Развитие художественно-творческих способностей
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа) на тему
Знакомство педагогов и родителей с различными нетрадиционными техниками рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_ladoshki_na_sayt.docx | 29.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие художественно-творческих способностей
О.Б. Губанова
(АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 188 «Степашка», г.о. Тольятти)
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
Рисование – один из самых увлекательных видов деятельности для ребенка дошкольного возраста, им можно занять даже самого большого непоседу. Но самое главное – маленький художник испытывает огромную радость от самого изобразительного процесса.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинное наслаждение, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Дети с радостью рисуют разные предметы не испытывая при этом трудностей. Они смело берутся не только за традиционные художественные материалы. Им доставляет огромное удовольствие овладение нетрадиционными способами рисования – рисование пальчиками, рисование ладошкой, отпечаток поролоном и т.д. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям. Рисуя этими способами, дошкольники не бояться ошибиться, так как легко все можно исправить, а из ошибочного изображения легко придумать что-то новое. У них появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• формировать умение создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я решила включить в свою работу с детьми нетрадиционные техники рисования. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы. Составила перспективный план работы по 2 младшей группе по использованию нетрадиционных техник рисования, написала конспекты занятий для детей данного дошкольного возраста.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендую использовать:
- рисование пальчиками;
- рисование ладошками;
- оттиск печатками из картофеля;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- печать поролоном;
- отпечатки листьев;
- тычок ватными палочками;
Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.
Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно - это и процесс, и результат художественного творчества.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Тычок ватной палочкой.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять ватную палочку поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать.
Отпечаток поролоновой губкой.
Советуем сделать из поролона самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, силуэты животных, насекомых, цветов, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные цветы, желтых цыплят, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать фигуры. А затем предложите сделать из них композицию, орнамент. Можно использовать готовые трафареты, для нанесения поролоном краски для получения изображения .
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Координации движений, мелкой моторики руки, тактильных ощущений;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- У дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля;
- Дети знакомятся сенсорными эталонами.
Свою работу по формированию у детей навыков нетрадиционного рисования я проводила с учетом следующих принципов: учет зоны ближайшего развития; деятельный подход; системность и последовательность; доступность и индивидуальность; наглядность.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
• показ видео письма или обращения;
• сюрпризный момент - появление сказочного героя и приглашение ребенка в путешествие;
• создание проблемной ситуации - просьба о помощи мультипликационного героя;
• музыкальное сопровождение.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Без активного сотрудничества с семьёй мы не можем достичь желаемых результатов. В своей работе мы использовали следующие формы: оформили папку передвижку « Волшебные ладошки»; провели ряд анкетирований, индивидуальных консультаций «Развитие творческих способностей у ребенка через нетрадиционные техники рисования»; родительских собраний, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов; оформили выставки совместного творчества детей и родителей.
Проводимая нами работа, дала родителям не только знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепила взаимоотношения между родителями и детьми.
Работа по данной теме определила положительную динамику в развитии у детей навыков рисования. Дошкольники, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, проявляли творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользовались материалами. Результаты совместной работы нашли свое отражение в организованных выставках: «Волшебные ладошки», «Зимняя сказка», «К нам весна шагает», «Лето, ах лето...»
Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.
Результаты проведенной работы показали, что применение нетрадиционных техник рисования оказало влияние на:
- Повышение уровня творческих способностей у детей;
- Развитие у них любознательности, воображения;
- Повышение интереса и положительного отношения к рисованию;
- Развитие у детей ориентировки на листе бумаги;
- Развитие восприятия сенсорных эталонов (цвета, формы, величины предмета)
- Развитие мелкой моторики пальцев;
- Формирование аккуратности, самостоятельности, уверенности.
Перспективный план для детей 2 младшей группы:
Сентябрь
№ 1
Тема занятий: Летняя полянка. Нетрадиционная техника – рисование пальчиком.
Программное содержание: Познакомить с использованием нетрадиционных техник при создании рисунка.
Оборудование: Бумага, пальчиковые краски.
Октябрь
№ 2
Тема занятий: Осенний ковер. Нетрадиционная техника– Отпечатки листьев.
Программное содержание: Познакомить с использованием нетрадиционной техники - печатания листьями .
Оборудование: Бумага, листья деревьев, гуашь (желтого, красного), кисть.
Ноябрь
№ 3
Тема занятий: Ветка рябины. Нетрадиционная техника – рисование пальчиком.
Программное содержание: Формировать умение анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками.
Оборудование: Бумага, пальчиковые краски (красного цвета), ветка рябины.
Декабрь
№ 4
Тема занятий: Первый снег. Нетрадиционная техника – тычкование сухой жесткой кистью.
Программное содержание: Формировать умение использовать в рисовании жесткие кисти для изображения снега. Развивать чувство композиции.
Оборудование: белая гуашь, жесткие кисти, тонированная в голубой цвет бумага.
Январь
№ 5
Тема занятий: Такие разные снежинки. Нетрадиционная техника – тычкование ватной палочкой.
Программное содержание: Упражнять в умении пользоваться техникой тычкования, украшать силуэт снежинки, используя ватные палочки. Умение составлять узор в круге (по спирали).
Оборудование: белые кружевные бумажные салфетки, ватные палочки, гуашь голубого и синего цвета.
Февраль
№6
Тема занятий: Заюшкина избушка. Нетрадиционная техника – печатание трафарета поролоновой губкой.
Программное содержание: Упражнять в умении пользоваться техникой печатание трафарета поролоновой губкой. Умение передавать образ заюшкиной избушки.
Оборудование: мисочки с гуашью белого цвета, трафарет избушки, кусочки поролона, тонированная в голубой цвет бумага.
Март
№7
Тема занятий: Подарок мамочке. Нетрадиционная техника – рисование ладошкой.
Программное содержание: Упражнять в умении передавать образ цветка с помощью ладошки, дорисовывать стебель и листья с помощью кисти. Развивать творчество и воображение.
Оборудование: мисочки с гуашью красного, желтого, синего, зеленого цвета, бумага А 4, кисть, салфетки, баночки с водой.
Апрель
№8
Тема занятий: Нежный подснежник. Нетрадиционная техника – печатание трафарета поролоновой губкой.
Программное содержание: закреплять умение пользоваться техникой печатание трафарета поролоновой губкой. Умение передавать образ первоцвета.
Оборудование: мисочки с гуашью белого и зеленого цвета, трафареты цветка подснежника и стебелька с листьями, кусочки поролона, тонированная в голубой цвет бумага.
Май
№9
Тема занятий: К нам весна шагает. Нетрадиционная техника – отпечаток трубочкой для коктеля, отпечаток поролоном.
Программное содержание: Формировать умение пользоваться нетрадиционной техникой рисования - отпечаток трубочкой для коктеля для изображения цветов, использовать трафарет из поролона для изображения бабочки. Развивать чувство композиции.
Оборудование: желтая, синяя и зеленая гуашь, трубочки для коктеля с краю разрезанные на несколько частей, бумага А4, трафареты бабочек из поролона, кисть.
Июнь
№10
Тема занятий: Веселый щенок. Нетрадиционная техника – тычкование сухой жесткой кистью.
Программное содержание: Формировать умение использовать в рисовании жесткие кисти для изображения щерстки щенка. Развивать любовь к животным.
Оборудование: желтая, коричневая гуашь, жесткие кисти, бумага с изображением силуэта щенка.
Литература:
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...
Сообщение на Всероссийской научно – практической конференции «Актуальные проблемы художественного воспитания в условиях модернизации образования» «Развитие художественно – творческих способностей детей в содружестве с родителями.
Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели вос...
Развитие художественно-творческих способностей через ознокомление с художественной литературой
Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образова...
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством использования традиционных и нетрадиционных техник продуктивной художественной деятельности»
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити -ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастер...
Творческий проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей»
Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе...
Презентация на тему: "Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников"
Данная презентация поможет определить основные задачи и средства направленные на развитие художественно-эстетического развития дошкольников...