Методическая разработка «Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой»
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой»
Подготовила Нечаева О.В.
МАДОУ д/с №1 «Ласточка» г.Бор
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность: 2 месяц.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети второй младшей группы.
Образовательная область: изодеятельность.
Актуальность темы:
Формирование культурной, образованной, эстетически развитой и творческой личности – важнейшая задача на современном этапе. Одно из наиболее эффективных средств для этого – изобразительная деятельность.
В процессе художественного творчества ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется и огорчается, если что-то не получается, приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, художественных возможностях.
Как показывает опыт работы, необходимым условием эффективности развития художественного творчества детей является введение в структуру изобразительного искусства отдельных игровых элементов и художественно-дидактических игр, театрализованных игр. Значение этого условия предопределяется прежде всего самой сущностью игры. Она заключается в воспроизведении детьми действий взрослых, помогающих познавать окружающую действительность. В качестве специфических игровых моментов выступают направленность на удовлетворение интересов ребенка, ярко выраженный самодеятельный характер, самоорганизация, творческое начало, удовлетворение и радость, получаемые в процессе и в результате игры, ее обращенность в будущее.
Как известно, игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она оказывает огромное воспитательное влияние на его развитие и в последующие возрастные периоды, потребность в игре - одна из важнейших в дошкольном возрасте. В игре растущая личность удовлетворяет свои самые разнообразные потребности - общение, познание, движение, самоутверждение, игра отвечает разносторонним интересам ребенка, его потребностям в красоте. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера - изобразительная деятельность дошкольника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.
На занятиях изобразительного искусства мы используем в основном кратковременные игровые моменты, отдельные компоненты игры как средство усвоения необходимых знаний, умений и навыков, а также для осуществления преемственности в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т.п. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение; в художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением; эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию. Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала учебно-познавательное и игровое, занимательное.
В процессе дидактических игр (парные картинки, разнообразные лото, домино, настольно-печатные игры и др.) дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов (цвет, величина, пропорции, форма, строение и др.), которые необходимы, чтобы изобразить эти предметы в рисунке, лепке, аппликации и др. Такие игры дети с удовольствием создают сами.
Можно применять такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т.п. Они могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др. Как известно, классифицировать игры можно, например, по наличию в них следующих признаков элемент ожидания и неожиданности - у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т.д.; элемент загадки - стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию; элемент движения - смешивать, выкладывать, переставлять - эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей; элемент соревнования - способствует повышению творческой активности детей (игры «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.п.); элемент поиска и находки - детям очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов. В детском саду дети принимают участие в разнообразных играх сюжетно-ролевых, играх-драматизациях, дидактических, подвижных. Особенно способствует повышению активности детей взаимосвязь изобразительной и театрализованной деятельности.
В театрализованной деятельности независимость ребёнка проявляется в желании действовать по своему, влияет на развитие самостоятельной игры. Увиденное представление может явиться для малыша источником самодеятельной «игры в сказку». Для этого после проведения инсценировки или спектакля следует оставить детям для самостоятельной игры те куклы и игрушки, которые выступали в роли героев того или иного сюжета, и понаблюдать, как каждый ребёнок будет взаимодействовать с ними.
Начиная именно со второй младшей группы нужно неустанно заботится о том, какое впечатление оказывает тот или иной спектакль на детей.
В театрализованных играх для детей второй младшей группы используются различные виды театра: настольный, на ширме, на фланелеграфе. В театрализованных играх детей 3 – 4 лет обнаруживается тесная связь с сюжетно – ролевой игрой. В играх разыгрываются сюжеты на бытовые темы (ремонт одежды, приготовление обеда, поход в парикмахерскую), позволяющие взглянуть на знакомую ситуацию с другой, художественной стороны
Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развития художественно - творческой активности. Использование игровых приемов обучения, обыгрывание созданных образов вызывает яркий эмоциональный отклик у детей, способствует их эстетическому и нравственному воспитанию.
Цель проекта: формирование у детей изобразительных навыков и умений посредством использования театрализованной и игровой деятельности на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.
Задачи:
-развивать у детей эмоциональное отношение ко всему живому, чувственное восприятие окружающего мира;
-познакомить детей с разными видами изобразительного искусства, их значением в театральном искусстве;
-развивать образное мышление, формировать умение передавать внешний облик, характер персонажей в рисунке, лепке;
-учить выражать своё отношение к героям, формировать умение отображать свои эмоции в рисунке, лепке;
- развивать сенсорную сферу ребёнка (цвет, форма, пространство, величина);
- воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности;
- пополнять и активизировать словарный запас детей;
- развивать диалогическую речь;
-поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
-коллективное изготовление альбома «Игрушки» со стихами А. Барто;
-выставка детских работ «Мир сказки»;
-выставка совместных работ родителей и детей «Чудо-дерево
1 этап – накопление материала
- Подбор методической и художественной литературы.
- Изготовление дидактических игр, театральной атрибутики.
- Оформление в родительском уголке консультации для родителей на тему «Играйте вместе с детьми» (приложение №2).
2 этап – реализация проекта
Исходя из задач проекта намечены следующие виды деятельности:
1.Проведение занятий на темы «Лужи – тучи для весёлых поросят»» (аппликация), « Игрущки» (рисование), «Колобок» (лепка), «Перчатки и котятки» (рисование), «Жираф заболел» (лепка).
2.Чтение художественной литературы А. Барто «Игрушки», Г.Р. Лагздынь «Котик, котик, попляши!», В. Шипунова «Жираф заболел» (приложение №1).
3.Показ настольного театра «Три поросёнка», «Колобок», «Маша и медведь».
4.Дидактические игры «Шарфики и шапочки», «Где такой же домик?», «Цвета», «Найди пару».
5.Проведение родительского собрания «Игра - не забава» (приложение №3).
6.Коллективное изготовление альбома «Игрушки».
3 этап – презентация проекта
1. Проведение открытого занятия «Жираф заболел» (лепка).
2. Оформление выставки работ детей в уголке творчества «Мир сказки».
3. Выставка совместных работ родителей и детей «Чудо – дерево».
4. Защита творческой работы с использованием компьютерной презентации.
Занятие №4
Тема: «Перчатки и котятки» (рисование)
Задачи:
- вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» по своим ладошкам – правой и левой .
- формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги.
- учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу.
- развивать воображение, чувство прекрасного.
- координировать движение рук и глаз.
Предварительная работа:
Чтение стихотворений: «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С, Михалкова, «Маша варежку надела…» Н. Саконская (приложение №1). Беседа о руках человека.
Обогащение словаря - «умные руки», «золотые руки», «добрые руки». Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, варежек, шапочек, шарфиков. Работа над звуковой культурой речи. Чтение стихотворений Г.Р. Лагздынь. (приложение №1).
Материалы:
- белая бумага, цветные карандаши и фломастеры, салфетки, гуашевые краски, банки с водой.
Методы и приёмы:
- Сюрпризный момент
- Рассматривание перчаток
- Игровое упражнение «Перчатки»
- Физминутка
- Показ образца
- Рисование перчаток
- Индивидуальная помощь
- Выставка работ
План занятия | Ход занятия |
2.Рассматривание перчаток 3. Игровое упражнение «Перчатки»
| В группу приходит кошка рассказывает ребяткам, что котята потеряли перчатки и просит детей помочь ей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть перчатки. Обращает внимание на разнообразие орнаментов, называет и описывает декоративные элементы (например: красивые снежинки, волнистые линии, нарядные ёлочки и т. д.) Затем педагог берёт 3- 4 пары детских перчаток, просит детей закрыть глаза, раскладывает перчатки вперемешку и просит найти пары. Спрашивает, как детям удалось так быстро найти пары перчаток и уточняет вывод о том, что в каждой паре узор на обеих перчатках одинаковый. Педагог предлагает детям поиграть в котяток и нарисовать пары красивых узорных перчаток. Прикрепляет лист бумаги к мольберту и показывает способ работы:
Затем предлагает нарисовать красивые перчатки для котят. Дети рисуют пары перчаток, обводя свои ладошки, оформляют узорами по памяти или по замыслу. Во время рисования воспитатель помогает затрудняющимся детям в нарисовании перчаток. В конце занятия проводится выставка , педагог читает отрывок из английской песенки «Перчатки» (приложение №1) |
Приложение №1
О. Дриз
Правая и левая
Водят поезда.
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать.
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали...
Правая и левая
Спят на одеяле.
ПЯТЕРНЯ. С.Михалков
Две руки у меня,
И на каждой – пятерня!
Пятерня! Пятерня!
Выручаешь ты меня:
С ней не надо расставаться –
Пятерня всегда со мной!
Если надо причесаться –
Причешусь я пятерней!
- Но пожалуй, мой дружок,
Всё же лучше гребешок!
Пятерня! Пятерня!
Выручаешь ты меня:
Если надо мне сморкаться,
Я сморкаюсь пятернёй.
С ней не надо расставаться –
Пятерня всегда со мной!
- Но не лучше ли, дружочек,
Если всё-таки в платочек?
Пятерня! Пятерня!
Выручаешь ты меня:
Если надо будет драться –
Буду драться пятернёй,
С ней не надо расставаться –
Пятерня всегда со мной!
- Ну, а если, милый друг,
И тебя ударят вдруг?
Сколько пальцев на руке,
Столько их и в кулаке!
Пятерня! Пятерня!
Для чего ж ты у меня?
- Для того, чтобы не драться,
А лопату в руки брать,
А здороваться, прощаться
И с друзьями в мяч играть!
А.Барто «Игрушки»
1. Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут.
(мяч)
2.Ростом разные подружки
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка)
«Мячик»
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик
Тише Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Г. Р. Лагздынь
Котик, котик попляши!
Да хвосточком помаши!
Спрячь свои царапки
В мягонькие лапки.
«Перчатки» (английская песенка)
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах побежали домой:
- Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки!
- Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу – мяу, не дам,
Мяу – мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
- Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога,
МУР– МУР – МУР, пирога,
МУР– МУР – МУР, пирога,
Я за это вам дам пирога!
Н. Саконская
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
В. Шипунова «Жираф заболел»
Накинув оранжевый шарф, Макака связала длинный предлинный
Задумчивый бродит жираф. Шарф из полос кожуры апельсиновой,
И кашляет он и хрипит, Паук – ткач ввязал для тепла паутинок,
И жалобно в нос говорит: А страус немножко пера и пушинок.
- Мне лекарство бы попить- Кум Бегемот с кумой прикатил
Слишком горлышко болит, Бочку целебного ила и тины.
Да и шарф длиннее нужен- Ну, а слонёнок, пыхтя, приволок
Очень сильно я простужен! Из пальмовых листьев огромный мешок.
Вот лягу сейчас и точно умру… В мешке порошок из стружек кокоса -
Ну, может, попозже, Для горла больного, забитого носа.
Может, к утру… Наш жираф, конечно,
Молодая кенгуру, Немножко испугался.
Что вела в сад детвору, Сначала он брыкался,
Заохала, заахала. Потом слегка лягался -
В платочек заплакала. Врачам сопротивлялся.
А в кармашке кенгурята – Ну, а потом, конечно, его уговорили,
Очень шустрые ребята, Под пальму положили и до утра лечили.
Тоже зарыдали Наш жираф с утра – здоровёхонек!
И хором заорали: Не сопит он, не кряхтит, не охает!
- Соседушка макак! И не бродит он теперь, а летает!
Скорей вставай – ка! Арии и оперы громко распевает…
С пальмы слезай – ка! А две зебры по бокам,
Давай, помогай – ка! На полосках – нотный стан -
Кум Бегемот, и тебе хватит спать! Жирафа нотам учат:
Сколько можно кряхтеть и зевать?! Парам – пум – пум – пам – пам!!!
Хватит живот свой в болоте качать! Парам – пум – пум – пам – пам!!!
Надо жирафа лечить, выручать!
Л. Мезинова «Кукла Фёкла»
Тучи по небу бежали,
Тучи солнышку мешали.
Рос грибок.
И цвёл цветок,
И с цветком
Играл щенок,
И сидела около
Чья – то кукла Фёкла…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по изобразительной деятельности "Описание нетрадиционной художественной техники".
Нетрадиционные способы рисования....
Методические разработки пр изобразительной деятельности в ДОУ
Методические разработки пр изобразительной деятельности в ДОУ на тему: Развитие художественного восприятия, творческого воображения, эмоциональной сферы детей на занятиях по ИЗО, с использованием музы...
Методическая разработка по изобразительной деятельности (лепка) "Грибочки для ёжика"
Методическая разработка по изобразительной...
Методическая разработка по изобразительной деятельности «Мы рисуем вместе с мамой».
Методичесская разработка совместного занятия с детьми и родителями по образовательной области " Художественно-эстетическое развитие " в ясельной группе: рисование пальчиками "Мы рисуем ...
Методическая разработка по изобразительной деятельности
Вид - изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубо...
Методическая разработка по изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование.
Рисование-очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интер...
Методическая разработка по изобразительной деятельности "Моя шапка"
Изобразительная деятельность для детей младшего дошкольного возраста...