Методические рекомендации по использованию технологии "Пальчиковое рисование"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование развивает восприятие, творческие способности, мелкую моторику рук, приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто этот вид деятельности несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает ребёнка.
Рисование пальчиками, как нельзя лучше способствует развитию ребёнка, потому что данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственные" связи, учится логически мыслить. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей.Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovoe_risovanie.doc | 531.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение Омской области
"Комплексный центр социального обслуживания населения Оконешниковского района"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ
"ПАЛЬЧИКОВОЕ РИСОВАНИЕ"
Составитель Н.Д. Дубровина, методист
ОКОНЕШНИКОВО 2014
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть, и к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребёнка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Используя игры и занятия для развития мелкой моторики необходимо соблюдать ряд определённых правил:
- занятия и игры проводиться под наблюдением взрослых;
- игры и упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно выполнять систематически;
- обязательное следование принципу "от простого к сложному"
Ускорить развитие мелкой моторики можно различными способами, начинать надо с самых простых, но эффективных игр:
1. Массаж ладошек.
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой "Сорока-ворона".
2. Ладушки.
Все с детства знают потешку "Ладушки-ладушки". Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3. Разрывание бумаги.
Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
4. Перелистывание страниц.
После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
5. Бусы.
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
6. Вкладыши-мисочки.
Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
7. Крупы.
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
8. Баночки с крупами.
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
9. Рисование на песке.
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур - линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
10. Горошина.
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно, несколько раз, и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
11. Завинчивание крышек.
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
12. Застегивание, расстегивание и шнуровка.
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
13. Лепка.
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
14. Собирание мозаик и пазлов.
Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.
15. Вырезание.
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение, и творческое мышление.
16. Рисование и раскрашивание.
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование развивает восприятие, творческие способности, мелкую моторику рук, приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто этот вид деятельности несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает ребёнка.
У ребёнка раннего возраста ещё не сформированы многие навыки. Он не умеет ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за её край и т.п. Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает малыша, и он оставляет попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий и цветовых пятен. Важно не упустить возможности, которые открываются именно в раннем возрасте. При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей ребёнка 1-3 лет рисование может стать одним из любимых занятий малыша.
Рисование пальчиками, как нельзя лучше способствует развитию ребёнка, потому что данный вид рисования хорошо развивает мелкую моторику, Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственные" связи, учится логически мыслить. Пальчиковая живопись способствует раннему развитию творческих способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что он учиться самовыражаться, передавать свои ощущения и впечатления. Рисование способствует развитию, любознательности, интереса к самостоятельной деятельности, трудолюбия. Изображение различных предметов помогает ребенку познавать мир, развивает фантазию и воображение. Все это способствует формированию художественно-образного мышления. Если творческие способности остаются невостребованными, то с годами накапливается эмоциональная подавленность. Рисование помогает высвободить накопившуюся творческую энергию, выразить свое "Я". Руки и пальцы - это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир.
Многие специалисты советуют объединять занятия рисования и музыкой. Музыка помогает создать определенный настрой. Используйте классическую музыку как фон для занятий. Если вы будете внимательны к творчеству своего малыша, то сможете через какое-то время сделать интересное наблюдение: слушая разные музыкальные произведения, ребенок будет подбирать разные краски для своего рисунка.
Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры. Ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной - единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.
Можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом и живописным колоритом. Или - создавать интересные сюжетные картины. Например, отпечаток раскрытой ладошки пальчиками вниз может стать веселой осьминожкой, нужно только нарисовать ему глазки и ротик. С помощью ладошек мамы и папы, можно нарисовать целую семью осьминожек разного размера. И посадить их на морское дно, с отпечатанными пальчиками-камушками и волнами или водорослями, которые получаются, если обмакнуть в краску четыре пальца, и провести волнистые линии в нужном направлении.
А сомкнутая ладонь даст отпечаток силуэта рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками плавнички и хвостик. Те же самые ладошки могут превратиться и в волшебные цветы с лепестками-пальчиками - из них можно напечатать целый луг! А можно "ограничиться" крыльями красивой птицы. Отпечатанные ладошки с прижатыми пальцами могут стать удивительными бабочками, достаточно просто нарисовать им длинные усики.
Рука, сжатая в кулак, дает круглый отпечаток, похожий на ракушку, или домик для улитки. Кроме того, из получающихся кружков можно напечатать и снеговика, и солнышко, и забавного человечка.
Полураскрытый кулак печатает дугу. При печатании подушечек и фаланг пальцев получаются оттиски - прямоугольники или небольшие отрезки разной длины. У каждого пальца свой неповторимый отпечаток.
По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к напечатанным элементам узнаваемые детали, можно воплотить любые задумки.
Таким образом, соединяя и комбинируя простые элементы, малыш развивает фантазию, пространственное и образное мышление, находит первые конструкторские решения. При таком способе рисования можно использовать поочередно обе руки, или пользоваться ими одновременно, что отлично развивает координацию. Такие нехитрые творческие упражнения особенно важны для леворуких детей, так как они ненавязчиво стимулируют полноценное развитие правой руки. С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что, смешивая две разные краски, можно получить совершенно новый цвет.
ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
НЕОБХОДИМО ПРИГОТОВИТЬ:
1.пальчиковые краски
(Краски, специально предназначенные для рисования руками, они безопасны для здоровья малышей, так как не содержат вредных компонентов. Этими красками можно рисовать не только на бумаге, но и на картоне, стекле, даже на теле. Они хорошо смываются с любых поверхностей и легко отстирываются);
2. плотную бумагу для основы поделки (цветную или белую);
3. поролоновую губку;
4. влажные салфетки и полотенце;
5. клеенку (для того, чтобы застелить поверхность, где будет работать ребёнок)
Пальчиковые краски можно приготовить в домашних условиях (1 кг. муки, 5 стол. ложек соли, 2 стол. ложки растительного масла, вода). Для этого все ингредиенты перемешайте миксером, добавив воды столько, чтобы основа получилась консистенции густой сметаны. Разлейте массу в отдельные баночки, в каждую добавьте безопасный краситель: в одну - сок свеклы, в другую - моркови или петрушки. Удобно использовать краску из пасхальных наборов, в них применяются пищевые красители, безопасные и яркие. Перемешайте до однородной массы.
Организация игрового процесса (для специалиста)
Первый шаг - демонстрация красок.
Второй шаг - подобрать сюжет "картины" желательно, чтобы его тематика была близка ребенку. Таким ненавязчивым образом можно изучать времена года, различных представителей фауны и многое другое.
Третий шаг - демонстрация приёмов работы.
Четвертый шаг – творческая работа.
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПСИХОЛОГА
Пальчиковое рисование помогает:
- обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение;
- наладить контакт между родителями и детьми
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДА
Пальчиковое рисование помогает:
- развить фонематический слух, автоматизацию звука в слогах, словах;
- совершенствовать навыки и умения практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
- развивать фантазию, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление,
- снизить психофизическое напряжение;
- актуализировать эмоции
для социального педагога
Пальчиковое рисование помогает:
- развивать внимание, мышление, воображение, пространственные представления;
- обогащать представления детей об окружающем мире, способствовать его эмоциональному восприятию;
- развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук через взаимодействие детей с красками и различными фактурными поверхностями бумаги;
- способствовать развитию творческих способностей, воображения и мышления в работе с нетрадиционным материалом;
- совершенствовать навыки коммуникативного общения;
- развивать ловкость и координацию движений
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПАЛЬЧИКАМИ
Что бы научить ребенка рисовать пальчиком, возьмите его руку в свою, обмакните указательный пальчик его правой руки в краску и поставьте на листе несколько точек. Для смены цвета можно использовать другой пальчик или промыть указательный пальчик в мисочке с водой и набрать на него новую краску. Во время работы следить за тем, чтобы пальчик ребёнка оставался прямым, чтобы малыш работал подушечкой пальца, не размазывал краску по бумаге, старался не выходить за контуры работы. Для рисования пальчиками, прекрасно подойдут баночки, в которых, обычно, пальчиковые краски и продаются. Всей ручкой малыш в них залезть не сможет, поэтому, будет брать краски именно пальчиками. Пальчиками, можно оставлять следы, как ладошками, можно рисовать узоры, или простые "каракули" – все равно будет получаться очень красиво и необычно. Попробуйте обмакнуть каждый пальчик малыша в разную краску и провести сразу всеми по бумаге, обычно, дети в восторге от такого разноцветного шедевра. Ещё один вариант: когда взрослый рисует что- нибудь на бумаге (рисунок не должен быть четким и без мелких деталей), а малыш его раскрашивает.
Можно просто обмакивать пальчик крохи и позволить ему "творить" самостоятельно.
ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЛАДОШКОЙ
Для этого лучше налить слегка разведенные водой краски в пластиковые тарелочки, чтобы ребенку было удобно окунать ладошку в краску. На бумаге можно делать отпечатки ладони, проводить ладонью разные линии, закрашивать большие поверхности. Если рисуете в альбоме, то под отпечатком ладошки на память можно поставить дату или возраст ребенка.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Например, отпечатав сомкнутую ладошку можно получить силуэт рыбки. Останется только дорисовать ей пальчиками глазик, плавники и хвост. Рядом с рыбкой можно отпечатать пальчиками камушки и провести волнистые линии, изображая водоросли. Ладошка, с разведенными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глазки и ротик.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину, по полукругу - ежика и опушку из травы.
Нужно показать ему, как обмакивать ладонь в краску, а затем прикладывать её к бумаге (краску на ладошку можно наносить также кисточкой или губкой). Следует помнить, что ребёнок этого возраста даже при наличии образца не может мысленно представить будущую картинку, поэтому в тех местах, где будут располагаться предполагаемые изображения, рекомендуется поставить карандашом точки или провести линии.
Нельзя забывать, что, занимаясь с ребёнком раннего возраста, следует рисовать конкретные, хорошо ему знакомые предметы и явления. Это позволит систематизировать уже имеющиеся у малыша представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. После того как ребёнок хорошо усвоит способы рисования пальчиками, он сможет и сам придумывать сюжеты рисунков, главное, чтобы ему чаще давали чистую бумагу и краски. При рисовании ладошкой ребенок опускает всю ладонь в широкую мисочку с разведенной гуашью и делает отпечаток. Когда краска подсохнет, на отпечатке ладони малыш пальчиком рисует глаза, рот, лапы и т.д., доводя отпечаток до нужного образа.
Данные шаблоны можно использовать как основу для пальчикового рисования.
,
ОБРАЗЦЫ ПАЛЬЧИКОВОГО РИСОВАНИЯ (с сайта ЁЖКА)
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду»
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное детство – очень важный период в жи...
Методическая разработка по теме :" Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности"
техники рисования нетрадиционным способом....
Методическая разработка "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности"
quot; Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности "...
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
quot;Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...
Методическая разработка по теме""«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
Дошкольное детство- очень важный период в жизни детей.Несомнено,основы развивающей личности закладываются в детсве.Рисование-важнейшее средство эстетического воспитания....
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок пред
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство &nda...