Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «На страже мира».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сартакова Татьяна Юрьевна

Данный мастер- класс поможет педагогам организовать различные виды детской деятельности в рамках тематической недели, посвящённой празднику защитников Отечества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppp.docx22.4 КБ
Файл na-strazhe-mira_0b1ap.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:

- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер - класс «На страже мира» (1 слайд тема) в рамках тематической недели, посвящённой празднику 23 февраля.

 - Для некоторых людей этот праздник остался днем мужчин, которые служат в армии или в каких-либо силовых структурах. Тем не менее, большинство граждан России склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как годовщину великой победы или День Рождения Красной Армии, сколько, как День настоящих мужчин. Защитников в самом широком смысле этого слова.

 Актуальность: (2 слайд актуальность) исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу перемен последних лет всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Потому как дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.

 Именно поэтому дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Цель: (3 слайд цель) формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, правильного восприятия понятия о назначении и роли мальчиков как защитников своего Отечества.

 Предложенные виды НОД, совместной деятельности и сотрудничество с родителями помогут достигнуть решения задач, которые стоят перед педагогами ДОУ в процессе осуществления патриотического воспитания.

Задачи: (4 слайд задачи)

 • воспитывать у детей чувство уважения к российскому воину, русским богатырям, их силе, смелости, смекалке;

 • расширять представления детей о Российской Армии (знакомство с «военными» профессиями, с военной техникой, с флагом России) ;

 • осуществлять гендерное воспитание;

 • организовать сотрудничество с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.

 При разработке тематической недели следует учитывать гендерную специфику и принцип интеграции образовательных областей.

Методы: (5 слайд методы)

  • чтение детской художественной литературы по теме;
  • рассматривание репродукций, картин, иллюстраций;
  • беседы по ознакомлению с военными профессиями, военной техникой;
  • разучивание стихотворений, пословиц и поговорок об армии, силе, мужестве;
  • подготовка выставок рисунков, аппликаций детей о военных профессиях, военной технике, богатырях земли русской;
  • виртуальные экскурсии в казарму, на поля сражений;
  • встречи с представителями военных профессий;
  • просмотр анимационных фильмов, мультфильмов видео презентаций об армии, о военных профессиях, военной технике, богатырях земли русской;
  • игры, загадки, викторины о военных профессиях, военной технике, одежде и оружии богатырей русских;

 Планировать работу в течение данной тематической недели следует в двух направлениях: (6 слайд направления работы)

 1. Работа с детьми.

 2. Работа с родителями.

Работа с детьми.

 1) Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников - игра, в рамках тематической недели следует планировать игры патриотического направления: Так как в центре внимания должны быть мальчики, юноши, мужчины – можно поиграть в «Мужские вопросы»: (7 слайд ответы - картинки)

 1. Брат сестрицы Алёнушки. (Иванушка)

 2. Доктор из сказки К. И. Чуковского. (Айболит)

 3. Имя  нашего президента. (Владимир Владимирович)

 4. Как звали королевича из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» (Елисей).

 5. Мужское имя, он же царь зверей. (Лев)

 6. Мужчина в самом расцвете сил. (Карлсон)

 7. Как звали ленивого героя сказки, который ездил на печи. (Емеля)

 8. Как звали трёх богатырей, изображённых на картине В. Васнецова? (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович)

 2) На столах лежат разрезные тематические картинки: дети их собирают, затем педагог зачитывает пословицы, поговорки об армии, силе, смелости.

 3) Послушайте, пожалуйста, загадки, если вы правильно отгадаете их - на экране появится отгадка - изображение:

 1. Брат сказал: "Не торопись!

 Лучше в школе ты учись!

 Будешь ты отличником -

 Станешь (пограничником) (8 слайд пограничник)

 2. Самолет парит, как птица,

 Там - воздушная граница.

 На посту и днем, и ночью

 Наш солдат - военный (лётчик) (9 слайд лётчик)

 3. Кто шагает на параде,

 Вьются ленты за спиной,

 Ленты вьются, а в отряде

 Нет девчонки ни одной (моряк) (10 слайд моряк)

 Игра «Четвёртый лишний». (11, 12, 13 слайды военная профессия + предметы)

 • Так же организуются сюжетно - ролевые игры: «Пограничники», «Пограничная застава», «Лётчики», «Военный парад», «Защита границ»;

 • подвижные игры, игры - соревнования: «Кто быстрее доставит донесение в штаб», «Найди секретный пакет», «Доставь воду на передовую», «Кто быстрее протянет линию связи»;

 • дидактические игры: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, лётчику», «Боевые медали», «Военная техника», «Чья форма?

 5) Так же можно предложить детям выбрать значок, медаль с изображением какой - либо военной профессии и найти о ней информацию вместе с родителями (можно использовать детские энциклопедии, статьи из газет и журналов, интернет, семейные фото и т. д.)

 6) В течение тематической недели можно наградить мальчиков за хорошие и добрые поступки (медали, картинки, которые можно складывать в отдельные конверты для каждого мальчика, клеить на кабинки или складывать в общую «Копилку добрых дел». В конце недели подсчитать количество медалек и отметить, что «наши мальчики наши смелые, добрые, обходительные и сильные! ». (14 слайд медальки)

 7) Объединившись с педагогами групп, можно создать мини - музей, который бы с удовольствием и большим интересом могли посетить и дети, и их родители («Военная техника», «Военная одежда», «Одежда богатырей», «Доспехи богатырские» и т. д.)

 8) Формированию у детей любви к Родине, уважения к Российской армии и солдату способствует также и художественная деятельность: рассматривание репродукций картин и плакатов на военную тематику; лепка фигур на темы «Пограничник с собакой», «Военная техника»; рисование боевых машин, портретов солдат; изготовление аппликаций; конструирование военной техники, крепостей (показ продуктов детского творчества: танки и вертолёты из пластилина, аппликации, рисунки, самолёты из спичечных коробков, медали из дисков)

 9) Тема недели должна находить своё отражение и в предметно - развивающей среде группы, т. е. в организованных центрах: подборка книг с произведениями и иллюстрациями по данной теме; атрибуты для сюжетно - ролевых игр; раскраски и трафареты в уголке художественного творчества; иллюстрации с военной техникой, российским флагом в информационном центре и т. д. (15 слайд предметная среда)

 10) Итоговыми мероприятиями могут быть: концерт для родителей, где дети исполнят разученные песни и стихотворения; выставка продуктов детского творчества; оформленные совместно с родителями стенгазеты («Я и мой папа», «23 февраля! ») или коллажи. (16 слайд итоги)

Работа с родителями:

 В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Прикосновение же к «живым» документам истории семьи (армейские фото, письма) будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Поэтому взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей, преемственности поколений.

 На информационном поле следует разместить информацию о том, что проходит данная тематическая неделя и указать период проведения. Можно также порекомендовать родителям вопросы для бесед с детьми в домашней обстановке, дидактические и словесные игры, мультфильмы для совместного просмотра и произведения для семейного чтения.

 Размещение консультаций: «Растим патриотов России», «Растите детей патриотами», «Основы патриотического воспитания старших дошкольников»….

 Чтобы сплотить детей и родителей, увлечь их совместной деятельностью провести спортивные досуги («Русские богатыри», «Смелые, сильные, ловкие», «Богатырские состязания») и мастер - класс по изготовлению поздравительной открытки для папы, дедушки, брата (17, 18 слайды фото с мастер - класса).

 Таким образом, в ходе проведённой работы должны быть получены ожидаемые результаты: (19 слайд результаты)

 • повышение знаний у детей о Российской Армии;

 • развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;

 • повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

 Спасибо за внимание (20 слайд).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сартакова Т.Ю., воспитатель г. Усть - Илимск 2013г. Мастер –класс «На страже мира…»

Слайд 2

Актуальность : в силу перемен последних лет всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. Потому как дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции.

Слайд 3

Цель : формирование чувства патриотизма у детей дошкольного возраста, правильного восприятия понятия о назначении и роли мальчиков как защитников своего Отечества.

Слайд 4

Задачи: • воспитывать у детей чувство уважения к российскому воину, русским богатырям, их силе, смелости, смекалке; • расширять представления детей о Российской Армии (знакомство с «военными» профессиями, с военной техникой, с флагом России); • осуществлять гендерное воспитание; • организовать сотрудничество с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей .

Слайд 5

Методы:  чтение детской художественной литературы по теме ;  рассматривание картин, репродукций, иллюстраций;  беседы по ознакомлению с военными профессиями, военной техникой;  разучивание стихотворений, пословиц и поговорок об армии, силе, мужестве;  подготовка выставок рисунков, аппликаций детей о военных профессиях, военной технике, богатырях земли русской;  виртуальные экскурсии в казарму, на поля сражений;  встречи с представителями военных профессий;  просмотр анимационных фильмов, мультфильмов видео презентаций об армии, о военных профессиях, военной технике, богатырях земли русской;  игры , загадки, викторины о военных профессиях, военной технике, одежде и оружии богатырей русских;

Слайд 6

Направления работы 1. Работа с детьми. 2 . Работа с родителями.

Слайд 7

«Мужские вопросы»

Слайд 8

Брат сказал: "Не торопись! Лучше в школе ты учись! Будешь ты отличником - Станешь ...

Слайд 9

Самолет парит, как птица, Там - воздушная граница. На посту и днем, и ночью Наш солдат - военный ...

Слайд 10

Кто шагает на параде, Вьются ленты за спиной, Ленты вьются, а в отряде Нет девчонки ни одной.

Слайд 11

«Четвёртый лишний »

Слайд 15

У тренник Стенгазеты Коллаж

Слайд 16

Мастер – класс «В них тепло ваших рук и сердец…»

Слайд 18

Ожидаемые результаты: • повышение знаний у детей о Российской Армии; • развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изодеятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов; • повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.

Слайд 19

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры. Для воспитанников 5-7 лет

Данный проект  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание проекта обеспе...

Проект "Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе русской культуры".

Целенаправленная разработка проекта по воспитанию нравственно- патриотических чувств  у детей в старшем и в подготовительном к школе возрасте....

Проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Уроки нравственности"

Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества через все доступные средства, формирующих: базис личной нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родине, развит...

Исследовательский творческий проект по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Дом дружбы народов»

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. Проект  "Дом дружбы народов"  знакомит с традициями народов, проживающих на терри...

Статья для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"

quot;Нравственно -  патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"...