркие, верные средства для выражения собственных замыслов в своих работах. Таким образом, занятия по данной программе стали дополнительным способом в решении изобразительно-живописных задач.
Значительная часть моих занятий принадлежит пейзажу, потому что наглядность и достоверность природы, изображенной в лучших картинах русских художников-классиков, делает их доступными и понятными для всех. Ведь мир, в котором жили и живут художники – это наш мир, наша Земля, наша Родина.
Целью моей программы является развитие у детей чувства прекрасного, формирование здорового художественного вкуса и умение понимать, ценить произведения искусства. Через картину воспитывать у детей эстетическое отношение к предметам и явлениям, устойчивый интерес к произведениям искусства.
Реализуя поставленную мною цель, я выделила следующие задачи.
I. Формировать у детей представление о жанрах изобразительного искусства (бытовой, пейзаж, натюрморт, сказочный, портрет, анималистический).
II. Развивать видение идейного замысла и темы (эпоха, среда гео- и этнографические показатели); сюжета (событие, сцена, взятые художником для раскрытия темы).
III. Формировать представление о средствах художественной выразительности:
- композиция (расположение элементов произведения, характер движения, ритм, плавность, стремительность, перспективные отношения);
- формат (горизонтальный, вертикальный, квадратный);
- цвет (общий колорит, цветовая гамма, цветовая трактовка отдельных частей, главный цветовой удар);
- свет (тесно связан с цветом, передается через насыщенность тона, свет помогает показать изменение оттенков цвета);
- атрибуты (детали одежды, обстановки, природы) как дополнительное творческое орудие.
Учить элементам специфики живописно-пластического языка: цвет, свет, гармония сюжет, колорит, тон, точка зрения, тема, замысел, планы, палитра, название жанров, холст, полотно, название используемых материалов, репродукция, оригинал.
Совсем немного о сути моего творчества.
Система рассматривания картин имеет пожанровый принцип построения, а в случае с пейзажем строится по сезонным проявлениям природы. Каждое занятие имеет основное содержание предыдущих с акцентом на одно из выразительных средств, которое раскрывается более содержательно от занятия к занятию. Программа рассчитана на 1 год обучения для детей старшего возраста и представляет два этапа
Подготовительный этап очень важен, т.к., понимание художественного образа, подразумевает накладывание знаний и впечатлений на воспринимаемое, т.е. дошкольнику необходимо накопление эмоционального, визуального, бытового, личного опыта и применение его на занятиях. Подготовительный этап включает:
- наблюдения;
- рассматривание иллюстраций в книгах;
- просмотр фильмов;
- экскурсии на природу, на выставки;
- чтение художественной литературы;
- прослушивание музыкальных произведений;
- сенсорные и художественно развивающие игры.
Комплексное воздействие разных видов искусств помогают глубже проникать в замысел произведения, в содержание картины. Дети приобретают умение понимать мысль автора, его чувства и настроение.
Основной этап. На первых занятиях дети зрительно и тактильно знакомятся с оригиналом картины (используется любая картина, имеющаяся в наличии), для того, чтобы почувствовать шероховатую структуру мазка, увидеть его направление, «ощутить живую кисть», увидеть картину, оформленную в раму. Дети учатся, с какого расстояния лучше рассматривать картину, от чего это расстояние зависит. Затем я знакомлю ребят с репродукциями картин, объясняю, почему мы будем рассматривать только репродукции. Такое занятие-знакомство необходимо для того, чтобы дети воспринимали репродукцию как произведение искусства, а не как картинку из альбома или книжную иллюстрацию.
При рассматривании картины я учу детей вникать в процесс ее создания, выявляя выразительные средства, которыми пользовался художник, создавая полотно. Далее, развиваю умение детей определять замысел и тему, объясняю, что они тесно связаны с выразительными средствами написания картины, более того, замысел картины раскрывается выразительными средствами живописи (изображения), которыми пользовался художник.
Рассказываю о том, что в каждой картине для воплощения замысла и темы необходимо использование таких условий, как отражение эпохи (например, стародавние времена в картине В.М. Васнецова «Три богатыря») и географические особенности (И.И. Шишкин «На севере диком»). Объясняю, что основой жанровой картины является событие (например, «Взятие снежного городка» В.И. Сурикова) или сцена («Аленушка» В.М. Васнецова), взятые для наиболее полного раскрытия темы.
При рассматривании полотен «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Сивка-бурка» В.М. Васнецова я обращаю внимание детей на то, что композиция - одно из самых сильных выразительных средств создания живописного полотна. При построении картины художник выделяет самое главное увеличением формы и усилением цвета, тогда другие части рисунка как бы «ослабевают» - таким образом, художник отодвигает их для того, чтобы они не мешали главному в картине.
В продолжение темы композиции, я даю дошкольникам представление о линии горизонта как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства; также мы рассматриваем построение планов, особенности изображения и раскраса объектов на ближнем, среднем и дальнем плане (линейная, воздушная перспектива). Здесь удачным выбором для рассматривания будут репродукции картин В. Поленова, «Лесные дали» И.И.Шишкина, «Золотая осень» И.И.Левитана.
Далее, я объясняю ребятам, что формат имеет большое значение для передачи замысла художника, для его чувствования, настроения. Вертикальный формат помогает показать стройность предмета, стремление вверх, возвышенность чувств (например, картины В.М.Васнецова «Иван-Царевч на Сером волке», «Сивка-бурка»; И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»).
Горизонтальный формат передает бескрайность пространства, его протяженность. Здесь уместно рассмотреть картины «Черное море» И.К.Айвазовского, «Зеленый шум» А.А.Рылова, «Рожь» И.И. Шишкин.
Квадратный формат художник выбирает, чтобы передать спокойствие, тишину, лирическое настроение. Для изучения темы выбора этого формата, я предлагаю детям репродукции А.Пластова «Ужин трактористов», В.Поленова «Московский дворик», И.И.Левитана «Большая вода».
При рассмотрении картин Н.Рериха «Гималаи», И.К.Аивазовского «Волна», А.А.Рылова «Закат» и др. я объясняю детям, что цвет также является очень важным выразительным средством, и цветовое решение картины – колорит находится в тесной связи с ее содержанием. Необходимо акцентировать внимание дошкольников на то, что цвет используется для выделения главного в картине, и гармоничного распределения ее частей.
На примере натюрмортов «Овощи» П.Кончаловского, «Цветы и плоды» И.Хруцкого я объясняю, что свет тесно связан с цветом и передается через насыщенность тонов. Свет помогает показать изменение оттенков цвета.
Далее, я знакомлю детей с понятием жанр картины, объясняю, что деление на жанры определяется содержанием полотна, а атрибуты (детали одежды, обстановки, пейзажа) являются выразительным средством. Часто детали выделяют характер героев в бытовом или портретном жанре.
При формировании представления о средствах выразительности я помогаю детям понять и использовать в своей речи элементы живописно-пластического языка.
В результате моей работы с дошкольниками по изучению выразительных средств написания картин и обучения рисованию дети способны самостоятельно раскрыть замысел рисунка и найти тему в свободном рисовании. Дошкольники могут сделать удачную компоновку рисунок, используют в своей работе элементы перспективы: точку зрения, точку схода, высокую и низкую линии горизонта. На занятиях рисования дети пользуются всеми цветами спектра, умеют работать на палитре, применяют тональные сочетания одного и того же цвета, смешивают краски для получения новых оттенков. Дошкольники знакомы с гармонией красок, с колоритом, который объединяет все элементы цветового решения рисунка, и применяют эти знания в рисовании, различают и используют в рисунке теплые и холодные тона, также применяют в своих работах элементы объема: свет, тень, блик, падающую тень.
Работая с детьми по выбранной мною теме, я пришла к выводу, что ознакомление дошкольников с выразительными средствами классических полотен русских художников является удачным дополнительным способом решения изобразительно-живописных задач в детском рисунке. Научившись разбираться в творческом поиске художника, т.е. в поиске композиционных, цветовых и пластических решений, дети извлекают необходимый материал для своего творчества, осмысливают свои творческие задачи. Они стали легче планировать пейзаж, делать более удачную компоновку, находить интересные цветовые решения своего рисунка. Полученные знания о жанре картин дети используют на занятиях рисования: определяют жанр своих рисунков и рисунков товарищей по их содержанию. Приобретенные знания элементов живописно-пластического языка пополняют словарный запас детей, повышают культуру общения с изобразительным искусством, а также упрощают общение педагога с детьми на занятиях рисования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование модели гармонизатора цвета при знакомстве детей старшего дошкольного возраста с выразительной функцией цвета
В статье рассматриваются возможности использование модели гармонизатора цвета в освоении детьми старшего дошкольного возраста выразительной функции цвета. Интересной и н...
“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)
Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с большой любовью и огромной надеждой посвящаю вам свою работу: «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...
Непосредственно-образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».
Представляемый материал способствует развитию познавательной активности у детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Совершенствовует у детей мыслительную активность. Испол...
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....
Программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"
Данные методические материалы позволят воспитателю организовать необходимые условия по ознакомлению дошкольников в возрасте 5-7 лет с культурой России и своего региона, чем окажут действенную помощь в...
Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры"Истоки"
Рецензия на программу приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам русской народной культуры "Истоки"...
Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса
Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Верак...