Декоративно-прикладное искусство
консультация по рисованию на тему

Буянова Елена Алексеевна

Декоративно прикладное искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekorativno.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Декоративно – прикладное искусство в детском саду»

Декоративно – прикладное искусство – это вид народного творчества,  связанный с предметами быта.

 Специфика декоративно – прикладного искусства заключается в том, что произведения его должны быть в одно и тоже время полезны и красивы. Обычная чашка, платок, ковёр, украшенные росписью, делаются праздничными, нарядными, не переставая служить по назначению. Создавая предмет, художник считается с его назначением, подбирает конструкцию, форму,  материал.

Огромную роль в развитии декоративного искусства играют выработанные веками традиции. Прекрасные примеры – образцы народного декоративно – прикладного искусства, например, хохломская роспись по дереву, гжельская по фаянсу, жостовская роспись на жестяных подносах.

Произведения народного декоративно – прикладного искусства, которые относятся к тому или иному виду худ. ремесла (вышивки, керамики, росписи по дереву и т.д.) и создаются в различных областях нашей страны, отличаются друг от друга:

  • по характеру построения узора (композиции),
  •  по колориту (подбору цветов),
  • по мотивам (изображения растений, животных и др. предметов)

Роль декоративно – прикладного искусства

в эстетическом воспитании детей.

Роль декоративно – прикладного искусства в эстетическом воспитании детей.

 Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание подрастающего поколения. Уже с раннего возраста у ребёнка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности.  

Основная цель работы по ознакомлению и обучению детей народно-прикладному творчеству – приобщение детей к прекрасному, воспитание любви и интереса к  декоративно – прикладному искусству. Показ  росписи в декоративно – прикладном искусстве даёт возможность знакомить детей с явлениями общественной жизни. Дети учатся видеть сочетание фона и элементов росписи, различают разные промыслы по особенностям цветового образа, гармонии узора, учатся соотносить реальные и сказочные образы.                                                          

Декоративно – прикладное искусство охватывает широкую сферу народного искусства и художественной промышленности: керамику, ткачество, ювелирные изделия. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного вкуса детей. Широкий круг предметов, изделий промышленного производства входит в сферу декоративного искусства. Разнообразные предметы повседневного обихода не только служат в быту, но и украшают его. Продолжают своё творческое развитие существующие издавна художественные народные промыслы. Большой популярностью, пользуется глиняная игрушка (с.Дымково), деревянная резная игрушка (с.Богородское), живописная лаковая миниатюра (Палех), посуда Хохломы, а также роспись по дереву и металлу, ручная вышивка и плетёное кружево, косторезное искусство, резьба по дереву и бересте и др.

Особенно большую роль в формировании вкуса детей играют предметы быта или игрушки, созданные самим ребенком. Поэтому воспитатель должен поощрять желание детей создавать предметы или поделки, украшенные различными народными орнаментами для подарков родным и близким.

Обучение детей декоративному рисованию

Существует несколько принципов обучения детей декоративно – прикладному искусству.

Принцип научности  воспитывать интерес к декоративно – прикладному искусству, формировать представления, развивать воображение, творческие способности, развивать эстетические чувства.

Принцип доступности выражается в соответствии учебного материала возрастным особенностям детей.

Принцип сознательности предусматривает усвоение детьми знаний и умений сознательно, с интересом, а не механически, лишь в силу подражания.

Принцип систематичности и последовательности  обязывает строить процесс обучения таким образом, чтобы декоративно – прикладное искусство было связано с другими  занятиями (лепка, аппликация), и опиралось на уже усвоенные умения и навыки.

Принцип наглядности детям предоставляется возможность непосредственно знакомиться с декоративно – прикладным искусством.

Индивидуальный подход к детям, учёт характера восприятия окружающего, эмоциональной отзывчивости, понимания увиденного, словесное и игровое сопровождение процесса, темп выполнения работы, и т.д.

Знания, умения и навыки, необходимые в декоративной деятельности. 

Композиция узора и его цветовой строй подчиняются эстетическим закономерностям, которые постепенно становятся доступные детям. В связи с этим занятия способствуют развитию художественного вкуса.

 В обучении декоративному творчеству широко используются произведения декоративного искусства. При рассматривании их внимание детей обращается на красоту, изящество, вкус, с которым они выполнены. Детей учат выделять входящие в узор элементы, отмечать их расположение, сочетания цветов и особенности композиции, т.е. учат видеть и выделять выразительные средства декоративного искусства. Необходимо уделять особое внимание развитию цветового восприятия, которое очень важно для декоративного рисования. В процессе знакомства детей с декоративно прикладным искусством необходимо развивать эстетические чувства и оценки. В процессе знакомства и обучения детей  декоративно- прикладному искусству решаются следующие  задачи: передача конкретных свойств натуры, знакомство с элементарными закономерностями декоративного искусства. Важно чтобы это носило систематический и планомерный характер.  Знакомство с народными орнаментами способствует развитию  ритмичности движений при повторении однородных элементов узоров различных росписей.  

Составление узоров

В средней группе на занятиях декоративным рисованием воспитатель учит детей рисовать мазки, точки, прямые полоски, кольца, дуги. Вырабатывает умение строить узор, располагая его элементы в определённом ритме на полосе, квадрате, круге. Для декоративного рисования воспитатель даёт детям вырезанные из бумаги платья, рукавички, фартуки и т.д. В зависимости от формы листа дети учатся располагать элементы узора в определённой последовательности. При этом воспитатель учит детей создавать узор по образцу и по замыслу.    

В старшей группе воспитатель подбирает более сложный узор, чем в средней группе. Дети осваивают дуги, волнистые линии. Учатся применять детали растений. Воспитатель знакомит детей с правилами симметричного расположения элементов в узоре. Предлагает различные вырезанные из бумаги предметы, одежду для составления узора. Воспитатель учит детей самостоятельно находить композицию узора, создавать различные комбинации элементов и цветосочетаний.  

В подготовительной группе воспитатель учит некоторым элементам узора, характерным для орнаментов и современного декоративного искусства. Составляют более сложные узоры. Освоение приёмов украшения предметов быта даёт возможность познакомить детей с различными вариантами узоров. Воспитатель учит детей декоративной росписи на разных материалах. Благодаря использованию различных материалов эта деятельность выходит за рамки простого рисования и приобретает декоративно – прикладной характер.  

Обучение декоративному рисованию

В средней группе воспитатель должен помнить, что усвоение элементов узора является усвоением какого-либо технического навыка. Каждый элемент узора повторяется несколько раз, поэтому у детей есть возможность поупражняться в его выполнении. При показе воспитатель подчёркивает ритмичность движений. Прежде всего, воспитатель даёт детям возможность увидеть узор в целом, затем выделяет элементы узора, называет их, обращает внимание на их повтор. Когда какое-либо построение узора даётся впервые, образец повторяется детьми без изменений. Но на следующем занятии они могут изменить цвета сравнительно с образом или дополнить новыми элементами. В этих случаях в образе намечается лишь схема построения узора. Последующие занятия проводятся без образцов. Воспитатель знакомит с народными игрушками, она радует ребят своей яркостью, простотой и выразительностью образа. Дети украшают узором, коврик, платочек и т.д. для развития воображения можно использовать вырезанные из бумаги силуэты народной игрушки. В течение года на декоративное рисование выделяется 8-10 занятий. На декоративную аппликацию 5-6 занятий.

В старшей группе украшение узором предмета, вырезанного из цветной бумаги,  даёт детям гораздо большее удовлетворение, чем простое заполнение геометрической фигуры. Воспитатель учит детей замечать различное сочетание цветов в узорах. Альбомы по декоративно – прикладному искусству также используются в развитии у детей эстетического восприятия. Воспитатель предоставляет детям самостоятельность при анализе узоров, организует выставки. В создании узора важна последовательность нанесения элементов. Воспитатель учит рассматривать и обследовать предметы декоративно – прикладного искусства. Для этого подбираются вещи, на которых дети видят узор в объёме и на плоскости. Формируется способность выделять основные элементы узора, его построение. Композиция узора меняется в зависимости от предмета, формы. Дети украшают лист бумаги, вырезанные силуэты узорами по мотивам народного декоративного искусства. При этом они переносят из народного творчества приёмы рисовать линии изогнутые, волнистые, тонкие, толстые, ставить точки.

В подготовительной группе особенностью декоративного рисования  заключается в том, что образцами служат произведения декоративного искусства, которые дети сами учатся анализировать. Произведения декоративного искусства, служат образцами для рисования. Большое значение приобретает систематическое и последовательное знакомство с произведениями искусства и постановка перед детьми цели работы. При выполнении коллективных работ воспитатель организует работу всего коллектива и отдельных групп. Важно привлекать внимание детей к окружающим предметам  росписи в декоративно – прикладном искусстве.

Декоративное рисование осуществляется на основе ознакомления с  декоративно – прикладным искусством. Дети усваивают колорит, композицию характерные для той или иной росписи. Желательно не ограничивать детей рисованием только на бумаге, но , когда это возможно, давать возможность наносить орнаменты на изделия из глины, картона, бересты, дерева. Можно предложить украсить вещи, вылепленные самими детьми или изготовленные ими из картона, папье-маше, бересты.

Задачи обучения детей декоративно – прикладному искусству.

В средней группе приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно прикладного искусства. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать их для развития эстетического восприятия прекрасного в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей. Познакомить с городецкими изделиями. Учить выделять элементы росписи, видеть и называть цвета разных росписей. Дети  закрепляют навыки ритмичного расположения элементов узора, учатся симметричному расположению узора на бумаге, имеющей форму квадрата, круга. Чтобы выполнить такой узор, ребёнок должен охватить весь лист бумаги. В процессе создания узора нужно учить ребёнка сопоставлять одинаковые части. Усложняются и элементы, из которых строится узор: включаются ягоды, цветы, листья. Это не какие-то цветы, а цветы, взятые из произведений декоративно – прикладного искусства.

В старшей группе продолжать знакомить детей с народными промыслами, закреплять и углублять знания по мотивам декоративной росписи, знакомить с цветовым строем и элементами композиции. Продолжать знакомить с городецкой росписью, её цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать эти росписи в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Учить составлять узоры по мотивам росписей, знакомить с характерными элементами, учить создавать узоры на листах бумаги, по форме соответствующих форме народного изделия. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов, предметов быта. Учить располагать узор ритмично. Учить расписывать бумажные силуэты и объёмные фигуры. В старшей группе усложняется форма предметов и  элементы. Включаются дуги, разнообразнее становятся цветы, листья, узор выполняется не только всей кистью, но и кончиком ворса. Все узоры как правило симметричны.

В подготовительной группе продолжать развивать декоративное творчество детей, учить создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, а также расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. В подготовительной группе детей учат составлять асимметричные узоры. Значительно усложняются элементы узора. Вводятся спирали, завитки, волнистые линии. Обогащается цветовая гамма узора. Ставится задача научить детей выполнять узор в цветовой гамме характерной для того или иного вида народного декоративного искусства (дымковской, хохломской, городецкой и т.д.). Знакомство детей с разными цветами и обучение получению оттенков позволяет им использовать при составлении узоров.  

Итоги обучения детей декоративно – прикладному искусству

 в разных возрастных группах.

 К концу года дети могут:

В средней группе украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

В старшей группе выполнять узоры по мотивам народного декоративно – прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

В подготовительной группе создавать индивидуальные и коллективные декоративные росписи. Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей  группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства.

Методика обучения детей старшей группы декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства....

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Выявление возможностей использования декоративного рисования в формировании представлений у детей старшего дошкольного возраста о декоративно-прикладном искусстве....

Значение декоративно-прикладного искусства для развития детского декоративного творчества

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – ...

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...