Методическая разработка. Тема: "Значение сюжетного рисования в детском изобразительном творчестве".
методическая разработка по рисованию (средняя группа) по теме
Объект: Обогащение жизненных представлений у детей дошкольного возраста при сюжетном рисовании.
Предмет: Сюжетное рисование с использованием нетрадиционных техник.
Цель: рассмотреть сюжетное рисование как фактора обогащения жизненных представлений у детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Выявить особенности сюжетного рисования в дошкольном возрасте.
2. Проанализировать особенности формирования жизненных представлений у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельности.
3. Разработать занятия по сюжетному рисованию для обогащения жизненных представлений у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_syuzhetnogo_risovaniya_v_detskom_izobrazitelnom_tvorchestve.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение сюжетного рисования в детском изобразительном творчестве
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления окружающей действительности.
Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи.
Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями развивается у ребенка постепенно. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не раннее чем в средней группе, причем в начале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом. Естественно, что детям должны быть известны приемы изображения предметов, являющихся глаными действующими героями сюжета, иначе трудности в изображении незнакмых предметов отвлекут их от выполнения основной задачи. Однако не следует ограничивать сюжетное рисование изображением только тех предметов, которые дети уже изображали. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему усмотрению.
Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Они у маленького ребенка еще слишком поверхностны; он прежде всего воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, и часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно также ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Выделить гавное, понять отношения и связи объектов сюжета – задачи довольно сложные для дошкольника. Они могут быть решены детьми старшей группы.
В сюжетном рисовании важно правильно передать пропорциональные соотношения между предметами. Эта задача усложняется тем, что при изображении сюжета надо показать не только разницу в их размерах, существующую между ними в жизни, но и увеличение или уменьшение предметов в связи с расположением в пространстве. Для этого ребенок должен уметь сравнивать, сопоставлять объекты изображения, видеть смысловую связь между ними.
Решить задачу пространственного отношения между предметами очень сложно для дошкольника, так как у него мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки.
Представления о протяженности пространства, о линии горизонта, соединяющей землю и небо, дети могут получить главным образом при
выездах на природу (в лес, в поле, в город). Но даже если некоторые из них поймут перспективные изменения предметов в пространстве, им трудно будет передать эти изменения на плоскости листа. То, что в натуре расположено далеко, на рисунке следует рисовать выше, и наоборот. Эти особенности изображения пространства на плоскости доступны пониманию лишь старшего дошкольника, имеющего навыки в рисовании.
Итак, общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:
– научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
– научить передавать взаимодействия между объектами;
– научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.
Обучение детей сюжетному рисованию начинают в средней группе. Правда, в младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сюжетные (например, “Колобок катится по дорожке”, “идет снег, засыпал всю землю” и др.). но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.
Что касается определения тем изображения, то здесь педегогу следует руководствоваться следующими принципами:
– первый принцип отбора тем – учет эмоционально-интеллектуального опыта, который складывается у детей в процессе их жизни и деятельности в детском саду и в семье;
– второй принцип отбора содержания: формирование обобщенных способов изображения, пригодных для воплощения образов целой группы сходных по внешнему виду, форме и строению предметов, т.е. типичных.
Ребенок сам ставит цель, он выступает как субъект своей деятельности, что является одним из показателей личностного развития. Однако за постановкой задачи должен следовать следующий шаг – отбор и применение средств достижения цели, получение результата. А это ребенок делает не всегда. Постепенно, понимая свою неумелость, он перестает ставить цели. Это значит, что исчезает деятельность, важная для развития человека. Следовательно, надо помочь дошкольнику овладеть способами, средствами достижения цели, надо учить его изобразительной деятельности, но так, чтобы он мог относительно свободно изобразить любое явление, воплотить любой свой замысел.
Таким образом, при сохранении первого принципа отбора содержания изображения – учета знаний и интересов детей, их эмоционально-интеллектуального опыта, следует одновременно руководствоваться и вторым принципом;
– второй принцип – отбор того содержания, которое не только интересно, но и системно;
– третий принцип для отбора содержания – учет последовательности освоения изобразительных умений и навыков. Это означает, что отбор системных знаний, содержания, воплощенного в тематике, подчиняется специфике деятельности и доступным детям задачам изображения;
– четвертый принцип объединяет в себе два предыдущих – учет необходимости повторения сходных тем при одновременном усложнении характера познавательной деятельности детей в направлении повышения их самостоятельности и все большей активизации творчества в процессе познания, а затем и в процессе образного отражения впечатлений;
– пятый принцип – учет сезонных явлений, местного окружения: природного и социального, социальных явлений и т. п.;
– шестой принцип – по возможности учет индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей как условие актуализации ценных и действенных мотивов деятельности, активизации соответствующих чувств, воображения, целенаправленности деятельности, а, следовательно, и творческих проявления дошкольников.
Задачи сюжетного рисования не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности дошкольника [5].
Выделяются следующие задачи обучения сюжетному рисунку:
– формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции;
– развивать у детей стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности);
– формировать у детей желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели и задачи;
– развивать у детей умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения;
– обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжета:
а) приемам создания простейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображения одних и тех же предметов с незначительными дополнениями — в младшей и средней группе; стимулируя и поощряя изображения одного предмета в разных вариантах, тем самым, осваивая способы изображения
предмета на вариативном уровне — в средней группе.
б) учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя группа);
в) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (в конце средней группы);
– обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка;
– развивать у детей понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения;
–побуждать детей к самостоятельности, творчеству: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности (композиции, колорита и др.);
– учить детей чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественно творческого восприятия рисунков.
Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисованием, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического воплощения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:
- Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлений. Развитие наблюдательности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорции, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.
- Помощь детям в осмыслении средств графического изображения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения, решаются задачи на сюжетах, хорошо знакомых детям, на
изображении предметов, которые они рисовали ранее.
3. Необходимость размещения на одном листе нескольких предметов требует развитой способности анализировать и синтезировать, а также творчески использовать приобретенные навыки.
Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети 4 лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, является, по мнению Е.А. Флериной, тем ритмическим упрощением изображения пространства земли, которое доступно детскому пониманию.
Темы, предлагаемые детям, несложны: дом, около него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята. В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.
В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка – расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам листы бумаги определенных цветов, соответствующих определенному сюжету (зеленый – для поляны, голубой – для воды, желтый – для песка и т.д.), и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки в воде).
В сюжетном рисовании перед детьми не ставится задача показа точных пропорциональных соотношений между предметами, так как она является достаточно сложной и доступной только для детей старшей группы.
Подводя итог, можно сказать, что сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознание ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.
Список литературы:
- Гмошинская М.В. Работа младенцев красками – начало творческой деятельности / М.В. Гмошинская // Дошкольное воспитание. - № 2. – 2002. – с. 30-33.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
- Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. Ребенок в детском саду. - № 4. – 2004. – С. 21-29; № 5. – 2004. – С. 3-13.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника./ О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С.52-60.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по методике развития детского изобразительного творчества рисование в первой младшей группе "Белка в гостях у малышей"
« Белка в гостях у малышей ». Программное содержание:- совершенствовать умение обследовать предметы, учить рассматривать, ощупывать, гладить;- дать представление о признаках предмета: величине, д...
Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ КОНСТРУИРОВАНИЕ, ЛЕПКУ И РИСОВАНИЕ
Изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающе...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природ...
Конспект НОД по методике развития детского изобразительного творчества рисование «Дымковские узоры, уточки с утятами»
Дымковская игрушка-это чудо-ремесло. И взрослых и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Цель: Развивать эсте...
Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Дипломная работа . ДЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ХУДОЖЕСТВЕН-НОЕ ВОСПРИЯТИЕ, КНИЖНАЯ ГРАФИКА, ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА....
Методическая разработка Тема: "Значение дидактических игр в воспитании детей раннего возраста"
В первые годы жизни происходят существенные изменения в развитии детей: ребёнок умеет хватать и удерживать предметы. К двум годам он хорошо овладевает ходьбой и бегом, взбирается на небольшое возвышен...