Развитие сенсорных способностей с использованием навыков изобразительной деятельности у детей младшего возраста
статья по рисованию (младшая группа) по теме
Сенсорное развитие можно включать в любой вид деятельности детей. Например в изобразительную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорных способностей с использованием навыков изобразительной деятельности у детей младшей возраста
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать (тепло, холод), и т.д.
Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
-глаза (зрительное восприятие, мы различаем цвет, форму, величину)
-уши (звуковое восприятие, различные звуки, тише, громче)
-нос (восприятие запахов - обоняние)
-руки (тактильное восприятие-осязание, температура предмета, его структура)
-рот (вкусовое восприятие, кислый, сладкий, температура)
Когда взрослый человек смотрит на лед, у него складывается целостное представление об этом предмете. Лед - белый, холодный, безвкусный, гладкий и т.д. Все это благодаря сенсорному опыту.
Ребенок не может сопоставить все вместе и обобщенно рассказать о каком либо предмете. Прежде ему надо его исследовать, попробовать, подержать в руках. Это из-за нехватки сенсорного опыта.
Сенсорика - это ощущение, сенсорное развитие - направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.
Наша задача предоставить возможность детям исследовать окружающий мир. Помочь ребенку накопить различные ощущения.
Сенсорное развитие можно включать в любой вид деятельности. Например в изодеятельность.
Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, обследовать его, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, тесто, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети успешно овладевают техническими навыками операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Уровень сенсорного развития в значительной мере определяет готовность ребенка к школе, а в дальнейшем и уровень его профессиональной деятельности, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки. Их особенность состоит в том, что они позволяют детям быстро достигать желаемого результата. Разнообразие используемых материалов расширяет и обогащает сенсорный опыт детей. Доступность использования нетрадиционных технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Свою работу я начинаю с более доступных технологий изодеятельности, постепенно усложняя их.
-Рисование пальцами и ладошками
-Рисование штампами. Самые простые штампы, оставляющие точки и кружочки – это ватная палочка, колпачки от фломастеров, бумажные трубочки, поролон. Можно использовать пробки от шампанского, ластик на конце простого карандаша, любой предмет с интересной фактурой. Очень легко можно изготовить штамп из сырого картофеля, пластилина. Листья деревьев.
-Рисование при помощи трафаретов
-Рисование мятой бумагой.
-Рисование восковыми мелками
-Техника «Паспарту»
-Аппликация из ниток, ткани
-Аппликация из салфеток, тонкой бумаги
-Аппликация с использованием манки
-Лепка из теста
-Пластилинография
Задачи по сенсорики тоже ставятся от простого к сложному:
Соотнесение по цвету
Чередование предметов по величине
Соотнесение по величине
Соотнесение по форме
Группировка по форме
Соотнесение по цвету и величине
Обозначение свойств предметов с помощью цвета
Чередование предметов по цвету
Чередование по цвету с выбором двух из пяти цветов
Группировка по цвету
Работая над этой темой более 9 лет, я могу сказать, что у детей действительно улучшается речь, расширяется словарный запас, развивается мелкая моторика. Дети учатся анализировать, обобщать, становятся внимательнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258106-1369160466.jpg)
Конспекты занятий по изобразительной деятельности у детей младшего возраста на тему: "Давайте познакомимся! Что зa палочки такие?"
Тема: " Давайте познакомимся! Что зa палочки такие?" Цель: вызвать интересу детей к рисованию карандашами, закрепить знания детей о том, как правильно пользоваться карандашами, правильно его дер...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/22/picture-346460-1492890089.jpg)
Методическая разработка конспекта по изобразительной деятельности для детей младшего возраста по рисованию "Сказочная птица желаний" автор Маргелова Я.А.
Готовый конспект НОД по рисованию "Сказочная птица желаний"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-550373-1418541146.jpg)
Программа социального партнерства с семьей в условиях реализации ФГОСС ДОО по теме «Формирование навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста»
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности по формированию художественно – эстетического ра...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-128460-1350814031.jpg)
Стендовый доклад "Зарождение способностей к изобразительной деятельности у детей младшего возраста с помощью нетрадиционных техник рисования"
Зарождение способностейк изобразительной деятельностиу детей младшего возрастас помощью нетрадиционных техник рисования...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/02/picture-678091-1443734748.jpg)
Статья «Формирование и развитие художественных способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики в современное время. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/16/picture-1340016-1626418561.jpg)
Формирование навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста
Консультация для родителей воспитанников раннего возраста по развитию изобразительной деятельности....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие сенсорных способностей, как средство формирования экологических представлений у детей раннего возраста»
Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробоват...