Методические рекомендации по использованию НДПИ в интерьере ДОУ
методическая разработка по рисованию на тему
Методические рекомендации по использованию НДПИ в интерьере ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ndpi_dokument_microsoft_office_word_4.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию НДПИ в интерьере ДОУ
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы, практической деятельности педагогов-практиков позволил нам предложить ряд методических рекомендаций по использованию НДПИ в интерьере ДОУ.
Критерии отбора произведений народного декоративно-прикладного искусства для детского интерьера должны быть разработаны архитекторами и художниками совместно с педагогами, но совершенно очевидно, что инициатива должна принадлежать авторам проектов дошкольных интерьеров, людям, имеющим специальное художественное образование. Только при этом условии наполнение дошкольного интерьера произведениями народного декоративного искусства будет квалифицированным и профессиональным. Только тогда удастся избежать вкусового подхода при создании стилевого единства детского интерьера с учетом всех его пространственных и цветовых масштабов, целесообразности использования разнофактурных материалов прикладного искусства в сочетании с современными формами искусства.
При решении этих задач в настоящее время приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, вызванными, с одной стороны, необходимостью определенной стандартизации и типизации в разработке мебели и оборудования для детского интерьера; с другой стороны, непониманием, как это ни странно, многими архитекторами природы народного прикладного искусства и игнорирование его по этой причине. Остановимся на этих моментах подробнее.
Практика проектирования и ввода в действие дошкольных учреждений показывает, что успешно решить вопрос современного детского интерьера можно только при осуществлении принципа типизации и стандартизации основного комплекса оборудования: мебели, осветительной арматуры, предметов для оборудования педагогического процесса.
И все же особенности дошкольного интерьера таковы, что в пределах необходимой типизации и стандартизации оборудования он должен иметь отчетливо выраженную индивидуальность. Должен иметь, но в большинстве своем не имеет. Одинаковость, однотипность решения детских интерьеров усиливается оттого, что наряду с наполнением их необходимым типовым оборудованием неправомерно завышено использование одних только современных изобразительных и декоративно-прикладных средств искусства. Было бы нелепым возражать против эстампов, современных форм керамики, набивной ткани веселого рисунка, напольного ковра с новой современной фактурой, против пластиков, пластмассы, полихлорвиниловой пленки и т. д. Все это — и эстампы, и современный текстиль, и керамика — очень органично и живо может войти в интерьерную среду детского сада. Единственное обязательное условие, которое необходимо соблюдать, — это чувство меры. Но часто это чувство меры утрачивается. Отсюда повторяющаяся однотипность в оформлении стен групповых комнат, лестничных маршей, раздевальных комнат одной и той же графикой эстампов, керамическими кашпо, одинаковыми по своему цветовому решению тканями на окнах, напольными ковровыми дорожками, шаблонными металлическими стойками для цветов. Насколько интереснее выглядели бы детские интерьеры, если бы в них нашло полноправное место народное декоративное искусство с его неповторимым разнообразием ритмов построения орнамента, смелым сочетанием цветов, разнофактурностью, с его неисчерпаемой, щедрой образностью изобразительных мотивов и сюжетов.
Обычно, когда заходит речь о привлечении к оформлению современного интерьера тканей, ковров, керамики, игрушки и других декоративных элементов, выполненных в традициях народного искусства, некоторые художники утверждают, что изделия эти будут архаично выглядеть в современном интерьере, с современной конструкцией мебели, пластиками и т.д.
Но никто и не предлагает использовать образцы народного прикладного искусства, близкие к музейным экспонатам. Речь идет о керамике, скульптуре малых пластических форм, о коврах, тканях и вышивках, разработанных в традициях народного искусства, но решенных художниками современно и для современного интерьера.
Не выдерживает серьезной критики и ограниченное понимание современности интерьера, основанное на одних формальных признаках механизированной стандартизации оборудования и пространственного решения интерьера.
Современный интерьер становится уютнее от внесения народного прикладного искусства; его прямолинейная функциональность смягчается колоритом, неожиданными сочетаниями различных материалов и фактур, образностью произведений народного искусства.
Обычно представление о декоративно-прикладном искусстве в интерьере детского сада связано с использованием вятской или богородской игрушки, стоящей на полке с книгами, на шкафчике или на одной из полок приколочной доски, детской мебели, расписанной хохломской или городецкой росписью, или с яркими матрешками. Реже это представление связывается с использованием тканей, ковриков, выполненных в традициях народного ткачества, декоративной народной вышивки или кудринской резьбы по дереву, яркой образной керамики, рожденной фантазией народных мастеров.
Между тем ткани, ковры, народная вышивка и керамика обладают большими возможностями образного художественного воздействия.
Как уже говорилось выше, критерии отбора произведений должны быть разработаны совместно художниками и педагогами.
Важно, чтобы эти рекомендации учитывали как архитектуру того или иного проекта, особенности его пространственного решения, так и национальные особенности народного искусства той или иной республики,, края, области. Очевидно, в зависимости от того, какие виды народного творчества наиболее характерны для данной республики или области, от того, насколько они развиты, будет строиться изобразительный мотив художественного оформления детского интерьера. И чем разнообразнее будет применение народного прикладного искусства, тем неповторимее по своим решениям будут интерьеры детских садов.
Сейчас трудно еще говорить в целом о том, каким образом будет построена система отбора произведений народного прикладного искусства для детского интерьера, но исходя из имеющегося опыта можно сделать некоторые общие выводы.
Произведения народного прикладного искусства должны обязательно обладать декоративностью, быть пропорциональными по отношению ко всему интерьеру.
Этим требованиям соответствуют, например, напольные, невысокого ворса, яркие курские ковры. Темный глубокий фон, на котором горят красные, синие, фиолетовые цветы, в обрамлении такого же яркого зеленого разнотравья создает представление о лесной поляне. Такой ковер вполне уместен в младших группах детского сада, где так необходима ясность и доступность изобразительных форм. Также оправдано использование в младших группах детского сада набивной ткани, рисунок которой навеян, например, сказкой, или коврика, на котором крупным декоративным владимирским швом вышиты лошадка, забавный утенок, жираф.
Ткань и ковер интересны по своему изобразительному и цветовому решению. Они современны в самом прямом смысле этого слова и отлично будут вписаны в интерьер групповых комнат. Но, кроме того, они удивительно образны. Эта образность в ткани подсказана мотивами и ритмами русской народной набойки, в ковре — владимирской народной вышивкой.
Кроме своего прямого назначения — обогащения колористического фона интерьера, ткань и коврики сами по себе интересны для детей: они развивают детскую фантазию, творческое воображение, расширяют границы знакомства с предметным миром. Знакомство это происходит незаметно, на первый взгляд очень буднично: каждый день происходит у детей встреча с тканью на окне, с ковриком, который лежит там, где дети любят играть. И каждый день совершается незаметное для детей открытие — гармонии цветовых сочетаний, выразительного членения орнаментальных ритмов ткани, неожиданного контраста разных фактур декоративных материалов. И, может быть, это и есть самая ценная сторона применения прикладного искусства в детском интерьере - постепенная, ненавязчивая, но глубокая и качественная информация ребенка о выразительных средствах искусства, незаметное приобщение его к миру прекрасного.
Если в младших группах детского сада использование изобразительного сюжета и насыщенного цвета в тканях и ковриках продиктовано возрастными особенностями детей, особенностью их восприятия, то ткани и коврики в средних и старших группах должны быть другими. Уже не обязательны занимательные сюжетные мотивы и яркие, насыщенные цвета. Ткани для окон могут быть решены более локально, на свободном декоративном чередовании полос или использовании крупного орнамента. Это характерно, например, для тканей и одежды севера.
Цветовое решение таких тканей, как правило, строится на сближенных, мягких цветовых отношениях, очень тонких по колориту.
Очень современно и оправдано использование в интерьерах старших групп детского сада напольных ковриков, выполненных в технике палас. Простые геометрические и растительные формы орнамента паласных ковриков, их несколько грубоватая ворсистая фактура хорошо сочетаются с мягкими однотонными колерами стен групповой комнаты. Иногда в такие коврики вводятся очень обобщенные по формам мотивы животных: сказочных птиц, оленей и т.д. Это характерно для молдавских и прибалтийских паласных ковриков. Условная трактовка образов животных в сочетании с цветными, колоритными пятнами орнамента вносит мажорную декоративность в интерьер. Размер их (1X60 см; 90X50 см и др.) отвечает масштабу групповых комнат.
В детских садах нередко можно встретить детскую мебель, расписанную хохломским узором. Обычно эта мебель разносится по всем группам детского сада: столик и два стульчика образуют уголок отдыха или уголок для книг.
Декоративный эффект от этого небольшой, и зачастую такой уголок выглядит чем-то случайным среди мебели и оборудования современной конструкции. Целесообразнее использовать стульчики хохломской росписи в зале для музыкальных и спортивных занятий. Красочность росписи здесь вполне уместна: она хорошо сочетается с пластиком пола, однотонной окраской стен, с легкими шторами и делает зал праздничным.
Хорошим декоративным пятном на стене групповой комнаты может быть панно городецкой росписи, кудринская декоративная резьба по дереву, керамика, использующая богатые традиционные формы и приемы росписи народных мастеров.
Интересная по своей идее инициатива некоторых детских садов — создавать у себя небольшие музеи народного прикладного искусства — должна всячески поддерживаться. При этом необходимо продумать способы хранения и демонстрации предметов народного искусства. Стеклянные, типа медицинских, шкафы не очень подходят для этой цели; гораздо целесообразнее размещать выставки на специальных легких мольбертах, полках и приколочных досках, белый фон которых помогает выявить декоративность произведений. Экспозиции таких выставок можно значительно расширить прикладным творчеством детей.
За последнее время в детских садах значительно возросло внимание к прикладному творчеству детей. А это в свою очередь вызвало живой интерес педагогов детских садов к народному декоративно-прикладному искусству, желание познакомиться с его особенностями. Это убедительно, на конкретных образцах продемонстрировала Всесоюзная выставка детского изобразительного творчества.
Выставка детских работ показала, к каким интересным результатам приводит умело организованное детское прикладное творчество. Особенно интересными, образными и яркими выглядели те работы, в которых отчетливо проявилось знакомство с народной игрушкой, тканями, керамикой, мозаикой, правильное понимание педагогами детских садов природы народного прикладного искусства и умение передать это детям.
Вылепленные из глины и раскрашенные фигурки животных, людей, сказочных персонажей (работы воспитанников детских садов Москвы, Московской и Горьковской областей) были сделаны по образцам вятской игрушки, но они не копировали буквально эту игрушку, а творчески, с большой выдумкой и фантазией использовали ее веселый колорит, характерные скульптурные формы, ритмы, росписи.
Совершенно очевидно, что наряду с устройством выставок детского изобразительного и прикладного творчества следует подумать и о том, чтобы использовать прикладное творчество детей в оформлении детского интерьера. Им только нужно будет найти место. Детское прикладное творчество может значительно расширить границы использования народного искусства в детском саду.
Любая профессиональная деятельность воспитателя может быть по- настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его настоящими помощниками и единомышленниками. Преемственность в воспитании и обучении детей в ДОУ и в семье является необходимым условием для ознакомления детей младшего и среднего возраста с декоративно-прикладным искусством.
Большую роль в творческом развитии играет опыт полученный ребенком в семье. Согласно исследованиям П.Торренса, наследственный потенциал не является важнейшим показателем творческой личности. Степень реализации творческих импульсов ребенка во многом зависит от влияния родителей и взрослых, которые его окружают.
Поэтому, одной из задач образовательной работы по приобщению детей к народной культуре является повышение педагогической просвещенности родителей о роли декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методические рекомендации по использованию методического пособия "Развивающий столик " Речецветик".
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики: чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Слаженная и ум...
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду»
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное детство – очень важный период в жи...
Методическая разработка по теме :" Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности"
техники рисования нетрадиционным способом....
Методическая разработка "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности"
quot; Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности "...
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
quot;Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...
Методическая разработка по теме""«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности»
Дошкольное детство- очень важный период в жизни детей.Несомнено,основы развивающей личности закладываются в детсве.Рисование-важнейшее средство эстетического воспитания....