Рабочая программа по художественному творчеству дошкольников «Страна фантазий»
рабочая программа по рисованию на тему

Федюк Марина Владимировна

 

 Рабочая программа

по художественному творчеству дошкольников

«Страна фантазий»

на 2014-2015 учебный год

педагога дополнительного образования

ГБДОУ № 14 Федюк М.В.

 

 

Пояснительная записка.

 

«Истоки творческих способностей и

дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли.

Другими словами: чем больше мастерства

 в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

 

Ведущая роль в становлении личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности передачи различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

Художественная деятельность, связана с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, с процессом восприятия и познания, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественное воспитание оказывает влияние на важные задачи, связанные с необходимостью гармоничного развития личности, поэтому место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Учитывая возрастные особенности детей 3-6 лет, доминирующей может быть сказочно-игровая форма преподнесения нового материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры-импровизации и т. п. придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

Система художественно-творческих заданий рассчитана на одно-два занятия в неделю, в зависимости от возраста. Каждая тема может быть реализована в изобразительных, декоративных и конструктивных видах деятельности, что способствует вариантному подходу к осмыслению той или иной развивающей (учебно-воспитательной) задачи. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, помогает развить свои дарования.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается внимание, наблюдательность, воображение, абстрактное и логическое мышление.

Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят решение в проекте по художественному творчеству «Страна фантазий». Раскрытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализоваться в учебе, творчестве и общении. Направить в этих стремлениях призвана данная программа.

 

Цель программы.

 

Цель данной программы: развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в процессе изобразительной деятельности. Через зрительный анализ окружающего мира прийти к восприятию предметов изобразительного искусства, а также к умению абстрактно мыслить. Развить способности к ассоциативному, а значит, к креативному (необычному, изобретательному, затейливому, находчивому) мышлению и таким образом помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

 

Основные принципы программы.

 

Принцип поэтапности «погружения» в программу. Является самым ответственным, т.к. программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступить к освоению этапа минуя предыдущий, то работа может не принести ожидаемого результата.

Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного — максимально сложного задания.

Принцип сравнения подразумевает разнообразие вариантов решения заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

 

 

Задачи программы.

 

·         Формировать устойчивый интерес к изобразительной и прикладной деятельности.

·         Развивать у детей художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, изобретательность, умение восхищаться красотой и замечать в неприметном — значительное.

·         Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Поощрять навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу.

·         Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазий, смелость в изложении собственных замыслов, через адекватные средства художественного выражения (цвет, форма, линия, объем и т. п.)

·         Обучить детей искусству наброска (схематичному способу передачи изображения через геометрические фигуры), усвоив который ребенок сможет самостоятельно нарисовать различные предметы, животных, а также людей.

·         Обучать специальным технологиям работы с различными художественными материалами, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения. Поддерживать умения детей пользоваться как традиционными техниками изображения, так и нетрадиционными и смешивать две этих техники для осуществления своих замыслов.

Программа включает в себя широкое использование иллюстрационного материала; работу по сравнительному анализу различных видов искусства (живопись, графика, музыка, поэзия); игры-занятия, развивающие абстрактное мышление; использование методических пособий, дидактических игр и художественных работ детей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога. Кроме того, детские работы могут служить зрительной информацией для родителей и украшением интерьера.

 

 

Виды деятельности детей и педагога.

 

Для обеспечения органичного обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

·         Изложение учебного материала в форме игры, беседы. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов, через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально.

·         Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель — творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

·         Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Могут быть организованны сменные выставки, лучшие работы оформлены в паспарту или рамки. Поскольку работы дошкольников не оцениваются, педагог может анализировать детское творчество по степени активности детей в процессе изложения материала или по уровню освоения тех или иных художественных приемов в творческой работе.

·         Планируя занятие, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащение изостудию. В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.

·         По содержанию практические занятия в основном делятся на изобразительное искусство (живопись, графика) и художественный труд (конструирование, аппликация, коллаж). Программа предполагает проведение интегрированных занятий с использованием различных видов коллажа, использование в работах детей нетрадиционных техник изображения.

 

 

Организация процесса восприятия.

 

Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребенка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектом. Если процесс созерцания не доставляет ему удовольствия, то и сам предмет, попавший в поле его внимания, перестает быть для него интересным. Интерес любого занятия во многом будет зависеть от интуиции педагога, от его умения использовать любую неожиданную ситуацию в педагогических целях.

Удивление, возникающее у ребенка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия. Педагог, используя метод сравнения и сопоставления реального объекта со сказочным или необычным, определяет значимость вещи, ее эстетическую ценность. Так, постепенно в сознании ребенка формируются представления о многообразии форм и способов выражения, которые художник использует в процессе реализации своего замысла.

 

 

Практическая деятельность детей.

 

Ребенок дошкольного возраста имеет маленький опыт в освоении образного языка искусства, его нужно многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и.т.п.

В течение учебного года дети, занимающиеся по программе «Стана фантазий» осваивают на доступном им уровне способы изобразительной, конструктивной, декоративной деятельности и постепенно приобретают первичные навыки работы с гуашью, акварелью, восковым мелком, пластилином и т.п.

Активно используются нетрадиционные техники художественного изображения. Дети младшего возраста рисуют пальчиками, ладошками, ручками, ватными палочками, поролоном и т.д. Дети старшего дошкольного возраста добавляют в свой опыт такие способы изображения как оттиск, мятая бумага, монотипия, рисование ниткой, зубной щеткой и т.п.

 

Программа для детей младшей и средней групп.

 

Проект по художественному творчеству «Страна фантазий» включает в себя 36 занятий в год (1 раз в неделю) для младшей и средней групп. Работа на этом этапе является очень ответственной, поскольку именно сейчас происходит «закладка фундамента будущего здания». Результаты работы будут видны не сразу, а лишь тогда, когда дети научатся свободно владеть карандашом, кистью и другими художественными инструментами, воспринимать форму и композицию.

Для этого уже в младшей группе необходимо заинтересовать ребенка творческим процессом, чтобы каждое занятие было эмоциональным, включало в себя игровые моменты, разнообразные и красочные материалы. Для практической работы предпочтительней использовать гуашь. Кисти широкие — среднего размера, круглой формы, различной жесткости.

Дети узнают, что различие форм зависит от:

  • инструмента (кисти, карандаши, фломастеры, мелки оставляют на бумаге разные следы).
  • движение руки с инструментом (толщина и цвет линии).
  • правильной организацией рабочего стола.

 

Задачи.

 

  1. Раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед листом бумаги. «Ты справишься, у тебя все получится, давай попробуем вместе».
  2. Развивать подвижность руки. Объяснить особенности обращения с кистью — как следует правильно держать, чтобы было удобно, чтобы рука не устала.
  3. Отрабатывать приемы работы с кистью:

·         примакивание — кисть прикладывается к листу, оставляя отпечаток всей плоскости. Этот прием используется для изображения лепестков, следов, капель и т.п.

·         кончиком — изображение получается в виде точки или круга.

·         набрызг — встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки.

  1. Учить детей понимать взаимосвязь изображения с его словесным образом. Ребенок еще не в силах передать изобразительными средствами тот или иной образ, но описать нарисованное может. Порой одна линия или пятно заключает в себе целый мир фантазий.
  2. Развивать способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений. Выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, вечер, ночь, зима, весна, лето, осень, дождь, ветер).

 

Ожидаемые результаты после обучения детей младшей и средней групп.

 

1.      Развитие у детей сенсорного восприятия форм, размеров, цветовых сочетаний.

2.      Ознакомление детей с прямыми, округлыми линиями и приемами их изображения.

3.      Освоение детьми способов изображения простых предметов, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие линии.

4.      Освоение композиционного навыка — способность подбирать цвета, изображать несколько предметов с правильным расположением их на листе.

5.      Умение детей пользоваться нетрадиционными способами изображения, такими, как рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками и т.п.

6.      Способность детей замечать в окружающем мире интересное и красивое.

7.      Проявление детьми творчества и фантазии.

 

Программа для детей старшей и подготовительной групп.

 

Проект по художественному творчеству «Страна фантазий» для старших и подготовительных групп, рассчитан на 72 занятия в год (2 раза в неделю).

В старшей группе ребенку уже можно предоставить возможность работать с разнообразными материалами. Поделочный материал должен быть привлекателен, но разнообразие должно быть умеренным, иначе дети ограничатся поверхностным знакомством с ним, переходя от одного вида к другому, не используя возможности каждого.

Дети старшей подготовительной групп уже вошли в мир искусства и могут разбираться в цвете, понимают их оттенки. В этом возрасте следует делать основной акцент в обучении на многообразие цветовых сочетаний. На этом этапе важно подвести детей к пониманию:

·         О том, что цвет может передавать эмоции (добрый, злой, грустный, веселый и т.п.);

·         Как один цвет может влиять на другой;

·         Какие цвета могут дополнять друг друга, и — наоборот не сочетаться;

·         О взаимосвязи цвета с различными материалами;

·         О понятии теплохолодности оттенков цвета.

Следует проводить развивающие упражнения, которые будут способствовать пробуждению в детях эстетического чувства. Например: не всегда что ярко — то красиво. Можно экспериментировать с материалами и техникой изображения. Работая с детьми подготовительной группы, важно не мешать ребенку в создании образа, не навязывать свои варианты выполнения, но чутко и умело направлять творческий процесс. Дети этого возраста узнают:

·         Как, используя отношение контраста, можно выразить самые разные чувства и мысли через связи изображений по цвету, форме, очертаниям. Поэтому дети пробуют осваивать их, начиная с наиболее простых — отношение величин, цветовой контраст;

·         Как передать глубину пространства на плоских и объемных изображениях (живопись, коллаж) на примере композиции.

 

Задачи.

 

  1. Поощрять инициативу при выборе материала для изображения.
  2. Развивать умения создания орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении.
  3. Совершенствовать умение смешивания цветов, овладение техникой сочетания красок.
  4. Развивать абстрактное мышление, способность раскрывать тему с помощью символов.
  5. Показать связь цвета с характером персонажа. Точно так же, как и характер, цвет изменяется, он бывает смешным или грустным, ярким или тусклым.
  6. Развивать у детей понимание ассоциативной связи фактуры материала с реальным образом. Это можно видеть на примере «Зимнего пейзажа», когда белое кружево ассоциируется с реальным образом заснеженного сугроба или замысловатого узора на оконном стекле. Каждый художественный материал, используемый детьми, обладает особыми свойствами и внешнем видом, а значит, вызывает свои ассоциации.
  7. Продолжать использовать для своих замыслов традиционные и нетрадиционные техники художественного изображения.
  8. Давать возможность выразить мнение продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться высказывать свою, а не чужую точку зрения.

 

Ожидаемые результаты после обучения детей старшей, подготовительной групп.

 

  1. Появление у детей желания самому изобразить то, что понравилось или запомнилось.

 

  1. Способность рисовать по замыслу.
  2. Умение подчинить изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу и поставленной изобразительной задаче:
    • Выбор изобразительного материала;
    • Умение смешивать краски для получения разных цветов и оттенков;
    • Использование декоративных элементов в рисунке.
  3. Отсутствие в работах детей изобразительных штампов.
  4. Высокий уровень развития у детей воображения и фантазии.

 

Игры и приемы, используемые при проведении мониторинга.

 

  1. Предложить ребенку различные художественные материалы и попросить нарисовать то, что хочет, используя по возможности все представленные материалы (карандаши, краски, восковые мелки, фломастеры. и.т.п.).
  2. Дидактическая игра «Собери радугу».
  3. Дидактическая игра «Цветик Семицветик».
  4. Дидактическая игра «Выложи пейзаж» и «Составь натюрморт».
  5. Предложить ребенку рассмотреть игрушку или предмет и попросить рассказать о нем. Затем попросить изобразить его, стараясь передать в рисунке характерные черты образа.
  6. Предложить ребенку несколько предметов на выбор и попросить нарисовать наиболее понравившийся.
  7. Предложить ребенку прослушать стихотворение или отрывок из сказки и попросить нарисовать запомнившийся сюжет.

9. Предложить ребенку несколько контурных рисунков и попросить закрасить их красками, карандашами, мелками, фломастерами на их выбор.

 

Литература.

 

  1. Н.В. Дубровская. «Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа». Приглашение к творчеству. — Издательство «Детство-Пресс». Санкт-Петербург. 2004 год.
  2. Н.В. Дубровская. «Рисунки из ладошки: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет». Приглашение к творчеству. — Издательство «Детство-Пресс». Санкт-Петербург. 2006 год.
  3. Под редакцией Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — Издательство  «Творческий центр». Москва 2008 год.
  4. Д.Н. Колдина. «Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий». — Издательство «Мозаика-Синтез». Москва 2008 год.
  5. Д.Н. Колдина. «Рисование с детьми 4–5 лет. Конспекты занятий». — Издательство «Мозаика-Синтез». Москва 2008 год.
  6. Т.С. Комарова. «Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада». Конспекты занятий. — 2-е издание, исправленное. — Издательство «Мозаика-Синтез». Москва 2008 год.
  7. Т.С. Комарова. «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада». Конспекты занятий. — Издательство «Мозаика-Синтез». Москва 2008 год.
  8. Р.Б. Крупенская. «Чудесные фантазии. Поделки из помпончиков». — Издательство «Айрис-пресс». Москва 2008 год.
  9. Л.В. Куцакова. «Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4–7 лет. — Издательство «Мозаика-Синтез». Москва 2008 год.
  10. И.А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа». — Переиздание доработанное и дополненное. —  Издательство «Карапуз-дидактика». Москва 2008 год.
  11. И.А. Лыкова. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — Переиздание доработанное и дополненное. — Издательство «Карапуз-дидактика». Москва 2008 год.
  12. И.А. Лыкова. «Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии». — Издательский дом «Карапуз». Москва 2008 год.
  13. И.А. Лыкова. «Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала». — Издательский дом «Карапуз». Москва 2008 год.
  14. А.В. Никитина. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». — Издательство «Каро». Санкт-Петербург 2010 год.
  15. Н.Д. Остун. «Чудесные фантазии. Бумажный зоопарк». — Издательство «Айрис-пресс». Москва 2007 год.
  16. Е.А. Румянцева. «Чудесные фантазии. Пластилиновые фантазии». — Издательство «Айрис-пресс». Москва 2007 год.
  17. Е.А. Ступак. «Чудесные фантазии. Гофрированный картон». — Издательство «Айрис-пресс». Москва 2009 год.
  18. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир». — Издательство «ГНОМ и Д». Москва 2007 год.
  19. Е.А. Янушко. «Рисование с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей». — Издательство «Мозаика-Синтез». Москва 2007 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Художественное творчество» «Семицветик» ( вторая младшая группа)

Занятия по изобразительному искусству, аппликации, лепки предоставляют неиссекаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста....

"Рабочая программа по художественному творчеству"

Рабочая программа по художественному творчеству разработана для средней группы. В программе приведено тематическое планирование по лепке, аппликации и рисованию....

Проект-программа по художественному творчеству дошкольников «Страна Фантазий».

В программе отображены цели ,задачи и перспективное планирование на весь учебный год по всем возрастным группам ДОУ....

Проект-программа по художественному творчеству дошкольников «Страна Фантазий».

Перспективное планирование по изобразительной деятельности на весь учебный год на все возрастные группы ДОУ. Дополнительное образование...

Рабочая программа по художественному творчеству детей 4-5лет

рабочая программа по художественному творчеству детей 4-5лет...

Рабочая программа кружка словесного творчества «Сказочная страна»

В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого развития, поск...

Рабочая программа по Художественному творчеству "Волшебная кисточка"

Комплексное тематическое планирование по художественному творчеству «Волшебная кисточка»Целью данной рабочей программы  является формирование интереса к эстетической стороне окружающе...