Развитие сенсорных способностей с использованием навыков изобразительной деятельности у детей младшего возраста
статья по рисованию (младшая группа) по теме
Сенсорное развитие можно включать в любой вид деятельности детей. Например в изобразительную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сенсорных способностей с использованием навыков изобразительной деятельности у детей младшей возраста
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать (тепло, холод), и т.д.
Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
-глаза (зрительное восприятие, мы различаем цвет, форму, величину)
-уши (звуковое восприятие, различные звуки, тише, громче)
-нос (восприятие запахов - обоняние)
-руки (тактильное восприятие-осязание, температура предмета, его структура)
-рот (вкусовое восприятие, кислый, сладкий, температура)
Когда взрослый человек смотрит на лед, у него складывается целостное представление об этом предмете. Лед - белый, холодный, безвкусный, гладкий и т.д. Все это благодаря сенсорному опыту.
Ребенок не может сопоставить все вместе и обобщенно рассказать о каком либо предмете. Прежде ему надо его исследовать, попробовать, подержать в руках. Это из-за нехватки сенсорного опыта.
Сенсорика - это ощущение, сенсорное развитие - направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.
Наша задача предоставить возможность детям исследовать окружающий мир. Помочь ребенку накопить различные ощущения.
Сенсорное развитие можно включать в любой вид деятельности. Например в изодеятельность.
Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, обследовать его, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, тесто, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети успешно овладевают техническими навыками операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления. Уровень сенсорного развития в значительной мере определяет готовность ребенка к школе, а в дальнейшем и уровень его профессиональной деятельности, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
В своей работе я использую нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки. Их особенность состоит в том, что они позволяют детям быстро достигать желаемого результата. Разнообразие используемых материалов расширяет и обогащает сенсорный опыт детей. Доступность использования нетрадиционных технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Свою работу я начинаю с более доступных технологий изодеятельности, постепенно усложняя их.
-Рисование пальцами и ладошками
-Рисование штампами. Самые простые штампы, оставляющие точки и кружочки – это ватная палочка, колпачки от фломастеров, бумажные трубочки, поролон. Можно использовать пробки от шампанского, ластик на конце простого карандаша, любой предмет с интересной фактурой. Очень легко можно изготовить штамп из сырого картофеля, пластилина. Листья деревьев.
-Рисование при помощи трафаретов
-Рисование мятой бумагой.
-Рисование восковыми мелками
-Техника «Паспарту»
-Аппликация из ниток, ткани
-Аппликация из салфеток, тонкой бумаги
-Аппликация с использованием манки
-Лепка из теста
-Пластилинография
Задачи по сенсорики тоже ставятся от простого к сложному:
Соотнесение по цвету
Чередование предметов по величине
Соотнесение по величине
Соотнесение по форме
Группировка по форме
Соотнесение по цвету и величине
Обозначение свойств предметов с помощью цвета
Чередование предметов по цвету
Чередование по цвету с выбором двух из пяти цветов
Группировка по цвету
Работая над этой темой более 9 лет, я могу сказать, что у детей действительно улучшается речь, расширяется словарный запас, развивается мелкая моторика. Дети учатся анализировать, обобщать, становятся внимательнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по изобразительной деятельности у детей младшего возраста на тему: "Давайте познакомимся! Что зa палочки такие?"
Тема: " Давайте познакомимся! Что зa палочки такие?" Цель: вызвать интересу детей к рисованию карандашами, закрепить знания детей о том, как правильно пользоваться карандашами, правильно его дер...
Методическая разработка конспекта по изобразительной деятельности для детей младшего возраста по рисованию "Сказочная птица желаний" автор Маргелова Я.А.
Готовый конспект НОД по рисованию "Сказочная птица желаний"...
Программа социального партнерства с семьей в условиях реализации ФГОСС ДОО по теме «Формирование навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста»
Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности по формированию художественно – эстетического ра...
Стендовый доклад "Зарождение способностей к изобразительной деятельности у детей младшего возраста с помощью нетрадиционных техник рисования"
Зарождение способностейк изобразительной деятельностиу детей младшего возрастас помощью нетрадиционных техник рисования...
Статья «Формирование и развитие художественных способностей на занятиях по изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики в современное время. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения...
Формирование навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста
Консультация для родителей воспитанников раннего возраста по развитию изобразительной деятельности....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие сенсорных способностей, как средство формирования экологических представлений у детей раннего возраста»
Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками». Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима: ребенок все хочет взять в руки, опробоват...