Методические рекомендации по использованию в образовательном процессе песочной терапии
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №70
Невского района
Санкт-Петербурга
Методические рекомендации по использованию в
образовательном процессе песочной терапии
Составитель:
Воспитатель Балухина Ирина Фанисовна
2015г.
Рисование песком, песочная анимация, песочные шоу как искусство сейчас очень модное направление в России и за рубежом. Это направление несет за собой не только красоту, но и большие психотерапевтические, образовательные и здоровьесберегающие возможности.
Разработанная программа направлена, в первую очередь, на коррекцию эмоционально-волевой и познавательной сфер ребенка дошкольного возраста с использованием метода песочной терапии.
Основная цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка через создание зоны ближайшего развития.
В соответствии с этой целью формируются задачи:
-стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой;
-формировать позитивное отношение к своему «Я»;
-формировать позитивное отношение к сверстникам;
-развивать навыки социального поведения;
-совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
-cпособствовать проявлению эмпатии;
-развивать фантазию и образное мышление;
-побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания;
-использовать метод песочной терапии в диагностических целях.
Инновационная педагогическая технология – песочная игротерапия расширяет и дополняет Основную общеобразовательную Программу ДОУ.
Игровая деятельность
-формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
-побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
-учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
-в сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
-снизить уровень нервно – психического напряжения;
-способствовать возникновению положительных эмоций.
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,
-формировать навыки игрового взаимодействия;
-помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
-развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
-учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
-учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
-развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
-совершенствовать координацию рук и глаза; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)
-посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;
-учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;
-помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
-развивать точность понимания речи;
-способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
-обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
-используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
-используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
Основная идея программы – используя игры с песком и водой, позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций.
Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на:
- понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях;
- формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона;
-гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.
- песочница используется как среда для общения человека с самим собой и символами реального мира.
Использование технологии рисования песком на световом столе.
Эти занятия способствуют раскрытию творческих способностей, снимают напряжение, обогащают эмоциональный уровень, учат взаимодействию с взрослыми и со сверстниками.
Рисование песком — процесс приятный во всех отношениях, не нужно заканчивать художественную школу, чтобы отодвигая определенным образом песок, насыпая его и используя подручные материалы, самостоятельно создавать рисунки, композиции и даже анимацию на световом столе. Работу можно изменить, исправить несколькими движениями руки. При этом ее не обязательно полностью переделывать, можно лишь дополнить или наоборот частично убрать.
Когда работаешь за столом, движения становятся спокойными и размеренными. Расслабляется не только тело, но и дух. Но помимо расслабления во время рисования, происходит развитие воображения, мелкой моторики, сенсорное восприятие становится более чутким. Именно благодаря этим особенностям рисование на световых столах так рекомендовано детям.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи и тут ему на помощь приходят игры спеском.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное ребенка (тогда как глубинный смысл проигранного может и не осознаваться). Некоторое время бессознательное активно ассимулирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом, осуществляется «круговорот переносов в природе».
Можно предположить, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.
Инструкция педагогу:
1. Наблюдать, слушать.
2. НЕ прерывать игру конфронтацией («Нет, не так ты делаешь»), интерпретациями («Ой, какой славный человечек») или ассоциациями («Похоже на ..., правда?»).
3. Если ребенок разговаривает во время игры, использовать прием уточнения или активного слушания, перефразируя сказанное.
4. Наблюдать за поведением, а также темами, повторяющимися из раза в раз.
5. Наблюдать за изменениями в процессе терапии в сюжетах и выборе игрушек.
6. Внимательно следить за собственными реакциями, ощущениями, тем, что подсказывает интуиция.
7. По мере готовности ребенка можно осторожно задавать ему вопросы типа: «А где здесь ты находишься?», «А что в твоей жизни тебе эта сценка напоминает?».
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания ребенка, обращения за помощью к специалистам.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ ПОМОГАЕТ:
- справиться со страхом и неуверенностью,
- вскрыть ресурс в отношениях и обстоятельствах,
- активизировать творчество и спонтанность.
РЕШАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ:
-агрессивное поведение,
- страхи,
- трудности привыкания ребенка к новым условиям в связи со сменой жительства семьи или при изменении ее состава,
- специфические трудности и особенности воспитания младшего, среднего, старшего или единственного ребенка в семье,
- проблемы общения со сверстниками,
- вербальная агрессия (бранные слова из уст ребенка),
-патологические привычки (грызение ногтей, сосание пальцев, закручивание волос и др.),
- конфликты между братьями и сестрами,
- нарушение поведения, ухудшение здоровья или плохое настроение у ребенка при поступлении в детский сад,
- гиперактивность и нарушение концентрации внимания,
- упрямство, сопротивление или своенравие ребенка,
- тревожные состояния,
- робость, застенчивость,
- несамостоятельность ребенка,
- страх посещения школы,
- нежелание учиться,
- низкий самоконтроль,
- депрессивные состояния у детей.
ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОКАЗАЛ, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ДАЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- дети чувствуют себя более успешными;
- на занятиях весело, нет скуки и монотонности;
- в детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;
- страх и напряжение исчезает.
Программа «Весёлые песчинки» для младшей группы
Программа курса направлена на преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста, на психологическую поддержку, комплексное развитие и налаживание контакта между родителем и ребенком.
Программа способствует:
- снятию эмоционального и мышечного напряжения
- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов
- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка
- закладыванию фундаментального отношения к жизни и к себе: «мир хорош», «я хорош»
- развитию мелкой моторики, ощущений и координации
- развитие интеллекта, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения
- исследованию и формированию отношений сотрудничества, навыка работы в группе
- развитию эстетического отношения к окружающему миру
- приобщению к изобразительной деятельности, формированию творческих способностей
- формированию эмоционального интеллекта
- для родителей – лучшему пониманию себя и ребенка
Программа «Чувства всякие нужны» для средней группы
Программа курса направлена на развитие эмоционально-волевой сферы личности ребенка, на укрепление психологического здоровья и развитие навыков саморегуляции.
Программа способствует:
- расширению знаний о чувствах, эмоциях и способах их выражения
- развитию умения адекватно выражать свои эмоции (открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и др.))
- развитию внимания к самому себе, формированию навыков саморегуляции эмоциональных состояний
- развитию и совершенствованию умения распознавать эмоциональные проявления других людей
- развитию навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и взрослыми
- умению распознавать конфликтную ситуацию и управлять ею
- умению устанавливать связь между событием и эмоцией
- развитию способности к эмпатии (сопереживанию)
- развитию языка жестов, мимики, пантомимики
- снижению тревожности и агрессивности, большему принятию себя
Программа «Песочный мир» для старшей группы
Программа курса направлена на преодоление стрессовых состояний у детей, развитие эмоциональной сферы личности, психокоррекцию, поддержание психологического здоровья.
Программа способствует:
- снятию эмоционального и мышечного напряжения
- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов
- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка, развитию позитивной Я-концепции, способности к самопринятию
- развитию способности творчески самовыражаться
- развитию мелкой моторики, ощущений
- коррекции неэффективных стилей поведения, изменение их на более продуктивные
- разрешению внутри семейных конфликтов
- преодолению трудностей в общении
- преодолению последствий психологических травм (развод родителей и др.)
- преодолению расстройств настроения
- развитию эмоциональной сферы, гуманных чувств, нравственных понятий
- развитию познавательных процессов
- развитию ответственности за свои действия
- адаптации к изменениям в жизни (переход в другой детский сад/школу, переезд, рождение в семье второго ребенка и др.)
Программа «Радуга песка» для подготовительной группы
Программа курса направлена на преодоление стрессовых состояний у детей дошкольного возраста, на развитие эмоционального интеллекта и творческих способностей, на комплексное развитие.
Программа способствует:
- снятию эмоционального и мышечного напряжения
- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, детских страхов
- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, раскрытию личности ребенка, развитию позитивной Я-концепции
- развитию мелкой моторики, ощущений и координации
- развитию интеллекта, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения
- исследованию, формированию и развитию отношений сотрудничества, навыка работы в группе
- развитию эстетического отношения к окружающему миру
- приобщению к художественной и изобразительной деятельности, развитию творческих способностей, формированию и совершенствованию изобразительных навыков и умений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ
Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ...
"Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ с детьми 3-4 лет"
"Методические рекомендации"...
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ
Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ....
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДУ в условиях ФГТ
В материале даётся информация о специфике режмных моментов у детей дошкольного возраста....
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Для молодых, начинающих педагогов ДОУ...
Использование игр и упражнений на снятие эмоционального напряжения: рекомендации по использованию в образовательном процессе
Рекомендации педагогам и родителям для использовния в обучении дошкольников правилам безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях террористиического характера....