"Хохломские чудеса"
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа) на тему

Аллазова Лала Алиевна

Занятие рисованием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Эти занятия приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.odt14.16 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект  НОД  ОО  «Художественно-эстетическое развитие»

            Тема: «Хохломские чудеса»

Подготовила воспитатель

МДОУ ВМР «Детский сад № 20 «Островок»

 г. Вольска Саратовской области»

Эфендиева Л.А.

      Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: обобщить и закрепить знания детей о хохломе и её узорах.

 Задачи

1. Учить технике росписи (рисование растительных форм  определённых цветовых сочетаний; учить выделять и рисовать элементы хохломского узора: травинки, усики, завитки, ягодки; учить правильно создавать узор.

2. Учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи;

3. Воспитывать интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства;

Оборудование: хохломская посуда, рисунки с элементами хохломской росписи, хохломские узоры, пособие «Хохломская посуда», краски, кисти, тарелочки для росписи. гуашь, бумажные ложки для росписи, магнитофон, русская народная мелодия «Русские узоры-Золотая хохлома».

Дидактические игры: «Найди хохломской узор».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какое время года сегодня?

Дети: Осень!

Воспитатель: Какие стадии осени вы знаете?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель: Какая сейчас у нас осень?

Дети: Поздняя!

Воспитатель: А почему, скажите?

Дети: Осень поздняя, потому что уже с деревьев опали все листочки.

Воспитатель: А что делают осенью птицы?

Дети: Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать.

Дидактическая игра: «Назови птиц зимующих и перелётных»

Ход игры: воспитатель кидает мяч ребёнку и тот называет зимующую птицу или перелетную птицу.

Воспитатель: Давайте вспомним зимующих и перелёных птиц.

Воспитатель: Ой! Кто это стучится в дверь? Ребята, давайте  посмотрим, может быть к нам кто-то пришёл?

(воспитатель открывает дверь: около неё стоит корзинка)

Воспитатель: Ой! Никого. Но что-то здесь стоит! Дети, как вы думаете, что это?

Дети : Это корзина.

Воспитатель: Наверное это не простая корзина.

- Ребята, давайте посмотрим, что же в ней находится!

(воспитатель с детьми подходят к столу и рассматривают корзину)

Воспитатель: Дети, да здесь письмо! И посуда! Чтобы это значило? Давайте прочитаем письмо, и нам всё будет понятно.

Письмо

Здравствуйте ребята!

Пишут вам мастера по росписи посуды из Хохломы. Мы очень любим свою работу. У нас много заказов и мы не всегда успеваем их выполнить. Поэтому мы решили обратиться к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, расписать эти деревянные ложки .

Заранее вам большое спасибо!

Воспитатель: Ребята, поможем?

Дети: (Да)

Воспитатель: - Дети, прежде чем мы с вами будем расписывать посуду, послушайте историю о хохломе.

История хохломской росписи:

«Что же такое хохлома?» Хохлома – это крупное торговое село, в котором расписывали деревянную посуду. Со временем сами изделия, выполненные в технике росписи, характерной для этих мест, стали называть Хохломой.

Как же начиналось хохломское искусство? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичек-умелец. Избу поставил. Посуду деревянную себе вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к нему птица Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно сказка. А начало хохломской росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали золотить по такому способу».

Элементы хохломской росписи:

«Ребята, посмотрите внимательно, какие цвета используются в хохломской росписи?» Ответы детей: красный, черный, желтый, зеленый, золотой.

«Какие узоры нарисованы на посуде?»

Ответы детей: веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

«Все эти элементы хохломской росписи называются «травка». А иногда из-под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу их не встретишь. И самое удивительное – деревья, увешанные не яблоками и грушами, а тяжелыми кистями винограда. Нигде такого больше не увидишь.

Воспитатель: Давайте мы пройдём на свои рабочие места.

- Ребята, на что похож элемент «завиток»?

Ответы детей.

Воспитатель: - Дети, покажите, где травка, ягодки, завитки.

Обратите внимание, ягодки круглые, чёрные с белой точечкой, красные - с чёрной точечкой. Хохломские расписывали не только посуду, но и мебель. .

Я хочу посмотреть, как работают ваши пальчики. Вот мы сейчас покажем.

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,                                        

Ветер листики считал:(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Вот дубовый

Вот кленовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)

 Воспитатель: Для каждого из вас есть своя бумажная ложка. Делаем главную линию на ложке. Закругляем вверх, потом вниз, вверх, вниз (показ на образце). А рядом листочки, ягодки, травка, завитки, (дети расписывают ложки)

Физкультминутка:

Много ль надо нам ребята,

Для умелых наших рук,

Кисти, краски и бумага,

Карандаш и клей наш друг.

Листики резные, бусинки цветные,

Ягодки лесные, камушки речные.

Станут украшением даже семена.

Ручки поработают.

Будет красота!

Дети садятся за работу.

Воспитатель: Молодцы! У вас получилась замечательная роспись! Хорошо вы поработали, потрудились. А главное, помогли сделать заказ вовремя.

Давайте выложим свои ложки на один стол высыхать, а я у вас проверю запомнили ли вы хохломскую роспись.

Итог: Дидактическая игра: «Найди хохломской узор».

Показываю элементы росписи, дети отгадывают элементы росписи хохлома.

Молодцы, ребята! Элементы хохломской росписи вы угадали правильно.

Итог занятия Воспитатель: Ребята, давайте разложим свои ложки на стол и посмотрим какая красота получилась. Ребята, вам понравилось делать роспись ложки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисование. Хохломская роспись.

Занятие для детей подготовительной группы из цикла " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Хохломские ложки

Свое название роспись получила от села Хохлома в Горьковской области. В настоящее время хохломские изделия ценятся не столько за их утилитарность, сколько за декоративные качества. Яркие, красоч...

Папка - передвижка "Знакомство детей с хохломской росписью"

Предлагаю материалы из опыта работы по изобразительной деятельности, папки-передвижки для стендов....

Конспект непосредственно-организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Хохломские чудеса»

Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам хохломской росписи...

Конспект занятия "Хохломские чудеса"

Продолжать знакомить детей с народными промыслами....

Конспект занятия по рисованию для старшей группы «Хохломские чудеса»

В данном конспекте мы знакомим с Хохломой, видом народного декоративно-прикладного искусства. Формируем умение различать и называть Хохломскую роспись, знать историю промысла, его характерны особеннос...