Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей группы старшего возраста "Знакомство с Петриковской росписью"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Цели:
- Расширить представление о промыслах Кубани;
- Познакомить с историей возникновения Петриковской росписи;
- Показать различные нетрадиционные способы рисования;
- Развивать воображение детей, поддерживать проявление их фантазии;
- Воспитывать эстетический вкус, любовь к малой Родине, уважение к ее
культуре.
Ход занятия:
(Заходит воспитатель в кубанском костюме и обращается к детям)
Ребята, мне сегодня с утра позвонила кума и поделилась новостью. Она купила себе новую хату и позвала меня на помощь в ее украшении. А по кубанским традициям считается, что чем красивее хата, тем лучше хозяйка в ней живет! Что это за чудная роспись такая – я знаю, называется она Петриковская, но я так давно не тренировалась… Что же мне делать? Вы мне поможете? (ответы детей) А я расскажу вам немого из истории Петриковской росписи, о том как она появилась на Кубани. Отлично! Мне кажется у нас все получится!
Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись единственная живописная техника. Она пришла к нам из Украины, из села Петриково, в виде настенной росписи и распространилась вместе с казаками переселенцами. Эта была не простая роспись, а волшебная. Люди верили, что узоры на стенах их дома защищали его от нечистой силы. Поэтому хозяюшки летом выбеливали свою хату и исправно старались разрисовать стены и печку такими узорами, которые назывались «курьи лапы», «калина», «три квитки» и т.д. Кроме цветов так же изображались силуэты людей, рыб, птиц, животных.
Самых прилежных хозяек называли «чепурушками». А если хата стояла просто белая, то с такими хозяйками на улице люди даже не здоровались. Изготавливали они краски сами. Ребята, а как вы думаете, из чего могли женщины приготовить краску 200 лет назад? Ведь в магазине она не продавалась. Конечно, правильно! Из растений, отваров ягод, овощей. А чем они могли рисовать? (ответы детей) Правильно! Но только, как и краски, кисточки нельзя было купить в магазине. Наносили рисунок на стену куриным перышком, самодельной кисточкой из кошачьей шерсти, тростниковой палочкой – «рогозой», или комком тряпки – этот прием назывался «вихоть».
Но основным инструментом были пальцы, ведь это так удобно, они всегда рядом. Если нужно было изобразить большие точки или полоски, то рисовали большим пальцем, а если наоборот, маленькие, то мизинцем.
А теперь давайте попробуем некоторые приемы петриковской росписи.
«Мазок» - палец скользя по бумаге оставляет мазок небольшого размера. Так рисуют овалы, лепестки, вытянутые лепестки.
«Протяжка» - палец с нанесенной краской «протягивает» длинный мазок по бумаге. Так получаются изображения длинных листьев, вытянутых деталей. Особенно удобен этот прием для смешивания красок.
«Процарапывание» - по свежему мазку острой деревянной палочкой или гусиным пером проводят полоски, в которых ярче проступает цвет бумаги. Так изображают прожилки на листьях.
«Тычок» - древком кисти или пипеткой с нанесенной краской на бумаге ставятся точки. Так украшали ягоды. Давайте попробуем вместе поработать с пипеткой, это новый инструмент для вас. Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в краску и делаем отпечаток на бумаге.
Чтобы сделать рисунок еще красивее, ярче, можно использовать переходный мазок. Как вы думаете, что это? (ответы детей) А давайте попробуем вместе! Для этого нужно набрать на кисть краску основного цвета, например красного, а потом самый кончик обмакнуть в желтую. Теперь делаем мазок кистью. Точно так же можно поступить и с рисованием пальцами.
А для вас ребята, я приготовила специальные заготовки. Что вы видите на листе? (ответы детей) Правильно, это петушок! А посмотрите внимательно, что ему не хватает? (ответы детей) Ну конечно же хвоста! А теперь давайте вместе с вами подумаем, какими приемами мы будем выполнять разные части петушка. Какие мазки подходят для рисования хвоста? («протяжка») А для гребешка? («мазок») А как можно изобразить перышки на шее? («тычок») А какие краски мы можем использовать в работе? (ответы детей)
Молоды! Все-то вы знаете! Я думаю пора приступить к работе, начинайте выполнять работу на своем листке, ну а я буду рисовать на мольберте, мне же тоже нужно тренироваться. У нас обязательно все получится!
(параллельно с рисованием спрашивать у детей как называются приемы)
Молодцы ребята! Какие красивые узоры у нас с вами получились! Вы мне очень помогли! Теперь у меня точно получится помочь куме! А самых прилежных хозяек как называли? Правильно! Мы с кумой очень постараемся быть чепурушками! А вы не забыли как называется эта роспись? А почему? Что вам больше всего понравилось рисовать? (ответы детей) И мне все это тоже понравилось! И это очень пригодится мне в помощи моей любимой куме! Спасибо за помощь! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по рисованию для средней группы детского сада на тему: «Дождик, дождик, капелька»
Цель: Учить детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования (при помощи пипеток)....
Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей второй младшей группы Тема: «Дождик босиком по земле прошёл»
Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей второй младшей группыТема: «Дождик босиком по земле прошёл» ...
Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной к школе группы Тема «Букет сирени»
Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной к школе группы Тема «Букет сирени» Воспитатель: Черепанова Л.И.Программные задачи:формировать умение...
Конспект образовательной деятельности по рисованию «Богородская игрушка» в старшей группе
конспект занятия по рисованию в старшей группе...
Конспект образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Праздничная посуда» (по мотивам хохломской росписи)
Цель: развитие умения передавать колорит хохломы, отражать в рисунке элементы хохломской росписи, придумывать собственный узор.Задачи:способствовать формированию умения рисовать волнистые линии ...
конспект образовательной деятельности по рисованию для детей группы раннего развития "Колеса"
Данный материал будет полезен педагогам, работающим с детьми от полутора до трех лет, а так же мамам малышей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, но желающих полноценное развитие свое...
Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной группы Озеро Байкал
Конспект образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной группы Озеро Байкал...