Дидактические игры по ИЗО
картотека по рисованию (средняя группа) на тему

ИГРЫ по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_po_izo.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Составь букет


Цель: 
1. Научить детей различать тёплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия
2. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные (цвета) — и поупражнять в употреблении этих слов
Игровой материал:
1. 2 картинки. На каждой нарисовала цветочная ваза. В вазах зелёные стебли. На концах стеблей наклеить кружки нейтрального цвета (серые, белые) из фланели или бархатной бумаги. На одной вазе узор теплого цвета, на другой — холодного.
2. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета:
голубые, синие, фиолетовые (холодные тона); жёлтые, оранжевые, красные (тёплые тона). С обратной стороны цветки подклеить бархатной бумагой или фланелью.

Ход игры 
Воспитатель показывает детям картинки с вазами и предлагает составить 2 букета: один из цветков тёплого цвета, который напоминает цвет огня. А другой — холодных тонов, которые похожи на цвет неба, воды, льдин.
Педагог ставит фланелеграф, на котором в беспорядке прикрепляет головки цветков. Для выполнения упражнения он вызывает двух или четырёх детей. Дети находят нужные цветки и прикрепляют их на концы стеблей, потом рассказывают о своих букетах, например: «Я составил букет из красных, оранжевых и жёлтых цветков, Мой букет из цветков тёплых тонов» Или «Мой букет из цветков холодных тонов — голубых, синих и фиолетовых»


Оденем кукол на прогулку


Цель: 
1. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета.
2. Учить детей рассказывать об одежде для кукол, используя в речи сложноподчинённые предложения типа «Шапочка на кукле темнее, а сапожки светлее, чем пальто».
Игровой материал:
1. Панно с четырьмя куклами в зелёном, красном, коричневом и синем пальто. Волосы и чулки у кукол вырезаны на фланельки или бархатной бумаги.
2. 8 шапочек и 8 пар сапожек. Половина шапочек и сапожек более светлых оттенков, чем пальто, остальные — более тёмных. С обратной стороны шапочки и пальто подклеены бархатной бумагой или фланелью.

Ход игры 
Воспитатель демонстрирует детям пальто. Спрашивает, какого цвета пальто на куклах. Обращает внимание детей на то, что куклы ещё не полностью одеты для прогулки: надо надеть на них шапочки и сапожки. Выставляет фланелеграф, на нём — шапочка и сапожки. Предлагает одеть куклу в красном пальто, подобрав для неё сапожки, которые светлее пальто, и шапочку, которая тоже светлее пальто.
Вызванный ребёнок выбирает шапочку, сапожки и «надевает» их на куклу, а потом рассказывает, как она одета: «На кукле красное пальто. Шапочка и сапожки тоже красные, но светлее, чем пальто».
Далее педагог приглашает к столу сразу троих детей — они подбирают шапочки и сапожки для остальных кукол.
Затем задания видоизменяются: троим детям предлагают надеть на кукол более тёмные шапочки и сапожки, чем пальто.
В заключение игры дети подбирают шапочки темнее, а сапожки светлее, чем пальто, и наоборот (На кукле шапочка темнее, а сапожки светлее, чем пальто).


Уточним цвет предметов


Цель: 
1. Упражнять детей в различении цвета предметов; учить
различать близкие цвета: красный -  оранжевый, красный -— розовый, розовый - — сиреневый, синий –  голубой и др.

2. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными: голубая незабудка
3. Упражнять в составлении предложений с союзом а: помидор красный, а морковь оранжевая.
Игровой материал:
1. Таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, незабудки и спины, розы и сирени, василька и баклажана. Одно растение на каждой таблице изображено в цвете и прикрыто листком бумаги, приклеенным сверху, другое — прорезано силуэтно, сзади имеется конверт, куда вставляют цветной бумажный прямоугольник.
2. Цветные бумажные прямоугольники: красный, оранжевый, розовый, сиреневый, голубой, синий, фиолетовый.

Наведём порядок


Воспитатель заранее произвольно вкладывает в конверты с силуэтными изображениями растений прямоугольники. Начинает игру с того, что предлагает детям навести порядок и разложить прямоугольники в те конверты, где нарисованы овощи, фрукты или цветы соответствующего цвета.
После выполнения задания воспитатель поочерёдно открывает прикрытые листком изображения растений, а дети называют цвета («Незабудки голубые, а сливы синие»).


Укрась шапку, шарф, рукавички


Цель: 
1. Закрепить знания детей об основных цветах спектра.
2. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат треугольник.

Ход игры 
1-й вариант
Воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички. Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию воспитателя: «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами»
2-й вариант
Воспитатель предлагает украсить одежду определенными геометрическими фигурами: «Укрась варежки кружками»

 


Какие цвета использованы?

Цель: 
Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки:
тёмно-красный, светло-оранжевый, ярко-желтый и др.
Игровой материал:
1. Панно с аппликационными изображениями петуха. Он выполнен из частей пяти цветов: красного, оранжевого, синего, коричневого и жёлтого. Каждый цвет представлен двумя оттенками — светлым и тёмным или ярким и тёмным. Внизу под петухом —10 клеточек с кармашками или длинная полоска из фланели, разделённая на 10 клеток.
2. 10 цветных квадратиков, наклеенных на бархатную бумагу (или фланель).

Ход игры 
Воспитатель демонстрирует детям панно. Рассказывает:
«Когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу пяти цветов, но каждый цвет был двух оттенков: светлого и темного или яркого и темного. Нужно внимательно посмотреть на петуха, отметить (назвать) детали красного цвета и подобрать такого же цвета квадратики». Вызывает ребенка «У петушка красный гребешок и тёмно-красные сапожки», - говорит девочка и откладывает 2 квадратика соответствующего цвета и оттенков. Следующий ребёнок рассказывает: «У петушка оранжевые и светло-оранжевые пёрышки на шее». Аналогичным образом отмечаются все остальные цвета и оттенки: жёлтые и ярко-жёлтые перья на грудке и на боках, синие и тёмно-синие перья на хвосте, коричневые и тёмно-коричневые перья на крыльях.




Цветное лото
(настольная игра)


Цель: 
Развивать у детей умения различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.
Игровой материал:
1. 4 карты, разделённые на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета, но разных оттенков: красного –  звезда, флажок, цветок, вишни; жёлтого –  лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого –  виноград, ель, лист растения, огурец; синего –  василек, колокольчик, сливы, воздушный шар.

2. Бумажные квадратики таких же цветов и оттенков.

Ход игры 
Воспитатель раздаёт детям карты, а посредине стола кладёт 16 квадратиков четырех разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах, и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие оттенки какого цвета использованы художником. Например: «У меня все предметы жёлтого цвета, но разных оттенков. Лимон — светло-жёлтый, подсолнух — ярко-жёлтый, груша — темно-желтая» Или: «У меня синие предметы, но разных оттенков. Самый темный синий цвет — это слива, самый яркий — василёк, самый светлый — колокольчик»


Подбери чашки к блюдцам


Цель: 
Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета.
Игровой материал:
Наборное полотно, блюдца и чашки разных цветов и оттенков (вырезанными из бумаги и наклеенными на картон). В блюдцах можно сделать прорези, чтобы вставлять чашки.

Ход игры 
Чашки лежат посредине стола цветной стороной вниз. Каждый играющий берёт по 2-З чашки и называет цвет блюдец, которые ему нужны.
Если ребёнок правильно назвал цвета, воспитатель (а позже — ребёнок, который исполняет роль ведущего) подбирает ему нужное блюдце. Если ребёнок неправильно определил цветовой оттенок, блюдце ему не выдаётся.


Радужный хоровод


Цель: 
1. Закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности.
2. Упражнять в умени рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрёшек.
Игровой материал:
1. Длинный конверт с семью матрёшками, у которых прорезаны силуэты сарафанов и кокошников.
2. 7 прямоугольников из бумаги всех цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
З. Картинка с изображением радуги

Ход игры 
Воспитатель ставит перед детьми на доске (мольберте) конверт с изображениями матрёшек и рассказывает: «Семь подружек-матрёшек устроили хоровод и увидели в небе семицветную радугу. Захотели они быть похожими на неё и решили надеть сарафаны таких же цветов, но забыли, в каком порядке расположены цвета в радуге. А вы, дети, пом- ните? Вот семь прямоугольников таких же цветов, как дуги в радуге. Давайте сделаем радужный хоровод матрёшек»
Дети по очереди вставляют в конверты по одному цветному прямоугольнику. Потом воспитатель спрашивает, правильно ли подобрали цвета сарафанов и кокошников, в таком ли порядке, как в радуге. Для проверки показывает картинку с изображением радуги и просит рассказать, как же одеты матрёшки в хороводе «Первая матрешка в красном сарафане и кокошнике, вторая в оранжевом, третья...» и т.д. Подводя итоги, воспитатель обращает внимание детей на постепенный переход цвета от красного к фиолетовому.


У кого какой предмет?

Цель:
1. Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков (ведущих); развивать наблюдательность.
2. Обогащать словарь дошкольников за счёт существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества. И т.п.
Игровой материал:
Парные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями:
2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;
2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;
2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста;
2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной кармашек наверху, у другой — два внизу;
2 фартука разного покроя с разной вышивкой;
2 ведра, разные по форме и цвету;
другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.

Ход игры: 
Воспитатель кладёт перед детьми по 2-З пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета» Вызывает ребёнка и предлагает ему вместе рассказывать про рубашки.


В-ль. На моей картинке –  рубашка. –

 Ребёнок. На моей –  тоже рубашка.
В-дь. У меня рубашка с длинными рукавами. Они для осенне-зимнего сезона.
Ребёнок. У меня рубашка с короткими рукавами, для весенне-летнего сезона.
В-дь. Моя рубашка клетчатая.
Ребёнок. А моя полосатая.
В-ль. У рубашки один карман, расположенный ва левой стороне груди.
Ребёнок. У рубашки два кармана, расположенных снизу. Другому ребёнку воспитатель предлагает вместе рассказать о рыбках.
В-дь. У меня рыбка красного цвета.
Ребёнок. А у меня голубого
В-ль. У моей рыбки большой хвост.
Ребёнок. У моей маленький.
Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном упражнении дети могут сравнивать однородные предметы самостоятельно. В этом случае воспитатель следит за ходом игры, за правильностью сравнений.




За покупками в магазин

Цель:
Упражнять детей в выборе предмета путём исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить в речи сложноiюдчш4вные предложения.
Игровой материал:
1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трёх-четырёх одинаковых игрушек, отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями)
2. Картинки:
автомобили: фургон, грузовик, самосвал (З картинки); пирамидки разного размера с колпачками разного цвета (З картинки);
медвежата: один — чёрный, 2— коричневых, у одного бантик на шее, один — в полосатых штанишках, один — в комбинезончике (З картинки);
неваляшки: у первой на платье пояс с пряжкой, у второй на платье мелкие пуговицы и бант, третья в зелёном платьице (З картинки)


Футболисты


Цель: 
Воспитывать у детей умение различать светлые и тёмные цвета, группировать их, употреблять названия светлые (цвета), тёмные (цвета)
Игровой материал:
1. 2 длинных картонных конверта, на которых изображены по 5 футболистов с прорезанными силуэтами маек. Одна команда в белых трусах, другая — в черных.
2. 5 прямоугольников светлых тонов: розового, жёлтого, голубого, светло-зелёного, сиреневого; 5 прямоугольников тёмных тонов: тёмно-красного, тёмно-синего, тёмно-зелёного, фиолетового, коричневого.

Ход игры 
Воспитатель ставит на доску 2 конверта с изображениями футболистов и рядом в беспорядке помещает цветные прямоугольники. Рассказывает: «Перед вами две футбольные команды. Команда слева называется «Перед вами две футбольные команды. Команда слева называется «Солнышко», а команда справа — «Гроза». Их прозвали так потому, что футболисты «Солнышка» всегда надевают светлые майки, а футболисты «Грозы» - тёмные. Давайте поможем игрокам подобрать цветные майки. Эти десять прямоугольников нужно распределить на две группы. В одну группу должны войти все прямоугольники светлых цветов, в другую — тёмных».
Воспитатель вызывает детей для выполнения задания. Спрашивает, какую команду ребенок будет одевать. Дети вставляют прямоугольники в конверты, называя при этом их цвет: «Розовый, голубой... ». Педагог уточняет термин «тёмные цвета».
Затем воспитатель снимает с доски конверты, поворачивает их изображения к себе и предлагает по цветам маек определить, из какой команды футболист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...