ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по рисованию (старшая группа) на тему
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности. Важнейшее средство эстетического воспитания детей в детском саду – изобразительное искусство. Оно развивает сенсорную культуру, обогащает представление об окружающем мире, стимулирует развитие речи, воображение, мышление, память, внимание, познавательную активность, обогащает художественную деятельность детей и побуждает к творчеству.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кондратьева Галина Васильевна, воспитатель
МБДОУ МО г. Саяногорска детский сад № 20 «Дельфин»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника:
без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.
В. Г. Белинский
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности. Важнейшее средство эстетического воспитания детей в детском саду – изобразительное искусство. Оно развивает сенсорную культуру, обогащает представление об окружающем мире, стимулирует развитие речи, воображение, мышление, память, внимание, познавательную активность, обогащает художественную деятельность детей и побуждает к творчеству.
Анализ процесса создания ребенком изображения показывает, что для создания рисунка ему необходимы, с одной стороны, наличие отчетливых представлений об объекте изображаемого, с другой стороны, умение и средства выразить эти представления в графической и цветовой форме на плоскости листа бумаги.
В среднем дошкольном возрасте, да и в старшей группе детского сада (пятый и шестой год жизни) еще не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.
Чтобы дошкольник испытывал радость творческого созидания, желание творить красивое, прекрасное, не овладев еще в достаточной мере техникой рисования, необходимо его обучить методам и приемам рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все-таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют техникой рисования. Под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.
В настоящее время в изобразительном искусстве используются более разные технико-выразительные решения, более свободные соединения различных изобразительных материалов. И в детское творчество также необходимо включать разные краски, карандаши, мелки и т. п.; и учить детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов обогащает восприятие и представления детей, способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения.
Историей педагогики доказано, что чем раньше начинается развитие творческих способностей, тем быстрее развиваются природные задатки и более легким становится выбор профессии в жизни. В начальной стадии развития творческих способностей (в детском саду) средствами изобразительного искусства является развитие эмоционально-образного мышления.
Воспитатель должен знать основные виды, жанры изобразительного искусства, различные техники и материалы, использующиеся живописцами, графиками, скульпторами, дизайнерами.
Детей отличают умения: создавать сюжетную композицию, конструировать при помощи различных материалов, свободно планировать деятельность, занимаясь рисованием, лепкой и аппликацией.
Система по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста основывается на раскрытии воспитателем творческого потенциала ребенка через создание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждение в необходимости принятии малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения.
Умело, используя такие качества дошкольника, как эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность малыша в стремлении к познанию, мы должны максимально стимулировать развитие потенциальных возможностей каждого ребенка на разных возрастных этапах.
Главное для воспитателя - расшифровать смысл понятий и терминов, что даст возможность прочно заложить их в память детей. Развитие творческих способностей воспитатель начинает с обучения «азбуке» изобразительной деятельности, постепенно расширяя арсенал выразительных изобразительных средств. Эти первые элементарные шаги помогут детям овладеть технологичными, рациональными приемами изображения, без которых невозможен полет детской мысли, фантазии.
Важное значение на занятиях изобразительной деятельностью воспитатель уделяет таким элементам, как линии, пятну, элементам декора и особенно цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна.
Для совершенствования хроматического вкуса ребенка используются следующие способы:
- при раскрашивании рисунка у ребенка можно спросить (какие ассоциации возникают у него при выборе цвета, какой у цвета запах, какой это цвет - горячий, или холодный, или гладкий, или шероховатый, или прозрачный, с чем его можно сравнить);
- отметить соответствие между ответами ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем дать вновь, но уже противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый предмет);
- проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, шероховатый - в зеленый, горячие - в красный и т.д.
На занятиях обязательно нужно с детьми обсуждать, какие чувства и впечатлений вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш, кисть и рисовать.
Алгоритм деятельности детей, способствующий развитию творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельностью .
- Знакомство с кисточкой и красками. Какими бывают кисти, как правильно нужно держать кисть, хранить ее. Какие бывают краски (акварель, гуашь, масляные), какие бывают цвета (холодные, теплые).
- Рассматриваем репродукции и картины. Определяем, какие краски использовал мастер, какими цветами он пользовался.
- Играем в дидактическую игру «Холодно - тепло». Словом, жестом, мимикой дети показывают холодный или теплый цвет использован.
- Показ приема закрашивания в воздухе воспитателем и детьми.
- Объяснение последовательности действий при закрашивании красками:
- беру кисть правильно: тремя пальчиками, над железным пояском;
- обмакиваю кисть в баночку с краской, лишнюю краску снимаю о край;
- плавными движениями, не прижимая кисть к бумаге до конца, закрашиваю объект, стараясь не заходить за линию наброска;
- промываю кисть в воде;
- сушу ее о салфетку;
- кладу кисть на подставку.
6. Дидактические упражнения «Закрась лист теплым цветом», «Нарисую холодный ветер»,
«Закрась веселого клоуна».
Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности, должны соблюдаться следующие правила:
- ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;
- у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах и бумаге;
- сюжет рисунка не должен подвергаться критике, наоборот, время от времени надо стимулировать занятия ребенка рисованием;
- рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их;
- нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать.
Навыки, приобретенные детьми с первых шагов знакомства с изобразительной деятельностью, закрепляются по мере взросления и постепенного расширения представлений о мире, о жизни, о себе - обо всем, что можно изобразить и выразить к этому свое отношение.
В старшем возрасте дети знакомятся с восковыми мелками и техникой акварели, с одним из видов скульптуры - рельефом, с техникой папье-маше и техникой рисования гуашью. В рисунке они учатся передавать движение, пластику предметов, обобщенную форму.
Расширяя диапазон развития ребенка, и вовлекая его в сказочный мир искусства, мы развиваем способность к творчеству и влияем на формирование личности ребенка.
Используемая литература
- Оголихина Л.Б., Желнина О.А. статья «Ребенок - творец и носитель культуры»// журнал «Воспитатель ДОУ» №4 2008г.
- Сазикова Н.Н. статья «Художественно-эстетическое развитие детей»// журнал «Воспитатель ДОУ №8 2012г.
- Захарова Ю.В. статья «Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»// журнал «Воспитание и обучение» №3 2008г.
- Одинокова Г.И. статья «Азы рисования»// журнал «Дошкольное воспитание» №1 2007г.
- Дунаева Н.И. статья «Художественно-эстетическое развитие»// журнал «Дошкольное воспитание» №6 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
Методическая разработка...
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...
"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов изобразительной...
«Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста».
Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности играет важную роль не только в художественно – эстетическом, ...
Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...
Проект "Влияние нетрадиционных техник изобразительного искусства на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"
Материал полезен для воспитателей детского сада....
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности на тему: «Зимние забавы»
Конспект организованной игровой деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством теа...