Статья на тему: Значение декоративного рисования в воспитании интереса к национальной русской культуре.
статья по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье подчернкнута актуальность проблеммы патриотического воспитания, по средствам декоративно-прикладного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_dekorativnogo_risovaniya_v_vospitanii_interesa_k_natsionalnoy_russkoy_kulture.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение декоративного рисования в воспитании интереса к национальной русской культуре.
Детство-каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, что бы оно стало,
прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А.Сухомлинский.
"Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия"
М. И. Калинин
Сложно переоценить воспитание интереса к культуре и истории своей страны, ведь это основа любви к своей Родине, своим истокам. В современном мире, полном телевизионных и компьютерных развлечений, сложно увлечь ребенка традициями уходящими в глубину веков, а ведь культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народно- прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения.
Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности. Рисование – одно из самых любимых занятий детей любого возраста. Дети рисуют карандашами, фломастерами, мелками и красками .Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно - прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами. Источниками народного творчества являются родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта.
Традиционность в народном искусстве имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и обрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, её колорит, композиционный строй, элементы. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты ( словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров очень увлекательный и познавательный процесс. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре. Поможет:
- пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству;
- создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности;
- наполнить повествовательным смыслом общую композицию;
-сформировать представления о истории и культуре предшествующей появление росписи
- сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов. Очень хорошо это иллюстрирует народная глиняная игрушка, которая изначально служила атрибутом религиозных обрядов. На дымковских, каргопольских, калининских и многих других игрушках часто встречается знак солнца – предмет особого поклонения наших предков.
В дымковских игрушках волнистые линии между солнечными кругами, идущие сверху вниз, обозначают небесную влагу, т. е. дождь; черные точки – семена в земле. Смысл орнамента ясен – согретое солнцем, наполненное небесной влагой , прорастет зерно – начнется новая жизнь…
Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе не только воспитание патриотических чувств, но и большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее.
Очень важно комплексно подходить к занятиям декоративным рисованием в дошкольном образовании, сочетать историю родной страны с описанием техники рисования: на первых этапах- уточнять знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора, и только потом углублять знания о промысле, выделять более сложные элементы узора и знакомство с особенностями декоративной композиции и творческое использование полученных знаний, умений, навыков. Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшающий его орнамент. Отсюда он познает значение, целесообразность оформления, связь формы и содержания. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания ребят на новой задаче - расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.
Начинать обучение декоративному рисованию следует с построения композиция на полосе. Так детям легче научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать. Далее целесообразным будет составление узоров в круге, квадрате, прямоугольнике и треугольнике, создание росписи на различных плоскостных силуэтах одежды, обуви, посуды, игрушек, и, наконец, - украшение объемных форм. В декоративном рисовании во всех группах используется только гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
Обобщая все вышесказанное по данной теме, можно сделать следующие выводы: окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого русского народа; ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, народу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
.Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук и улучшения глазодвигательной функции у детей».
Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность здесь преображается в четкие и емкие символы. Декоративные композиции создаются, подчеркнуто выразительными л...
Значение декоративного рисования для ребенка
Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Изучение этой проблемы насущно связано стем, что главное условие прогрессивного развития общества-человек, способный к...
Консультация для родителей "Значение декоративного рисования"
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. т.к. развитие мелкой моторики влияет на развитие мозга. И поэт...
ЗНАЧЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦВЕТООЩУЩЕНИЯ И ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
в статье раскрывается значение декоративного рисования в формировании цветоощущения и цветовосприятия у умственно отсталых школьников. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, ...
Статья на тему "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возр...
Статья на тему: "Значение рисования в жизни дошкольника".
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста....
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуры через организацию музея Русская изба»
Музей Русская изба стал своеобразным центром народной культуры, открытым для разных категорий людей, причастных к идее духовного и культурного возрождения. За небольшой период работы в...