Ознакомление детей с изобразительным искусством
презентация по рисованию по теме
В презентации представлены методы и приемы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ознакомление детей с изобразительным искусством | 1.2 МБ |
ознакомление детей с изобразительным искусством | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Искусство - это «образ», образ мира, человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме.
«раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель) «исправлять природу» (Вольтер) «способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили» ( Р.Кент ) «озарять светом глубины человеческой души» ( Р.Шуман ) Искусство призвано:
Изобразительные : Живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина) Г рафика, Скульптура Неизобразительная: Архитектура Декоративно-прикладное искусство (сюжетное, орнаментальное) Виды и жанры изобразительного искусства
Фактура (характер поверхности худ. произведения ) Композиция (построения худ. произведения) Контур-линия Штрих Линия Цвет Колорит (соотношение цветовых тонов) Пропорции (соотношение величин) Выразительные средства изобразительного искусства
Четыре группы: Содержательная Изобразительно-выразительная Эмоционально-личностная Воспитательная Программные задачи по ознакомлению детей с изобразительным искусством
Предварительная работа включает: Задания и игровые упражнения Показ кукольного театра, драматизация сказок Чтение художественных произведений Слушание музыкальных произведений Наблюдения Знакомство воспитателя с произведением Обогащение искусствоведческих знаний и умений воспитателя Методика ознакомления дошкольников с произведениями искусства
Этапы ознакомления с живописью
Задачи: Создание интереса к живописи, к картине художника Формирование умения внимательно рассмотреть картину Эмоционально откликаться на ее содержание Первый этап
И скусствоведческий рассказ педагога Конкретные вопросы Прием «вхождения» в картину Рассказ-образец личностного отношения педагога к картине . Использование на занятие различных видов искусства Методы и приемы 1 этапа
Задачи: Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины Выделять выразительные средства Формировать умение «читать» картины Мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению Второй этап
Вопросы обобщенного характера Прием точных установок Приемы композиционных и колористических вариантов Метод формирования личностного отношения детей к живописи Методы и приемы 2 этапа.
Задачи: формировать творческое восприятие детьми произведений живописи Третий этап
Прием сравнения Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником Прием точных установок Игровые элементы Обучение задавать вопросы Классификация картин Дидактические игры Методы и приемы 3 этапа
Три группы вопросов: Побуждающие к целостному восприятию Помогающие определить эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека Побуждающие детям выделить средства выразительности Методика ознакомления с портретной живописью
Пояснение Сравнение Акцентирование деталей Вызывание адекватных эмоций Тактильно-чувствительный метод Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов. Прием вхождения в картину Метод музыкального сопровождения Игровые приемы: Методы и приемы при ознакомлении детей с портретной живописью
Порядок ознакомления: Воспитатель читает текст целиком без показа картинок Читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова писателя Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации Воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций Методика ознакомления детей с книжной графикой
Узнавание ребенком персонажей , вещей Соотнесение фраз текста с картинками Оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигуры Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению Методы и приемы
Казакова Т.К. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», 2006г. Чумечева Р.М. «Дошкольникам о живописи», 1992г. Список литературы:
Предварительный просмотр:
«Ознакомление детей с изобразительным искусством»
Слайд 2
Искусство - это «образ», образ мира, человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме.
Искусство говорит образным языком , оно наглядно, что близко ребенку дошкольного возраста.
Слайд 3
Искусство призвано:
- «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель)
- «исправлять природу» (Вольтер)
- «способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили» (Р.Кент)
- «озарять светом глубины человеческой души» (Р.Шуман)
Эти высказывания раскрывают педагогические возможности живописи.
Без воспитания с дошкольного возраста уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
Слайд 4
Виды и жанры изобразительного искусства:
Изобразительные:
Живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина)
Графика,
Скульптура
Неизобразительная:
Архитектура
Декоративно-прикладное искусство (сюжетное, орнаментальное)
Слайд 5
Выразительные средства изобразительного искусства:
- Фактура (характер поверхности худ. произведения)
- Композиция (построения худ. произведения)
- Контур-линия
- Штрих
- Линия
- Цвет
- Колорит (соотношение цветовых тонов)
- Пропорции (соотношение величин)
Слайд 6
Программные задачи по ознакомлению детей с изобразительным искусством:
Четыре группы:
1.Содержательная
Цель: обучать детей умению понимать, что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении
2.Изобразительно-выразительная
Цель: способствовать восприятию и оценке детьми художественных средств используемых живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения)
3.Эмоционально-личностная
Цель: формировать умение давать эстетическую оценку произведению (Вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?»)
4.Воспитательная
Цель: формирование нравственно-эстетических качеств, познавательный интерес
Слайд 7
Методика ознакомления дошкольников с произведениями искусства.
Предварительная работа включает:
- Задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительной речи, монологической речи,
- Показ кукольного театра, драматизация сказок , что способствует восприятию детей состояния людей (язык жестов, мимика, движения)
- Чтение художественных произведений, сюжет которых созвучен с темой картины
- Слушание музыкальных произведений заданной тематики
- Наблюдения
- Знакомство воспитателя с произведением (изучение, определение связи между содержанием и средствами выразительности, построением и настроением произведения, определение акцента, подбор слов необходимых для рассказывания )
- Обогащение искусствоведческих знаний и умений воспитателя оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства
Слайд 9
На первом этапе решаются следующие задачи:
- Создание интереса к живописи, к картине художника
- Формирование умения внимательно рассмотреть картину
- Эмоционально откликаться на ее содержание
Слайд 10
Методы и приемы 1 этапа.
1. Искусствоведческий рассказ педагога
Дается после того ка дети самостоятельно рассмотрели картину
Структура искусствоведческого рассказа:
- сообщение названия картины и фамилии художника;
- о чем написана картина;
- что самое главное в картине (выделить композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение); что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (как идет углубление в содержание картины, при этом устанавливается связь между содержанием произведения и средствами его выражения);
- что красивого показал своим произведением художник;
- о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину.
Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут
адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чем картина.
2.Конкретные вопросы
Прежде чем спрашивать «о чем картина?», надо научить детально рассматривать произведение.
Что изображено на картине?
Где расположены предметы, люди..?
Как вы думаете, что самое важное в картине?
Как изобразил это художник?
Что в картине самое яркое, бросается в глаза?
Что этим хотел сказать художник?
Какое настроение передал художник?
Как вы догадались, что именно такое настроение отражено?
Как это удалось сделать художнику!
О чем вам думается, когда вы смотрите на эту картину?
3. Прием «вхождения» в картину
Воссоздание предшествующих или последующих содержанию картины событий
Этот прием тесно связан с игрой и творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное рассказывание.
4. Рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.
Содержание эмоционально окрашено, богато интонациями.
Структура:
- сообщить кто написал картину и как она называется;
- рассказать, о чем произведение,
- какими красками написано,
- какое в нем передано настроение,
- что особенно понравилось,
- какие возникают чувства, мысли, когда смотришь на картину.
5. Использование на занятие различных видов искусства
Умелое использование музыки, выразительное чтение усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.
Слайд 11
Второй этап
Задачи:
- Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины
- Выделять выразительные средства
- Формировать умение «читать» картины
- Мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению
Слайд 12
Методы и приемы
1.Вопросы обобщенного характера.
Задаются в том случае, если дети научились внимательно, детально рассматривать картину и приобрели умение ее анализировать
О чем картины?
Почему думаете так, расскажите.
Как бы вы назвали картину?
Почему именно так? (Сравнить с авторским названием)
Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, предметах, пейзаже?
Как он изобразил это в картине?
Какое настроение вызывает картина?
От чего возникает такое настроение?
Что хотел сказать художник своей картиной?
Что он особенно выделил в картине, чтобы мы увидели?
2.Прием точных установок
«Прежде чем ответить на вопрос, о чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос о чем картина».
Прием помогает научить детей логично рассуждать, и открыть путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию живописи.
3.Приемы композиционных и колористических вариантов
Педагог словесно или наглядно показывает, как меняются содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции (определенного порядка в соотношении элементов произведения) или колорита (цветового сочетания) в картине.
- закрытие части композиционного построения листом бумаги, подобранным под общий тон картины и соответствующим по форме силуэту закрываемого изображения.)
- накладывание на изображение образа в картине силуэтное изображение фигуры на карточке, увеличенное или уменьшенное в зависимости от изображения на картине.
- закрытие пленкой другого цвета изображенную художником форму
4. Метод формирования личностного отношения детей к живописи
Вместо рассказа- образца личностного отношения педагога к понравившейся картине используются расчлененные вопросы.
Что понравилось в картине?
Чем она понравилась?
Что тебе вспоминается, когда ты смотришь на эту картину?
О чем думается, что представляется?»
Слайд 13
Третий этап
Задачи: формировать творческое восприятие детьми произведений живописи
Слайд 14
Методы и приемы 3 этапа
1. Прием сравнения
- вначале сравниваются две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение, затем сравниваются картины одного художника, но разного колористического решения. ( «Золотая осень» и «Март» И. И. Левитана)
- вначале сравнивают по контрасту — настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак, затем различные отличительные признаки — по цвету, расположению, освещенности, динамике.
2. Прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником
Создавая мысленно картину, идентичную названию произведения художника, ребенок учится самостоятельно творчески мыслить, понимать зависимость между содержанием и формой произведения, делать свои умозаключения, приобретает умение вынашивать замысел, потребность выразить его в собственной творческой деятельности.
3.Прием точных установок
Усложняются вопросы. Детей учат не только излагать свои мысли в определенной последовательности, но и формировать у них умение мысленно создавать картину по законам живописи, а также развивать такие мыслительные действия как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
4. Игровые элементы
Стимулируют желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине.
«Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?»
5. Обучение задавать вопросы
Например: «Дети, мы сегодня очень внимательно рассматривали картину художника, вы на многие вопросы ответили. Я хотела бы узнать, какой вопрос надо задать, чтобы выяснить, как художнику удалось показать вечер на улице.
Конкурс «Кто задаст интересный вопрос об этом произведении?», «Кто задаст больше вопросов о данном произведении?»
6. Классификация картин
Цель:
Формирование умение целостно воспринимать художественный образ, сравнивать и классифицировать художественные произведения по теме, манере исполнения.
7. Дидактические игры
«Художественный салон»
«Экскурсия по выставке картин»
«Найди ошибку в рассказе о картине»
Слайд 15
Методика ознакомления с портретной живописью
Используются три группы вопросов:
- Побуждающие к целостному восприятию (Кто изображен? Что можешь рассказать о нем? Кого заметил первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы рассказали о человеке)
- Помогающие определить эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека. (Что рассказало лицо о человеке? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза?)
- Побуждающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: поза, движение, расположение, фон, деталь, светотень)Почему такой фон у картины? Почему художник изобразил в такой позе человека?...
Слайд 16
Методы и приемы при ознакомлении детей с портретной живописью
- Пояснение
- Сравнение (разные портреты)
- Акцентирование деталей (закрыть лицо, оставить глаза)
- Вызывание адекватных эмоций (предлагается вспомнить схожую ситуацию)
- Тактильно-чувствительный метод (прикосновение к ребенку с целью передать ощущения)
- Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
- Прием вхождения в картину (на место изображенного человека)
- Метод музыкального сопровождения
- Игровые приемы: «Кто точнее передаст движение руки», «Узнай к какому портрету относится эта музыка», «Открой тайну человека, которую скрыл художник», «Придумай название к данному портрету»
Слайд 17
Методика ознакомления детей с книжной графикой
(Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот.)
Порядок ознакомления:
- Воспитатель читает текст целиком без показа картинок
- Читает текст с одновременным показом картинок, иллюстрирующих слова писателя
- Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации
- Воспитатель читает текст еще раз без показа иллюстраций
Исключение:
Если в тексте встречаются незнакомые слова , целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки.
Слайд 18
- Узнавание ребенком персонажей, вещей
- Соотнесение фраз текста с картинками
- Оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигуры
- Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с изобразительным искусством, природой, музыкой.
Интегрированное занятие в подготовительной группе ДОУ...
Ознакомление детей с изобразительным искусством
Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» (подготовительная группа) Цель: Обучать детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план....
План ознакомления детей с изобразительным искусством в центре "ИЗО" в группе
План ознакомления детей с изобразительным искусством...
Методика ознакомления детей с изобразительным искусством.
Изобразительная деятельность играет огромную роль в развитии личности ребёнка – дошкольника – это и процесс предметно – манипулятивной деяте...
Конспект НОД по ознакомлению детей с изобразительным искусством « В гостях у художника Е.И Чарушина» в старшей группе.
Цель: формировать представление детей о художниках – иллюстраторах детских книг, познакомить с творчеством Евгения Ивановича Чарушина. Формировать познавательный интерес и первичные представлени...
Конспект образовательной ситуации (занятия) по ознакомлению детей с изобразительным искусством
Конспект образовательной ситуации (занятия) по ознакомлению детей с изобразительным искусством...