Занятие "Наскальная живопись"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему
Цель:
социализация детей посредством изобразительной деятельности.
Задачи:
расширять и уточнять представления детей о наскальной живописи как виде изобразительного искусства;
закреплять знания о свойствах гуашевых и акварельных красок;
развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции;
воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_naskalnaya_zhivopis.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход:
Дети заходят, приветствуют гостей, садятся перед экраном.
Назовите, какие вы знаете виды изобразительного искусства (Слайды: живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство).
(Слайд: наскальная живопись) А как называется этот вид искусства? (Рисунок, живопись)
Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним видом изобразительного искусства. Это – наскальная живопись. Оно возникло очень давно, тысячи лет назад, когда только на земле появились первые люди.
Почему так называется этот вид искусства – наскальная живопись?
Тогда еще не было бумаги. Где древние люди могли рисовать? (На стенах пещер). Отсюда и название пещерная или как ее еще называют наскальная живопись. (Повторить – наскальная живопись)
Как вы думаете, что могли рисовать древние люди на стенах пещер? Чем они занимались, чтобы выжить, прокормиться? (Охотой). Значит, что они могли рисовать? (Животных, сцены охоты).
Как вы думаете, чем могли рисовать древние люди на стенах пещер, ведь тогда не было еще ни карандашей, ни красок? Стены пещеры были мягкие, как земля, по которой мы ходим. Чем можно нарисовать на земле? (Палочкой, острым предметом). Вот и древние люди рисовали сначала острыми предметами, палочками, процарапывая изображение на стенах пещер. (Слайды).
Потом стали делать подобие красок из природных материалов. Для создания рисунков использовались глина, известняк или как его сегодня называют: мел, древесный уголь. Эти красители, при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность пальцами. Применялись и инструменты, такие как примитивные кисти из шерсти животных, а также пустые трубки, тростины, через которые краски выдувались. (Слайды)
Существует интересный исторический факт о том, что первые находки наскальной живописи совершили маленькие дети.
Однажды испанский ученый взял с собой в пещеру свою дочь. Смышленая пятилетняя девочка, захваченная путешествием по загадочной пещере, подняла голову. (Слайд) Её глаза встретились с глазами быка, свет факела выхватил его взгляд, полный ужаса. Бык был не один, за ним, словно паря в воздухе, неслись мощные фигуры его собратьев. Они как будто надвигались с потолка и казались живыми благодаря живости взгляда и экспрессии движения, необыкновенно точно переданной рукой неизвестного далёкого мастера. Привлечённый криками дочери учёный стоял в изумлении, картины казались нарисованными недавно, хотя возраст пещер был несколько тысяч лет. Так была найдена наскальная живопись в знаменитой пещере Альтамира в Испании.
Осенью 1940 года во Франции мальчишки потеряли во время прогулки собаку, нырнувшую в яму, оставшуюся после бури, вырвавшей с корнями огромную сосну. Пес в прямом смысле провалился сквозь землю и на зов не отзывался. Четыре сорванца не могли оставить верного друга в беде, и они спустились в узкий лаз. Здесь, к счастью, и обнаружилась собака. Мальчишки увидели расширяющийся коридор, пошли по нему и попали в большой зал. Колеблющийся, плавающий свет явил им поразительные картины - чёрные быки, бизоны, олени, лошади, неведомые животные. Из большого зала шли ещё два коридора, стены которых были украшены красными, жёлтыми, чёрными и коричневыми фигурами диких животных - козлов, лошадей, коров и бесконечного множества оленей. (Слайд) Так мир мгновенно узнал об удивительном открытии наскальной живописи во Франции.
Сейчас по всему миру находят пещеры древних людей, на стенах которых нарисованы изображения животных, людей, сцены охоты. Есть такие пещеры и в Горном Алтае (Слайд). Все это считается историческими памятниками и охраняется государством.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья мы сложим назад.
Древние люди, как мы сегодня увидели, рисовали животных, сцены охоты. Вы можете нарисовать на камнях, что захотите: пейзаж, натюрморт, может даже животных и людей. Посмотрите на камни, которые разрисовал художник. (Подходят к выставке, рассматривают камни).
Рисовать мы будем уже знакомыми нам красками. Какими? (Показываю: гуашь и акварель). Как вы думаете, какими красками удобнее рисовать на таком материале, как камень? Почему? Давайте проведем эксперимент. Кто хочет попробовать? Мне надо 2 человека. (Выбирают) Один попробует нарисовать акварелью, а другой – гуашью. Достаточно просто провести несколько линий по камню, чтобы это увидеть, потом мы сравним. (Дети делают вывод, что акварель более прозрачная краска и ее плохо видно на камне, она больше растекается, а гуашь более плотная и яркая, она не растекается и ее хорошо видно). Значит, какой краской лучше рисовать на камне? (Гуашью).
Сегодня у нас много гостей. Давайте пригласим их тоже попробовать себя в наскальной живописи вместе с нами. Для этого пригласите по 1 взрослому, проходите за рабочие места и начинайте творить. (Дети и взрослые рисуют под музыку)
Итог: Давайте полюбуемся, какие интересные работы получились (Дети встают, рассматривают). Понравилось вам рисовать на камнях? Что вы расскажете своим родителям, друзьям о сегодняшнем занятии? Я предлагаю вам дома вместе с родителями найти в книгах, интернете наскальные рисунки и потом поделиться с остальными ребятами своими знаниями и впечатлениями. А теперь давайте прощаться с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисование - "Наскальная живопись"
Рисование в технике "Графика", использование различного художественного материала (уголь, сангвина, мел, жидкая глина)....
Наскальная живопись. (открытый урок)
Образовательная область: Художественно творчество.Раздел: Развитие продуктивной деятельности (рисование).Тема: Наскальная живописьПедагогическая цель: социализация детей посредством изобразительной де...
Наскальные рисунки Томской писаницы.
Материал знакомит с особенностью музея-заповедника «Томская писаница» - наскальными рисунками....
"Наскальные росписи"
Конспект мастер-класса для педагогов...
«Техника наскальных росписей в системе изучения мировой художественной культуры»
Буклет для мастер-класса....
Ребенок рисует на стенах: как пережить период "наскальной живописи"
Буклет предназначен для родителей детей младшего дошкольного возраста и содержит советы по теме: "Что делать, если ребенок рисует на стенах"...
Педагогическая находка.Технологическая карта занятия "Наскальные рисунки"
Дети изучают историю появления наскальных рисунков, знакомяться с новым художественным материалом - углём, выполняют рисунки на мятой бумаге (имитация каменной скалы)....