" Обучение дошкольников рисованию песком"
консультация по рисованию по теме

Правдина Наталья Алексеевна

 В одном мгновении видеть вечность,

 Огромный мир - в зерне песка,

 Единой горсти – бесконечность

 И небо - в чашечке цветка.

                              Уильям Блейк 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_obuchenie_doshkolnikov_risovaniyu_peskom.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

      Источник:  Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" №5, 2012 год В ходе обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой. - Примеч. авт.

«Обучение дошкольников рисованию песком».

 В одном мгновении видеть вечность,

 Огромный мир - в зерне песка,

 Единой горсти – бесконечность

 И небо - в чашечке цветка.

                              Уильям Блейк

     Дошкольное детство - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации, когда развиваются познавательный интерес и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного.                                                                                                                                                             Изобразительная деятельность -   один из немногих видов художественного творчества,        предоставляющих ребенку возможность творить самому. Известно много разнообразных техник нетрадиционного рисования - монотипия, кляксография, рисование ватными палочками, мятой бумагой, печать по трафарету и т. д. Но кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером? Ведь рука и пальцы - это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается ребенка даже лучше, чем карандаш. Хорошо научиться пользоваться не только указательным пальцем, но и остальными, чтобы проявлять творческое воображение.  И тут нам на помощь приходит такая техника, которая вызывает особый интерес у детей и у взрослых, это -  рисование песком. И это не случайно. Податливость песка и его природная магия завораживают. С самого раннего детства, играя в песочнице или на берегу реки, дети непроизвольно пытаются рисовать руками или ладонью. Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

       Для того чтобы получались картины из песка, не обязательно уметь рисовать, - и в этом особая ценность этого метода. Кроме того, рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и, не прибегая к полной реконструкции. Волшебное изменение одним движением. Это направление несет за собой не только красоту, но и большие психотерапевтические, образовательные и здоровье сберегающие возможности. Это - повышение самооценки, развитие более позитивной Я-концепции, нахождение контакта со своими чувствами, понимание и принятие себя, и еще множество возможностей, как для взрослых, так и для детей. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Рисование песком - искусство относительно молодое. Зародилось оно в 70-х годах прошлого столетия. Основоположником этой техники стала американский аниматор Кэролайн Лиф, создавшая первый песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Наиболее известная работа Кэролайн - анимационный фильм "Улица", вышедший в 1976 г Фильм, созданный в технике рисования маслом по стеклу под камерой "ожившей живописи", включен в десятку лучших анимационных произведений за всю историю анимации. Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, в том числе Ференц Чако, который попробовал создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Его успешный опыт положил начало новому виду искусства - рисованию песком.

   У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин. Песочное шоу - это, прежде всего самодостаточный и эффектный вид искусства, прародителем которого по праву считается песочная анимация. В мире мало людей, которые занимаются песочной анимацией на высоком уровне. К настоящим мастерам относятся Ференц Чако (Венгрия), Илана Яхав (Израиль), Джо Кастилио (Испания), Артур Кирилов (Россия), Ксения Симонова (Украина).

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (8-10 человек) раз в неделю по 25-30 мин в изостудии в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:

1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;

2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;

3-й - "раскрашивание" картин с использованием цветной бумаги.

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 30 с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

    Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" - голубой и/или синий и т. д. Но "раскрашивать" таким образом, рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком. Овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

     Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

   В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

   Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности.     Во-первых, это направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.

Во-вторых, создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь, критики.

И, в-третьих, образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

  Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.).

Обязательным является проведение физкультминутки (15-20 мин в зависимости от физического состояния воспитанников).

   Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.

    Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

     Рисование песком — занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под нашим чутким руководством он научится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рисуем песком на стекле». Обучение технике рисования песком на стекле в совместной деятельности детей и взрослого

Детям очень полезно "общаться" с песком, как и любыми сыпучими материалами. Песочное изотворчество  это не только развлечение для ребенка, это  ещё развитие тактильных ощущений, мелкой мотор...

Обучение дошкольников рисованию песком

Обучение дошкольников рисованию песком...

Обучение дошкольников рисованию песком.  

Обучение дошкольников рисованию       песком Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобраз...

Обучение дошкольников рисованию песком

Изобразительная деятельность - одно из немногих видов художественного творчества, предоставляющих возможность ребенку творить самому. Особый интерес у детей выхывает такая техника как рисование песком...

Рабочая программа кружковой деятельности педагога с детьми 6-7 лет по обучению детей рисованию песком на стекле «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»

Рабочая программа кружковой деятельности педагога с детьми 6-7 лет по обучению детей рисованию песком на стекле «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА»...