Статья "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
статья по рисованию (старшая группа)
Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной. Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования. Именно изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
Автор:
Крылова Анастасия Николаевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 256»
г. Нижний Новгород
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Развитие творческих способностей у детей – это одна из главных задач в воспитании современного ребенка. Это сложный и длительный процесс, когда дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к миру искусства, овладевают разными видами художественной деятельности, в том числе изобразительной. Современный взгляд на развитие творческих способностей предлагает единство формирования отношения к окружающему миру средствами разных видов изобразительного искусства.
Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования. Именно изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики, креативного и когнитивного мышления в восприятии окружающего мира. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном и ассоциативном развитии ребенка. В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я отметила, что у детей есть желание рисовать, но отсутствует творческий подход к созданию картины, т.к. на занятиях они привыкли создавать работы «по образцу». Проанализировав работы детей и изучив методическую литературу, я пришла к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник рисования, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволят стать работам детей более выразительными, яркими и оригинальными.
Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разностороннее развитие ребенка. Нетрадиционные техники – это развитие воображения, творчества, проявление самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора к созданию нового, оригинального, «нешаблонного» продукта.
Обучение детей применять на практике нетрадиционные изобразительные техники происходит на основе следующих принципов:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной изобразительной техники к более сложным техникам;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению сюжетов нетрадиционной техники рисования;
- от использования готового оборудования, изобразительного материала к применению таких, которые необходимо изготовить самим;
- от применения в рисунке одного вида нетрадиционной изобразительной техники к использованию смешанных нетрадиционных техник изображения.
В своей работе я определила основные направления:
- Создание развивающей предметно- пространственной среды
- Работа с детьми
- Взаимодействие с родителями.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда, поэтому при организации развивающей предметно – пространственной среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. На прогулке я старалась обращать внимание детей на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Также мы говорили о том, сколько интересных и ненужных вещей имеется дома (старая зубная щётка, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Всеми этими предметами мы обогатили центр изобразительной деятельности.
Одной из важнейших форм работы с детьми дошкольного возраста является организованная образовательная деятельность, которая оказывает положительное воздействие на детей, способствует их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовит их к обучению в школе. В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с различной техникой рисования, изучают цветовую палитру, овладевают изобразительными навыками и умениями, развивают мелкую моторику, но нельзя научить ребенка фантазировать, видеть красоту в линиях, в сочетании цветов гаммы только во время образовательной деятельности по рисованию. Эти качества должны развиваться в повседневной жизни: в знакомстве с природой, предметами народно-прикладного искусства, с художественной литературой, музыкой. В режимных моментах старалась воспитывать в детях чувство эстетики, научить их подмечать красоту окружающего мира. Накапливая опыт наблюдений, ребенок передает его в рисунке. Работа становится ярче, разнообразнее, выразительнее.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования проводилось в совместной деятельности с детьми, затем продолжалось в самостоятельной деятельности. Мы начинали с рисования пальчиками и ладошками – это самый простой способ получения изображения.. Детям очень нравится этот способ рисования.
Ещё один способ - печать листьями. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка.
Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пушистых животных, пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету, которую дети с удовольствием используют в свободной деятельности
Также пробовали рисовать поролоновыми губками.
Затем с детьми мы перешли к более сложным техникам рисования:
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- рисование солью;
- кляксография;
- пластелинография;
- граттаж;
- фроттаж.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”.
Рисование смятой бумагой
Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.
Материалы: 1. Салфетка/Бумажка; 2. Краска; 3. Кисть; 4. Баночка для воды.
Фроттаж
Название этой техники происходит от французского слова «frottage» (натирание).
Для рисования в этой технике потребуется лист бумаги, который располагается на плоском рельефном предмете. Затем по поверхности бумаги нужно начать штриховать незаточенным цветным или простым карандашом. Результат - оттиск, имитирующий основную фактуру.
Материалы: 1. Плоский рельефный предмет; 2. Карандаш; 3. Бумага.
Пластелинография
Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.
Материалы: 1. Пластилин; 2. Основа; 3. Бусины/Бисер; 4. Стеки.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Я использовала следующие методы и приемы в работе с детьми:
- Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
- Проговаривание последовательности работы.
- Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
- Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
- Музыкальное сопровождение.
Необходимым условием успеха развития у детей творческих способностей является тесное сотрудничество с родителями, поэтому мною проводились консультации, где я знакомила их с особенностями нетрадиционных техник рисования, материалах, использование бросового и природного материалов. Провела для родителей мастер-класс, где они смогли сами попробовать рисовать различными техниками. В родительском уголке разместила информацию о том, как можно весело и занимательно проводить время с ребенком. На родительских собраниях рассказываю о достижениях и талантах их детей. Для родителей оформляем различные выставки.
Опыт работы с нетрадиционными техниками изображения показал, что у детей формируется положительная мотивация рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствовали повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Наблюдая за детьми, могу сделать вывод о том, что данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Каждое занятие с использованием нетрадиционной техники проходило с подведением итогов в виде мини-выставки, где дети демонстрировали свои работы, дают ценку своей и другим работам. Применяемый метод поощрения создает ситуацию успеха у дошкольников и развивает способность к анализу, а также воспитывает доброжелательное отношение к товарищам. Каждый из методов, применяемых на занятиях – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”.
Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Также у детей воспитываются умения слышать, слушать и высказываться самому. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Проведенная работа подтвердила, одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
Программа саморазвития воспитателя "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
В моей работе раскрывается актуальность развития творческих способностей на современном этапе образования. Изучены нетрадиционные техники рисования и возможности использования их в младшем дошкольном ...
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...
Самообразование на тему:"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
План по самообразованию...
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Самообразование...
Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». Л.Г. Выготский.Формирование творческ...