МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме
Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_rekom.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ
В современных социально-экономических условиях возрастают требования к организации коррекционно-образовательного пространства ДОУ, появляются новые возможности в сфере оказания логопедической помощи все возрастающему количеству детей с нарушениями речи. Дефект речи – проблема в первую очередь образовательная. Если ребенок не умеет правильно говорить, он останется неграмотным. Недоработки в этой сфере снижают уровень образования на 30%.
Логопедический пункт в МБДОУ организуется для оказания коррекционной помощи детям в возрасте от 5 лет (на начало учебного года) до 7 лет с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и общим недоразвитием речи разных уровней.
Логопед является ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-образовательную работу на логопункте, так как он обладает системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, знает психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, владеет приемами и методами их обучения и воспитания, коррекции и развития у них высших психических функций. Учителем-логопедом назначаются лица с высшим дефектологическим образованием.
Основными задачами учителя – логопеда на логопункте являются:
- осуществление необходимой коррекции нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- воспитание стремления детей к преодолению недостатков речи, сохранению эмоционального благополучия в своей адаптивной среде;
- реализация возможности интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи;
- предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
- взаимодействие с педагогами образовательного учреждения и родителями по формированию речевого развития детей и пропаганда логопедических знаний среди педагогов МБДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих).
Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопункте являются ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед.
На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.
Основные положения
I. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.
II. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы - 20).
III. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только работа с детьми, имеющими речевую патологию.
IV. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения, ОНР разных уровней.
V. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.
VI. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20 - 25 детей в течение года.
VII. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей.
VIII Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.
IX. Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых занятий проводимых в МБДОУ.
X. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см. в "Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи", составители Г.А. Каше и Т.Е. Филичева).
XI. Для фиксирования коррекционно-образовательного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:
- журнал учёта посещаемости;
- расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующей ДОУ;
- индивидуальный план работы с ребёнком;
- индивидуальные тетради для коррекционной работы с детьми;
- перспективный и календарный план работы логопеда;
- паспорт логопункта или картотека с перечнем оборудования и пособий.
- список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения;
- речевая карта на каждого ребенка, с указанием даты ввода и окончания занятий;
- план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).
XII. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.
XIII. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в районе, области, повышать свою квалификацию.
Комплектование логопедического пункта
1.Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников с нарушениями речи, посещающих ДОУ.
2.На логопункт зачисляются дети, имеющие нарушения в речевом развитии: фонематические, фонетико-фонематические. Допускается пребывание на логопункте детей с ОНР разных уровней.
3.Общее количество воспитанников, на логопункте не должно превышать 25 человек.
4.Учитель-логопед в течение учебного года проводит обследование речевого развития воспитанников дошкольного образовательного учреждения, достигших 5 - летнего возраста. По результатам обследования формируется списочный состав детей для коррекционной работы.
5.Прием детей на логопедический пункт производится по мере освобождения мест в течение всего учебного года.
6.Если ребенок в возрасте от 5 до 7 лет имеет сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ПМПК с целью определения коррекционно-развивающей программы для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений.
Организация деятельности логопедического пункта
Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, по графику утвержденному приказом заведующего МБДОУ. Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами». Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития.
Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе МБДОУ. Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет: 6 месяцев - с детьми, имеющими фонетические нарушения речи, 12 месяцев - с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи и неосложнённую форму ОНР III уровня. Детям с неосложнённой формой ОНР III уровня может быть продлён срок пребывания на логопункте.
Ответственность за обязательное посещение воспитанниками занятий несут родители, учитель-логопед, воспитатель и руководитель образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация коррекционно-образовательного процесса на логопункте
цель создания логопункта. задачи. работа с родителями...
ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЛОГОПУНКТЕ В ДЕТСКОМ САДУ
Коррекционно-образовательный процесс на логопункте в детском саду для детей с нарушениями речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-тип...
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе дошкольного учреждения в соответствии с федеральными государ...
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДУ в условиях ФГТ
В материале даётся информация о специфике режмных моментов у детей дошкольного возраста....
Методическая копилка учителя-логопеда «Комплексный подход в организации коррекционно-образовательного процесса. Летний период»
Очень важно, чтобы коррекционный процесс был непрерывным, в том числе и в летний период. Данный материал поможет составить летнее задание для воспитанников подготовительной логопедической группы и реа...
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Для молодых, начинающих педагогов ДОУ...
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ...