Проект "Нетрадиционные техники рисования"
проект по рисованию (средняя группа) на тему
Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных художественно-графических техник рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akr_2010_razvitie_melkoy_motoriki_posredstvom_netraditsionnyh_metodov_risovaniya.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть. Знакомство детей дошкольного возраста с нетрадиционными приемами рисования …………………………………………6
Глава 2. Практическая часть ………………………………………………………10
2.1. Обследование уровня развития мелкой моторики рук у детей среднего и старшего дошкольного возраста ……………………………………………….10
2.2. Развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных художественно-графических техник рисования …………………………………………………………………….16
2.3. Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных художественно-графических техник рисования …………………………………………………………………….20
Заключение …………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы ……………………………………………..27
Введение
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяется уровень развития мелкой моторики рук.
В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Одним из основных условий и в то же время показателем физического и нервно-психического состояния ребенка является разностороннее развитие его движений (в данном случае имеются в виду движения рук ребенка): чем они многообразнее, тем совершеннее функции нервной системы.
Существует тесная связь между координацией движений и речью, сформированностью мелкой моторики рук и интеллектуальным развитием дошкольника. Исследования Л.А. Панащенко, проводимые с детьми первых недель жизни и включающие массаж кистей рук показали, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Многочисленные исследования специалистов подтверждают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук способствуют также эстетическому развитию детей, помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. По мнению Т.В. Мельниковой, кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий на занятиях по рисованию (штриховка, обводка) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.
Тем не менее надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс. Причин этому несколько. Одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики рук, которые ориентируются на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего).
М.С. Рузина справедливо замечает, что безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако кисть занимает треть всех двигательных проекций, при этом велика и проекция каждого пальца в отдельности. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития тонкой моторики.
Отсюда цель моей работы заключалась в исследовании и анализе педагогических возможностей использования нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики рук у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели я выдвинула перед собой ряд более узких задач:
- составить перспективный план учебно-воспитательной работы, который бы обеспечивал у моих воспитанников эстетическое восприятие художественных образов и предметов окружающего мира;
- создать предметно-развивающую среду для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами для детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и апробировать конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник рисования;
- разработать и апробировать систему развивающих игр и пальчиковых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных изобразительных материалов;
- разработать цикл консультаций для родителей по теме «Творим вместе с детьми».
Педагогическая работа проводилась в 2007 - 2010 г. в 3 этапа:
I этап – поисково-теоретический. На данном этапе я изучила и проанализировала философские психолого-педагогические исследования в контексте развития мелкой моторики рук у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных художественно-графических техник рисования. Мной были определены методология и методика обследования, его инструментарий и понятийный аппарат, проблема, объект, предмет и задачи педагогической работы.
II этап – опытно-практический. На этом этапе я систематизировала полученный материал, выяснила и структурировала первоначальные уровни развития мелкой моторики рук у детей среднего и старшего дошкольного возраста; провела обследование своих воспитанников по методике О.Н. Афанасьевой, разработала и внедрила в педагогический процесс ДОУ технологию обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста нетрадиционным способам рисования.
Педагогическая новизна работы состоит в том, что:
- развитие мелкой моторики рук у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования рассматривается мной как самостоятельная исследовательская проблема;
- мной разработаны и апробированы конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник рисования;
- мной разработана и апробирована система развивающих игр и пальчиковых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных изобразительных материалов;
- мной разработан цикл консультаций для родителей по теме «Творим вместе с детьми».
Методы обследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ продуктов детской изобразительной деятельности, метод наблюдения, беседа.
Кроме того, в моей работе я отразила конкретные процедуры функционального анализа, в частности математический и статистический анализ результатов, полученных в ходе проведения исследовательской деятельности:
- при помощи математического метода мной было получено количественное соотношение детей по уровням (высокий, средний, низкий);
- при помощи статистического метода я определила процентное соотношение детей;
- при помощи графического метода я отразила показатели первичного и контрольного обследования в линейной и круговой диаграммах.
Практическая значимость моей работы заключается в разработке педагогической технологии, направленной на развитие мелкой моторики рук у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Кроме этого, материалы, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы в качестве справочного пособия педагогами дошкольных образовательных учреждений при подготовке к занятиям по изобразительной деятельности в средних, старших и подготовительных группах.
Апробация и внедрение результатов обследования осуществлялись в ходе всех его этапов в МБДОУ ДСКВ № 14 «Солнышко» г. Нижневартовска. Для исследования была взята группа детей из двадцати одного человека среднего, а затем старшего дошкольного возраста.
Глава 1
Теоретическая часть
Знакомство детей дошкольного возраста с нетрадиционными
приемами рисования
Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики рук, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться между собой. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает, по выражению М.С. Рузиной, «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.
Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как неведущая рука оказывается ущербной.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж). Приемы могут быть разными: от простейших дидактических игр до элементов нетрадиционных техник рисования. Важно, рекомендует М.М. Кольцова, вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и навыков психорегуляции.
Я же в своей педагогической работе для развития мелкой моторики рук детей активно использую элементы нетрадиционных техник рисования, что дает мне возможность вовлекать своих воспитанников не только в физическую, но и в художественно-эстетическую деятельность.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
Оттиск печатками из ластика
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатка из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на листике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие блюдца и смятую бумагу.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Монотипия предметная
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
«Знакомая форма – новый образ»
Средства выразительности: изменчивость знакомой формы.
Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда).
Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру.
Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.
Кляксография обычная
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 х 5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Монотипия пейзажная
Возраст: от шести лет.
Средства: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Обследование уровня развития мелкой моторики рук у детей
среднего и старшего дошкольного возраста
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, я приступила к первичному обследованию. Обследование проводилось на базе МБДОУ ДСКВ № 14 «Солнышко» города Нижневартовска. Для исследования была взята группа детей из двадцати одного человек среднего, а затем старшего дошкольного возраста (результаты обследования помещены мной в Приложении 1). В практической части работы ввиду объемности проводимого обследования я представила результаты средней и подготовительной групп.
Цель первичного обследования: выявление исходного уровня сформированности мелкой моторики рук у детей четвертого года жизни.
Работая с детьми, я заметила такие трудности: большинство детей четвертого года жизни удерживали ложку двумя пальцами или брали всей кистью в кулак. Также во время одевания на прогулку дети не могли застегивать пуговицы на куртках, завязывать шнурки на ботинках, завязки на шапках. Трудности были и во время рисования: многие держали карандаши всеми пальцами, а в лепке использовали лишь простые приемы. Все это убедило меня провести обследование уровня сформированности мелкой моторики рук.
Для выявления у детей среднего дошкольного возраста уровня развития мелкой моторики рук я использовала критерии, разработанные А.С. Галановым[1]:
- объем движений пальцев рук;
- переключаемость движений пальцев рук;
- точность выполнения движений пальцами руки.
В соответствии с данными критериями мною были выделены и определены уровни развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Таблица 1
Уровни развития мелкой моторики рук у детей среднего
и старшего дошкольного возраста
Уровень | Уровень развития мелкой моторики рук |
Высокий уровень | Ребенок данного уровня демонстрирует достаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит в полном объеме; имеет достаточную переключаемость: безошибочно выполняет команды тестирующего. Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями: в ходе обследования он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев. Ребенок уверенно демонстрирует точность выполнения движений пальцами: соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности; точно повторяет за тестирующим все линии и заданные фигуры. |
Средний уровень | Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводит не в полном объеме. Переключаемость сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдаются единичные нарушения переключаемости движений руки, характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего. При этом могут быть нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений. Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизвольно начинают разгибаться. В ходе обследования демонстрирует недостаточную точность выполнения движений пальцами: имеют место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур. |
Низкий уровень | Ребенок данного уровня демонстрирует недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводит. Переключаемость не сформирована: в ходе тестирования наблюдаются нарушения переключаемости движений руки, характер действия тестируемого абсолютно не соответствует командам тестирующего. При этом совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений. Ребенок не в полной степени владеет умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы непроизвольно начинают разгибаться. В ходе обследования демонстрирует полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяет пальцы в колечки, проявляет полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур. |
Для исследования мелкой моторики рук я использовала методику, разработанную О.В. Бачиной и Н.Ф. Коробовой[2].
1. Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Цель: диагностирование полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
- Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
- Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
- Под счет раз-два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз).
Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Интерпретация результатов тестирования:
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
Результаты выполнения этого теста, а также других тестов, представленных ниже, я занесла в таблицу по обследованию моторики пальцев ведущей руки, схема которой также дана в Приложении № 1.
2. Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия).
Цель: определение уровня переключаемости движений пальцев доминантной руки.
Ход тестирования:
Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь».
Могут быть нарушены:
- переключение с одного вида движений на другое;
- последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.
3. Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Цель: определение уровня сформированности умения ребенка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
4. Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку (по образцу: педагог показывает – ребенок за ним повторяет) последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем. Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.
5. Тест на определение уровня мелкой моторики рук.
Цель: определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
Ход тестирования:
Тестирующий дает ребенку карандаш и бумагу и предлагает ему повторить по показу рисунок вертикальной, горизонтальной линии, нарисовать вслед за педагогом круг и точку.
Если ребенок проявляет разносторонние способности, можно попросить его скопировать изображение с образца (в этом случае ребенок не должен видеть, как это было нарисовано).
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок точно повторил за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности и ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
В ходе проведения практического обследования на основе представленных выше критериев, я смогла выявить уровни развития мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста. Результаты, полученные в ходе проведения первичного обследования, я обобщила в Таблице 2.
Таблица 2
Уровни развития мелкой моторики рук у детей средней группы
(показатели первичного обследования)
Имя воспитанника | Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | Задание № 5 | Уровень сформированности мелкой моторики рук |
1. Алеша А. | С | С | Н | С | С | С |
2. Катя А. | Н | С | С | С | С | С |
3. Клим Б. | С | С | С | Н | С | С |
4. Нина В. | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
5. Даниил Г. | Н | Н | С | Н | С | Н |
6. Арсений Д. | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
7. Злата Д. | С | С | С | С | С | С |
8. Данил Ж. | Н | С | Н | С | С | С |
9. Ева З. | С | С | С | С | С | С |
10. Нина К. | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
11. Вова К. | С | С | С | С | С | С |
12. Леня К. | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
13. Дамир М. | С | С | С | С | С | С |
14. Лера Н. | С | С | С | С | С | С |
15. Артем П. | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
16. Соня С. | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
17. Арина С. | С | С | С | Н | С | С |
18. Женя Т. | Н | С | С | С | С | С |
19. Ильнур Ф. | С | Н | С | С | С | С |
20. Саша Ч. | С | С | С | С | Н | С |
21. Юля Ш. | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
Таким образом, первичное обследование детей средней группы, проведенное мной в начале года, выявило следующие результаты:
Высокий уровень – 0 чел. 00 %
Средний уровень – 13 чел. 62 %
Низкий уровень – 8 чел. 38 %
Для демонстрации полученных результатов я составила круговую диаграмму и линейную гистограмму, которые наглядно иллюстрируют соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
(Рис.1) Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста (результаты первичного обследования на начало года)
Высокий уровень развития мелкой моторики рук не продемонстрировал ни один испытуемый.
К среднему уровню я отнесла тринадцать детей, что составляет 62% от общего количества детей, задействованных в обследовании. Дети со средним уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводили не в полном объеме. Переключаемость у таких детей была сформирована недостаточно: в ходе тестирования наблюдались единичные нарушения переключаемости движений руки, характер действий тестируемых не соответствовал моим командам. При этом наблюдались единичные нарушения переключения с одного вида движений на другое, а также нарушения последовательности движений.
Дошкольники со средним уровнем сформированности мелкой моторики рук не в полной степени владели умением управлять мышцами-сгибателями: их пальцы начинали непроизвольно разгибаться. В ходе обследования такие дети продемонстрировали недостаточную точность выполнения движений пальцами рук: имели место нарушения точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки, а также ловкости в прорисовывании линий и заданных фигур.
Уровень развития мелкой моторики рук остальных воспитанников (8 человек, что составляет 38% от общего количества детей, задействованных в обследовании) характеризовался как низкий.
Дети с низким уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали недостаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы практически не отводили в сторону. Переключаемость была почти совсем не сформирована: в ходе тестирования наблюдались нарушения переключаемости движений руки, характер действия воспитанников абсолютно не соответствовал моим командам. При этом были совершенно нарушены переключение с одного вида движений на другое, а также последовательность движений.
Дети почти не владели умением управлять мышцами-сгибателями: пальцы у них начинали непроизвольно разгибаться. В ходе обследования дошкольники с низким уровнем сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали полную неточность выполнения движений пальцами: совершенно неточно соединяли пальцы в колечки, проявили полную неспособность и бессилие в прорисовывании линий и заданных фигур.
Таким образом, выявив у детей уровень развития мелкой моторики рук, я пришла к выводу, что мои воспитанники нуждаются в дополнительных занятиях и специальном обучении.
2.2. Развитие мелкой моторики рук у детей
среднего дошкольного возраста посредством использования
нетрадиционных техник рисования
Хочу представить вашему вниманию свой опыт работы в области развития мелкой моторики рук у детей среднего и старшего дошкольного возраста через нетрадиционные художественно-графические техники рисования. Разработанная по данной теме методика была построена на широком и всестороннем использовании игры, что позволяло мне в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче художественных образов через руку.
Первоначально я выделила этапы и принципы построения образовательного процесса.
1 этап - организационный. Он включал в себя ознакомление с новыми нетрадиционными способами рисования, внедрение их в практическую деятельность детей в рамках образовательного процесса в ДОУ.
2 этап - практический. Он включал в себя создание условий для
осуществления работы с детьми в назначенном направлении; изменение образовательного процесса путем внедрения интеграции и новых форм и методов в специально организованные виды деятельности; реализацию поставленных педагогом задач.
3 этап - заключительный. Он включал в себя педагогическое осуществление развития мелкой моторики руки, подведение итогов по реализации плана, а также продолжение поиска разнообразных технологий, повышающих качество образовательного процесса по развитию мелкой моторики рук в группах детей среднего и старшего дошкольного возраста во всех видах деятельности на основе личностного, индивидуально- ориентированного подхода.
Вся проводимая мной работа по развитию мелкой моторики рук была построена по принципу пирамиды, когда каждый этап опирался на предыдущие и служил основанием для следующих. Такая структура отражала особенности мыслительной деятельности ребенка и процесса усвоения им практических навыков.
При построении своей работы по развитию мелкой моторики рук у детей среднего и старшего дошкольного возраста я руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип наглядности.
Основным наглядным материалом выступал показ действий с предметами, пальчиками. Ребенок мог выполнять действия как по показу, так и по образцу. Образцом служили картинки с изображением игр с пальцами, палочками, рисунками, выполненными нетрадиционными способами рисования и т.д.
2. Принцип активности, самостоятельности.
Данный принцип был связан с использованием таких методов и приемов, которые ставили ребенка в активную позицию - он самостоятельно делал открытия, познавал мир. Активности я добивалась через игры с использованием нетрадиционных графических материалов.
3. Принцип системности и последовательности.
Для того чтобы реализовать этот принцип, мной был составлен план работы по формированию и развитию у детей мелкой моторики рук в разных видах деятельности. В плане четко прослеживается поэтапная работа с детьми с постепенным и последовательным переходом от простейших движений и игр к более сложным.
4. Принцип прочности.
Этот принцип предполагал связь обучения с повседневной жизнью и привычной деятельностью детей.
Работая в средней группе и понимая важность и значимость развития мелкой моторики рук для общего интеллектуального и эстетического развития ребенка-дошкольника, я пришла к выводу о необходимости проведения такой работы. Чем лучше тренированы пальцы, тем быстрее заговорит ребенок, и тем более яркий образ создаст в своей художественно- эстетической деятельности. Всю свою работу по развитие пальцев рук и координации движений в средней группе я разделила на три этапа.
На первом этапе изучила соответствующую литературу по выбранной мною теме.
На втором этапе подобрала и подготовила соответствующий материал для работы по развитию мелкой моторики рук соответственно возрасту детей. Для этого я создала предметно - развивающую среду, а именно: выделила в группе специальный уголок, где подобрала материал для развития пальцев рук (мелкие волчки, клубочки ниток разного цвета для перематывания, мягкие вкладыши из полимерного материала, состоящие из двух-трех частей, пластилин для создания лепных фигурок, рамки с застежками для застегивания и расстегивания пуговиц, шнуровка, леска для нанизывание бус и колечек, разной толщины веревочки и проволочки, цветные палочки разной длины для выкладывания различных предметов, картинки, состоящие из двух-трех частей, кубики с цветными вкладками для создания предметных рисунков, плоские тарелочки для выкладывание бусинок, гороха, риса, фасоли, орехов, арбузных семечек, дидактические игры «Найди на ощупь») и т.д.
За время работы в группе был накоплен богатый игровой материал, направленный на развитие мелкой моторики рук моих воспитанников.
Работая над совершенствованием мелкой моторики рук, я ставила перед собой следующие задачи:
- совершенствовать и укреплять мелкую моторику рук у детей среднего дошкольного возраста;
- формировать мотивационную готовность детей к овладению практическими навыками и умениями;
- расширять кругозор детей через разнообразные пальчиковые игры;
- способствовать развитию воображения, внимания, памяти и умственных способностей.
Моя работа была связана со всеми видами детской деятельности и осуществлялась в двух формах:
1) индивидуальные занятия;
2) подгрупповые занятия.
На индивидуальных занятиях я учила своих воспитанников рациональным приемам обследования предметов - работать обеими руками. При обследовании сразу проговаривала последовательность движения рук: ощупывание, нажатие, постукивание об стол и т.д.
Играли в игры: «Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь», «Найди такое же», «Нащупай и вытащи из мешочка» все мягонькие предметы, все холодные предметы, все колючие, как ежик, предметы и т.д. На занятиях в специально-организованной деятельности работу проводила с подгруппой детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Все свои занятия я строила от простого к сложному, используя их разные формы. Детям давала разные виды заданий, что зависело от степени сформированности мелкой моторики рук. Задания выполняли сначала упрощенные, такие как: провести линию, дорожку, не отрывая карандаш от бумаги; нарисовать круг; нарисовать точку; нарисовать палочку; нарисовать травку и др.
По мере того, как дети усвоили действия, я усложнила задания, включив элементы нетрадиционных техник рисования: нарисуй много палочек своими пальчиками; обведи свою ладошку и скажи, на что она похожа; нарисуй забор из палочек при помощи веревочки и акварельных красок; нарисуй матрешке бусы при помощи пальчиков; нарисуй на дереве яблочки отпечатком картофеля или при помощи пальчиков; нарисуй клубочки при помощи ниточки и акварельных красок; нарисуй много клубочков (мало клубочков); нарисуй кукле пуговку обратной стороной кисточки; нарисуй дождик при помощи зубной щетки; нарисуй падающие снежинки тычком жесткой кисти; нарисуй пальчиками витамины в банке и др.
После проведенной работы в конце года я провела вторичное обследование, которое выявило следующие результаты:
Высокий уровень – 2 чел. 10 %
Средний уровень – 14 чел. 66 %
Низкий уровень – 5 чел. 24 %
Для демонстрации полученных результатов я составила круговую диаграмму и линейную гистограмму, которые наглядно иллюстрируют соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста.
(Рис.2) Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста (результаты вторичного обследования на конец года)
Как показало вторичное обследование, высокий уровень сформированности мелкой моторики рук в отличие от результатов первичной диагностики имеют уже двое детей, что составляет 10% от общего количества дошкольников, задействованных в тестировании. Двое дошкольников перешли на высокий уровень со среднего, улучшив его показатели по сравнению с первичным обследованием на 10%.
Средний уровень сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали четырнадцать дошкольников, что составляет 66% от общего количества детей, задействованных в обследовании. Три человека перешли на средний уровень с низкого, улучшив его показатели на 4%.
Остальные дошкольники, а их в отличие от результатов первичной диагностики на начало года всего пятеро, в ходе проведения вторичного обследования продемонстрировали пока низкий уровень сформированности мелкой моторики рук, что составляет всего 24% от общего количества воспитанников средней группы. По сравнению с первичными результатами, процентный состав дошкольников низкого уровня уменьшился на 14%.
2.3. Развитие мелкой моторики рук у детей
старшего дошкольного возраста посредством использования
нетрадиционных техник рисования
В старшей и подготовительной группе я продолжила развитие мелкой моторики рук у своих воспитанников посредством использования нетрадиционных техник рисования.
В начале года в подготовительной группе я провела первичное обследование детей, которое выявило следующие результаты.
Таблица 3
Уровни развития мелкой моторики рук у детей подготовительной группы
(показатели обследования на начало года)
Имя воспитанника | Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | Задание № 5 | Уровень сформированности мелкой моторики рук |
1. Алеша А. | С | С | Н | С | С | С |
2. Катя А. | В | В | С | В | С | В |
3. Клим Б. | С | С | С | Н | С | С |
4. Нина В. | С | С | С | С | Н | С |
5. Даниил Г. | Н | Н | С | Н | С | Н |
6. Арсений Д. | С | С | Н | С | Н | С |
7. Злата Д. | С | С | С | С | С | С |
8. Данил Ж. | Н | С | Н | С | С | С |
9. Ева З. | В | В | С | В | В | В |
10. Нина К. | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
11. Вова К. | С | С | С | С | С | С |
12. Леня К. | С | С | Н | С | С | С |
13. Дамир М. | С | С | С | С | С | С |
14. Лера Н. | В | С | В | В | С | В |
15. Артем П. | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
16. Соня С. | С | С | С | С | С | С |
17. Арина С. | В | В | В | В | В | В |
18. Женя Т. | Н | С | С | С | С | С |
19. Ильнур Ф. | С | Н | С | С | С | С |
20. Саша Ч. | В | С | В | В | В | В |
21. Юля Ш. | С | Н | С | С | С | С |
Таким образом, первичное обследование детей подготовительной группы, проведенное мной в начале года, выявило следующие результаты:
Высокий уровень – 5 чел. 24 %
Средний уровень – 13 чел. 62 %
Низкий уровень – 3 чел. 14 %
Для демонстрации полученных результатов я составила круговую диаграмму и линейную гистограмму, которые наглядно иллюстрируют соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей подготовительной группы.
(Рис.3) Процентное соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста подготовительной группы (результаты первичного обследования на начало года)
Высокий уровень развития мелкой моторики рук продемонстрировали пятеро детей, что составляет 24% от общего количества детей, задействованных в обследовании. К среднему уровню я отнесла тринадцать детей, что составляет 62% от общего количества детей подготовительной группы. К низкому уровню я отнесла всего троих воспитанников, что в процентном соотношении составляет 14%.
Выявив у детей динамику развития уровня сформированности мелкой моторики рук и увидев положительные результаты своей работы, я решила продолжить обучение воспитанников в этом направлении. В связи с чем наметила для себя направления работы, в которых нуждались дети подготовительной группы:
1. Развитие восприятия, фантазии, и как следствие, пополнение запаса графических образов;
2. Формирование действия замысливания графического образа;
3. Формирование действия комбинирования графических образов;
4. Формирование технических умений и навыков по изображению графических образов с использованием элементов нетрадиционных техник рисования.
Отсюда цель педагогической работы в подготовительной группе – развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи работы:
1) Развивать эстетически-интеллектуальное восприятие окружающего мира;
2) Развивать художественно-творческие способности по замысливанию образа;
3) Формировать технические умения и навыки по его изображению посредством нетрадиционных техник рисования.
Реализация системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования опиралась на решение следующих более узких задач:
1) Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика.
2) Познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показать отличие графики от живописи.
3) Вызвать у детей интерес к контурной линии как средству выразительности в рисунке, к ее образным превращениям, видоизменениям.
4) Познакомить дошкольников с выразительными особенностями точки как средства графического языка, ее декоративными возможностями.
5) Познакомить детей с выразительными особенностями штриха как средства графического языка. Показать особенности штриховых движений, выразительные возможности штриха при создании графического образа.
6) Познакомить детей с таким способом изображения, как пятно, показать его выразительные возможности, поупражнять детей в его освоении.
7) Познакомить детей с таким способом изображения, как силуэт, показать его выразительные возможности, поупражнять детей в его освоении.
8) Вызвать интерес, эмоциональный отклик на такой способ изображения графического образа, как кляксография и ниткография.
9) Развивать творческое воображение детей, желание использовать полученные знания при изображении графического образа на бумаге.
Развитие мелкой моторики рук в рисовании я осуществляла в три этапа.
I этап – ознакомительный. Дошкольник не может замыслить оригинальный графический образ без знания теории графики. Поэтому на данном этапе я познакомила воспитанников с графикой как видом искусства, дети узнали специфические особенности графики, а также чем искусство графики отличается от искусства живописи.
На данном этапе я решала следующие задачи:
1. Вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид искусства, как графика.
2. Познакомить с видами графики и особенностью их средств выразительности, показать отличие графики от живописи.
3. Способствовать тому, чтобы дети использовали полученные знания в своей творческой работе, при создании своих графических образов.
II этап – мотивационно-практический. Дошкольник не сможет замыслить оригинальный графический образ без знания выразительных средств графики. Поэтому на данном этапе дети подготовительной группы познакомились с декоративными возможностями штрихов и точек, а также с возможностями контурной линии.
На данном этапе я решала следующие задачи:
1. Вызвать у детей интерес к контурной линии как средству выразительности в рисунке, к ее образным превращениям, видоизменениям;
2. Показать детям возможности контурной линии при изображении характера героев;
3. Поупражнять детей в изображении контурной линией характера персонажей;
4. Познакомить их с выразительными особенностями точки и штриха как средств графического языка, их декоративными возможностями.
III этап – творческий. На данном этапе я развивала ассоциативное мышление и творческое воображение дошкольников, усиливали их желание использовать полученные знания при реализации графического образа на бумаге.
На данном этапе я решала следующие задачи:
1. Развивать воображение, фантазию, ассоциативное мышление, интерес к творческой деятельности.
2. Познакомить детей с таким способом изображения, как пятно, показать его выразительные возможности, поупражнять детей в его освоении.
3. Вызвать у детей интерес к такому способу графического изображения, как силуэт.
4. Обратить их внимание на особенности работы данным способом, поупражнять детей в этом способе.
Нельзя сказать, что каждый формирующий этап был использован мной автономно, полностью изолированно от других. Напротив, проводя то или иное занятие, я старалась давать детям и теоретические знания, и обучать их какому-либо способу нетрадиционного графического изображения образа.
В конце года я снова провела обследование детей и получила следующие результаты.
Высокий уровень – 11 чел. 52 %
Средний уровень – 10 чел. 48 %
Низкий уровень – 0 чел. 38 %
Таблица 4
Уровни развития мелкой моторики рук у детей подготовительной группы
(показатели обследования на конец года)
Имя воспитанника | Задание № 1 | Задание № 2 | Задание № 3 | Задание № 4 | Задание № 5 | Уровень сформированности мелкой моторики рук |
1. Алеша А. | С | С | Н | С | С | С |
2. Катя А. | В | В | С | В | С | В |
3. Клим Б. | С | С | С | Н | С | С |
4. Нина В. | С | С | С | С | Н | С |
5. Даниил Г. | Н | Н | С | Н | С | Н |
6. Арсений Д. | С | С | Н | С | Н | С |
7. Злата Д. | С | С | С | С | С | С |
8. Данил Ж. | Н | С | Н | С | С | С |
9. Ева З. | В | В | С | В | В | В |
10. Нина К. | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
11. Вова К. | С | С | С | С | С | С |
12. Леня К. | С | С | Н | С | С | С |
13. Дамир М. | С | С | С | С | С | С |
14. Лера Н. | В | С | В | В | С | В |
15. Артем П. | Н | Н | Н | Н | Н | Н |
16. Соня С. | С | С | С | С | С | С |
17. Арина С. | В | В | В | В | В | В |
18. Женя Т. | Н | С | С | С | С | С |
19. Ильнур Ф. | С | Н | С | С | С | С |
20. Саша Ч. | В | С | В | В | В | В |
21. Юля Ш. | С | Н | С | С | С | С |
Для демонстрации полученных результатов я составила круговую диаграмму и линейную гистограмму, которые наглядно иллюстрируют соотношение уровней сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста подготовительной группы.
Как показало вторичное обследование на конец года, высокий уровень сформированности мелкой моторики рук в отличие от результатов первичной диагностики имеют уже не пятеро, а одиннадцать детей подготовительной группы, что составляет 52% от общего количества дошкольников, задействованных в тестировании. Шестеро дошкольников перешли на высокий уровень со среднего, улучшив его показатели по сравнению с первичным обследованием на 28%.
Дети с высоким уровнем развития мелкой моторики рук демонстрируют достаточную амплитуду движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отводят в полном объеме; имеют достаточную переключаемость: безошибочно выполняют команды тестирующего; владеют умением управлять мышцами-сгибателями: в ходе обследования они удерживают заданную позу, не разжимая пальцев.
Дети данного уровня уверенно демонстрируют точность выполнения движений пальцами: соединяют пальцы колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности; точно повторяют за тестирующим все линии и заданные фигуры.
Средний уровень сформированности мелкой моторики рук продемонстрировали десять дошкольников, что составляет 48% от общего количества детей, задействованных в обследовании. Три человека перешли на средний уровень с низкого, улучшив его показатели на 14%.
Низкий уровень сформированности мелкой моторики рук не продемонстрировал ни один из детей подготовительной группы, что дает мне право утверждать об эффективности проделанной мной работы в данном направлении.
Заключение
Итак, тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовка кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Упражнения по развитию мелкой моторики влияют на развитие умственных способностей детей, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить и реализовывать замыслы, на потребность в полноценном речевом окружении и общении, на усвоение нового вида речи - письменной, и в конечном итоге - на формирование человека, который должен расти и тянуться к знаниям.
Упражнения по развитию мелкой моторики рук, выполняемые систематически, сообразно возрасту ребенка, начатые как можно раньше, служат не только механическому укреплению кисти руки, но и:
а) способствуют четкому артикуляционному укладу;
б) улучшают иннервацию артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти);
в) активизируют речедвигательный отдел коры головного мозга;
г) нормализуют психику ребенка;
д) учитывая пластичность ЦНС ребенка, помогают корректировать
дефекты в речи.
Вторичная диагностика наглядно показала, что в процессе развития мелкой моторики рук посредством использования нетрадиционных техник рисования у моих воспитанников усовершенствовались зрительно-двигательная координация, мелкая моторика, дети стали более свободно и уверенно использовать нетрадиционный изобразительный материал, меньше испытывать трудности при работе с пластилином и природным материалом, у них улучшились память, внимание, мышление, но самое главное – в них проснулась неиссякаемая фантазия и появилось желание творить.
Список использованной литературы
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами: Определение ведущей руки и уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М., 2006.
- Белая А.Е., Мурясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. - 1985.
- Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. - М., 1985.
- Вольнова Л.Н. Движение – мысль – слово. Пальчиковые народные игры для детей. - Пермь, 1999.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет. – М., 2006.
- Ганичева И.В. Развитие мелкой моторики (микроуровень) // Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного возраста. – М., 2004.
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1980.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1985.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет. – М., 2005.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятия с детьми 2-7 лет. – М., 2006.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 1991.
- Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Р.Т. Казаковой. – М., 2004.
- Ракова Л.П. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - М., 2001.
- Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. – М., 2002.
- Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1973.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / Авторы-сост. В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – М., 1985.
- Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. Книга для воспитателя детского сада. – М., 1992.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программы, конспекты: Старшая группа. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2002.
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет. – М., 2006. – С. 59.
[2] Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами: Определение ведущей руки и уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М., 2006. – С. 80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техники нетрадиционного рисования"
Нетрадиционная техника рисования открывает возможности развития у детей творческих способностей,фантазии,воображения.Только нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяюткаждому ребенку бо...
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию во второй младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования Техника рисования “Пальцевая живопись” Тема: “Желтый одуванчик”
Задачи:· Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики....
Мастер класс на тему: «Рисование природы по технике С.Погодиной» «Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»
laquo;Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»...
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Виды техники нетрадиционного рисования.
В статье рассматривается роль нетрадиционного рисования как эффективное средство формирования личности, развитие и совершенствование психических процессов и творческих способностей детей...
Конспект занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования « Волшебный лес » . Техника « печать листьями».
Конспект занятия по рисованию с использованием ...
Консультация на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.Виды техник нетрадиционного рисования»
Виды техник нетрадиционного рисования...
Мастер-класс. Художественно – эстетическое развитие «Нетрадиционные техники рисования». Техника « Рисование клеем, солью и красками»
Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования. Задачи:• Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью и клеем.• Повы...